Научная статья на тему 'Некоторые проблемы социальной работы в высшем учебном заведении'

Некоторые проблемы социальной работы в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНИЙ ПАСПОРТ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГ / СОЦіАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОСВіТА / НАВЧАННЯ / ВИХОВАННЯ / СОЦіАЛЬНИЙ ПАСПОРТ / СОЦіАЛЬНА РОБОТА / СОЦіАЛЬНИЙ ПЕДАГОГ / СОЦіАЛЬНО-ПЕДАГОГіЧНА РОБОТА / EDUCATION / TRAINING / SOCIAL PASSPORT / SOCIAL WORK / SOCIAL PEDAGOGUE / SOCIAL PEDAGOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Т. И., Зубченко Л. В., Кирилаш А. Р., Малый А. Т.

В статье представлены отдельные организационные и методические рекомендации по совершенствованию социальной работы с современной молодежью. Поставлена проблема необходимости решения социальных и педагогических проблем молодежи, обусловленных индивидуальными возможностями их обучения и воспитания. Рассматриваются особенности взаимоотношений с педагогами (тренерами), академическими группами, отдельными личностями в любительском и профессиональном спорте. Поднимается вопрос влияния обстановки в семье, общежитии, а также в многоуровневой сфере непосредственного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of social work at high education establishment

In the article some organizational and methodical recommendations on improvement of social work with contemporary youth are represented. Is put the problem of necessity of the decision of social and pedagogical problems of the youth caused by individual opportunities of their training and education. Features of mutual relations with teachers (trainers), the academic groups, separate persons in amateur and professional sports are examined. The question of influence of conditions in family, a hostel, and also in multilevel sphere of direct dialogue rises.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы социальной работы в высшем учебном заведении»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Глухова Т.И., Зубченко Л.В., Кирилаш А.Р., Малый А. Т.

Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. В статье представлены отдельные организационные и методические рекомендации по совершенствованию социальной работы с современной молодежью. Поставлена проблема необходимости решения социальных и педагогических проблем молодежи, обусловленных индивидуальными возможностями их обучения и воспитания. Рассматриваются особенности взаимоотношений с педагогами (тренерами), академическими группами, отдельными личностями в любительском и профессиональном спорте. Поднимается вопрос влияния обстановки в семье, общежитии, а также в многоуровневой сфере непосредственного общения.

Ключевые слова: образование, обучение, воспитание, социальный паспорт, социальная работа, социальные педагог, социальнопедагогическая работа.

Анотація. Глухова Т.І., Зубченко Л.В., Кірілаш А.Р., Малій

© Глухова Т.И., Зубченко Л.В., Кирилаш А.Р.,

Малый А.Т., 2009

О.Т. Деякі проблеми соціальної роботи в вищому навчальному закладі. В статті представлені деякі організаційні і методичні рекомендації по удосконаленню соціальної роботи сучасною молоддю. Поставлена проблема необхідності вирішення соціальних проблем молоді, обумовлених індивідуальними можливостями їх навчання та виховання. Розглядаються особливості взаємовідносин з педагогами (тренерами), академічними групами, окремими особистостями в любительському та професійному спорті. Піднімається питання впливу стану в сім’ї, гуртожитку, а також в багаторівневій сфері безпосереднього спілкування. Ключові слова: освіта, навчання, виховання, соціальний

паспорт, соціальна робота, соціальний педагог, соціально-педагогічна робота.

Annotation. Glukhova T.I., Zubchenko L.V., Kirilash A.R., Maliy A.T. Some problems of social work at high education establishment. In the article some organizational and methodical recommendations on improvement of social work with contemporary youth are represented. Is put the problem of necessity of the decision of social and pedagogical problems of the youth caused by individual opportunities of their training and education. Features of mutual relations with teachers (trainers), the academic groups, separate persons in amateur and professional sports are examined. The question of influence of conditions in family, a hostel, and also in multilevel sphere of direct dialogue rises.

Key-words: education, training, social passport, social work, social pedagogue, social pedagogical work.

Введение.

