Научная статья на тему 'Некоторые проблемы участия несовершеннолетнего в качестве потерпевшего и свидетеля в производстве по уголовному делу (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты)'

Некоторые проблемы участия несовершеннолетнего в качестве потерпевшего и свидетеля в производстве по уголовному делу (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетний / потерпевший / свидетель / следователь / психолог / педагог / предварительное расследование / уголовное дело / суд / minor / victim / witness / investigator / psychologist / teacher / preliminary investigation / criminal case / court

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Вениаминовна Лебедева

В представленной статье автор поднимает ряд актуальных проблем, касающихся правового регулирования участия несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в производстве по уголовному делу, возможности самостоятельной реализации прав, предоставленных данным участникам уголовного судопроизводства УПК РФ как в ходе предварительного расследования, так и судебного следствия. Автором также рассматриваются проблемные аспекты установления психологического контакта с несовершеннолетним потерпевшим и свидетелем. Подчеркивается важная роль, осуществляемая психологом или педагогом при организации взаимодействия несовершеннолетнего с должностными лицами органов предварительного расследования или судьей. Делается акцент на то, что знания, полученные следователем (судьей) о психике несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, позволят получить необходимую информацию для раскрытия и расследования и сформировать устойчивый психологический контакт на весь период производства по уголовному делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of participation of a minor victim and witness in criminal proceedings (criminal procedural and forensic aspects)

In the presented article, the author raises a number of topical Issues related to the legal regulation of the participation of a minor victim and witness in criminal proceedings, the possibility of independent exercise of the rights granted to these participants in criminal proceedings by the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation both during the preliminary investigation and the judicial investigation. The author also considers the problematic aspects of establishing psychological contact with a minor victim and witness. The important role played by a psychologist or a teacher in organizing the interaction of a minor with officials of the preliminary investigation bodies or a judge is emphasized. Emphasis is placed on the fact that the knowledge gained by the investigator (judge) about the psyche of a minor witness and the victim will provide the necessary information for disclosure and investigation and form a stable psychological contact for the entire period of criminal proceedings.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы участия несовершеннолетнего в качестве потерпевшего и свидетеля в производстве по уголовному делу (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты)»

Закон и право. 2022. № 4. С. 151-154. Law and legislation. 2022;(4):151-154. Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-151-154

NIION: 1997-0063-4/22-216 MOSURED: 77/27-001-2022-4-416

Некоторые проблемы участия несовершеннолетнего в качестве потерпевшего и свидетеля в производстве по уголовному делу (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты)

Юлия Вениаминовна Лебедева

Сибирский институт управления РАНХиГС, Новосибирск, Россия, Lebedeva2803@rambler.ru

Аннотация. В представленной статье автор поднимает ряд актуальных проблем, касающихся правового регулирования участия несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в производстве по уголовному делу, возможности самостоятельной реализации прав, предоставленных данным участникам уголовного судопроизводства УПК РФ как в ходе предварительного расследования, так и судебного следствия.

Автором также рассматриваются проблемные аспекты установления психологического контакта с несовершеннолетним потерпевшим и свидетелем. Подчеркивается важная роль, осуществляемая психологом или педагогом при организации взаимодействия несовершеннолетнего с должностными лицами органов предварительного расследования или судьей. Делается акцент на то, что знания, полученные следователем (судьей) о психике несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, позволят получить необходимую информацию для раскрытия и расследования и сформировать устойчивый психологический контакт на весь период производства по уголовному делу.

Ключевые слова: несовершеннолетний, потерпевший, свидетель, следователь, психолог, педагог, предварительное расследование, уголовное дело, суд.

Для цитирования: Лебедева Ю.В. Некоторые проблемы участия несовершеннолетнего в качестве потерпевшего и свидетеля в производстве по уголовному делу (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты) // Закон и право. 2022. № 4. С. 151—154. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-151-154.

