Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / СОТРУДНИКИ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Людмила Валериевна, Яковлев Виталий Валерьевич

В статье анализируются вопросы осуществления взаимодействия следователя с оперативными подразделениями, рассматриваются его роль и значение в процессе расследования преступлений. Акцентируется внимание на проблемах осуществления взаимодействия по поручениям следователя, обращается внимание на профилактические факторы эффективности взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлева Людмила Валериевна, Яковлев Виталий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF THE INVESTIGATOR'S INTERACTION WITH THE OPERATIONAL UNITS OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS IN THE INVESTIGATION OF CRIMES (CRIMINALISTIC AND CRIMINOLOGICAL ASPECTS)

The article is devoted to the issues of the investigator's interaction with operational units. It examines the importance and role of interaction in the process of investigating crimes, focuses on the problems of interaction on behalf of the investigator, draws attention to the preventive factors of the effectiveness of the investigator's interaction with operational staff.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)»

Яковлева Людмила Валериевна Яковлев Виталий Валерьевич

Некоторые проблемы взаимодействия следователя с оперативными подразделениями органов внутренних дел при расследовании преступлений (криминалистический и криминологический аспекты)

В статье анализируются вопросы осуществления взаимодействия следователя с оперативными подразделениями, рассматриваются его роль и значение в процессе расследования преступлений. Акцентируется внимание на проблемах осуществления взаимодействия по поручениям следователя, обращается внимание на профилактические факторы эффективности взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками.

Ключевые слова: взаимодействие, следователь, сотрудники, оперативные подразделения, оперативно-розыскные мероприятия, обмен информацией, преступная деятельность, проблемы, профилактика.

Some problems of the investigator's interaction with the operational units of the Department of Internal Affairs in the investigation of crimes (criminalistic and criminological aspects)

The article is devoted to the issues of the investigator's interaction with operational units. It examines the importance and role of interaction in the process of investigating crimes, focuses on the problems of interaction on behalf of the investigator, draws attention to the preventive factors of the effectiveness of the investigator's interaction with operational staff.

Keywords: interaction, investigator, employees, operational units, operational search activities, information exchange, criminal activity, problems, prevention.

Проблемы, возникающие в процессе организации взаимодействия следователя с оперативными подразделениями ОВД на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, обусловлены недостатками не только правового обеспечения, но и его организации. Данная ситуация является результатом разобщенности следственных и оперативных подразделений. Все это приводит к тому, что выявленные неочевидные преступления остаются нераскрытыми, не устанавливаются причины и условия, способствующие их совершению.

В противовес большинству устоявшихся в криминалистической науке элементов типовых методик расследования (в частности, таким как криминалистическая характеристика соответствующего вида (группы) преступлений, следственная (криминалистическая) профилактика, периодизированные типичные следственные ситуации расследования и т.д.)

считаем необходимым отметить безосновательность утверждения о том, что в науке представлено много точек зрения относительно любых аспектов структуры анализируемого элемента - взаимодействия следователя с оперативными подразделениями и другими субъектами в уголовном судопроизводстве [1, с. 36]. Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями и другими субъектами уголовного производства, являясь системно-структурированным объектом, состоящим из множества элементов, соответствует определенным правилам [2, с. 33].

Взаимодействие может осуществляться как в процессуальных, так и в организационных формах. Способствование расследованию преступлений осуществляется за счет организационной формы взаимодействия различных субъектов данной деятельности. Если процессуальное взаимодействие регламентируется УПК РФ [3], то организационное взаи-

76

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2022 • № 4 (58)

модействие обусловливается потребностями практики, регулируется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [4] и ведомственными (межведомственными) приказами (например, межведомственным приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, Следственного комитета России «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» [5]), имеющими, в том числе, ограничительную пометку «для служебного пользования» или «секретно». В данном случае подразумевается главным образом взаимодействие следователя и оперативных подразделений [6].