В условиях демократизации и гуманизации украинского общества особое значение приобретает работа с различными социальными группами людей. Сегодня самыми болезненными и крайне тревожными в условиях рыночных отношений, ростом безработицы остаются проблемы увлечения молодежи наркоманией, табакокурением, проституцией, преступными действиями. Особенно волнует и то, что расширяется количество неблагополучных семей. Поэтому помощь молодому поколению в самореализации и самоусовершенствовании - ведущее направление всех институтов государства в работе с современной молодежью, в том числе и студентами высшей школы. В связи с этим, необходимо представить будущим специалистам - педагогам, тренерам, менеджерам, реабилитологам не только теоретические знания курсов, но и предложить научные рекомендации по их профессиональному росту в системе социально-педагогической работы.

Анализ руководящих документов, учебников, монографий, авторефератов, психологопедагогических источников, материалов периодической печати опыта социальной работы с различными категориями молодежи показали, что в её содержании по-прежнему есть ряд проблем, ко -торые могут быть разрешены только в ходе научной педагогической деятельности.

Изучение проблематики теории социальной работы в трудах Г.Андреевой, О.Белинской,

Н.Голованова, Ю.Загороднего, М.Лукашевича,

Б.Ломова, А.Мудрика, в монографиях С.С. Паль-чевского [3] и А.Й. Капской [5, 7] подтверждает, что деятельность социального педагога рассматривается без должного акцента на изменения ценностных ориентаций современной молодежи. На наш взгляд это связано с тем, что современная социальноэкономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, сопровождается активными процесса-

ми разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентаций и замещения их новыми, характерными в системе рыночных отношений. Поэтому в профессиональной сфере наблюдается то, что престижными в обществе сегодня становятся профессии, отвечающие потребностям все более перспективным нарождающихся процессов и форм экономики.

Не секрет, что с каждым годом ощущается недостаток высококвалифицированных специалистов в самых актуальных для украинского общества сферах как здравоохранении, образовании и социальной защите. В этой связи Декларация «Об общих положениях государственной молодежной политики в Украине» от 15.12.1992г. утверждает, что Государственная молодежная политика в Украине является приоритетным и специфическим направлением в деятельности государства. Она осуществляется в интересах молодежи и общества с учетом экономического, социального, исторического, культурного развития Украины и мирового опыта государственной поддержки молодежи [4].

Естественно такой подход требует все большего внимания к юношам и девушкам, их проблемам, которые в условиях каждого образовательного учреждения, в том числе и в вузах, носят многоплановый характер, а именно:

а) необходимостью решения социальных и педагогических проблем молодежи, обусловленных индивидуальными возможностями их обучения и воспитания; б) особенностями взаимоотношений с педагогами (тренерами), академическими группами, отдельными личностями в любительском и профессиональном спорте; в) обстановкой в семье, общежитии, а также в многоуровневой сфере непосредственного общения.

Именно поэтому, деятельность социального педагога в рыночных условиях приобретает все большую значимость. Однако его деятельность еще недостаточно изучена на научном уровне и порой на практике представляет собой лишь формальное выполнение возложенных обязанностей, констатацией происходящих социальных явлений и многоуровневых процессов [2, 5, 7].

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - проанализировать содержание научных источников, обобщить лучший опыт деятельности социального педагога в системе обучения и воспитания молодежи, показать некоторые тенденции его профессионализации, представить некоторые рекомендации для воспитателей.

Результаты исследований.

Социальный (от лат. 80с1а118 - общественный) - означает «связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». Социальная служба должна быть ориентирована на решение проблем социализации человека, его воспитания, защиты личных

прав, помощи в разрешении проблем самореализации и в сфере личной жизнедеятельности.

Социальный педагог - это специалист, который на основе, полученных в результате диагностики данных об объекте воздействия педагогически грамотно может разработать методические рекомендации для достижения оптимального результата [1, 8]. Кроме того, он и сам должен творчески построить социально-педагогическую работу с отдельными студентами, группами спортсменов, их родителями, педагогами и тренерами.

