Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
211
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / АГРАРНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА / ЗАНЯТОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / RURAL TOURISM / AGRICULTURAL TOURISM / TOURISM ACTIVITIES / SOCIAL DEVELOPMENT OF THE VILLAGE / EMPLOYMENT / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ратушняк Григорий Яковлевич, Асеева Мария Алексеевна, Глеба Ольга Владимировна

В статье рассмотрены перспективы и основные проблемы развития аграрного туризма в России, обосновывается необходимость правового обеспечения развития данного вида несельскохозяйственной деятельности в сельской местности. Анализируются направления данного развития в России и за рубежом. Сделан вывод о перспективности развития данного вида туризма в РФ, экономический эффект которого состоит в полном имортозамещении сельхозпродукции и туристических услуг, а также обеспечении продовольственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ратушняк Григорий Яковлевич, Асеева Мария Алексеевна, Глеба Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL TOURISM IN RUSSIA

The article discusses the prospects and main problems of agricultural tourism development in Russia, justifies the need for legal support for the development of this type of non-agricultural activity in rural areas. The directions of this development in Russia and abroad are analyzed. The conclusion is made about the prospects for the development of this type of tourism in the Russian Federation, the economic effect of which consists in full import substitution of agricultural products and tourist services, as well as ensuring food security of the country.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329 2020 9 174

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ РАТУШНЯК Григорий Яковлевич,

доктор технических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента Западно-Подмосковный институт туризма - филиал Российской международной академии туризма. E-mail: olga_gleba@mail.ru АСЕЕВА Мария Алексеевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Западно-Подмосковный институт туризма - филиал Российской международной академии туризма. E-mail: olga_gleba@mail.ru; ГЛЕБА Ольга Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса ФГАОУ ВО МГИМО МИД России (Одинцовский филиал). E-mail: olga_gleba@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены перспективы и основные проблемы развития аграрного туризма в России, обосновывается необходимость правового обеспечения развития данного вида несельскохозяйственной деятельности в сельской местности. Анализируются направления данного развития в России и за рубежом. Сделан вывод о перспективности развития данного вида туризма в РФ, экономический эффект которого состоит в полном имортозамеще-нии сельхозпродукции и туристических услуг, а также обеспечении продовольственной безопасности страны.

Abstract: the article discusses the prospects and main problems of agricultural tourism development in Russia, justifies the need for legal support for the development of this type of non-agricultural activity in rural areas. The directions of this development in Russia and abroad are analyzed. The conclusion is made about the prospects for the development of this type of tourism in the Russian Federation, the economic effect of which consists in full import substitution of agricultural products and tourist services, as well as ensuring food security of the country.

Ключевые слова: сельский туризм, аграрный туризм, туристическая деятельность, социальное развитие села, занятость, государственная поддержка.

Keywords: rural tourism, agricultural tourism, tourism activities, social development of the village, employment, state support.

Рыночные преобразования начала 90-х годов 20

ма. Общие требования» (последний на сегодня является недействующим). Высшие учебные заведения в ряде регионов начали готовить специалистов в этой сфере. Несмотря на конкурентные преимущества сельского туризма, такие как развитие нетрадиционных форм обслуживания туристов по сравнению с обыденными домами отдыха и санаториями, сделано еще очень мало, это только первые шаги к становлению сельского туризма в России. Цифры тому подтверждение - доля сельского туризма в общем объеме туристических услуг в России остается низкой и составляет 6% (2019 г.).

века крайне негативно сказались на развитии сельских территорий России. В результате часть аграрных формирований не смогла адаптироваться к новым экономическим условиям, произошло снижение производства продукции сельского хозяйства и, как следствие, сокращение численности занятых на селе, разрушение социальной инфраструктуры, миграция населения в города [1, с. 15]. В этих условиях, несомненно, никакого нормативного упоминания о сельском туризме как сфере бизнеса, источнике доходов для сельского населения, не было.

