Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА (АГРОТУРИЗМА) В РОССИЙСКИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА (АГРОТУРИЗМА) В РОССИЙСКИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / RURAL TOURISM / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / NATIONAL STANDARDS / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM / ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА / АГРОТУРИЗМ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ / ART CRAFTS IN OMSK REGION / FEATURES OF RURAL TOURISM / AGRO-TOURISM IN OMSK REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кулагина Евгения Викторовна, Смагулов Болат Кудайбергенович

В статье анализируются нормативно-правовые акты и документы по сельскому туризму (агротуризму), которые принимались на федеральном и региональном уровнях, в частности, на уровне правительства РФ и органов власти Омской области. В работе выделяются особенности сельского туризма, обозначенные в документах подходы к его развитию. Особое внимание уделяется анализу содержания российских национальных туристских стандартов в аспекте нормативного обеспечения сельского туризма. Кроме того, авторы отмечают разнооаспектность развития сельского туризма, его включённость в экономическую систему сельской экономики на региональном уровне, в частности, не территории Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of rural tourism (agrotourism) in Russian laws and regulations at the Federal and regional levels (for example, Omsk oblast)

In article normative legal acts and documents on rural tourism (agrotourism) which were accepted at the federal and regional levels, in particular, at the level of the Government of the Russian Federation and authorities of the Omsk region are analyzed. In work the features of rural tourism designated in documents approaches to his development are distinguished. Special attention is paid to the analysis of contents of the Russian national tourist standards in aspect of standard ensuring rural tourism. Besides, authors note a variety of development of rural tourism, its inclusiveness in the economic system of rural economy at the regional level, in particular, in the territory of the Omsk region.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА (АГРОТУРИЗМА) В РОССИЙСКИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА (АГРОТУРИЗМА) В РОССИЙСКИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

КУЛАГИНА Евгения Викторовна,

кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса Омского государственного технического университета. E-mail: bolat_alemdar@mail.ru;

СМАГУЛОВ Болат Кудайбергенович,

кандидат исторических наук,

доцент кафедры туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса Омского государственного технического университета. E-mail: bolat_alemdar@mail.ru

Исследование выполнено за счет средств областного бюджета Омской области и гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-12-55002)

Краткая аннотация: В статье анализируются нормативно-правовые акты и документы по сельскому туризму (агротуризму), которые принимались на федеральном и региональном уровнях, в частности, на уровне правительства РФ и органов власти Омской области. В работе выделяются особенности сельского туризма, обозначенные в документах подходы к его развитию. Особое внимание уделяется анализу содержания российских национальных туристских стандартов в аспекте нормативного обеспечения сельского туризма. Кроме того, авторы отмечают разнооаспектность развития сельского туризма, его включённость в экономическую систему сельской экономики на региональном уровне, в частности, не территории Омской области.

Abstract: In article normative legal acts and documents on rural tourism (agrotourism) which were accepted at the federal and regional levels, in particular, at the level of the Government of the Russian Federation and authorities of the Omsk region are analyzed. In work the features of rural tourism designated in documents approaches to his development are distinguished. Special attention is paid to the analysis of contents of the Russian national tourist standards in aspect of standard ensuring rural tourism. Besides, authors note a variety of development of rural tourism, its inclusiveness in the economic system of rural economy at the regional level, in particular, in the territory of the Omsk region.

Ключевые слова: Сельский туризм, национальные стандарты, стратегия развития туризма, особенности сельского туризма, агротуризм в Омской области, художественные промыслы в Омской области.

Keywords: Rural tourism, national standards, strategy for the development of tourism, features of rural tourism, agro-tourism in Omsk region, art crafts in Omsk region.

В настоящее время в России сельский туризм (агротуризм) занимает лишь 1,5-2% среди направлений туризма, но по оценкам экспертов в России имеются благоприятные условия для развития этого туристского направления [10].