Original article

Some problems of participation of a minor victim and witness in criminal proceedings (criminal procedural and forensic aspects)

Yulia V. Lebedeva

Siberian institute of management RANEPA, Novosibirsk, Russia, Lebedeva2803@rambler.ru

Abstract. In the presented article, the author raises a number of topical issues related to the legal regulation of the participation of a minor victim and witness in criminal proceedings, the possibility of independent exercise of the rights granted to these participants in criminal proceedings by the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation both during the preliminary investigation and the judicial investigation. The author also considers the problematic aspects of establishing psychological contact with a minor victim and witness. The important role played by a psychologist or a teacher in organizing the interaction of a minor with officials of the preliminary investigation bodies or a judge is emphasized. Emphasis is placed on the fact that the knowledge gained by the investigator (judge) about the psyche of a minor witness and the victim will provide the necessary information for disclosure and investigation and form a stable psychological contact for the entire period of criminal proceedings.

Keywords: minor, victim, witness, investigator, psychologist, teacher, preliminary investigation, criminal case, court.

For citation: Lebedeva Yu.V. Some problems of participation of a minor victim and witness in criminal proceedings (criminal procedural and forensic aspects) // Law and legislation. 2022;(4): 151—154. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-151-154.

© Лебедева Ю.В. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 04-2022

Участие несовершеннолетнего в качестве свидетеля и потерпевшего предполагает ^ его особое правовое положение в уголовном судопроизводстве [1, с. 25; 4, с. 208], необходимость учета его возрастных особенностей, а также психологических состояний, испыпывае-мых им в ходе предварительного расследования. В представленной статье хотелось бы остановиться на некоторых их них.

Одним их общих условий производства следственных действий является обязательное составление в ходе его проведения либо по факту завершения протокола. Протокол должен быть предъявлен для прочтения и подписания всем участникам следственного действия, однако в настоящее время в УПК РФ не урегулирован данный вопрос в том случае, если в нем участвовал несовершеннолетний в качестве свидетеля или потерпевшего.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством несовершеннолетний свидетель или потерпевший должен иметь представителя в силу возраста и гражданско-правовой недееспособности.

Согласно ч. 2 ст. 45 УПК РФ к обязательному участию в уголовном деле привлекаются законные представители или представители, которые наделяются правами представляемых ими лиц; в то же время допуск указанных лиц не лишает самих несовершеннолетних прав, которые им предоставлены ст. 42 УПК РФ «Потерпевший» и ст. 56 УПК РФ «Свидетель». Соответственно, из смысла статьи закона вытекает, что несовершеннолетний свидетель или потерпевший, любого возраста, умеющий читать и писать, обязаны ознакомиться с содержанием протокола следственного действия, удостовериться в точности фиксации его показаний и поставить свою подпись.

Однако проблема заключается в том, что, даже самостоятельно прочитав протокол следственного действия «по слогам», если это, например, несовершеннолетний в возрасте до 7 лет, проследить логику и смысловое значение записанного следователем текста он не сможет, а с учетом возрастных особенностей у него могут возникнуть затруднения не только в сопоставлении данных им «показаний» с информацией, зафиксированной в протоколе следственного действия, но и правильной последовательностью ее изложения.

Безусловно, на практике все действия, связанные с ознакомлением и подписанием прото-

кола следственного действия, осуществляются законным представителем или представителем несовершеннолетнего.

Особой правовой спецификой является участие в ходе предварительного расследования при проведении следственного действия — допроса педагога или психолога [2, с. 122—124].

Согласно ч. 1 ст. 280 УПК РФ, в которой речь идет об участии несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в допросе, на судебном заседании по усмотрению суда участвует педагог, и его функция на судебном заседании ограничивается правом задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю (с разрешения председательствующего).

Еще об одном правовом положении в отношении несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля указано в ч. 6 ст. 280 УПК РФ: «в целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление».

Хотелось бы подчеркнуть еще одну отличительную особенность, которая законодательно закрепляется в отношении специфики возраста несовершеннолетнего.

В статье 191 УПК РФ сформулировано: при проведении допроса, очной ставки, предъявления для опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. А при достижении возраста шестнадцати лет педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.

Участие психолога обязательно только в случае участия несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 191 УПК РФ). О правах педагога или психолога в данной статье речи не идет.