С момента своего появления среди туристических

Сельский туризм как новое направление деятель-

услуг, сельский туризм рассматривается как один из способов увеличения занятости, развития малого предпринимательства, создания современной инфраструктуры, улучшения транспортного сообщения и повышения престижности проживания в сельской местности.

ности в современном сельском хозяйстве, зародилось в 30-е гг. XX в. в Италии и Франции, которые являются лидерами в этой сфере, и в настоящее время активно развивается во всем мире, в том числе и в России. Так, согласно «Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года» (Подготовлено Минсельхозом во исполнение поручения Президента России по итогам заседания Госсовета и Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 21 апреля 2014 г. (№Пр-995ГС от 1 мая 2014 г., п/п. «а» п. 1), утверждено распоряжением от 2 февраля 2015 г. №151-р), сельский туризм признан одним из инструментов территориального развития. Кроме того, в 2015 г. сделана первая попытка стандартизировать понятие «сельский туризм» посредством разработки и принятия на федеральном уровне национальных стандартов - ГОСТ 56642-2015 «Экологический туризм» и ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые до-

наиболее активно развивается в Белгородской, Ивановской, Калужской областях. Например, в 2019 г. поток туристов в Калужскую область достиг 2,5 млн. человек [10]. Калужская область является одним из регионов России, отличающихся многообразием природных ресурсов иусловий. На территории региона находятся множество привлекательных в туристском плане природных и историко-культурных объектов, в том числе 358 объектов культурного наследия, включая 163 объекта федерального значения. Все это создает большие возможности для развития одной из наиболее перспективных и динамичных форм рекреации - природно-ориентированного туризма.

В России этот вид туристической деятельности

Перспективность использования природного наследия Калужской области в туристских целях неоднократно подчеркивалась в работах многих калужских географов. Перспективной представляется новая политика регионального туризма, нацеленная не только на реализацию конкретных туристских проектов, но и на системное развитие туризма в регионе, подразумевающее комплексное использование туристского потенциала с вовлечением освоения всей территории Калужской области. В связи с этим необходимым является проведение комплексного регионального исследования, нацеленного на выявление возможностей развития сельского туризма, как одного из наиболее востребованных и социально ориентированных в регионе.

По словам советника руководителя федерального агентства по туризму А. Ильина, «в России не менее тысячи административных районов, которые могут активно заниматься сельским туризмом. Сельский туризм может приносить российским регионам более 30 млрд. рублей в год...», а «его рентабельность может составлять 15-30 %» [12].

Следует заметить, что проблемы развития сельского туризма в мировом и региональном масштабах пока еще слабо изучены, не разработаны методологические рекомендации по развитию сельского туризма, нет данных о сельских достопримечательностях, о возможностях организации туров, не разработаны методы продвижения тура, не определены целевые сегменты покупателей тура. А главное - не решены вопросы о правовом (отсутствуют соответствующие федеральные и региональные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты агроту-ристской деятельности) и финансовом (система льготного кредитования, субсидирования и грантовой поддержки, налоговых льгот и т.д.) обеспечении процесса.

По оценкам Всемирной туристкой организации сельский туризм входит в пятерку основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 года. В развитых европейских странах сельский туризм по популярности занимает второе место после пляжного и приносит около 2030% общего дохода туриндустрии. В мире ежегодно путешествуют около 700 миллионов людей, от 12 до 30% из них предпочитают сельский туризм [2, с. 14]. Не каждая туристическая деятельность в сельской местности может называться «сельской». Большие парки аттракционов, такие как Диснейленд и Парк Порт Авантура, нельзя отнести к сельскому туризму. Они рассчитаны на большое количество посетителей, которые не стремятся узнать регион и его жителей.

Таким образом, определение сельского туризма приобретает свои идентификационные черты - социальную и культурную. Общение с жителями, с местной историей и природой является основным стимулом отдыха в сельской

местности. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности, или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.

Что же следует понимать под сельским туризмом? Единственное закрепленное в официальном документе (ГОСТ Р 56641-2015) определение сельского туризма звучит так: «Сельский туризм - деятельность по организации отдыха в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия, ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности».

