УДК 33
Амандурдыев У.,
Преподаватель,
Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Сахатмырадов А., Старший преподаватель,
Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Аннамырадова А.,
Преподаватель,
Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Бабаева Т.
Преподаватель,
Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Научный руководитель: Мамедов Дж.,
Доцент, кандидат технических наук
Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
НЕКОТОРЫЕ ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ТУРКМЕНИСТАНА
На основе научно обоснованной стратегии "Возрождение великого Шелкового пути" Президента Сердара Бердымухамедова, в Туркменистане создана и совершенствуется многопрофильная транспортная система. Проводится комплексная работа по активизации транспортно-транзитных путей, что согласуется с Устойчивой мировой транспортной системой. При этом из-за простоты, эффективности и сравнительной надёжности особая роль отводится железнодорожному транспорту.
В Программе "Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана в 2022-2052 годах" отмечается, что будет уделено особое внимание укреплению материально-технической базы железнодорожной отрасли выделением капитальных вложений, с целью увеличения числа современных подвижных составов. Развитие железнодорожного транспорта в стране осуществляется с использованием международного опыта, последних достижений науки и техники, а также последовательным внедрением инновационных технологий [1].
Известно, что до 95% экономики современного мира работает за счет энергии топливных ископаемых (уголь, нефть, природный газ и другие). При этом выбросы в атмосферу предельно большего количества "парниковых" газов энергопреобразующими техническими сооружениями (промышленные объекты, тепловые электростанции, двигатели и другие) обусловили интенсивный росту повышения температуры атмосферы Земного шара. Отмечается, что до 60% выхлопных вредных газов, выбрасываемых в атмосферу, приходится на долю транспортных средств [2].
Интенсивное загрязнение атмосферы "парниковыми" газами (особенно СО2, метан-СН4, закиси азота и др.), приводит росту потепления планеты. Так, в XIX веке повышение средней температуры атмосферного воздуха Земли составляло 0.74 °С, XX веке - около 1,2 °С, за последние 30 лет - равнозначно 1,8 °С. Только за 2021год температура воздуха повысилась на 0.3 °С [euro news, 20.09.21г., 1750]. 2024-ый год был отмечен самым "жарким". Чрезмерное потепление средней глобальной температуры Земли стало причиной возникновения интенсивных аномальных явлений (таяние "вечных" ледников, наводнений, ураганов, засухи, пожаров и другие), которые наносят значительный ущерб (триллионами американских долларов в год) мировой экономике. Здесь хотим выделить строки из книги [3] югославского журналиста (ещё в конце XX столетия) Бранко Китановича: - "Планета и цивилизация в
опасности!" - вот один из неожиданных итогов бурного развития научно-технической революции".
Таким образом настало время, как постоянно констатирует Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш: "Необходимо ускорить переход на "зелёную экономику". Это означает, одним словом -переход на "зелёную" энергетику. Если этот вопрос рассмотреть в разрезе железнодорожного транспорта Туркменистана, на основе некоторых прогнозов, можно отметить, что вна начальном этапе перехода использования существующих тяг подвижных составов (до их конца срока службы, 1-я таблица) на низкоуглеродных топливах (метан, водород и др.);
Таблица 1
Некоторые сведения о количестве используемых тяг на железно-дорожном транспорте Туркменистана
№ Локомотивы Количество
2016г 2024г
1 Пассажирские (CKD9A, ТЭП70БС) 23 25+1
2 Грузовые (CKD9C, ТЭ33А, 2ТЭ25КМ) 83 99+1+6
3 Маневровые (CKD6E) 50 56
В зависимости от интенсивности перевозок. поэтапно переходить на электрические подвижные составы (прогнозируемые количества по годам приводится во 2-й таблице, [4]).
Таблица 2
Прогнозы потребных электровозов по годам
Годы Используемые локомотивы Запасные локомотивы Всего
2027 40 5 45
2040 52 5 57
2055 78 8 85
Если учесть богатые энергетические ресурсы Туркменистана (производимая электрическая энергия, использование экологически "чистых" топлив, возобновляемые источники энергии) полный переход на "зелёную экономику" вполне возможен. С увеличением транзитных перевозок количество необходимых электрических локомотивов (в 2-й таблице) будут расти. Список использованной литературы:
1. Возрождение новой эпохи могущественного государства: «Национальная Программа социально-экономического развития Туркменистана на 2022-2052 годы». А.: ТГИС. 2022г
2. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. «Окружающая среда и транспорт» - М.:-Транспорт, 1987 г. -207с.
3. Китанович Г. «Планета и цивилизация в опасности» -М,: Мысль, 1985г. 240с.
© Амандурдыев У., Сахатмырадов А., Аннамырадова А., Бабаева Т., 2024
УДК 33
Аманназаров Д.А.,
преподаватель Нурыев Х.Г.,
преподаватель
Туркменский государственный институт финансов СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРКМЕНИСТАНА: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
В статье рассматриваются возможные сценарии социально-экономического развития