Ранее авторы уже обращались к от-

дельным аспектам развития сельского туризма в российских регионах [См. напр. : 5; 6; и др.]. Но в указанных работах исследователей нормативно-правовые аспекты развития сельского туризма не получили достаточного освещения. Вместе с тем, для развития определённого туристского направления необходимым условием

является его нормативно-правовое обеспечение. Поэтому возникают определённые противоречия между необходимостью и недостаточной исследованностью данного вопроса в литературе.

Цель данной статьи - проанализировать основные направления государственного регулирования сельского туризма (агротуриз-ма) в федеральных и региональных (на примере Омской области) нормативно-правовых документах Российской Федерации.

Данная статья написана на основе принятых в России первичных нормативно-правовых актов и документов, в которых непосредственное внимание уделено и сельскому туризму. Вопросам регулирования сельского (аграрного) туризма посвящён ряд национальных стандартов России. В частности, речь идёт о национальном стандарте ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования» [3]. В данном стандарте, введённом в действие в октябре 2015 года, сельский туризм определяется как деятельность по организации отдыха в сельской местности или в малых городах с предоставление услуг частного сектора; при этом услуги оказываются на основе использования традиционных для данной местности природных, культурно-исторических и других ресурсов.

Стандарт определяет сельский гостевой дом (сельскую усадьбу) как средство размещения, располагающееся либо в сельской местности, либо в пределах малого города и предлагающее услуги размещения, а также дополнительные услуги (в том числе, услуги питания, экскурсионные услуги и др.). Указанный документ устанавливает ряд требований к гостевым домам, в частности, к территории, предоставляемой туристам информации, оснащению, интерьеру, помещениям, оказываемым услугам, безопасности, персоналу. Следует отметить, что малые города рассматриваются как населённые пункты, которые либо являются центром, либо входят в состав сельского района. Поэтому деятельность по организации отдыха в таких городах рассматривается как часть сельского туризма.

Различные аспекты сельского туризма рассматриваются также в национальном стан-

дарте ГОСТ Р 55817-2013 «Услуги средств размещения. Общие требования к индивидуальным средствам размещения» [2]. В этом стандарте даются определения отдельных видов средств размещения, которые располагаются в сельской местности (клубный дом, вилла или особняк, коттедж, дачный дом). Индивидуальные средства размещения находятся в частной собственности и могут быть сданы либо туристам, либо индивидуальным предпринимателям и организациям для оказания услуг размещения.

Национальный стандарт ГОСТ Р 566422015 «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования» в целом посвящён вопросам организации экологического туризма. Но в нём имеются и отдельные моменты в интересующем нас аспекте. В частности, в данном стандарте прямо упоминаются агротуры и сельские «зелёные» туры, предусматривающие в том числе проживание на фермах, в сельских гостевых домах, сельских усадьбах. Указанные туры в данном стандарте рассматриваются в рамках организации экологического туризма [4].

Отдельные аспекты организации сельского туризма (агротуризма) регулируются также в национальном стандарте ГОСТ Р 553192012 «Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения» [1]. В частности, в указанном стандарте даётся определение некоторым средствам размещения, которые связаны с сельским туризмом (дом охотника, дом рыбка, усадьба), а также установлены требования к каждому из указанных видов средств размещения. Дом охотника определяется как специализированное средство размещения, которое располагается в лесной зоне или вблизи водоёмов, и которое используется круглогодично или сезонно и предоставляет туристам услуги любительской охоты. Аналогичным образом определяется и дом рыбака с тем различием, что в данном случае речь идёт о предоставлении услуг любительской рыбной ловли. Усадьба же понимается как комплекс строений для проживания, а также хозяйственных, парковых и других построек, которые в совокупности составляют одно хозяйственное и архитектурное целое.

В связи с анализом нами национальных туристских стандартов в аспекте сельского ту-

ризма отметим, что примерно в то же время, когда в России утверждались сами стандарты оказания услуг сельского туризма, на федеральном уровне был принят ряд документов, которые создавали общую базу для развития сельского туризма.

