Научная статья на тему 'Некоторые проблемы реформирования экономики городского самоуправления в российской Федерации'

Некоторые проблемы реформирования экономики городского самоуправления в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / URBAN ECONOMY / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / MUNICIPAL PROPERTY / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / FINANCIAL AND ECONOMIC INDEPENDENCE / ЭКОНОМИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE ECONOMY OF THE MUNICIPALITY / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеишвили М. В.

Важной составляющей в деятельности любого муниципального образования является финансово-экономическая самостоятельность и обеспеченность. Одним из основных факторов, определяющих современное состояние экономики каждого муниципального образования, является жилищно-коммунальное хозяйство, требующее грамотного и эффективного управления и использования. Из-за нехватки финансовых ресурсов иногда не решаются первостепенные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чеишвили М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the problems of economic reform municipal government in the Russian

An important part in the activities of any municipality is the financial and economic self-sufficiency and security. One of the main factors determining the current state of the economy of each municipality, is the housing and utilities sector, which requires a competent and effective management and use. Due to lack of financial resources, sometimes Primary tasks are solved.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы реформирования экономики городского самоуправления в российской Федерации»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.В. ЧЕИШВИЛИ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского

университета МВД России

Аннотация. Важной составляющей в деятельности любого муниципального образования является финансово-экономическая самостоятельность и обеспеченность. Одним из основных факторов, определяющих современное состояние экономики каждого муниципального образования, является жилищно-коммунальное хозяйство, требующее грамотного и эффективного управления и использования. Из-за нехватки финансовых ресурсов иногда не решаются первостепенные задачи.

Ключевые слова: местное самоуправление; городское хозяйство; муниципальная собственность; финансово-экономическая самостоятельность; экономика муниципального образования; финансовые ресурсы.

SOME OF THE PROBLEMS OF ECONOMIC REFORM MUNICIPAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN

II

M.V. CHEISHVILI,

candidate of legal sciences, associate professor of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia

&

Annotation. An important part in the activities of any municipality is the financial and economic self-sufficiency and security. One of the main factors determining the current state of the economy of each municipality, is the housing and utilities sector, which requires a competent and effective management and use. Due to lack of financial resources, sometimes Primary tasks are solved.

Keywords: local government, urban economy; municipal property, financial and economic independence, the economy of the municipality; financial resources.

Mil // if (h ■' \

t М-Д? ■ j 9 &

В настоящее время одной из самых острых задач в деятельности органов местного самоуправления является финансово-экономическая самостоятельность и обеспе-

ченность. Из-за нехватки финансовых ресурсов зачастую не решаются первостепенные задачи. Все еще недостаточно высока в муниципальных бюджетах доля собственных средств, не возмещается значительная часть расходов органов местного самоуправления, связанных с исполнением отдельных государственных полномочий, недостаточно эффективно используется муниципальная собственность.

Одним из основных факторов, определяющих современное состояние экономики каждого муниципального образования, является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). На жилищно-коммунальную сферу приходится значительная доля дотаций, что существенным образом отражается на размерах расходных средств государственных структур и муниципалитетов. Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя деятельность ряда независимых друг от друга, экономически самостоятельных сфер, представляющих в совокупности комплекс услуг, обеспечивающих жизнедея-

тельность населения города. Сюда относятся прежде всего жилищно-коммунальная сфера, водопроводно-отопительная, дорожная, санитарная, энергетическая и др. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства особенно актуальны для урбанизированных территорий, где имеет место разветвленная сеть инженерной инфраструктуры. На жилищно-коммунальное хозяйство в городской среде возлагаются такие основные функции, как контроль за выполнением федерального законодательства по содержанию и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатация, строительство и ремонт дорог, водоснабжения, канализации, эксплуатация городских земель в соответствии с генеральным планом и проектом земельно-хозяйственного устройства города, обеспечение материально-технического снабжения, распределение муниципальных заказов, поддержание на соответствующем уровне жилищно-коммунальной сферы и ее развитие в целом.

Целью системы жизнеобеспечения каждого городского поселения является бесперебойная работа всей инженерной инфраструктуры урбанизированной территории на основе строгого учета энергозатрат и стоимости

эксплуатационных работ. Главной проблемой в муниципальном управлении этой сферой является необходимость сочетания экономического механизма поддержания городской системы жизнеобеспечения и исполнения городом социальных стандартов, учет которых позволяет урбанизированной территории обеспечивать свою целостность и безопасность.

