хукукщмиосй
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Раупова Манзура Турсуновна,
доцент кафедры общественных наук ТТУ им. акад. М.Осими, начальник отдела по надзору Верховного суда РТ
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ТАДЖИКИСТАНЕ
Закон Республики Таджикистан «О страховании» регулирует отношения по страхованию между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, страховыми организациями между собой, а также устанавливает основные принципы государственного надзора за страховой деятельностью (1;2).
Отношения по страхованию регулируются также и другими законодательными и нормативными актами Республики Таджикистан, принимаемыми на основе настоящего закона.
Закон Республики Таджикистан «О дорожном движении» (3) определяет правовые основы дорожного движения для защиты жизни и здоровья граждан, системы обеспечения безопасности дорожного движения, порядка планирования и финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения (ЗРТ от 20.03.08, №370).
Закон регулирует общественные отношения в сфере дорожного движения и его безопасности, определяет права, обязанности и ответственность субъектов-участников дорожного движения, министерств, ведомств, объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности хозяйствования (далее министерств, ведомств и организаций).
Задачами закона Республики Таджикистан «О дорожном движении» являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Законодательство Республики Таджикистан о дорожном движении основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из норм закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных правовых актов, признанных Таджикистаном (ЗРТ от 20.03.08, №370).
Статья 32 закона РТ «О дорожном движении» содержит норму о государственном обязательном страховании транспортных средств, согласно которой все транспортные средства, участвующие в дорожном движении на территории Республики Таджикистан и подлежащие регистрации в органах Государственной автомобильной инспекции, подлежат страхованию гражданской ответственности за
причинение вреда жизни и здоровью граждан или материального ущерба в процессе эксплуатации этих транспортных средств.
Порядок обязательного страхования и размеры страховых платежей определяются Правительством Республики Таджикистан.
Страховая сумма по государственному обязательному страхованию выплачивается независимо от суммы по государственному социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда.
Обязательное страхование — это страхование, осуществляемое в силу требований законодательных актов. Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств должно обеспечить защиту имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровью и имуществу которых причинен вред в результате дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии с планом работы городского суда на первое полугодие 2011 года проведено обобщение дел по искам о возмещении материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, с учетом ответственности страховых компаний. Такое обобщение очень полезно, так как при этом изучается практика применения судами правовых норм действующего законодательства, регулирующего указанные вопросы при отправлении правосудия в гражданском судопроизводстве.
По результатам обобщения сделаны соответствующие выводы, согласно которым судам рекомендовано принимать меры по разъяснению сторонам в ходе подготовки дела к судебному разбирательству пользы привлечения страховой компании к участию в деле в качестве ответчика, а также в качестве второго ответчика, так как при недостаточности страховой суммы для полного возмещения причиненного вреда страхователь возмещает потерпевшему разницу между страховой суммой и фактическим размером вреда. Кроме того, в случае, если по обращению с заявлением потерпевшего либо страхователя сумма страховой выплаты необоснованно не была выплачена, потерпевший и страхователь вправе обратиться в суд с иском о взыскании со страховой компании невыплаченной суммы.
Обобщение дел также показало, что в ходе рассмотрения дел данной категории выявляются факты, когда гражданско-правовая ответственность владельцев транспортных средств нигде не застрахована. Эксплуатация транспортного средства в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств не допустима. Поэтому судам рекомендовано в предусмотренном законом порядке реагировать на установленные нарушения законности в адрес автомобильной инспекции МВД Республики Таджикистан, так как государственный контроль в этом вопросе возложен на это ведомство. На подразделения дорожной милиции (ГАИ) органов внутренних дел, кроме того, возложен контроль при регистрации транспортных средств, проведение их государственного технического осмотра, а также полномочия по контролю за соблюдением правил дорожного движения.
В нашей республике действует решение Правительства Республики Таджикистан №264 от 10 июня 1996 года «Об обязательном государственном
страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств», который регулирует гражданские дела, связанные с дорожными происшествиями. В настоящий момент созрела необходимость ввести в Республике Таджикистан закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств».
Изучение поступивших на обобщение гражданских дел по областям показало, что судами областей не рассматривались дела о взыскании страховой выплаты в размере рыночной стоимости автомобиля, не подлежащего восстановлению. В связи с этим необходимо законодательно закрепить требование о том, что страховщик имеет право на имущество или его остатки в случае осуществления им страховой выплаты в размере рыночной стоимости данного имущества на день наступления страхового случая.
Объектом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств является имущественный интерес застрахованного лица, связанный с его обязанностью возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате эксплуатации транспортного средства.
Субъектами обязательного страхования гражданской ответственности являются страхователи, страховщики и третьи лица — юридические и физические лица, которым причинен вред транспортным средством вследствие дорожно-транспортного происшествия.
Основные принципы обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств должны содержать: обеспечение защиты имущественных интересов потерпевших в объеме и порядке, установленных законодательством; эксплуатация транспортного средства при условии наличия у его владельца страхового полиса по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств; обеспечение выполнения сторонами своих обязательств по договору обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств; материальный стимул владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.