Структурными элементами взаимодействия выступают: субъекты взаимодействия, объекты взаимодействия, формы взаимодействия, теоретическое, правовое и ситуативное содержание взаимодействия, его цель и задачи. Кроме того, к ним относятся предмет и методы взаимодействия, а также тактические особенности его отдельных видов. Представленная структура взаимодействия следователя с оперативными подразделениями и другими субъектами уголовного производства является наиболее обобщенной и может закономерно изменяться в зависимости от особенностей уголовного производства, обусловленных спецификой того или иного вида преступления (группы преступлений), ситуативных и субъектно-состав-ляющих аспектов производства и т.п.

В процессе взаимодействия следователя с оперативными подразделениями и другими субъектами уголовного производства инициатором (организатором) преимущественно выступает следователь. Правовой статус следователя, согласно ст. 163 УПК РФ, также закрепляет его юридическую ответственность (в контексте общей ответственности, в частности за надлежащую реализацию взаимодействия, а также досудебное расследование в целом). Иными словами, следователь обязан не только организовывать взаимодействие, но и контролировать его, надлежаще использовать в расследовании полученные результаты. Следователь, используя средства взаимодействия, преследует в осуществляемом им уголовном производстве исключительно процессуальный интерес.

По содержанию элементы взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений и другими субъектами уголовного производства могут иметь следующую

структуру: теоретическое, правовое и ситуативное содержание взаимодействия; субъекты взаимодействия; цель и задачи взаимодействия; предмет взаимодействия; объекты взаимодействия; формы взаимодействия; методы взаимодействия; тактические аспекты организации и осуществления отдельных видов взаимодействия. Все элементы взаимодействия, кроме последнего, регламентируются нормами УПК РФ, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» или ведомственными нормативными актами. Однако тактические аспекты организации и осуществления отдельных видов взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками не регулируются перечисленными актами, а разрабатываются криминалистической и оперативно-розыскной наукой и практикой. Наибольшую сложность представляют взаимодействие и своевременный обмен информацией по результатам производства ОРМ.

Рассмотрим существующие проблемы взаимодействия на примере часто проводимых оперативными сотрудниками по поручению следователя ОРМ - наблюдения за лицом, вещью или местом.

Во время подготовительного этапа следователь должен установить достаточные основания для производства ОРМ [7, с. 176]. При необходимости следователь дает поручение о проведении следственных (розыскных) действий оперативному подразделению, в котором указывается, какая именно информация относительно места, лица или вещи ему необходима, для решения вопроса о проведении негласного следственного (розыскного) действия. Субъектами на данном этапе выступают следователь и руководитель следственного органа. Далее происходит сбор информации о лице, вещи или месте. Субъектами рассматриваемой деятельности на этом этапе являются следователь, руководитель следственного органа и оперативные подразделения.

Следующий этап - определение категории полученной информации. Выделяют несколько разновидностей информации, необходимой для проведения наблюдения. Прежде всего это информация о совершении неустановленными лицами преступления, которая может быть получена из гласных источников: от очевидцев; по результатам осмотра места происшествия; из заявлений или сообщений сотрудников предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан. Информация о преступлении также может быть получена из

77

негласных источников: непосредственно выявляются признаки преступления задействованными оперативными подразделениями, либо информация поступает от других оперативных подразделений, органов [8, с. 176].

В каждом случае, когда имеется необходимый объем информации о преступлении, совершенном неустановленными лицами (нераскрытое преступление), субъекты уголовного судопроизводства при невозможности гласным способом получить сведения о лицах, причастных к его совершению, обязаны осуществить ряд ОРМ с целью разоблачения конкретного лица (группы лиц).

Помимо этого, выделяется информация о лицах, которые готовят или совершили преступления. Готовящими или совершившими преступления признаются физические лица, в отношении которых имеются сведения, подтверждающие их причастность к совершению противоправных деяний. Данные о таких лицах поступают в оперативные подразделения как из гласных, так и из негласных источников. Отличительной чертой подобной информации является наличие конкретизированных сведений о физическом лице, подозреваемом в подготовке или совершении преступления. От него гласно могут быть получены объяснения по факту противоправного деяния, допускается его физическое задержание на месте совершения преступления, в его отношении разрешается принимать меры пресечения.