31 мая 2014 г. Правительством России был утверждён документ, определяющий основные направления развития туризма в Росси на период до 2020 года. В этом документе определённое место уделено также и вопросам развития сельского туризма. В частности, сельский туризм определён в числе перспективных в Центральном федеральном округе (Владимирской, Ивановской, Московской, Тверской и др. областях). Кроме того, сельский туризм отмечен в числе развивающихся в регионах Северного Кавказа. Также в указанном документе выделяются положительные тенденции в развитии туризма в России, в том числе и рост спроса на природоориентированные виды туризма (охотничий, сельский и др.) [13].

Значительное место развитию сельского туризма уделено также в документе Правительства РФ, в котором рассматриваются вопросы развития в России внутреннего и въездного туризма. В частности, сельский туризм указан среди перспективных видов туризма в некоторых местностях России (Прибайкалье и др.). Отметим, что в данном случае особое внимание уделяется экономической составляющей сельского туризма. А именно, сельский туризм рассматривается в качестве дополнительного, а иногда и основного, источника доходов в депрессивных регионах России. При этом данный вид туризма ориентирован на жителей городов, а организационное обеспечение туристов берёт на себя принимающая семья [9]. Сельский туризм (агротуризм) рассматривается в качестве одного из перспективных направлений и на территории Омской области [Приложение].

2 февраля 2015 года на уровне Правительства РФ был принят документ, который определял стратегию развития сельских поселений [14]. В данном документе сельский туризм рассматривается в нескольких аспектах, а именно:

- как средство экономического развития

сельских территорий (стимулирование альтернативных форм занятости и самозанятости население через занятие сельским туризмом);

- возможность диверсификации экономики сельских территорий, при этом сельскому туризму отводится особая роль;

- одно из направлений профессиональной деятельности в сельской местности (в частности, в документе речь идёт о программах профессионального обучения по направлению сельского туризма). При этом сельский туризм отмечается в качестве одного из основных направлений несельскохозяйственных видов деятельности.

В документе особо отмечается, что сельский туризм не есть лишь одно из направлений развития туризма, но также выполняет и ряд социально-экономических задач:

- как определённый способ решения проблемы занятости сельской молодёжи и женщин;

- как средство обустройства сельских поселений и территорий;

- как условие для комплексного использования в туристских целях природного и культурного потенциала сельских поселений и территорий.

Сельский туризм рассматривается также как способ привлечения людей для проживания в сельской местности. Среди перспективных регионов для развития сельского туризма называются регионы Сибири и Дальнего Востока, а также Центральной России.

По мнению экспертов, развитию сельского туризма может способствовать ряд мер, в частности:

- создание агротуристских кластеров;

- организация и проведение образовательных мероприятий (курсы повышения квлаификации, семинары и др.) для лиц, являющихся владельцами сельских гостевых домов, предпринимателей и других лиц, занимающихся оказанием туристских услуг в сельской местности;

- освещение в СМИ лучших проектов, направленных на развитие сельского туризма;

- создание необходимых условий и инфраструктуры сельского туризма [14].

Отдельные аспекты развития сельского

туризма в России рассматриваются также в актах министерств и ведомств. Так, согласно документу, принятому Министерством промышленности и торговли [12], в развитии сельского туризма важное значение отводится возрождению утраченных народных художественных промыслов, традиционных форм народного искусства (ручное ткачество, кузнечный промысел, тиснение и раскраска по бересте в Вологодской области, олонецкая керамика в Карелии, художественная обработка кости и рогов, художественное ручное ковроткачество, ковроделие в Татарстане). В документе выделяются направления интеграции указанных промыслов в туристскую индустрию через разработку проектов туристических комплексов в местах их традиционного бытования, а также через включение места бытования указанных промыслов в разрабатываемые и существующие маршруты в рамках развития въездного и внутреннего туризма. Аналогичный документ был принят и в Омской области. В частности, согласно указу главы Омской области на территории региона в сельской местности выделяется ряд территорий бытования народных художественных промыслов:

- районный поселок Черлак - художественная керамика;

- село Осокино Калачинского района -лозоплетение;

- село Седельниково - бондарное ремесло, домовая резьба;

- деревня Подгородка Омского района -роспись по дереву, «матрешка», токарная посуда;

- районный поселок Большеречье -ковроткачество, вязание, вышивка, резьба по дереву и бересте;

- районный поселок Нововаршавка -керамика, резьба по дереву и бересте;

- село Колосовка - резьба по дереву и бересте;

- поселок Красный Яр Любинского района - резьба по бересте;

- районный поселок Муромцево - роспись и резьба по дереву, лоскутное шитье [7].

В сфере в целях развития внутреннего туризма на территории Омской области специальным указом главы региона был создан Совет по развитию туризма в Омской области, в

основные задачи которого входят:

- разработка предложений по формированию механизма создания современного туристского рынка в Омской области;

- подготовка предложений по вопросам координации деятельности органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области и организаций в сфере туристской деятельности в Омской области;

- участие в разработке проектов правовых актов по вопросам совершенствования отношений в сфере туристской деятельности в Омской области;

- разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о туристской деятельности;

- подготовка аналитических материалов о состоянии сферы туризма и проблемах, препятствующих развитию туристской деятельности в Омской области. Членами указанного Совета являются представители министерств и ведомств г. Омска и Омской области, туристских фирм и общественных туристских объединений, профильных кафедр высших учебных заведений г. Омска, учреждений культуры, Тю-калинского муниципального района области [8].

5 сентября 2016 года специальным указом главы региона была принята концепция развития туристской отрасли в Омской области [11]. В документе обращается внимание на наличие значительных потенциальных возможностей для развития внутреннего, в том числе и сельского, туризма (агротуризма) в регионе. В частности, речь идёт о разнообразии природных комплексов на территории области, что обусловлено ее географическим расположением в нескольких природных комплексах: полной тайге, мелколиственных лесах, северной и южной лесостепях и степи с характерными для них особенностями ландшафта, флоры и фауны. Кроме того, в регионе насчитывается более 4 тысяч рек, принадлежащих бассейну реки Иртыш, который пересекает Омскую область на протяжении более чем 1 тыс. км. Крупнейшие притоки - Омь, Тара, Ишим. Богатство региона составляют около 16 тыс. озер, 254 из которых соленые. К числу самых больших озёр относятся Салтаим, Тенис, Ик. Более десяти водных объектов Омской области

имеют статус памятников природы, среди которых озера Ульджай и Эбейты - реликтовые соленые озера с галофитами и большими залежами лечебных сульфидных грязей.

Исходя из указанных особенностей, на территории Омской области выделено 34 особо охраняемых природных территории регионального и местного значения. Для развития сельского туризма область располагает массивом памятников истории и культуры, в том числе 1206 памятников археологии, 575 памятников градостроительства и архитектуры. Развитию сельского туризма может способствовать и многонациональный состав населения сельских районов области. В частности, хотя русские и составляют большинство в районах области (58,8 %, но в ряде пунктов проживают казахи, татары, немцы, украинцы, латыши и представители других народов [11].

В целом, основной базой для развития сельского туризма на территории Омской области рассматривается природный потенциал: ландшафты, акватории, лесные массивы, заказники, особо охраняемые природные территории.

Определённое значение в развитии сельского туризма отводится и местным предприятиям (бизнесу), роль которых может выражаться в проектировании и создании объектов, обеспечении безопасности и транспортного обслуживания, максимальном использование в туристском обслуживании продукции местных производителей. В связи с этим, в указанном документе прямо говорится о «частной инициативе в сфере гостеприимства (мини-гостиницы, хос-телы, гостевые дома)», что даёт возможность «увеличить емкость средств размещения, количество рабочих мест в малых городах и сель-

Библиография:

ской местности» с учётом «нормирования объёма туристского потока для обеспечения комфортных условий жизни местного населения, отдыха туристов и соблюдения норм рекреационной нагрузки на природные территории» [11].

