Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
21
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / СИСТЕМНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Керамова С. Н.

В статье рассмотрен ряд проблем законодательства об административных правонарушениях. Проанализированы основные тенденции и перспективы развития российского законодательства об административных правонарушениях. Говорится, что в нашей стране реализованы значительные нормативные правовые меры по оптимизации законодательства об административных правонарушениях. Однако по-прежнему существуют определенные проблемы, свидетельствующие о том, что законодательство все еще несовершенно, и количество регистрируемых административных правонарушений растет. Сделаны выводы о том, что только путем совершенствования Кодекса об административных правонарушениях РФ можно устранить его бессистемность, что приблизит его к современным реалиям. Формулируются предложения по совершенствованию КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Керамова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES IN RUSSIA

The article considers a number of problems of legislation on administrative offenses. The main trends and prospects of development of the Russian legislation on administrative offenses are analyzed. It is said that significant regulatory legal measures have been implemented in our country to optimize legislation on administrative offenses. However, there are still certain problems indicating that the legislation is still imperfect, and the number of registered administrative offenses is growing. Conclusions are drawn that only by improving the Code of Administrative Offences of the Russian Federation can its unsystematic nature be eliminated, which will bring it closer to modern realities. Proposals are formulated to improve the Administrative Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В РОССИИ»

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND FINANCIAL LAW

Научная статья УДК/UDC 342.9

DOI: 10.21779/2224-0241-2023-45-1-48-51

Некоторые проблемы законодательства об административных правонарушениях в России С.Н. Керамова

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация

saida14@yandex. ru

Аннотация. В статье рассмотрен ряд проблем законодательства об административных правонарушениях. Проанализированы основные тенденции и перспективы развития российского законодательства об административных правонарушениях. Говорится, что в нашей стране реализованы значительные нормативные правовые меры по оптимизации законодательства об административных правонарушениях. Однако по-прежнему существуют определенные проблемы, свидетельствующие о том, что законодательство все еще несовершенно, и количество регистрируемых административных правонарушений растет. Сделаны выводы о том, что только путем совершенствования Кодекса об административных правонарушениях РФ можно устранить его бессистемность, что приблизит его к современным реалиям. Формулируются предложения по совершенствованию КоАП РФ.

Ключевые слова: административное правонарушение, законодательство об административных правонарушениях, административная реформа, системность, реформирование законодательства

Для цитирования: Керамова С. Н. Некоторые проблемы законодательства об административных правонарушениях в России // Юридический вестник ДГУ. 2023. Т. 45, № 1. С. 48-51. DOI: 10.21779/2224-02412023-45-1-48-51

Original article

Some problems of legislation on administrative offenses in Russia

Saida N. Keramova

Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation

saida14@yandex. ru

Аbstract. The article considers a number of problems of legislation on administrative offenses. The main trends and prospects of development of the Russian legislation on administrative offenses are analyzed. It is said that significant regulatory legal measures have been implemented in our country to optimize legislation on administrative offenses. However, there are still certain problems indicating that the legislation is still imperfect, and the number of registered administrative offenses is growing. Conclusions are drawn that only by improving the Code of Administrative Offences of the Russian Federation can its unsystematic nature be eliminated, which will bring it closer to modern realities. Proposals are formulated to improve the Administrative Code of the Russian Federation.

Keywords: administrative offense, legislation on administrative offenses, administrative reform, consistency, legislative reform

For citation: Keramova S. N. Some problems of legislation on administrative offenses in Russia. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2023, vol. 45, no. 1, pp. 48-51. DOI: 10.21779/2224-0241-2023-45-1-48-51. (In Russ.).