Социальный педагог в спортивном вузе может помочь:

а) педагогу (тренеру): разработать индивидуальную методику работы со студентом (спортсменом) по его обучению и воспитанию; организовать социально-педагогическую работу в академической группе (команде); оказать помощь в подготовке методики реализации взаимоотношений с отдельными членами коллектива или родителями; помочь в разрешении конфликта между педагогом и студентом;

б) студенту (спортсмену) советами (консультацией): в работе по самосовершенствованию; как преодолеть (предупредить в будущем) конфликтные ситуации (отношения) в группе (команде) с педагогом, тренером и родителями;

в) родителям консультацией, советом, методической помощью: в налаживании взаимоотношений с сыном (дочерью); в корректировке социально-педагогической работы со своим ребенком; в развитии (согласовании) отношений с воспитателями в интересах совершенствования социально-педагогической работы с юношами и девушками [2, 3].

Как показывает опыт родственных вузов, в современных условиях социально-педагогическая деятельность социального педагога представлена в широких пределах. Данный факт диктует необходимость дифференциации специализаций в социальной педагогике. На основании анализа государственной молодежной политики, задачами социальной педагогической деятельности в вузе является: создание необходимых условий для укрепления правовых и материальных гарантий относительно осуществления прав и свобод молодежи; развитие ее творческих возможностей и инициатив, широкое вовлечение юношей и девушек к активному участию в национально-культурном возрождении украинского народа, формирования его сознания, развития традиций и национально-этнических особенностей; координацию усилий всех структурных компонентов вуза (ректората, деканатов, кафедр, отделов и служб), организующих обучение и воспитание молодежи; развитие интеллектуального потенциала молодежи, создание гарантий для получения юношами и девушками профессиональной подготовки; обеспечение занятости выпускников вуза, их правовой защиты; оптимизацию условий для непосредственного участия юношей и девушек в возрождении духовных и культурных ценностей украинского народа; формирование у студентов

национальной гордости, патриотизма, психологопедагогической культуры; охрана здоровья молодежи, воспитание у юношей и девушек глубокой потребности в духовном и физическом развитии, обеспечение здорового генофонда суверенного народа Украины [1, 2, 5, 7, 8].

В процессе исследования нами выявлено, что в условиях трансформации всех сфер жизни государства и перехода к рыночной экономике молодежь, как и подавляющее большинство украинского населения, очутилась в кризисном состоянии. Поэтому социальная работа предполагает социальную поддержку: а) различных категорий семей;

становления молодежи женского пола; детей и молодежи с особенными потребностями; детей-сирот и детей, которые лишены заботы родителей; несовершеннолетних и молодых людей, которые вернулись из мест лишения свободы; военнообязанной молодежи; б) профилактику алкоголизма, наркомании, проституции, ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний; правонарушений; в) содействие трудоустройству и развитию одаренной молодежи;

г) совершенствование правового и культурного образования молодежи.

Поставленные основные задачи решаются благодаря целеустремленной деятельности центров системы социальных служб, которые функционируют при органах исполнительной власти. Именно они, прежде всего, готовят кадры социальных педагогов, которые организуют социальную работу на местах (село, район, город) и осуществляют ее управление.

Наряду с этим, подготовка специалистов социальной сферы осуществляется и в высших учебных заведения. Так, изучение курса «Социальная педагогика» состоит в формировании у студентов теоретических знаний о социальной педагогике как отрасли гуманитарного характера, ее объекте и предмете исследования, усвоение будущими специалистами методов и форм социально-педагогической деятельности с различными категориями молодежи. В нашем институте введена дисциплина «Социальная педагогика», по инициативе кафедры в объеме 81 час. Это связано с бурным развитием одного из направлений педагогики - социальной педагогической работой. Сейчас уже осуществляется подготовка специалистов по социальной работе и в некоторых частных вузах П-Ш уровней аккредитации, где готовится столь необходимые для общества специалисты, а дисциплина «Социальная педагогика» является одним из основных курсов их подготовки [5, 7].