Таким образом, под сельским туризмом понимается такой вид деятельности, организуемой в сельской местности, посредством которого приезжим гостям предоставляется комплекс услуг по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, организации рыбалки, охоты и прочее.

Анализ специальной литературы, посвященной проблемам развития туризма, показывает, что большинство авторов рассматривают понятия аграрного, сельского, сельскохозяйственного, а иногда и экологического туризма как родственные настолько, что различия между ними стираются.

С.О. Маркарян дает определение аграрного туризма в широком и узком смысле. «В широком смысле аграрный туризм включает все виды времяпрепровождения городских жителей в сельской местности, т.е. элементы отдыха и оздоровительных мероприятий. В частности, в данном случае речь может идти о сочетании отдыха с трудом на приусадебном участке, об этнографических экскурсиях с акцентом на сельскую составляющую, о добровольном временном участии в агропроизводстве в рамках рекреационных мероприятий. В узком смысле под аграрным туризмом понимают отдых городских жителей в сельской местности, предполагающий более или менее длительную аренду загородного жилья» [4, с. 13].

Е. Косинова дает определение сельскому туризму с экономической точки зрения: сельский (деревенский) туризм - это вид предпринимательской деятельности, направленный на организацию отдыха туристов на сельских территориях, и обеспечивающий социально-экономическое развитие села и его инфраструктуры [7, с. 17].

Заметим, в словосочетании «сельский туризм» присутствует некая ассоциация с земледелием и сельским хозяйством, что не является главным: «сельский» в данном случае, скорее, является характеристикой местности, населенного пункта с соответствующей плотностью расселения и образом жизни. В то же время формулировка понятия «аг-

рарный туризм» четко указывает на принадлежность к определенному виду экономической деятельности, работе на земле в сельском хозяйстве, поэтому более предпочтительна в использовании [5, с. 10].

Федеральное агентство по туризму Российской Федерации определяет сельский туризм как вид туризма, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и/или участия в сельскохозяйственных работах [9, с. 12]. При этом обязательное условие: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.

Классическая модель аграрного туризма предполагает, что организацией туризма на селе занимаются исключительно фермеры или члены их семей, извлекающие из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом своего производственного профиля. Главная особенность в том, что клиенту-гостю предлагают проживание в сельской местности и знакомство с жизнью и бытом фермеров [3, с. 276].

Существуют две концепции формирования модели аграрного туризма. Первая концепция исходит из того, что малые формы хозяйствования - крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и личные подсобные хозяйства граждан - начнут заниматься экономической деятельностью с туристическим уклоном. В этом случае аграрный туризм развивается за счет собственных средств без привлечения необходимых инвестиций извне. Нетрудно заметить, что при таких условиях рассчитывать на значительный приток туристов в сельскую местность довольно сложно. Если же усилия заинтересованных в развитии агротуризма субъектов дополнить деятельностью туроператоров (разрабатывающих туры) и тураген-тов (продающих путевки), то результат несколько улучшится. Однако без существенного повышения степени комфорта для потенциальных отдыхающих спрос на услуги агротуризма так и останется незначительным, формируясь лишь за счет малочисленных любителей охоты, рыбалки, специалистов-этнографов и пр. Семейные же туристы по-прежнему будут игнорировать эту сферу, так как им потребуется совершенно иное качество услуг [11, с. 380].

Вторая концепция предполагает комплексное развитие туризма в сельской местности. Аграрный туризм рассматривается не как подсобное производство, а как основной бизнес, обеспечивающий максимальный набор рекреационных услуг, нацеленных на использование всех привлекательных для туристов аспектов сельской жизни, таких как: благоприятные экологические и эстетические условия, возможность приобщиться к сельскому образу жизни и его развлечениям (конные прогулки, сбор грибов и ягод, рыбалка и пр.),

доступ к недорогим продуктам питания местного производства, знакомство с этнографическими особенностями и прочее.