Сведения о лицах, которые скрываются от органов расследования или уклоняются от уголовной ответственности, также выступают в качестве разновидности необходимой информации. В каждом случае, когда поступает информация о таких лицах, подразделения правоохранительных органов имеют все основания для проведения ОРМ с целью их розыска. Последовательность и направленность этих действий и других специальных мероприятий зависит от категории разыскиваемых лиц.

Однако по ряду причин взаимодействие следователя и работников оперативного подразделения во время проведения наблюдения за лицом, местом и вещью не всегда реализуется должным образом. Эти причины носят двойственный характер.

С одной стороны, следователь, предоставив поручение на проведение ОРМ, не указывает на то, что оперативные подразделения периодически (минимум несколько раз в неделю) должны информировать его о ходе выполнения действия и предоставлять при этом всю имеющуюся на соответствующий момент ин-

формацию о лице, вещи или месте. В свою очередь, он сам должен регулярно интересоваться результатами, которые получает оперативное подразделение за период действия постановления суда, разрешающего проведение ОИМ. Вместе с тем может возникать потребность в проведении дополнительных ОИМ, когда следователь получает результаты только после окончания срока постановления. На основании изложенного данные результаты почти не выступают в качестве доказательств во время досудебного расследования, а проведенное ОИМ носит формальный характер, поскольку его результаты используются преимущественно для статистической отчетности (в которой указано, что следователь (прокурор) решил провести ОИМ и получил результаты). Кроме того, на недостаточную активность следователя при осуществлении взаимодействия влияет значительное количество уголовных дел, находящихся у него в производстве. В связи с этим следователи не всегда с полной отдачей подходят к расследованию преступлений, что приводит к продлению сроков осуществления уголовного производства по установлению лиц, причастных к совершению преступлений.

С другой стороны, учитывая, что в процессе выявления и расследования преступлений реально возникает потребность в проведении анализируемых ОИМ, нельзя забывать о том, что их успех зависит от грамотно спланированных и профессионально проведенных действий оперативных сотрудников. Однако, как показывает практика, оперативные сотрудники тесно взаимодействуют со следователем чаще всего только на первоначальном этапе расследования уголовного дела. Обычно это происходит в первые дни после сообщения о свершенном преступлении, в ходе осмотра места происшествия и до установления подозреваемого. В дальнейшем интенсивность взаимодействия ослабевает, несмотря на то что уголовное дело еще не расследовано и следователю требуется помощь оперативных подразделений. Существует сложившаяся в правоохранительной деятельности установка, что сотрудники оперативных подразделений считают своей главной задачей установление подозреваемого, а дальнейшая деятельность по уголовному делу носит процессуальный характер и должна осуществляться следственными подразделениями [9, с. 52]. В связи с этим длительность взаимодействия по уголовному делу находится в прямой зависимости от сложившейся следственной ситуации, тяжести совершенного преступления, количества его эпи-

78

ВЕСТНИК КИАСНОДАИСКОГО УНИВЕИСИТЕТА МВД ИОССИИ • 2022 • № 4 (58)

зодов. Следует также отметить, что в процессе расследования тяжких и особо тяжких преступлений взаимодействие должно осуществляться на постоянной основе вплоть до окончания предварительного расследования.

На практике результаты взаимодействия напрямую зависят от межличностных отношений субъектов. Успешное осуществление взаимодействия определяется общей заинтересованностью соответствующих субъектов. Однако субъективного желания, обусловленного так называемым человеческим фактором, недостаточно. Должны доминировать объективные предпосылки проявления такой заинтересованности. Изложенное подтверждает целесообразность закрепления в УПК РФ обязательности формализованного письменного уведомления следователя по принятым им решениям о проведении определенных ОРМ, так как именно письменная форма сообщения позволяет выяснить имеющиеся в соответствующем уголовном производстве основания и рассмотреть материалы по проведению ОРМ в кратчайшие сроки. Более того, оперативные сотрудники смогут подготовиться к проведению ОРМ еще до вынесения соответствующего мотивированного постановления суда о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы граждан (ст. 8, 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), весь процесс займет один рабочий день, при этом будет отсутствовать необходимость устранения недостатков.