В 2005 году в Омской области был принят специальный закон, регулирующий охрану окружающей среды [10]. Этот закон имеет отношение и к организации сельского туризма, поскольку в нём установлены определённые правила использования в туризме особо охраняемых природных территорий регионального значения (природные рекреационные комплексы, заповедные участки).

Таким образом, анализ содержания национальных туристских стандартов и текстов документов, принятых на федеральном и региональном уровнях (в Омской области), позволяет сделать следующие выводы:

- в настоящее время для развития сельского туризма сформирована определённая нормативная база, которая получила отражение в российских национальных стандартах;

- в правовых актах и документах обозначены основные направления и приоритеты сельского туризма, выделенные в документах на правительственном уровне, а также на уровне отдельных министерств, и региональных органов власти;

- на региональном уровне (в данном случае на уровне Омской области) не принято каких-либо нормативно-правовых актов и документов, которые были бы непосредственно посвящены сельскому туризму; сельский туризм рассматривается в рамках туризма вообще или в рамках документов, посвящённых вопросам экономического развития региона.

1. ГОСТ Р 55319-2012 Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения. - М. : Стандартинформ, 2014. - 19 с.

2. ГОСТ Р 55817-2013 Услуги средств размещения. Общие требования к индивидуальным средствам размещения. -М. : Стандартинформ, 2014. - 16 с.

3. ГОСТ Р 56641-2015 Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования. - М. : Стан-дартинформ, 201 6. - 12 с.

4. ГОСТ Р 56642-2015 Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования. - М. : Стандартинформ, 2016. -

12 с.

5. Кулагина, Е. В. Кластеры сельского туризма как перспектива социально-экономического развития сельских районов Омской области / Е.В. Кулагина, Д.П. Маевский, О.К. Прончева // Казанская наука. 2014. № 5. С. 51-53.

6. Прончева, О.К. Программы обучения владельцев сельских гостевых домов / О. К. Прончева // Современное состояние и потенциал развития туризма в России : сборник статей XI Международной научно-практической конференции. под общей редакцией Д. П. Маевского. 2014. С. 192-194.

7. О местах традиционного бытования народных художественных промыслов на территории Омской области : Указ Губернатора Омской области от 30 июля 2001 г. № 163 // Омская правда. - 2001. - № 61 (17 августа).

8. О Совете по развитию туризма в Омской области : Указ Губернатора Омской области от 16 июля 2013 г. № 103. Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru. Дата сохранения: 15.10.2017.

9. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)» : Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 31.01.2017). Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru. Дата сохранения: 13.09.2017.

10. Об охране окружающей среды в Омской области : Закон Омской области от 06.10.2005 №673-ОЗ (ред. от 08.12.2016). принят Постановлением ЗС Омской области от 22.09.2005 № 286. Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru. Дата сохранения: 13.09.2017.

11. Об утверждении Концепции развития туристского сектора Омской области до 2025 года : Указ Губернатора Омской области от 05.09.2016 № 154 Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru. Дата сохранения: 15.10.2017.

12. Об утверждении Стратегии развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года : Приказ Минпромторга России от 20.07.2015 № 2011. Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru. Дата сохранения: 13.09.2017.

13. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р (ред. от 26.10.2016). Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 12.09.2017.

14. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017). Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru. Дата сохранения: 13.09.2017.

Приложение

Сельский туризм (агротуризм) среди перспективных видов туризма в Омской области

Перспективные виды туризма

кул ьтурн ый спо рти в ный д ел ово й сельский (агротуризм) социальный

познавательный, событийный отдых охота и рыбалка экологический экскурсионный в природной среде

фестивальный ярмарочный художественный детско-молодёжный семейный для лиц с ограни

ченными возможностями здоровья и пожилых

Источник: Об утверждении Концепции развития туристского сектора Омской области до 2025 года: Указ Губернатора Омской области от 05.09.2016 № 154. Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru. Дата сохранения: 15.10.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.