НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Малый А.Т., Кирилаш А.Р., Г луховаТ.И., ЗубченкоЛ.В.
Донецкий государственныйинститут здоровья, физического воспитания и спорта
Аннотация. В статье рассматривается некоторые проблемы профессиональной ориентации молодежи, ее структурные элементы и пути улучшения здоровья нации средствами физического воспитания в системе рыночных отношений суверенного государства Профессиональная ориентация молодежи в системе средних, специальных и высших учебных заведений образования носит преемственный характер. Выпускник высшего учебного заведения спортивной ориентации должен иметь высокие профессиональные знания по вопросам физического воспитания и медицинской культуры
Ключевые слова: профессиональная ориентация, здоровье нации, психограмма, адаптация, воспитание, профессиограмма, профессиональное самоопределение
Анотація. Малий О. Т., Кірілаш А.Р., Глухова Т.І., Зубченко Л. В. Деякі питання професійної орієнтації молоді. В статті розглядаються проблеми професійної орієнтації молоді, її структурні елементи і шляхи поліпшення здоров'я нації засобами фізичного виховання в системі ринкових відносин суверенної держави. Професійна орієнтація молоді в системі середніх, спеціальних і вищих навчальних закладів освіти носить спадкоємний характер. Випускник вищого навчального закладу спортивної орієнтації повинен мати високі професійні знання з питань фізичного виховання й медичної культури
Ключові слова: професійна орієнтація, здоров’я нації, психограмма, адаптація, виховання, професіограмма, професійне самовизначення.
Annotation. Maly A.T., Kirilash A.R., Glukhova T.I., Zubshenko L.V. Some questions of professional orientation of young people. In the article the indivisibility of teachers professional culture, its structural elements and principles. Polemizing with the well known researchers of the problem of teachers professional forming, the author offers its interpretation on the assumplion of necessary development of specialist’s consciousness. V ocational counselling of youth in system of average, special and higher educational institutions of formation has successive character. The graduate of a higher educational institution of sports orientation should have a tall professional knowledge on questions of physical training and medical crop.
Key words: professional orientation, health of nation, pshychogramm, adaptation, upbringing, professiogramm, selfdetermination.
Введение.
В условиях реализации требований Болонского процесса и рыночных социально-экономических отношений заметно усложнилась современная профессиональная ориентация молодежи. Это объясняется возросшей значимостью обоснованного самоопределения выпускника высшей, средней и средне-специальной школы при дальнейшей демократизации и гуманизации общества. Достаточно сказать, что примерно 50% выпускников ВУЗов реально не работают по специальностям, около 60% выпускников средних специальных учебных заведений оказываются невостребованными на рынке профессий [З]. Заметно повысились требования к человеку, его психофизиологическим и личностным качествам Качественно изменилась и сама молодежь, составляющая основу для поступления в высшие учебные заведения, в том числе и в ВУЗы спортивной направленности.
Анализ 10-ти руководящихдокументов 16-ти теоретических и специальных источников также показал, что современное состояние здоровья нации требует научного подхода к подготовке специалистов высшей школы и особенно тех, кто осуществляет физическое воспитание юношей и девушек, организует реабилитационную деятельность во всех сферах жизни общества [2,4,11]. Поэтому, особую значимость сегодня приобретает подготовка кадров в учебных заведениях физической культуры и спорта, способных решать современные задачи в данном направлении. Вот почему в Решении Президиума научно - координационного совета Министерства Украины по делам семьи, молодежи спорта от 21.02. 0S года проводится органическая взаимосвязь состояния здоровья нации с задачами физического воспитания, предусматривающих приобщение граждан государствак регулярным занятиям оптимальной двигательной активностью. Только при этом условии будет сформировано эффективная система стимулирования населения, в том числе и молодежи к сохранению своего здоровья [6].