Студенты ДГИЗФВиС - будущие преподаватели физического воспитания на протяжении своей самостоятельной деятельности должны уметь работать с детьми, молодежью и другими слоями населения. Естественно, для этого им необходимы знания и навыки по социальной педагогике. Кафедрой уже издано 2 учебных пособия по «Социальной педагогике», в которых акцент делается на приобретение знаний для работы во внешкольных учеб-

ных заведениях, детских заведениях оздоровления и отдыха, волонтерами в различных организациях, социальными педагогами в заведениях образования Украины с проблемными семьями и социальная работа с детьми, молодежью с особыми потребностями: инвалидами, сиротами, по преодолению различных форм дезадаптации подростков и молодежи с девиантным поведением. Студентам предлагается электронная версия этого учебника. Дисциплина пользуется особым интересом у студентов, имеющих практический опыт работы, студентов заочного отделения, аспирантов и соискателей.

Содержание названной учебной дисциплины отражает современный уровень развития социальной педагогики как науки и определяет реальные потребности социальной практики. Усвоение студентами научных фактов, социально-педагогических концепций, идей, позволяют выпускникам вузов на самостоятельной работе не только объяснять существующие в жизни социально-педагогические проблемы, но и прогнозировать их дальнейшее развитие [4, 8].

Практика доказала, что социальная педагогика в нашем государстве имеет глубокие корни и давние традиции. Ее становление и развитие как новой профессиональной сферы сегодня включает в себя:

а) социально-педагогические службы и учреждения; б) органы управления ими; в) систему подготовки специалистов; г) научно-исследовательскую базу социально-педагогической деятельности.

И это закономерно, т.к. на современном этапе развития украинского общества определяющими заданиями дисциплин человековедения стали поиски оптимальных путей социализации личности и ее социальной защиты. Поэтому еще в вузе студент должен усвоить профессионально-этические роли социального педагога, овладеть правовыми основами этой работы и спецификой его деятельности.

Утверждение в государстве, новой общественной профессии - «социальный педагог» органично потребовало изучение спецкурса «Организация управления и администрирования», целью которого является усвоение студентами научной концепции социально-педагогической работы,

овладение технологиями ее проведения с различными группами молодежи, практическое применение социальных проектов, моделей и программ в системе социальной работы.

В подготовке социальных педагогов в высшей школе значимое место занимает и учебная дисциплина «Психология управления», в содержании которого содержатся теоретические и практические задания управления в различных социальных объединениях, во взаимосвязи с гуманизацией общества. Обращается внимание на повышение значимости защиты прав молодежи, формирование все новых общественных структур и форм управления в связи со значительным ростом социальных стресс-факторов [5, 6, 7].

Опыт нашего вуза свидетельствует, что на основе научной теории, в институте наблюдается

развитие социальной молодежной политики. Всяческую поддержку получают студенческие семьи, активизирована работа по предупреждению девиантного поведения, предупреждение преступных действий, химической зависимости от алкоголя, наркотиков и токсикомании.

Организуется дифференцированная социальная работа. Этому способствует социальный паспорт высшего учебного заведения, который содержании информацию: студенты-сироты; студенты - родители которых лишены родительских прав; студенты-инвалиды; студенты - дети погибших шахтеров или сотрудников МВД; студенты из многодетных семей; студенты из малообеспеченных семей; студенты из семей, в которых сложились неблагоприятных условия для их жизнедеятельности.

На основе такого анализа строится социальная помощь. Так, студенты-сироты и студенты, родители которых лишенных родительских прав, обеспечиваются денежным содержанием и спортивной формой, едиными билетами, учебниками, бесплатным посещением учебно-материальной базы, в том числе занятий в кружка и секциях без личной оплаты. Сотрудниками учебного отдела и деканатов изучаются жилищные условия и внеурочная занятость названной категории студентов, проводятся беседы с опекунами и попечителями, оказывается помощь в подготовке правоустановочных документов на сохранение за студентами льготной категории жилья и др. имущества.

Систематически осуществляется медицинский осмотр студентов льготной категории, организуется обеспечение их бесплатными путевками в санатории и дома отдыха. По достижению ими 18-ти летнего возраста в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 9.04.2008 г. N° 328, таким студентам выплачивается единовременная помощь в полном объеме, а по завершению учебы в вузе ректорат оказывает необходимую помощь в трудоустройстве бывших студентов льготной категории.