Не представлены в ней также функции педагога или психолога и не определены квалификационные требования специалистов, участвую -щих в данных следственных действиях.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

В отличие от взрослого свидетеля и потерпевшего в отношении несовершеннолетнего согласно ч. 1 ст. 421 УПК РФ установлению подлежат следующие обстоятельства: условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности. Данные обстоятельства необходимо учитывать следователю при подготовке к следственным действиям с участием несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего в зависимости от обстоятельств, подлежащих установлению.

Для следователя при подготовке к проведению следственного действия с несовершеннолетними существует необходимость получения информации о допрашиваемом не только биографического характера, но и об особенностях его психической выраженности в психических явлениях: уровень психических процессов; психические состояния; психические свойства. Эти данные необходимы для взаимодействия с несовершеннолетним свидетелем и потерпевшим на протяжении всего расследования.

Знания, полученные следователем о психике несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего, позволят получить необходимую информацию для расследования и сформировать устойчивый психологический контакт на весь период расследования.

А.В. Дулов отмечает, что, с одной стороны, «существуют психические свойства личности: откровенность, любознательность, общительность, вежливость, которые облегчают установление с ней контакта. Но, с другой стороны, существуют и свойства, которые затрудняют установление контакта: раздражительность, вспыльчивость, подозрительность, агрессивность. Поэтому наличие каких-либо свойств всегда должно учитываться при подготовке плана общения [5, с. 264].

В части 1 ст. 421 УПК РФ законодательно закреплено, что при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, устанавливается влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц [3, с. 153]. Но мы также считаем, что несовершеннолетний свидетель и потерпевший особым образом может находиться под влиянием старших по возрасту лиц, что в качестве установленных обстоятельств долж-

но учитываться при подготовке к проведению допроса и других следственный действий как возможность более качественного установленного психологического контакта с несовершеннолетним свидетелем и потерпевшим.

Представленные в статье проблемные аспекты затрагивают только незначительную часть вопросов, которые встают перед должностными лицами органов предварительного расследования и судьей при производстве по уголовному делу с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Список источников

1. Жидких А.А. Обеспечение прав несовершеннолетних потерпевших на предварительном следствии: Автреф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

2. Лебедев Н.Ю. К вопросу о несовершенстве правового положения лиц, вовлекаемых в уголовно-процессуальные отношения на стадии возбуждения уголовного дела // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: Матер. XXIII Междунар. науч.-практ. конф. Сибирский юрид. ин-т МВД России (Красноярск). 2020.

3. Лебедев Н.Ю. Концептуальные основы криминалистической теории преодоления конфликтов, возникающих в ходе предварительного расследования: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. 406 с.

4. Синенко С.А. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве: теоретические, законодательные и правоприменительные проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014.

5. Судебная психология: Учеб. пособие / Дулов А.В. Минск: Вышэйш. шк., 1970. 392 с.

References

1. Zhidkikh A.A. Ensuring the rights of minor victims during the preliminary investigation: Auth. diss. ... Ph.D sciences'. M., 1998.

2. Lebedev N. Yu. To the question of the imperfection of the legal status of persons involved in criminal procedural relations at the stage of initiating a criminal case // Actual problems of combating crime: questions of theory and practice. Materials of the XXIII international scientific-practical conference. Siberian Law Institute of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation (Krasnoyarsk). 2020.

LAW & LEGISLATION • 04-2022

3. Lebedev N.Yu. Conceptual foundations of the forensic theory of overcoming conflicts arising in the course of the preliminary investigation: Dis. ... Doctor of Law. M., 2017. 406 p.

4. Sinenko S.A. Ensuring the rights and legitimate interests of the victim in criminal proceedings: theoretical, legislative and law enforcement problems: Dis. ... Dr. jurid. Sciences. M., 2014.

5. Forensic psychology: Textbook / Dulov A.V. Minsk: Highest school, 1970. 392 p.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД. Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

Информация об авторе Лебедева Ю.В. — кандидат психологических наук

Information about the author

Lebedeva Yu.V. — candidate of psychological sciences

Статья поступила в редакцию 09.02.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.

The article was submitted 09.02.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.