Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
669
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / SOCIAL ADAPTATION / RESOCIALIZATION / PLACES OF IMPRISONMENT / RECIDIVISM / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ботвин И.В., Репьева А.М.

В статье рассматриваются актуальные проблемы социальной адаптации лиц, которые отбыли наказание в виде лишения свободы. Исследованием установлено, что реабилитационная работа является слабым звеном уголовно-исполнительной системы и требует новых комплексных подходов. Авторы приходят к выводу о том, что проблема требует принятия серьезных мер со стороны государства, в том числе на законодательном уровне. Кроме того, требуется должное финансовое обеспечение в период социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.848.2

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ

МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Ботвин И.В., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Российская Федерация, botviniv@mail.ru

Репьева А.М., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Российская Федерация, an-

na-repeva@yandex.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы социальной адаптации лиц, которые отбыли наказание в виде лишения свободы. Исследованием установлено, что реабилитационная работа является слабым звеном уголовно-исполнительной системы и требует новых комплексных подходов. Авторы приходят к выводу о том, что проблема требует принятия серьезных мер со стороны государства, в том числе на законодательном уровне. Кроме того, требуется должное финансовое обеспечение в период социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Ключевые слова: социальная адаптация, ресоциализация, места лишения свободы, рецидивная преступность, трудоустройство.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-27-3-99-102

UDC 343.848.2

SOME PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS RELEASED FROM PLACES OF

IMPRISONMENT

Botvin I.V., Barnaul law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Barnaul, Russian Federation, bot-viniv@mail.ru

Rep'eva A.M., Barnaul law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Barnaul, Russian Federation,

anna-repeva@yandex.ru

The article deals with the actual problems of social adaptation of persons who have served a sentence of imprisonment. The study found that rehabilitation work is a weak link of the penal system and requires new integrated approaches. The authors conclude that the problem requires serious measures on the part of the state, including at the legislative level. In addition, adequate financial support is required during the period of social adaptation of persons released from prison.

Key words: social adaptation, resocialization, places of imprisonment, recidivism, employment.

DO1: 10.21779/2224-0241-2018-27-3-99-102

Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осуждённого с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п.

А.И. Абатуров, полагает, что социальная опасность таких лиц заключается в том, что большинство из них утрачивают, а порой и не имеют связей с семьей, у них нет жилья, образования и средств на существование. Указанные обстоятельства вызывают значительные трудности в возвращении личности на путь честной жизни [1, с. 9]. В свою очередь, такое положение дел влечет рост еще одного вида преступности - рецидивной.

По мнению В.И. Горобцова, борьба с рецидивной преступностью требует особого внимания со стороны правоохранительных органов в силу ряда причин, в частности, недостижением целей

уголовного наказания в отношении таких субъектов; повышенной степенью общественной опасности преступлений, совершаемых рецидивистами; негативным влиянием на правопослушный сегмент граждан и др. [2, с. 7].

Таким образом, можно утверждать, что существующая ситуация требует обновления современной уголовной политики в указанной сфере. Необходимо пересмотреть концепцию рецидивной преступности, начиная с поиска новых форм её предупреждения [3, с. 108] и заканчивая разработкой современных путей социальной адаптации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. На сегодняшний день реализация озвученной идеи проявляется в том, что в отношении бывших осуждённых разрабатывается и применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопу-

щение совершения данными лицами новых преступлений.

Актуальность рассматриваемого вопроса также обусловлена значительным влиянием лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, на криминогенную обстановку в государстве. К примеру, Министерство труда и социального развития РД для преодоления данного негативного явления оказывает посильную помощь и содействие в трудоустройстве граждан, освобождающихся из исправительных учреждений [4, с. 108].

По официальным данным УФСИН России по состоянию на 1 августа 2018 г. общее количество лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России, составило 587111 человек, что на 15065 человек меньше по сравнению с 01.01.2018 года. Так, в 708 исправительных учреждениях отбывало наказание почти 0,5 млн. человек, в том числе в 126 колониях-поселениях - свыше 35275 человек, в следственных изоляторах - свыше 100000 человек.

Таким образом, если при численности населения страны (по состоянию на 01.01.2018 г.), которая составила 146880432 человека, выделить экономически активную (трудоспособную) его часть, составляющую около 54% и соотнести с количеством лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, то получим статистические данные, согласно которым практически 1% трудоспособного населения страны находится в местах лишения свободы.

Надо отметить тот факт, что большинство людей, освобожденных из мест лишения свободы, оказываются в трудных социальных условиях и следствием этого является совершение данной категорией лиц повторных преступлений [5, с. 81].

Вышеприведенная статистика еще раз подтверждает актуальность данного вопроса и требует профессионального подхода и эффективных мер для решения давно существующих проблем в области социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Во многих городах РФ успешно функционируют центры социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы (всего 198 центров в 58 регионах страны) [6]. В данных центрах реализуется полный цикл действий, способствующих возвращению бывшего осужденного в общество. С каждым обратившимся работает специалист, который занимается восстановлением документов, помогает встать на учет в правоохранительные органы. С каждым пришедшим работает психолог.