В недалеком прошлом, в условиях плановой экономики бывшего СССР, практически все предприятия жилищно-коммунального хозяйства были объединены в комбинаты коммунальных услуг, что, однако, уже тогда обнаруживало массу недостатков в работе предприятий, проявлению которых способствовали объективные обстоятельства функционирования данной сферы. Подобные негативные явления были обусловлены тем, что услуги предприятий жилищно-коммунальное хозяйства потреблялись по месту жительства, а это не могло не вызвать заметного противоречия между территориальным и отраслевым принципом деятельности этих предприятий. Выступая подрядчиком оказания коммунальных услуг, предприятие жилищно-коммунального хозяйства как представитель соответствующей отрасли заинтересовано в эффективных результатах своей деятельности, тогда как потребитель этих услуг (население) — только в качестве конечного результата. На производственную структуру и организацию управления хозяйством оказывает влияние масштаб самого хозяйства ше размер городского поселения, тем сложнее и разветв ленней становится структура жилищно-коммунального комплекса. Характерные для сферы производства эко номические критерии эффективности, такие как реши бельность и выработка, зачастую оказываются непри

номики страны. Если в дореформенный период на долю городского хозяйства приходилась 1/3 основных фондов страны, то сегодня эти фонды радикальным образом перераспределены между субъектами рынка — населением и частными (акционерными) предприятиями. И хотя города продолжают сохранять контроль за обеспечением основных сфер жизнедеятельности муниципалитетов, схема такого контроля становится намного сложнее и менее эффективной, чем в прежние годы.

С большими трудностями сталкиваются администрации так называемых «городов одного завода». Такие города были построены в советском прошлом специально для обслуживания крупных предприятий, где завод был смыслом и источником существования всего города. Жилье, коммунальные службы, услуги — все принадлежало предприятию, а сегодня, как только завод становится акционерным обществом, он прекращает финансирование инфраструктуры, поскольку это не выгодно, и тогда инфраструктура тяжким бременем ложится на скудный муниципальный бюджет, который не в состоянии это вынести. В результате это приводит к развалу экономики муниципального образования. Некоторые муниципалитеты пытаются привлечь частные предприятия к предоставлению услуг и содержанию коммунальной службы, однако большинство муниципалитетов без энтузиазма относится к такой инициативе, ибо они чем боль- опасаются, что налоговые поступления, полученные от этих предприятий, будут присвоены органами государст-

венной власти субъекта Федерации2.

В действительности сегодня муниципалитеты не имеют финансовой самостоятельности, которую они должны были бы иметь как единицы местного самогодными для объектов жилищно-коммунального хозяй- управления. Местные налоги и долевые доходы от налогов составляют лишь малую часть бюджетов местного самоуправления. За пределами этого источника дохода

ства. Этот факт делает актуальной проблему разработки

критериев эффективности предприятий жилищно-коммунальной сферы.

Жилищный фонд в РФ составляет около 23% недвижимого имущества страны. В городской местности расположено примерно 72% жилого фонда, тогда как в сельской только 28%. Доля жилья и жилищно-коммунального хозяйства к началу его реформирования в Российской Федерации достигала 35% от стоимости основных фондов страны1. Однако уже к концу 1990-х гг. под влиянием реформ 1991—1993 гг. в структуре жилищно-коммунального хозяйства стали происходить интересные изменения. В первую очередь в результате приватизационных процессов значительная часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства (особенно в гостиничном комплексе) изменила форму собственности. Во-вторых, существенно меняется структура распределения основных фондов между ключевыми сферами эко-

муниципалитеты вынуждены «выпрашивать» субсидии либо у федерального правительства, либо у правительства субъектов Федерации. В силу данных обстоятельств органы государственной власти начинают вторгаться в полномочия муниципалитетов, что, по существу, приводит к реставрации системы советского образца.

В настоящий момент муниципальная собственность в Российской Федерации находится в начальной стадии становления и развития, хотя юридическая основа уже заложена. Концепция муниципальной собственности до сих пор остается весьма расплывчатой. Процесс приватизации еще не окончен, и в настоящий момент не ясно,

1 Ипатьев И.А. Условия осуществления жилищной реформы // Экономист. 2011. № 5. С. 61.