В целом, чтобы аграрный туризм получил дальнейшее развитие, необходима финансовая поддержка сельских инициатив. Во всех странах, где аграрный туризм сегодня является процветающим сектором экономики, на начальном этапе его становления осуществлялась серьезная финансовая поддержка владельцев гостевых домов и иных участников этого рынка со стороны государства. Возможны следующие направления финансовой поддержки: целевые гранты для владельцев сельских гостевых домов, музеев, организаторов маршрутов активного туризма, производителей сувенирной продукции и иных целевых групп; льготное финансирование для субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере агротуризма (например, низкий процент за использование кредитного продукта (как правило, не выше 57% годовых), возможность брать кредит без залога и поручительства или субсидирование процентной ставки по кредиту). Необходимо также создание единой системы информационной поддержки на федеральном и региональном уровнях, которая должна помогать распространять информацию о туристическом и рекреационном потенциале конкретного региона, включая предоставление информации о действующих мерах государственной поддержки в области сельского туризма для фермеров и предпринимателей региона.

Спрос на услуги аграрного туризма постепенно изменил саму основу агротуризма. Для многих сельских жителей туризм из побочного вида деятельности превратился в бизнес со всеми присущими ему атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами (что не менее важно для развития агротуризма). За счет крупных инвестиций кардинально преобразились объекты для размещения туристов [8, с. 23]. Так, современный агроту-ризм в Италии - это не скромные, как раньше, комнаты на трех-четырех человек в сельских постройках, а трех-четырех-звездочные мини-гостиницы, прекрасно оборудованные ванными, бассейнами, теннисными кортами и т. д. Очень часто для гостиничных нужд реконструируются усадьбы ХУ1-ХУШ в. или небольшие старые монастыри. Такие туристические комплексы обеспечивают своим клиентам возможность заниматься различными видами спорта, совершать конные и пешие прогулки, а также экскурсии по окрестностям, в том числе, с посещением сельских ярмарок и костюмированных праздников. Помимо этого, аграрный туризм все чаще включает в себя ознакомление с кулинарными традициями того или иного региона. При этом туристы могут не только вкусно и качественно покушать, но и увезти с собой какие-либо сувениры (редкие и дорогие вина, трюфели, специальные сорта сыра, оливкового масла и т.д.), которые крайне редко прода-

ются в городских магазинах. В частности, к настоящему времени в Италии разработано уже более 70 туров винно-гастрономического профиля.

Успех агротуризма, который в ряде стран стал превращаться из вспомогательной подотрасли сельского хозяйства в состоятельный и конкурентоспособный сектор услуг, способствовал его целенаправленному развитию в некоторых государствах. В числе этих стран «второй волны» его развития были признанные лидеры международного туризма, в том числе, Греция и Кипр. В частности, Греция, где туризм является одним из главных секторов экономики (ежегодный доход от туризма составляет примерно 12 млрд. долл. США, или 8% ВВП; в туризме занято около 20% экономически активного населения страны) реализует собственные программы развития организованного отдыха в сельской местности. Развивая свой аграрный туризм, лидеры «пляжной» и «музейной» туристической индустрии стремятся рассредоточить традиционные потоки отдыхающих, частично направив их в другие регионы. В данном случае значительную роль играет потребность в снижении экологической нагрузки на прибрежные курортные зоны [6, с. 58].

При этом заметим, что в зарубежных странах, развивавших аграрный туризм, активно использовалась государственная поддержка. В странах - пионерах агротуризма его перспективы, как правило, вначале оценивались региональными властями, ими же оказывалась поддержка его развития путем принятия соответствующих законов.