Трудоустройство проживающих - одна из главных задач центров адаптации. Организуется индивидуально ориентированный поиск подходящей работы по сайтам трудоустройства и предоставляется список вакантных рабочих мест с номерами телефонов. В случае отсутствия профессио-

нального образования и опыта работы рекомендуются учебные заведения, где есть возможность получить необходимую подготовку и переподготовку.

Участковыми уполномоченными полиции во взаимодействии с психологом Центра в рамках профилактической работы с лицами, допустившими употребление алкоголя, проводятся беседы по склонению их к добровольному кодированию от алкогольной зависимости. Указанная проблема решается на безвозмездной основе сотрудниками медицинской службы, проводится кодирование клиентов от алкогольной зависимости.

Значительной проблемой наряду с трудоустройством является жилищный вопрос. Как правило, у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, отсутствует свое жилье, либо их родственники или сожители, с которыми они ранее проживали, в последующем отказываются с ними жить. В этих случаях центры социальной адаптации предоставляют бывшим осужденным бесплатно койко-места с комплектом постельных принадлежностей, пользованием коммунально-бытовыми услугами, а также одноразовым горячим питанием. Койко-места предоставляются на определенное время. Как правило, это время определяется до момента трудоустройства данных лиц, но не более чем на 6 месяцев. Для проживания на территории Центра адаптации бывшие осужденные обязаны соблюдать установленные правила и обязанности, что в последующем делает их более дисциплинированными и ответственными.

На примере Красноярского центра адаптации отметим результативность и значимость выполняемой центром работы. В Красноярском центре проживает 16 лиц, в отношении которых установлен административный надзор и лишь 4 из них были привлечены к административной ответственности за несоблюдение установленных ограничений. Кроме того, при общем рецидиве преступлений в Красноярском крае 61,5% среди лиц, прошедших курс социальной адаптации, этот показатель не превышает 10%, при этом непосредственно на территории центров проживающими лицами совершение преступлений не регистрировалось.

Вопрос о совершенствовании мер по ресо-циализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также проблемы реализации механизмов их социальной адаптации неоднократно поднимался в МВД России. Так, 21 сентября 2016 года на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений было принято решение предусмотреть в государственных программах субъектов Российской Федерации, муниципальных программах в сфере профилактики правонарушений, мероприятия по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, при формировании проектов соответ-

ствующих бюджетов на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.

В Республике Дагестан официально не зарегистрированы специализированные центры социальной адаптации или ресоциализации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы (отчасти работу в рассматриваемом направлении выполняет Социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий), что актуализирует рассматриваемый вопрос в обозначенном субъекте.

К примеру, в Московской области зарегистрировано 15 таких центров, в Алтайском крае существует лишь один такой центр (г. Барнаул) [7, с. 78], а в соседней Кемеровской области их три (г. Кемерово, г. Белово и г. Новокузнецк). Однако следует отметить, что далеко не все эти центры направлены именно на ресоциализацию бывших заключенных. Сотрудники таких центров, в том числе, предоставляют временное пребывание или оказывают помощь лицам без определенного места жительства [8, с. 87].

Представляется, что социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, требует своей специфики и должна решать отдельные задачи, такие как трудоустройство, оказание психологической помощи, предупреждение преступлений и правонарушений и другие.

Еще одной наиболее злободневной проблемой в вопросе социальной адаптации рассматриваемой категории лиц, является трудоустройство. В специальной литературе давно ведутся рассуждения относительно решения данной проблемы путем обеспечения квотирования рабочих мест [9].

Считаем, что квотирование рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, будет эффективным решением поставленной проблемы как для отдельных регионов, так и всей страны. Более того, такой опыт уже имеется, и на сегодняшний день такая программа реализуется в Белгородской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Рязанской области, Республике Татарстан.

В рамках реализации Закона Республики Татарстан от 24.07.2006 г. № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» в 2012 году квота была установлена на 190 рабочих мест, в 2013 году - на 344 рабочих места, а в 2015 году квота была установлена уже на 1033 рабочих места. В итоге, в Республике Татарстан в рамках реализации данного закона удалось:

1. Снизить долю лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, до 21,5%;

2. Увеличить долю трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в общем количестве обратившихся в центры занятости населения с 24% почти до половины.

Опыт Республики Татарстан наглядно демонстрирует эффективность применения на практике квотирования рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и его можно считать положительным. На государственном уровне пока не закреплен порядок содействия в трудоустройстве бывших осужденных, поэтому другим регионам РФ необходимо самостоятельно активизироваться в решении данной проблемы и вводить квоты на рабочие места для бывших осужденных, опираясь на уже имеющуюся результативную практику.

Еще одним эффективным и не менее востребованным среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, могла бы стать выплата государственных пособий. Актуальность данной меры повышается и тем, что бывшие заключенные чаще всего совершают преступления против собственности, в частности, кражи, грабежи, причинения имущественного ущерба [10, с. 7].