2 Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: мат-лы междунар. симпозиума / под ред. С.Ю. Наумова. Саратов, 2010.

что именно остается за федеральной, областной и муниципальной собственностью. Следовательно, остается не ясным, какая собственность будет облагаться муниципальным налогом, или сколько налоговых поступлений сможет в будущем получать муниципалитет3.

На данный момент все еще весьма слабой является система юридической защиты местного самоуправления, прежде всего в том, что касается собственности. Например, недавно принятый Земельный кодекс РФ полностью игнорирует права органов местного самоуправления в вопросах определения правового статуса земли, совершения сделок с нею. А ведь земля является достоянием государства, общенародной собственностью, и решать наиболее важные вопросы, связанные с правовым статусом земельных участков, возможно только при участии органов местного самоуправления. Ощущается потребность в развитии законодательства по вопросам владения, использования, распоряжения муниципальной собственностью, финансово-экономическими ресурсами, местным бюджетом и внебюджетными средствами.

Актуальной проблемой является организация конт-

Тем не менее кризисные явления, сопровождающие весь период реформирования жилищно-коммунального хозяйства, к настоящему времени продолжают проявляться с той же степенью остроты, что и раньше. Сложившаяся сегодня ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве попросту не позволяет потенциальным инвесторам направлять свободные средства на развитие этого сектора муниципальной экономики. Причем в каждом населенном пункте вырабатывается свой ряд приоритетов в решении постоянно возникающих здесь проблем. Наиболее типичными для российских городов проблемами являются: неудовлетворительная работа в области теплоснабжения и газоснабжения микрорайонов и домов, плохое качество водопроводной воды, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в микрорайонах, низкий уровень благоустройства муниципальных территорий4.

С целью разрешения возникающих проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства была разработана федеральная Концепция реформирования этой отрасли. Данная Концепция не создавалась исключительно под

роля за использованием муниципальных финансов и городские условия, однако именно города оказались в

муниципальной собственности. В системе местного са- эпицентре проблем, связанных с реализацией принци-

моуправления отсутствуют свои контролирующие ор- пов реформирования жилищно-коммунального хозяй-

ганы, способные квалифицированно и непредвзято ства. На городские поселения пришлись наиболее

проводить контроль за расходованием муниципальных тяжелые последствия результатов первых лет реформи-

средств, а также нет финансовых средств на проведение аудиторской проверки или оплаты проверки исполнения бюджета государственными контрольно-ревизионными управлениями.

Состояние жилищно-коммунальной сферы в каждом городском поселении определяется несколькими

рования. Резко возросли тарифы на коммунальные услуги. Если в Москве, Санкт-Петербурге и большинстве городов России рост составил около 30%, то, например, в Ульяновске стоимость коммунальных услуг увеличилась сразу в три раза. Правительство РФ внесло коррективы в проведение жилищно-коммунальной по-

обстоятельствами. Во-первых, количеством работни- литики, отказавшись от намерений перенести на насе-

ков, занятых в этой системе, число которых постоянно увеличивается; примечательно, что увеличился и уровень заработной платы в этом секторе российской экономики, но на самом деле этот рост является экстенсивным и никак не влияет на принципиальные организационные основы функционирования данной сферы. Во-вторых, кардинально меняется структура управления жилищно-коммунальным хозяйством, предполагающая взаимодействие на правах социального партнерства государственных, муниципальных и частных предприятий России. Значительно увеличивается доля оборотных средств в этой сфере, что превращает жилищно-коммунальное хозяйство в финансово насыщенную и устойчивую экономическую структуру. В-третьих, расширяются права субъектов жилищно-коммунального хозяйства, получающих возможность осуществления выбора, а также самостоятельной экономической политики.

ление 100%-ную оплату коммунальных услуг.

Рассматривая вопрос организации муниципального управления в крупных городах, необходимо отметить наличие высокой степени централизации управления ЖКХ, целостность и неделимость действующей инфраструктуры, огромное количество потребителей услуг. Подобная масштабность и емкость управления отраслью в городских условиях, безусловно, имеет как положительные, так и отрицательные стороны, непосредственно влияющие на характер реформирования городского хозяйства в настоящий период. Преимуществом централизации в системе управления отрасли может быть высокая оперативность работы коммунальных служб в случае крупномасштабных аварийных ситуаций. В то же время

3 Концепция управления федеральной собственностью // Вопросы экономики. 2009. № 10.

