УДК 343.8 ББК 67.409.013
Ш12 V.N. SHABALOV
ISSUES OF BREACH OF ORDER IN PENAL INSTITUTIONS
Annotation: the article deals with the issues of breach of established order in penal institutions. Reasons for defining some breaches of prison order and conditions as deprivation of liberty evasion are given there. Key words: recovery, breach of order, established prison order, evasion of deprivation of liberty.
ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ШАБАЛОВ, адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права
(Самарский юридический институт ФСИН России).
E-mail: [email protected].
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЛОСТНОГО НАРУШЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, связанные со злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания, приводятся доводы в пользу отнесения отдельных нарушений порядка и условий отбывания наказания к злостному уклонению от отбывания лишения свободы. Ключевые слова: взыскание, злостное нарушение, установленный порядок отбывания наказания, уклонение
от отбывания лишения свободы.
Лишение свободы в настоящее время является наиболее часто применяемым в судебной практике наказанием. Разработана обширная нормативно-правовая база, регламентирующая исполнение и отбывание данного вида наказания. Тем не менее существует ряд проблем, порождаемых злостным нарушением осужденными порядка и условий отбывания лишения свободы.
Применительно к исполнению лишения свободы законодатель определил понятие уклонения от отбывания наказания в ст. 314 УК РФ. Уклонение от отбывания лишения свободы является преступным поведением, выражающимся в невозвращении лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы места лишения свободы либо которому предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отбывания наказания, по истечении срока выезда или отсрочки, и наказывается лишением свободы на срок до двух лет.
Понятие злостного уклонения от отбывания лишения свободы в законе не закреплено.
В ст. 313 УК РФ содержится состав преступления, который в объективной своей стороне имеет элементы злостного уклонения от отбывания лишения свободы - это побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи. Он выражается в противоправном оставлении осужденным места лишения свободы, содержания под арестом или стражей, совершенном лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении. Наказывается побег лишением свободы на срок до трех лет.
Таким образом, законодатель признает преступным две формы поведения осужденных, связанных с их незаконным пребыванием вне исправительного учреждения. Для данных видов деяний объектом посягательства является нормальное обеспечение правосудия Все остальные формы преступного поведения осужденных посягают на иные объекты уголовно-правовой защиты. По нашему мнению, это вполне обоснованно.
Вместе с тем противоправное поведение осужденных в местах лишения свободы, направленное на противодействие исполнению
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1
наказания и нормальному его отбыванию, не признается преступным. Такая форма поведения проявляется в нарушении либо злостном нарушении установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы. Например, законодатель закрепил перечень деяний, которые признаются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и не являются злостным уклонением от отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ):
Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в ст. 116 УИК РФ правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
Кроме того, злостным может быть признано совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.
Проведенный нами опрос показал, что 87 % осужденных в процессе отбывания наказания в период до совершения ими преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ, систематически нарушали Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, что, безусловно, подтверждало сохранение у них,
несмотря на изоляцию, антиобщественных взглядов и привычек.
В связи с изложенным четкая разработка понятия злостного нарушения режима в исправительных учреждениях имеет принципи-альное значение для справедливой дисциплинарной практики. По сравнению с перечнем злостных нарушений режима, содержавшихся в ст. 62 ИТК РСФСР 1970 г., перечень таких нарушений, приведенный в ст. 116 УИК РФ, не является полным. По нашему мнению, он содержит пробелы, которые необходимо восполнить.
В юридической литературе уже приведен ряд предложений по совершенствованию содержания и законодательного выражения перечня злостных нарушений режима отбывания наказания. В марте 2001 г. в ст. 116 УИК РФ были внесены последние изменения, которые значительно расширили диапазон применения этой нормы. Однако приобретение предметов, предназначенных для совершения преступления, таких как заточки из металлической арматуры, кастеты, кинжалы, несмотря на то что это является одним из самых опасных и вместе с тем распространенным нарушением режима в местах лишения свободы, способствующим или предшествующим совершению дезорганизации деятельности учреждений, исполняющих наказания, к сожалению, не вошло в современный перечень. Еще одним не включенным в ст. 116 УИК РФ нарушением является участие осужденных в азартных играх. Его опасность коренится в высокой латентности и в сложившихся в местах лишения свободы традициях об обязательной уплате проигрыша. Несостоятельные должники превращаются чуть ли не в рабов. Они могут подвергаться насилию, на их плечи ложится самая грязная и тяжелая работа. В результате проигрышей в азартные игры совершаются тягчайшие преступления. Кроме того, не зафиксировано в перечне ст. 116 УИК РФ как злостное нарушение режима изготовление алкоголя и токсических веществ, хотя подобные случаи на практике имеют широкое распространение. Включение перечисленных видов нарушений в ст. 116 УИК РФ позволило бы улучшить профилактическую работу по недопущению преступлений, предусмотренных ст. 321 УК РФ.
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1
56
Следует отметить, что уклонение и злостное уклонение от отбывания наказания в местах лишения свободы как негативное и противоправное явление имели место во все времена применения и исполнения этого вида наказания. Однако формы проявления были различные:
- систематическое и злостное нарушение установленного порядка исполнения и отбывания лишения свободы;
- противодействие законным требованиям администрации ИУ;
- побеги из исправительных учреждений и из-под охраны;
- паразитирование за счет «эксплуатации» выгод неформального нормопорядка1.
Все формы нарушений установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы нередко выстраиваются в систему нарушений и приводят к различным стадиям уклонения от отбывания лишения свободы. Недостаточная профилактика данного негативного явления и факты слабого, неэффективного реагирования на них в целом действуют разлагающе на правопорядок в ИУ. Например, проблемы, связанные с побегами осужденных из ИУ, не только дестабилизируют правопорядок в них и в целом их деятельность, но и дискредитируют принцип неотвратимости наказания, а также идею законности и правосудия, оказывают деструктивное влияние на остальных осужденных, сопровождаются усилением режимно-профилактических мероприятий, обострением отношений осужденных и персонала.
Личный состав ИУ испытывает дополнительное напряжение в связи с проведением розыскных и других специальных мероприятий. Наши исследования подтверждают эти выводы. В частности, на вопрос о том, сколько раз участвовали в мероприятиях по розыску лиц, бежавших из исправительного учреждения, ответы распределились следующим образом: ни разу - 61 %; до 3 раз -26; свыше 3 раз - 9 %, а на вопрос, сколько раз участвовали в составлении совместных планов по розыску лиц, бежавших из исправительного учреждения: ни разу - 50 %; до 3 раз - 26; свыше 3 раз - 22 %.
Таким образом, пассивное и активное уклонение осужденных от отбывания лишения свободы выражается в различных формах и, какими бы оно ни было обусловлено мотивами и целями, является противодействием формальным требованиям, стремлением отрицательной части осужденных обозначить свою линию поведения, навязать администрации и всем осужденным свои принципы отношения к государственному принуждению, к процессу исполнения наказания, к закону и правосудию. В связи с этим, на наш взгляд, необходимы дальнейшая доработка и дополнение перечня видов злостных нарушений порядка отбывания наказания в виде лишения свободы, а также выделение злостного уклонения от отбывания наказания как отдельного института уголовно-исполнительных правоотношений.
1 См.: Анисимков В.М. Тюрьма и ее законы. Саратов, 1998. С. 54-56.
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1