С этой же целью можно стимулировать накопление сбережений на период после освобождения в то время, пока осужденный отбывает наказание. Для этого, например, на имя осужденного могут открываться два счета. На один, доступ к которому человек получит только после освобождения, будет отчисляться определенная доля заработной платы или иного дохода. Остальной доход будет поступать на второй счет, из средств которого заключенный может возмещать расходы на свое содержание и покупать необходимые товары.

Такая мера позволит создать финансовые накопления, которые осужденный сможет потратить на свои нужды в самый тяжёлый, с точки зрения социальной адаптации, период - в первые дни после освобождения из мест лишения свободы.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно резюмировать, что реабилитационная (воспитательно-исправительная) работа является слабым звеном уголовно-исполнительной системы и требует новых комплексных подходов. Рассмотренная проблема требует принятия соответствующих мер со стороны государства, в том числе на законодательном уровне. Эффективной профилактикой рецидивной преступности будет должное финансовое обеспечение лиц, освободившихся из мест лишения свободы в период их социальной адаптации.

Считаем также целесообразным в обеспечении квотирования рабочих мест для таких лиц во всех субъектах РФ. При этом, как представляется, квота должна составлять от 2% до 4% для

юридических лиц с численностью персонала более 50 человек и осуществляющих свою деятельность в сферах, не связанных с высококвалифицированным трудом: в сельском хозяйстве, строительстве, общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве и других.

Кроме того, органам местного самоуправления совместно с правоохранительными органами и уголовно исполнительными инспекциями следует рассмотреть вопрос о создании, координировании и контроле центров социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Литература

1. Абатуров А.И. Постпенитенциарный контроль: монография. М., 2013. 224 c.

2. Горобцов В. И. Теоретические проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия: монография. Орел, 1995. 1б0 c.

3. Васильев Д. С. Место постпенитенциарных мер безопасности в системе мер безопасности // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 108-111.

4. Даххаев М.М. Проблемы ресоциализации осужденных, отбывших наказание в виде лишения свободы // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 108-111.

5. Маракулин Д.А. Роль религиозных организаций в исправлении осужденных, содержащихся в местах лишения свободы // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 15-2. С. 81-83.

6. Официальный сайт Совета общественных наблюдательных комиссий. URL: http://www.onkro.ru/index.php?option=com_content&view= article&id=6:2011 (дата обращения: 10.07.2018).

7. Федоров А.Ф. Криминологическая характеристика рецидивной преступности в Алтайском крае // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 201б. № 14-2. С. 78-80.

8. Ботвин И. В. Характеристика преступности лиц без постоянного источника дохода (по материалам Алтайского края) // Алтайский юридический вестник. 2018. № 1. С. 87-91.

9. Антонян Е.А. Деятельность исправительных учреждений по предупреждению рецидива преступлений. 2015. URL: http://apu.fsin.su/territory/Apu/forum2015/sborniki/t1.pdf (дата обращения: 10.07.2018).

10. Ботвин И.В. Уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 201б. 23 с.

References

1. Abaturov A.I. Postpenitentsiarnyi kontrol': monografiya. M., 2013. 224 c.

2. Gorobtsov V.I. Teoreticheskie problemy realizatsii mer postpenitentsiarnogo vozdeistviya: monografiya. Orel, 1995. 1б0 c.

3. Vasil'evD.S. Mesto postpenitentsiarnykh mer bezopasnosti v sisteme mer bezopasnosti // Yuridicheskii vestnik DGU. 2015. № 3. S. 108-111.

4. Dakhkhaev M.M. Problemy resotsializatsii osuzhdennykh, otbyvshikh nakazanie v vide lisheniya svo-body // Yuridicheskii vestnik DGU. 2014. № 4. S. 108-111.

5. Marakulin D.A. Rol' religioznykh organizatsii v ispravlenii osuzhdennykh, soderzhashchikhsya v mes-takh lisheniya svobody // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2017. № 15-2. S. 81-83.

6. Ofitsial'nyi sait Soveta obshchestvennykh nablyudatel'nykh komissii. URL: http://www.onkro.ru/index.php?option=com_content&view= article&id=6:2011 (data obrashcheniya: 10.07.2018).

7. Fedorov A.F. Kriminologicheskaya kharakteristika retsidivnoi prestupnosti v Altaiskom krae // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 201б. № 14-2. S. 78-80.

8. Botvin I.V. Kharakteristika prestupnosti lits bez postoyannogo istochnika dokhoda (po materialam Al-taiskogo kraya) // Altaiskii yuridicheskii vestnik. 2018. № 1. S. 87-91.

9. Antonyan E.A. Deyatel'nost' ispravitel'nykh uchrezhdenii po preduprezhdeniyu retsidiva prestuplenii. 2015. URL: http://apu.fsin.su/territory/Apu/forum2015/sborniki/t1.pdf (data obrashcheniya: 10.07.2018).

10. Botvin I.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za prichinenie imushchestvennogo ushcherba putem obmana ili zloupotrebleniya doveriem: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Barnaul, 201б. 23 s.

Поступила в редакцию 13 сентября 2018 г.

Received 13 September, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.