Авторами в процессе работы над проблемой установлено, что в обществе в последние годы не созданы условия для организованной двигательной активности каждого жителя Украины в интересах укрепления здоровья. Это один из факторов, который объясняет что сегодня в государстве средняя продолжительность жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в государствах Европейского Союза. Более того, снижение продолжительности здоровой жизни во многом объясняется неинфекционными хроническими заболеваниями, и, прежде всего, сердечно-сосудистыми (63%), онкологическими (12%), а также различными видами травматизма (S-9%). Особую тревогу вызывает ограниченная двигательная активность, табакокурение, злоупотреблениеалкоголем, нерациональное и несбалансированное питание. Названное естественно влияет не только на молодежь, но и на все слои населения государствав плане здоровья нации.
Изучение более 50 теоретических и методических источников, и, прежде всего, исследования ученых Митиной Л.М. [7] , Носкова В.И. [6], Романовой Е.С.[9], Кременя В.Г. [5], Коневой Т.А. [3] и др. показало, что учеными рассматривались проблемы психологической готовности молодежи к труду и выбору профессии,
система профориентационной работы выпускных классов общеобразовательных школ, особенности профессиональной консультацииподросткоц профессиональная ориентация старших школьников психология профессионального самоопределение профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы, классификация профессий и профориентация, профессиональная ориентация как детерминанта карьеры личности. Однако и сегодня нет стройной системы этой деятельности, как в масштабе государства так и на региональном уровне [6].
Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.
Формулирование целей работы
Цель настоящей работы - показать содержание профессиональной ориентации, ее этапы, основные элементы и направления совершенствования.
Задачи исследования.
1. Выявить место учебных заведений, их преемственность в системе профессиональной ориентации молодежи.
2. Показать роль современного специалиста физической ку льтурыи спорта в интересах здоровья нации.
3. Предложить актуальные пути улучшения профессиональной ориентации юношей и девушек
Результаты исследования.
Теория и практика свидетельствует; что профориентационная работа сложная, многогранная деятельность, которая осуществляется в соответствии с Законами Украины «О занятости населения», «Об образовании»[1], «О содействии социальному совершенствованию и развитию молодежи Украины»[10], «Об основах социальной защищенности инвалидов У краины»[10].
Анализ, проведенный авторами показал, что профессиональная ориентация - многовекторная научная категория, представляющая собой систему мероприятий и предполагающая профессиональное просвещение человека об арсенале профессий и их особенностях Вместе с тем, это сложное понятие неоднозначно понимается учеными. Наиболее приемлемым профессиональная ориентация понимается как система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, являющихся составной частью учебно-воспитательной работы с юношами и девушками, которые направленные на формирование у молодежи готовности к сознательному и обоснованному выбору профессий в соответствии со своими желаниями, склонностями и способностями, а также с учетом имеющихся общественных потребностей, предполагающих дальнейшую дифференциацию новых специальностей, в том числе для бакалавров и магистров - выпускников специализированных ВУЗов по состоянию здоровью человека
В педагогике под профориентацией понимают деятельность педагогического коллектива учебного заведения, семьи, общественности в целях оптимального выбора молодыми людьми профессий на основе их профессиональных интересов, психических и физических данных. В свою очередь, в психологи под профессиональной ориентацией понимают систему психолого-педагогических и медицинских мер, диагностики и коррекции поведения личности. Нами был сделан вывод, что при планировании и практическом осуществлении мероприятий профориентации, все большее значение имеет научное выделение основных ее этапов, из которых складывается целостный процесс подготовки подрастающего человека к обоснованному выбору будущейпрофессии, а именно:
Подготовительный (начальный) этап начитается в дошкольные годы и продолжается до пятого класса. Учитывая возрастные особенности дошкольникови младших школьников именно на этом этапе доводится до них в доступной форме первые сведения о мере труда, о роли и значимости отдельных видов деятельности Практика убедила нас в том, что на этом этапе важно акцентировать внимание детей не столько на то, в каких условиях работает специалист, сколько на то, какую пользу его дело приносит людям.