Мировой опыт показывает, что и в России развитие аграрного туризма может быть эффективным как с социальной, так и с экономической точки зрения. В то же время следует иметь в виду, что максимального эффекта можно добиться, если аграрный туризм будет развиваться не спонтанно, а в рамках какой-либо программы федерального, межрегионального или регионального значения. Требуется также совершенствование единой федеральной концепцией развития аграрного туризма, которая будучи разработанной в 2016 г., не смогла обеспечить выполнение запланированных в ней результатов. Кроме того, необходи-

мо учитывать специфику развития аграрного туризма в России. В Западной Европе поддержка агротуризма во многом объясняется перепроизводством сельскохозяйственной продукции, в России же ситуация иная. Поэтому для нашей страны более логичным представляется подход, в рамках которого будет сочетаться развитие и самого сельскохозяйственного производства, и агротуризма. Экономические основания для такого подхода очевидны. Цены производителей сельхозпродукции многократно уступают ценам в городской розничной торговле. Если совместить оказание туристических услуг в сельской местности с продажей продуктов питания по ценам производителей, это позволит создать недорогой и конкурентоспособный рыночный продукт. В результате, совокупное производство продуктов питания и туристических услуг может оказаться вполне рентабельным, даже если какой-либо из этих видов деятельности сам по себе убыточен.

Исходя из зарубежного опыта, можно предположить, что российский агротуризм в своем развитии также пройдет две основные стадии: этап самостоятельного становления за счет активности сельских жителей; этап целенаправленного развития вследствие значительных внешних инвестиций в организацию сельского отдыха. Помимо этого, учитывая особенности российской ситуации (низкие объемы сельскохозяйственного производства, отрицательный уровень миграции), следует планировать и третий этап развития национального агротуризма - создание единого агротуристи-ческого комплекса.

Таким образом, и международный опыт, и предварительные экономические оценки показывают целесообразность и высокую потенциальную эффективность развития агротуризма в России. Для этого потребуется выработать единый системный подход к развитию аграрного туризма и его государственной поддержке на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, развивать логистическую и туристскую инфраструктуру, повышать информированность сельского населения о возможностях и потенциале развития агротуризма, готовить квалифицированные кадры для туриндустрии.

Библиография:

1. Агротуризм: опыт, проблемы, решения: Материалы Международной научно-практической конференции/под. Ред. И.Л. Воротникова - ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2012.-184 с. - С. 15.

2. Андреева К. Организация туризма в сельской местности / Материалы рабочей встречи участников проекта «Темпус: разработка образовательных программ по устойчивому сельскому туризму» (Франция, Анже). М.: ГУУ, 2011.- 32 с.- С. 14.

3. Асеева М.А. Формирование условий привлечения инвестиционных ресурсов для развития ставропольского края//Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5. С. 278.

4. Волкова-Гончарова Т.А. Маркарян С.О. Понятие и социально-экономическая функция сельского туризма//Вестник СГУТиКД. 2011. № 2 (16). - С. 13.

5. Глеба О.В, Чудакова К.А. Проблемы и перспективы развития сельских территорий России// В сборнике: Экономика и управление: современные тенденции. Сборник статей. Чебоксары, 2019. - С. 10.

6. Vihlyaeva I.V., Shpeka S.V., Babin A.V., Aseeva M.A., Gleba O.V. Problems and perspectives of development and regulation of electronic forms of money in Rus-sia//Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 14. С. 58.

7. Косинова Е. Развитие сельского туризма как перспективного вида предпринимательства в рекреационной сфере Ставропольского края. Ставрополь, 2008. С. 17.

8. Ленькина О.Б., Асеева М.А., Вихляева И.В. Государственная политика занятости в России: этапы развития и направления трансформации// коллективная монография / Москва, 2016. - С. 23.

9. Морозова М.А., Львова Т.В. Взаимодействие туристской индустрии и сельскохозяйственной отрасли на примере Сочинского региона//Вестник СГУТиКД. 2011. № 2 (16). - С. 12.

10. Официальный сайт Администрации Калужской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://admoblkaluga.ru (дата обращения 11.09.2020).

11. Ратушняк Г.Я. Организационно-экономический аспект управления санаторно-курортным комплексом//В сборнике: Туризм: наука и образование. Материалы V Международного форума. 2019. - С. 380.

12. Ростуризм: сельский туризм может приносить российским регионам более 30 млрд рублей в год//[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/spb-news/1260090 (дата обращения 11.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.