Активизация социальной работы студентов, особенно в процессе педагогической, тренерской и реабилитационной практик, способствуют методические материалы: «Профилактика правонарушений среди лиц, употребляющих психоактивные вещества»; «Слабоалкогольные напитки и молодежь»; «Профилактика злоупотребления некоторыми психоактивными веществами среди подрастающего поколения»; «Для тебя»; «Цените здоровье - выберите безопасное поведение»; «Выбери здоровье!».

Формы работы многоплановые:

а) для педагогов - проведение обучающих семинаров; внедрение обучающих тренингов; учет обучающихся с риском наркозависимости; консультирование; методическое обеспечение просветительской работы;

б) для студентов - тематические часы, акции, круглые столы, дискуссии, конференции, ролевые игры, театрализованные представления, тренинги;

в) для родителей - лектории здоровья, семей-

ное консультирование, тестовый контроль, привлечение специалистов к выполнению внутренних дел и медицинского персонала для оказания помощи проблемным семьям [3, 6].

Результативности социальной работы в институте содействует многогранная деятельность библиотеки, а именно: постоянно действующие выставки по проблемам социальной работы, обзор новинок и материалов периодической печати по данной проблематике, индивидуальные консультирования преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов; совершенствование предметного и алфавитного каталогов. Для оперативного использования текущей информации по содержанию социальной работы сотрудники библиотеки осуществляют информирование преподавателей гуманитарных и специальных кафедр института и организуют ежемесячные выставки-смотры - «День информации».

Таковы основные наиболее актуальные проблемы подготовки социальных педагогов в условиях демократизации и гуманизации общества. Естественно размеры статьи не позволяют более детально рассмотреть теоретические практические вопросы социальной работы с современной молодежью. Поэтому нами рассмотрены лишь общие аспекты подготовки студентов к социальной деятельности, определены отдельные методические рекомендации в помощь педагогам, воспитателям и родителям.

Выводы.

1. Необходимо укреплять внедрение и преподавание дисциплины «Социальная педагогика» и смежных дисциплин в вузе.

2. Продолжать развивать социально-

педагогическую деятельность на научной основе, осуществляя комплексные диссертационные исследования в э направлении.

3. Рекомендовать введение должности социального педагога во всех заведениях образования Украины.

Перспектива дальнейших исследований предполагается в изучении других проблем социальной работы с молодежью в высшем учебном заведении

Литература:

1. Державн доповідь пр становищ діте Україні за підсумками 1997 року. - К.: Академпре, 1998. - 200 с.

2. Закон України «Про сприяння соціальном становленню та розвитку молоді Україні» // Молод і зако. - К.: ІЗМН, 1997.

- 24 с.

3. Пальчевськи С.С. Соціальн педагогіка: навч.посі. /С.С.Пальчевськи. - К.: Кондо, 2005. - 560 .

4. Статистични зві щодо діяльності центрі соціальних служ для молоді за 1998 рі.- К.: Аспек, 2000. - 240 с.

5. Словник - довідник для соціальних працівникі та соціальних педагогі/ ре.: А.Й. Капської, І.М. Пінчук, С.В. Толстоухової .

- К.: Аспек, 2000. - 212 с.

6. Соціальн педагогіка: підручни /за ре. - Капської А.Ц. - К.: Центр навчальної література, 2006. - 468 .

7. Социальная педагогика: учеб.посо. _ав.-сост. А.Р.Кирилаш, Л.В.Зубченк, А.Т.Малый, Т.И.Глухова; по ре. А.Ц.Деминског; ДГИЗФВиС - Донец , 2008. - 91 .

8. Соціальн педагогіка: навч.посі. /ав.-укла.: А.Р.Кіріла,

Л.В.Зубченк, О.Т.Малий, ТІ.Глухова; за ре. О.Ц.Демінськог; ДДІЗФВіС, - Донецьк, 2006. - 72 .

Поступила редакцию 09.04.2009 .

dgizfvs-nayka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.