Формирующий (познавательно-поисковый) этап включает У-1Х классы обучения в школе На этом этапе изучаются детально физические и психические качества обучаемых, наращивается формирование у них общепрофессиональных (нравственных, интеллектуальных волевых и др.) качеств. Именно на этом этапе учащиеся подробно знакомятся с основной типологией профессиональной деятельности, усваивают специфику требований к будущейспециальности Исследования показали, что уже в У1 классе у большинства школьников пробуждается интерес к профессии На этом же этапе формируются умения и самоонализ в целях осознания собственной профессиональной направленности Для этого учащиеся шире консультируются по профилю будущегообразования и форм трудовой подготовки
Основной (базовый) этап (IX - ХП класс). На этом этапе завершается изучение личности молодежи, усваиваются требования профессии к человеку, формируются умения сопоставлять требования необходимые для получения конкретной профессии с личными возможностями и конъюнктурою рынка труда Окончательно уточняется выбор профессии, намечаются конкретные пути приобщения к деятельности, шире практикуются формы профконсультационнойработы. Осуществляется более дифференцированные познания юношами и девушками профиля будущейпрофессиональной деятельности
Завершающий (результативный) этап связан с уточнением и закреплением намерений молодежи в стенах учебного заведения и в ходе подготовки к вступительным экзаменам к условиям ВУЗа Профориентационная работа на этом этапе направлена на уточнение представлений, например, о спортивном вузе, его факультетах специальностях и специализациях, тенденциях их дифференциации Эта работа, по нашему опыту, осуществляется совместно со спортивными организациями районов и городов области, центром подготовки
абитуриентов в дни «Ярмарки профессий», которую организуют члены приемной комиссии, методисты кафедр, ведущие тренеры по видам спорта. В содержании лекций, бесед, встреч рассматриваются профессиографии основных должностей, на которые могут быть определены будущиеспециалисты с учетом их психофизиологическихи личностных характеристик при тестировании и технических обследованиях
Важно подчеркнуть, что на каждом из названных относительно самостоятельных и в то же время дополняющих друг друга перечисленных этапов, поочередно доминирующая роль принадлежит различным категориям воспитателей - родителям, учителям, преподавателям и тренерам, которые на основе «Концепции государственной системы профессиональной ориентации населения” и „Положения о профессиональной ориентации молодежи „ используют следующие элементы:
Профессиональная информация - система мероприятий по накапливанию сведений о содержании и перспективах современных профессий, а также требования, которые выдвигаются к личности, желающая их обрести. Наряду с этим, формы и условия овладения разными специальностями, возможности профессионально - квалификационного роста, состояние и потребности рынка труда, формирование профессиональных интересов, желаний и мотиваций личности.
Профессиональная консультация - научно организованная система взаимодействия психолога -профконсультантаи лица, который нуждается в выборе или изменении профессии или вида деятельности на основе изучения индивидуально-психологических характеристик, особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, наклонностей, состояния здоровья юноши или девушки с учетом потребностей рынка труда
Профессиональный добор - система профдиагностического обследования личности, направленная на определение конкретной профессии, наиболее пригодной для ее овладения юношами или девушками
Профессиональный отбор - система профдиагностического обследования человека, направленная на определение степени и пригодности к отдельным видам профессиональной деятельности в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональная адаптация - комплексная система мероприятий, призванная способствовать процесс вхождения личности в систему профессиональной деятельности при минимальных временных интервалах, как в сфере производства, так и в других областях жизни общества.
Профессиография (информационная, диагностическая, корректирующая, формирующая) - основной научно-методический способ, используемый в профессиональной ориентации [8] .
Профессиональная диагностика - комплекс психологических, психофизиологических, медицинских и других методов изучения личности
Объективной основой развития профессиональной ориентации как общественного явления являются социально-экономические предпосылки общества по разделению труда в условиях рынка. Принципами совершенствования профориентационной деятельности являются: комплексный характер профориентационных услуг, согласование интересов личности и общества через рынок труда, деятельностный подход к определению профессиональной трудоспособности равные возможности профориентационных услуг по гендерным основаниям профессионального самоопределения личности.