О необходимости реформирования законодательства об административных правонарушениях говорят многочисленные изменения и дополнения, которые были внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также попытки разработки проектов новых ко-

дексов. За 22 года после его принятия в него было внесено более пяти тысяч изменений, что не могло не сказаться на эффективности его применения. Однако действующий в настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения (в ред. от 29.12.2022) (далее - КОАП

РФ) не оправдал своих ожиданий. Несмотря на все положительные тенденции становления и развития КоАП РФ, он не только не устранил имеющиеся проблемы, но и породил множество новых проблем. В связи с этим уже длительное время среди ученых продолжаются дискуссии о необходимости принятия нового Кодекса РФ об административных правонарушениях [1, с. 147].

Таким образом, в нашей стране реализованы значительные нормативные правовые меры по оптимизации законодательства об административных правонарушениях. Однако по-прежнему существуют определенные проблемы, свидетельствующие о том, что законодательство все еще несовершенно, и количество регистрируемых административных правонарушений растет. Рассмотрим некоторые из этих проблем.

Важной проблемой является отсутствие системности изменений, вносимых в административное законодательство, предполагающей наличие у него совокупности свойств, присущих системе, а именно элементов, связей между ними, структуры. Многие ученые отмечают, что изменения, вносимые в КоАП РФ, не носят системного характера [2, с. 282]. По их мнению, современное состояние реформирования законодательства об административных правонарушениях является хаотическим из-за частых изменений, вносимых в КоАП РФ, растут противоречивость и пробельность правового регулирования общественных отношений. Как подчеркивает С.А. Малахов, это связано с регулярными изменениями системы отраслей законодательства, необходимостью вырабатывания новых составов административных правонарушений, несмотря на их необоснованную избыточность [3, с. 320].

Среди проблем следует назвать то, что касается возможности освобождения лица от административной ответственности при малозначительности правонарушения. Это говорит о несовершенстве законодательства об административных правонарушениях. В статье 2.9 главы 2 КоАП РФ закреплена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Но эта норма не применяется к каждому составу административных правонарушений, установленных Кодексом. Однако в законодательстве отсутствует понятие малозначительности административного правонарушения и ее признаки. В связи с этим оценить правонарушение как малозначительное может лишь правоприменитель, который выносит решение. По мнению О.Л. Сулеймановой, этим обуславливается «широкое судейское и административное усмотрение, что является негативным моментом», в связи с чем следует разработать единые критерии для определения данного понятия [5, с. 864]. Предлагается в статью 2.9 КоАП РФ внести примечание следующего содержания: «Административное правонарушение признается малозначительным, если оно совершено в течение года

впервые и влечет административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пятисот рублей» [6, с. 69].

Проблемой следует считать соотношение сроков давности к административной ответственности. Она появляется при обжаловании постановлений судов о прекращении производства по делу. Так, зачастую во время рассмотрения жалобы истекает срок давности привлечения к административной ответственности, в результате чего дело уже нельзя возвратить на повторное рассмотрение судье. Для ее решения следует увеличить срок давности привлечения к административной ответственности, а также приостановить срок давности привлечения к административной ответственности в некоторых случаях.

Проблемным является и административное расследование, с которым зачастую сопряжено производство по делу об административном правонарушении (ст. 28.7 КоАП РФ). Поэтому в Кодекс постоянно вносится множество дополнений. Однако П.А. Захаров отмечает, что большинство трудностей административного расследования обусловлено тем, что «не любые административно-процессуальные действия образуют административное расследование» [7, с. 88] и некоторые из них требуют существенных затрат времени. Следовательно, в данном случае производство по делу производится дольше, чем в обычном порядке.

Проблемным следует считать также определение места административного расследования в производстве по делам об административных правонарушениях. Полагаем, что оно должно стать самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях, на которой, как отмечает А.И. Лахно, нужно проводить предварительную квалификацию административного правонарушения, оценивая доказательства для того, чтобы можно было привлечь к административной ответственности [8, с. 621].

Проблемой также можно назвать пробел в Кодексе касательно института неоконченного административного правонарушения, а именно лица, начавшие правонарушение, но не закончившие его, освобождаются от ответственности. Думается, что этот пробел вызывает рост рецидивов нарушения законодательства. К примеру, в настоящее время чаще встречаются случаи, когда лицо, пытаясь похитить из магазина что-либо на незначительную сумму, не успевает это сделать, так как украденное изымается охраной. Согласно Кодексу такое деяние считается лишь покушением на мелкое хищение. Следовательно, правонарушителя невозможно привлечь к административной ответственности, и, стало быть, он не несет административной ответственности [9, с. 115].