Анализ судебной практики показал, что дела указанной категории в основном рассматриваются с пробелами даже в рамках действующего законодательства.
По закону страхователь обязан при совершении транспортного происшествия сообщить потерпевшим и сотрудникам дорожной милиции наименование и местонахождение страховщика, с которым заключен договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. Поскольку в законодательстве страны не предусмотрена обязанность выплаты страховщиком сумм в возмещение ущерба, причиненного владельцем транспортного средства потерпевшим, то предполагается, что в случае обращения потерпевшего к страховщику с требованием выплаты ущерба возмещение произойдет не очень быстро, а в случае вынесения решения о взыскании суммы ущерба со страховщика в пользу потерпевшего — реальное исполнение решения будет не очень эффективным.
Между тем, по основному количеству изученных дел ни страхователь (застрахованный), ни потерпевший не обращались к страховщику с извещением о наступлении страхового случая. Анализ дел свидетельствует: решение Правительства Республики Таджикистан, нормы закона РТ «О страховании» и закона РТ «О дорожном движении» при рассмотрении дел, связанных с транспортными средствами, фактически не применяются. Так, из поступившего на обобщение 301 гражданского дела по 207 делам сторонами являлись потерпевший и причинитель вреда, а к страховым компаниям иски не предъявлялись. По основному количеству рассмотренных дел судами взысканы суммы материального ущерба с виновных в совершении дорожно-транспортных происшествий, так как потерпевшие обращались с исками именно к ним.
Как показало изучение поступивших из судов первой инстанции гражданских дел, страховые компании признают свою ответственность по выплате сумм в возмещение ущерба в пределах страховой суммы. Но процессуальное положение третьего лица не позволяет суду взыскивать с него сумму ущерба. Для этого необходимо, чтобы потерпевшие сами указывали страховые компании в качестве ответчика, либо соответчика, что они делают крайне редко.
Право потерпевшего на обращение за возмещением ущерба к страховщику лица, виновного в причинении вреда его жизни, здоровью и имуществу, сохраняется до момента его обращения, так как срок обращения потерпевшего к страховщику с сообщением о транспортном происшествии, в результате которого ему причинен вред, законом РТ «О дорожном движении» не предусмотрен. Поэтому целесообразно ввести нормы, предусматривающие обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств с целью обеспечения защиты имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровью и имуществу которых причинен вред в результате эксплуатации транспортных средств, в виде страховых выплат, потому что ни потерпевшие, ни страхователи не используют свое законное право в полном объеме по нормам существующих ныне в стране законов.
Список использованной литературы:
1. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1997, № 9, ст. 117; 1997, № 23-24, ст. 333; 1999, №5, ст. 73; 2001, № 4, ст.179; 2005, №12, ст. 635; 2008, № 3, ст. 197
2. Закон Республики Таджикистан «О страховании». // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан, 1994, №14, ст. 207.
3. Закон Республики Таджикистан «О дорожном движении». (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1995, № 22, ст. 336; 1997, № 23-24, ст.333; 2000, №11, ст.527; 2008, № 3, ст. 189; 2009, №12, ст. 189; 2010, №1, ст. 527)
4. Ойгензихт В.А. Проблема риска в гражданском праве:учеб. Пособие для студ,/Д: Ирфон, 1972.-191с
4. Гражданское право: Учебник. Ч. 2. /Под ред. А. Г. Калпина. М.: Юристь, 2002. -520с.
5. Болдинов В.М. Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности. СПб.:Юрид. центр Пресс. 2002. -18с.
М. Т. Раупова
Некоторые проблемы страхования и регулирования гражданско - правовой ответственности владельцев транспортных средств в Таджикистане Ключевые слова: источник повышенной опасности, возмещение морального вреда, нарушение нормы, ответственность за причинение вреда, деликтность, материальный объект Статья посвящена проблемам страхования и регулирования юридической ответственности владельцев транспортных средств за правонарушения, связанные с дорожным движением (ДТП, причинение физического или морального ущерба другим лицам, управление автомобилем в нетрезвом виде и т.д.).
Автор разъясняет суть законов, изданных в Республике Таджикистан по данной проблеме, она настаивает на более строгих мерах по отношению к преступившим закон, связанный с дорожным движением, и повышении как правовой, так и моральной ответственности к тем, кто сел за руль.
M. T Raupova
Certain Problems of Insurance and Regulation in Regard to Civil-Legal Responsibility on
the Part of Vehicle Owners in Tajikistan Keywords: a source of intensified danger, reimbursement of moral damage, violation of norm, responsibility for the damage inflicted, delicti, material object. The article dwells on the problems of insurance and regulation of juridical responsibility on the part of vehicle owners for contraventions referring to traffic [road-transport events (RTE), infliction of corporal or moral damage to other persons, driving a vehicle in the state of alcoholic intoxication, etc...].
The author explicates the essence of the laws issued in Tajikistan Republic concerned with the problem in question, she insists on severer measures in reference to those who break the laws related to traffic; the person who starts to drive any velucle even for the first time bears already both legal and moral responsibility for what may happen.