4 Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб., 2009. С. 217—270.

недостатком централизации является отсутствие возможностей отдельных граждан, органов территориального самоуправления самостоятельно регулировать и контролировать потоки коммунальных услуг, масштабы и характер которых подчас не соответствуют реальным потребностям. Эффективность работы ЖКХ зависит от его правильной организации. В настоящее время организационная структура ЖКХ чрезвычайно усложнена и зачастую не выполняет возложенных на нее задач.

В настоящее время очевидна назревшая необходимость разработки единой муниципальной политики в сфере оказания целевой поддержки населения путем организации в округах центров жилищных субсидий. Реализация указанного направления, безусловно, является сложной задачей. Долгое время невысокие цены на коммунальные услуги населению компенсировались высокими тарифами для промышленных предприятий, что с неизбежностью отражалось на себестоимости продукции последних. Однако в соответствии со ст. 426 ГК РФ практика компенсации недополученных средств от населения за счет повышенных тарифов для

V. ■Ч. »^¡ЬЙЖ^иЧяЬл

промышленных предприятий попадает под запрет, что

Не менее очевидна необходимость в разработке законодательных актов, направленных на повышение эффективности использования ресурсов муниципального района, в первую очередь определяющих источники формирования этих ресурсов и контроля за их использованием. Эти акты не должны противоречить действующему законодательству, приводить к резкому изменению сложившихся финансовых потоков. Вместе с тем они должны создавать возможности бюджетных поступлений и закладывать прочную основу для формирования в будущем полновесных районных бюджетов и бюджетов других муниципальных образований.

Важное значение также имеет научная выработка эффективных форм организации городского самоуправления. Без научно обоснованных разработок невозможно реализовать эффективное самоуправление на местах. В этом смысле целесообразно проводить комплексные научные исследования в различных сферах науки, составить перечень проблем, требующих первостепенного исследования, и организовать тендеры для их выполнения.

Подготовка и повышение квалификации кадров — одна из основных задач в обеспечении реформы мест-

в значительной степени способствует увеличению доли ного самоуправления, как это сформулировано в основ-

платежей за коммунальные услуги от населения. И все ных Положениях государственной политики в области

же, несмотря на то что доля затрат на услуги жилищно- развития местного самоуправления. коммунального хозяйства, покрываемых за счет бюд- Создание эффективного механизма самоуправления

жета, за последние 10 лет снизилась с 97 60—70%, доля дотаций в бюджетах всех уровней оста валась достаточно высокой: в бюджетах субъектов Фе дерации она составляла более 25%, в бюджетах муниципалитетов — более 50%5

Экономическая составляющая является наиболее

до в России, судя по всему, окажется делом более долгим и

трудным, чем это представлялось ранее. Очевидно, что гораздо проще осуществить организационные и институционные перемены, чем добиться изменения установок и оценок «в головах» политиков и администраторов, от которых в значительной мере зависит руководство процес-

важной в развитии местного самоуправления. Экономи- сом глубоких политических, экономических и общественных преобразований. Иными словами, «эволюция в головах» оказывается более важным делом, чем проведение

ческой основой обеспечения жизнедеятельности системы

местного самоуправления каждого города является укрепление финансово-экономической базы, следовательно, в этом направлении должна осуществляться комплексная политика, которая способна охватить решение следующих проблем: 1) расширение муниципальной собственности и улучшение ее управления; 2) разработка комплексных социально-экономических программ и обеспечение их выполнения; 3) более детальная разработка местной налоговой политики; 4) эффективное и целесообразное использование экономических, трудовых и природных ресурсов, находящихся в ведении муниципальных органов.

каких-либо реформ, но в конечном счете именно она есть ключ к построению демократического государства с рыночной экономикой. Таковы проблемы и выводы, действительные для нынешних процессов, разнообразных преобразований в стране, осуществляющей переход от централизованной административно-командной системы управления и государственной экономики к демократии и рыночному хозяйству.

5 Косарева Я.А., Улюкаев А.Д. Реформа ЖКХ: эволюция или революция? // Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 55—68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.