Как мы полагаем, для решения проблемы следует включить в законодательство нормы о привлечении к административной ответственности в том числе лиц, прервавших незаконную деятель-

Юридический вестник ДГУ. 2023. Т. 45, № 1 (65). Law Herald of DSU, 2023, vol. 45, no. 1 (65).

ность на стадии покушения на правонарушение, а также о повышении штрафа за мелкое хищение до 5000 рублей.

Необходимо также затронуть и проблему увеличения штрафных санкций, размер которых довольно часто подвергается изменениям. Последнее из них было внесено в феврале 2021 года [10, с. 76]. Многократные изменения их размеров направлены только на увеличение штрафов. К тому же за повторное совершение деяния в прошлом году было введено усиление ответственности.

Особого внимания заслуживает проблема сущности и определения понятия «административное правонарушение», содержащееся в части 1 статьи 2.1. КоАП РФ. Единого мнения относительно содержания и определения административного правонарушения учеными выработано не было. Как правильно считает Н.И. Побежимова, законодатель не указал в определении административного правонарушения такой существенный юридический признак, как общественная опасность, хотя, по ее мнению, оно содержит признаки общественной опасности [11, с. 112].

В заключение сделаем ряд выводов.

В данной статье рассмотрены не все проблемы законодательства об административных

правонарушениях, а выделены самые существенные.

В связи с хаотичностью вносимых новелл в КоАП РФ необходимо придать системный характер данным изменениям, что приблизит его к реалиям современности.

В административном законодательстве необходимо закрепить понятие «малозначительность» и перечень его признаков. С этой целью надо разработать единые критерии для определения данного понятия.

В КоАП РФ отсутствует институт неоконченного административного правонарушения, что способствует росту рецидивов правонарушений, в связи с чем следует восполнить этот пробел. В Кодекс следует ввести норму о привлечении к административной ответственности, в том числе, лиц, которые прервали свою незаконную деятельность на стадии покушения на правонарушение, а также о повышении штрафа за мелкое хищение до 5000 рублей.

В определение административного правонарушения должен быть введен признак общественной опасности, что будет способствовать дальнейшему развитию науки административного права и практической деятельности.

Список источников

1. Давыдов М.В., Лубский Р.А. Правоприменительные проблемы, перспективы и тенденции развития нового законодательства об административных правонарушениях // Юристъ-Правоведъ. 2022. № 1 (100). С. 147-152.

2. Абакирова А.М., Абдыраев М.А., Василевич Г.А. и др. Модернизация административного законодательства (цели, задачи, принципы и актуальные направления): монография / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2018. 496 с.

3. Малахов С.А. К проблеме системности законодательства об административных правонарушениях России // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 5. С. 319-321.

4. Абсалямова Д.Э., Серых Н.А. О некоторых проблемах производства по делам об административных правонарушениях // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 11 (62). С. 863-867.

5. Иотова Е.В. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 11. С. 63-69.

6. Захаров П.А. К вопросу о современном состоянии правового регулирования административного расследования: фундаментальные противоречия и перспектив // Военное право. 2022. № 1(71). С. 88-99.

7. Кальная Т.П. Актуальные проблемы законодательства российской федерации об административных правонарушениях и предложения по его совершенствованию // Вестник магистратуры. 2017. № 12-3(75). С. 115-167.

8. Лахно А.И. Проблема определения места административного расследования в структуре производства по делам об административных правонарушениях // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2022. № 38. С. 617-621.

9. Ракитский В.В. Об усилении административной ответственности отдельных статей кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3 (17). С. 74-80.

10. Побежимова Н.И. К вопросу об административных правонарушениях и административных наказаниях // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 2. С. 110-123.