Профессиональная ориентация в условиях гуманизации и демократизации общества занимает определяющее место в подготовке специалистов качественного нового уровня в соответствии с требованиями Болонского процесса. Несомненно, значимую роль в формировании профессиональной ориентации занимают семья, школа, учеба в специальных и высших учебных заведениях, которые способствуют адекватному выбору профессии и результативномусамостоятельному труду
Важнейшей характеристикой профессий является профессиограмма, которая включает по структуре: общие сведения о профессии; условия деятельности; социально-психологические факторы труда; содержание работы; динамику психологического состояния в процессе деятельности и психограмму, отражающую личностные особенности и, прежде всего, сенсорно-перцептивные свойства, особенности мышления и памяти, моторные свойства, противопоказания к будущейпрофессии.
Профессиональное самоопределение является реальным показателем раннего возраста выбора профессии, степени информированности молодых людей о мире профессий, уровень их притязаний к будущей профессиональной деятельности. Основой профессиональной ориентации юношей и девушек является многопредметное обучение, осуществляемое при изучении гаммы различных наук, предметов и дисциплин, школьных и вузовских воспитательных мероприятий.
Анализ теоретических источников и практики деятельности средних, специальных и высших учебных заведений в системе профессиональной ориентации показали, что система образования не в полной мере соответствует мотивации учащихся и студентов которые отдают с одной стороны предпочтения творческим профессиям, а другие стремятся в сферу обслуживания и материального достатка. Именно поэтому, в последнее время сделан решительный крен в сторону подготовки рабочих профессий. Основным критерием обоснованности выбора необходимой профессии является творческая самостоятельная практическая деятельность выпускников высших учебных заведений, в том числе и спортивного профиля.
Заключение. В данной статье мы не могли равноценно осветить все стороны названной проблемы. Поэтому отдельные из них представлены шире, а некоторые имеют только схематический характер. На наш взгляд эффективности профессиональной ориентации молодежи будут способствовать исследования в направлениях: профессиональное самоопределение молодежи и проявление духовности личности в борьбе за
здоровый образ жизни; маркетинг и менеджмент в управлении физическим воспитанием и спортом по вопросам профессиональной ориентации молодежи; профессиональная ориентация молодежи региона и тенденции ее развития в системе физического воспитания и спорта; психологическая подготовка молодежи к профессиональному обучению и поддержанию профессионального здоровья; социальные работники в системе профессиональной ориентации молодежи, их задачи в сфере физической культурыи спорта.
Выводы:
1. Профессиональная ориентация молодежи в системе средних, специальных и высших учебных заведений образования носит преемственный характер.
2. Выпускник высшего учебного заведения спортивной ориентации должен иметь высокие профессиональные знания по вопросам физического воспитания и медицинской культуры
3. Не вызывают сомнения тот факт, что здоровье молодежи определяется высокой двигательной активностью, исключением табакокурения и наркозависимости и предполагает введение в классификатор профессий новых специальностей для бакалавров и магистров по здоровью человека
Таковы основные, наиболее общие и необходимые компоненты содержания профессиональной ориентации молодежи и отдельные направления дальнейшего исследования такой крайне важной и злободневной научной проблемы.
Литература
1. Закон України „Про освіту”. -К.: Г енеза, 1996. - С.2.
2. Конституція України. Донецьк: ВКФ „ БАО”, 2000. -160 с.
3. Конева Т.А. Молодые специалисты на рынке труда //Проблемы адаптации молодежи к рынку труда: Сб. Научматер./Отв.ред. Н.Н.Богдан - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - С.38-44.
4. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учеб.посоие. - М.: Дело, 2002. - 312 с.
5. Кремень В.Г. Розвитку духовності немає альтернативи //Науково-практ.журнал: Директор школи, ліцею, гімназії. - 2004. - №1. - С.4-6.
6. Профессиональна ориентация как детермінанта карьеры личности //Учебно-методпособ. под общ.ред. В.И.Носкова - Донецк, 2006. - 170 с.
7. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие /под ред. Л.М.Митиной. - М., Флінта, 2003. - 184 с.
8. Роджерс К. Климент-центрированная психотерапія /Пер. С англ.. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2002. - 512 с.
9. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологически аналіз и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
10. Соціальна педагогіка /під заг.ред. А.Й.Капської - К., 2006 - 467 с.
11. Цільова Комплексна програма: „ Фізичне виховання - здоров'я нації ”, -К.: 1998, - 169 с.
Поступила в редакцию 07.04.2008г.