Грамотно оформленные результаты проведенных мероприятий в процессе взаимодействия следователя с оперативными подразделениями органов внутренних дел станут не только элементами доказательственной базы обвинения, но и основой формирования криминологических методик предупреждения преступности. Залогом успешного выполнения задач, стоящих перед субъектами противодействия преступлениям, является эффективная нормативная база, регламентирующая различные стороны правоохранительной деятельности.

Рассматривая вопросы взаимодействия следователя с оперативными подразделениями органов внутренних дел при осуществлении профилактики преступлений, нельзя обойти вниманием возможности судебных органов, полномочия которых закреплены в соответствующих источниках [10]. В частности, судам при рассмотрении уголовных дел на этапе согласования проведения ОРМ рекомендуется выявлять обстоятельства, способствовавшие

совершению преступлений, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или в процессе рассмотрения уголовного дела нижестоящим судом, и в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ частными определениями (постановлениями) обращать на них внимание соответствующих организаций и должностных лиц [11]. Это позволяет обнаруживать ранее не установленные факторы совершения преступлений, не попавших в поле зрения перечисленных субъектов их выявления, предупреждения, пресечения и расследования.

Основными направлениями взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений по предупреждению преступности, на наш взгляд, являются:

анализ оперативной обстановки и прогнозирование развития криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере, необходимые для определения перспективных методик профилактической деятельности;

оценка эффективности осуществляемых мероприятий по выявлению и нейтрализации причинного комплекса преступлений;

разработка целевых программ противодействия указанному виду преступности;

участие в подготовке и реализации комплексных оперативно-профилактических мероприятий [12, с. 136].

Эффективность взаимодействия следователя с оперативными подразделениями органов внутренних дел зависит от правовых и организационных механизмов преодоления межведомственных барьеров, что может обеспечиваться прокуратурой как органом прокурорского надзора и государственного обвинения. В связи с этим существующая система организации предварительного следствия нуждается в совершенствовании с целью обеспечения эффективной координации взаимодействия следователей с органами дознания, осуществляющими ОРД [13, с. 73].

Подводя итог рассмотрению отдельных проблем взаимодействия следователя с подразделениями уголовного розыска, осуществляющими дознание по уголовным делам, необходимо отметить, что совместные согласованные мероприятия по выявлению обстоятельств совершения преступления, установлению лиц, совершивших противоправные деяния, формированию доказательственной базы с целью привлечения виновных к уголовной ответственности крайне важны для выполнения задач криминалистического и криминологического

79

характера, стоящих перед правоохранительными органами в целом. Результативность указанной деятельности обеспечивает своевременное расследование преступных проявлений и в конечном итоге - эффективную защиту законных прав и интересов населения, общественного порядка и общественной безопасности. Выявление в процессе расследо-

1. Винокурова А.Н. Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями, формы такого взаимодействия // Высшая школа: научные исследования: материалы межвуз. науч. конгресса. М., 2020.

2. Васильев Д.В. Особенности организации взаимодействия следователя с оперативными подразделениями // Правовые и экономические аспекты обеспечения национальной безопасности: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2020.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собр. законодательства РФ.1996. № 25. Ст. 2954

4. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».

5. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, СК России от 27 сент. 2013 г. № 776/703/509/507/1820/4 2/535/398/68 // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33, ст. 3349; 2013. № 26, ст. 3207.

6. Новикова Е.А. и др. Процессуальные и организационные основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с органами предварительного следствия: учеб. пособие. Белгород, 2017.

7. Шувалов А.П., Сошнева Д.А., Шайдулли-на Н.Р. О некоторых вопросах взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений // Закон и право. 2020. № 10.