References

1. Davydov M.V., Lubskii R.A. Pravoprimenitel'nye problemy, perspektivy i tendentsii razvitiya novogo zakonodatel'stva ob administrativnykh pravonarusheniyakh [Law enforcement issues, prospects and trends in the development of new legislation on administrative offences], Yurist-Pravoved, 2022, no. 1 (100), pp. 147-152. (In Russ.).

2. Abakirova A.M., Abdyraev M.A., Vasilevich G.A. i dr. Modemizatsiya administrativnogo za-konodatel'stva (tseli, zadachi, printsipy i aktual'nye napravleniya) [Modernization of administrative legislation (goals, objectives, principles and current directions)], monograph, ed. by. A.F. Nozdrachev, Moscow, 2018. 496 p. (In Russ.).

3. Malakhov S.A. K probleme sistemnosti zakonodatel'stva ob administrativnykh pravonarusheniyakh Ros-sii [On the problem of the consistency of the legislation on administrative offenses in Russia], Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2021, no. 5, pp. 319-321. (In Russ.).

4. Absalyamova D.E., Serykh N.A. O nekotorykh problemakh proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh [About some problems of proceedings in cases of administrative offenses], Alleya nauki [Alley of Science], 2021, vol. 1, no. 11 (62), pp. 863-867. (In Russ.).

5. Iotova E.V. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva ob administrativnykh pravonarusheniyakh [Improvement of the legislation on administrative violations], Voprosy ustoichivogo razvitiya obshchestva [Issues of sustainable development of society], 2022, no. 11, pp. 63-69. (In Russ.).

6. Zakharov P.A. On the issue of the current state of legal regulation of administrative investigation: fundamental contradictions and prospects [On the issue of the current state of legal regulation of administrative investigation: fundamental contradictions and prospects], Military law, 2022, no. 1 (71), pp. 88-99.

7. Kal'naya T.P. Aktual'nye problemy zakonodatel'stva rossiiskoi federatsii ob administrativnykh prav-onarusheniyakh i predlozheniya po ego sovershenstvovaniyu [Actual problems of the legislation of the Russian Federation on administrative offenses and proposals for its improvement], Vestnik magistratury [Bulletin of Magistracy], 2017, no. 12-3 (75), pp. 115-167. (In Russ.).

8. Lakhno A.I. Problema opredeleniya mesta administrativnogo rassledovaniya v strukture proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh [The problem of determining the place of administrative investigation in the structure of proceedings on administrative offenses], Sovremennye problemy lingvistiki i metodiki prepodavaniya russkogo yazyka v vuze i shkole [Modern problems of linguistics and methods of teaching Russian in higher education and school], 2022, no. 38, pp. 617-621. (In Russ.).

9. Rakitskii V.V. Ob usilenii administrativnoi otvetstvennosti otdel'nykh statei kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh [Strengthening administrative responsibility of certain articles of the code of the russian federation on administrative violations], Nauchnyi daidzhest Vostochno-Sibirskogo insti-tuta MVD Rossii [Scientific Digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2022, no. 3 (17), pp. 74-80. (In Russ.).

10. Pobezhimova N.I. K voprosu ob administrativnykh pravonarusheniyakh i administrativnykh nakazani-yakh [Problems of science of administrative law regarding administrative offences and administrative penalties], Pravovayapolitika ipravovaya zhizn'[Legalpolicy and legal life], 2022, no. 2, pp. 110-123. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Керамова Саида Назировна, старший преподаватель кафедры административного, финансового и таможенного права юридического института Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: sai-da14@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

feramova Saida Nazirovna, Senior Lecturer, Department of Administrative, Financial and Customs Law, Law Institute of the Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: sai-da14@yandex. ru

Поступила в редакцию 26.01.2023 г.; одобрена после рецензирования 02.02.2023 г.; принята к публикации 03.03.2023 г.

Received 26.01.2023; approved after reviewing 02.02.2023; acceptedfor publication 03.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.