8. Михайлов А.М. Актуальные проблемы взаимодействия следователя с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений // Актуальные вопросы правоохранительной деятельности: проблемы теории, философии права, истории, нормотворчества и правоприменения. Рязань, 2020.

9. Гайдарова Х.Г., Раджабов Ш.Р. Взаимодействие следователя и оперативных подразде-

вания факторов совершения преступления и особенностей его механизма также позволяет повышать качество профилактической работы субъектов системы предупреждения преступности, формировать перспективные методики обнаружения и нейтрализации причин и условий криминального поведения, в том числе рецидива преступности.

1. Vinokurova A.N. Interaction of the investigator with operational units, forms of such interaction // Higher school: scientific research: proc. of the Interuniversity sci. Congress. 2020.

2. Vasiliev D. V. Features of the organization of the investigator's interaction with operational units // Legal and economic aspects of ensuring national security. coll. of papers of the Intern. sci. and practical conf. Moscow, 2020.

3. Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 No. 63-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. No. 25. Art. 2954.

4. On operational-search activity: fed. law d.d. Aug. 12, 1995 No. 144-FL. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

5. On approval of the Instructions on the procedure for submitting the results of operational investigative activities to the body of inquiry, investigator or to the court: Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ministry of Defense of Russia, FSB of Russia, FSO of Russia, FCS of Russia, SVR of Russia, FSIN of Russia, IC of Russia d.d. Sept. 27, 2013 No. 776/703/509/507/1820/4 // Coll. of Legislation of the Russian Federation. 1995, No. 33, Art. 3349; 2013, No. 26, Art. 3207.

6. Novikova E.A. et al. Procedural and organizational bases of interaction of employees of internal affairs bodies with bodies of preliminary investigation: textbook. Belgorod, 2017.

7. Shuvalov A. P., Soshneva D.A., Shaidullina N.R. On some issues of the investigator's interaction with the employees of operational units in the disclosure and investigation of crimes // Law and right. 2020. № 10.

8. Mikhailov A.M. Actual problems of interaction of the investigator with the staff of operational search units // Topical issues of law enforcement: problems of theory, philosophy of law, history, rulemaking and law enforcement. Ryazan, 2020.

9. Gaidarova H.G., Radzhabov S.R. Interaction of the investigator and operational units in modern conditions // Legal fact. 2019. No. 76.

10. On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation: law of the Russian Federation d.d. June 23,2016No. 182-FZ (ed.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2022 • № 4 (58)

80

лений в современных условиях //Юридический факт. 2019. № 76.

10. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: закон РФ от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ (ред. от 09.11.2020). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 нояб. 2019 г. № 48. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».

12. Тарасов А.А. Взаимодействие следователей и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в современных условиях: размышления теоретика // Вестник Уфимского юридического института МВД России. № 2(84). 2019.

13. Яковлева Л.В., Яковлев В.В. Формы взаимодействия и меры профилактики при расследовании налоговых преступлений // Теория и практика расследования преступлений: материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. (14 апр. 2022 г.) / редкол.: Э. С. Данильян, И.Г. Ба-шинская, М.Ю. Лакомская и др. Краснодар, 2022.

of 09.11.2020). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

11. On the practice of application by courts of legislation on liability for tax crimes: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. Nov. 26, 2019 No. 48. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

12. Tarasov A.A. Interaction of investigators and bodies carrying out operational investigative activities in modern conditions: reflections of a theorist // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 2(84). 2019.

13. Yakovleva, L.V., Yakovlev, V.V. Forms of interaction and preventive measures in the investigation of tax crimes // Theory and practice of crime investigation: proc. of the X Intern. sci. and practical conf. (Apr 14, 2022) / ed. board: E.S. Danilyan, I.G. Bashinskaya, M.Y. Lakomskaya, etc. Krasnodar, 2022.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Яковлева Людмила Валериевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России; e-mail: yalv777@mail.ru;

Яковлев Виталий Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: ykovlev_v@rambler.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

L.V. Yakovleva, Candidate of Law, , Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: yalv777@mail.ru;

V.V. Yakovlev, Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: ykovlev_v@rambler.ru

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.