Научная статья на тему 'Некоторые проблемы применения законодательства о банкротстве граждан'

Некоторые проблемы применения законодательства о банкротстве граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / БАНКРОТСТВО / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ ГРАЖДАН / INSOLVENCY / BANKRUPTCY / PRIVATE INDIVIDUALS / LEGAL REGULATION OF THE LAW / BANKRUPTCY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сатдарова Л.М.

Рассмотрены критерии эффективности принятых положений о банкротстве граждан, сделана попытка по выявлению цели их принятия. Представлены существующие проблемы определения цели законодательства о банкротстве и некоторые проблемы применения законодательства о банкротстве граждан, предлагаются дополнительные механизмы правового регулирования отношений в сфере банкротства граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of law application on bankruptcy of individuals

The article describes the criteria for the effectiveness of the provisions of the bankruptcy of individuals, attempted to identify the purpose of their adoption. The article presents the existing problems of definition of objectives of the legislation on bankruptcy. Some problems of application of bankruptcy of individuals as well as the additional mechanisms of regulation of relations in the sphere of bankruptcy of individuals are suggested.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы применения законодательства о банкротстве граждан»

9. Формирование и развитие мусульман- и правовых учений / В.Г. Графский [и др.]; под ской правовой мысли // История политических ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2000.

ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: pr.petrenko@mail.ru

НАДЕЖДИН Александр Владимирович - аспирант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: amin066@mail.ru

PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: pr.petrenko@mail.ru

NADEZHDIN, Alexander Vladimirovich - Graduate Student. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: amin066@mail.ru

УДК 34.037

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ ГРАЖДАН

Л.М. Сатдарова

Рассмотрены критерии эффективности принятых положений о банкротстве граждан, сделана попытка по выявлению цели их принятия. Представлены существующие проблемы определения цели законодательства о банкротстве и некоторые проблемы применения законодательства о банкротстве граждан, предлагаются дополнительные механизмы правового регулирования отношений в сфере банкротства граждан.

Ключевые слова: несостоятельность; банкротство; физические лица; правовое регулирование; законодательство о банкротстве граждан.

L.M. Satdarova. SOME PROBLEMS OF LAW APPLICATION ON BANKRUPTCY OF INDIVIDUALS

The article describes the criteria for the effectiveness of the provisions of the bankruptcy of individuals, attempted to identify the purpose of their adoption. The article presents the existing problems of definition of objectives of the legislation on bankruptcy. Some problems of application of bankruptcy of individuals as well as the additional mechanisms of regulation of relations in the sphere of bankruptcy of individuals are suggested.

Keywords: insolvency; bankruptcy; private individuals; legal regulation of the law; bankruptcy law.

В России институт банкротства впервые был закреплен в 1992 г в Законе РФ от 19.11.1992 г № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», а затем в ст. 61 и 65 Гражданского кодекса РФ [1].

В 1998 г был принят новый Закон о банкротстве, который был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов, которые зачастую были заинтересованы не в финансовом оздоровлении должников, а в их банкротстве и приобретении прав на их имущество [3]. Это и послужило причиной для принятия нового Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В связи с начавшимся финансовым кризи-

сом в декабре 2008 г., в апреле и июле 2009 г. в Закон о банкротстве были внесены существенные изменения.

Впервые в Российской Федерации Федеральным законом от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» был установлен институт банкротства должника-гражданина, после отмены данного Закона 26.10.2002 г. был принят новый Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», содержащий те же положения при банкротстве должника-гражданина [4].

В соответствии с п. 59 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Феде-

рального закона «О несостоятельности (банкротстве)» положения о банкротстве граждан вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы [6].

Прошло более 12 лет со дня вступления в силу Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а каких-либо изменений и дополнений в федеральные законы, касающиеся банкротства граждан, так и не было внесено.

В конце декабря 2014 г. Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 476-ФЗ были приняты положения, позволяющие в рамках дела о банкротстве проводить реструктуризацию задолженности гражданина, или погашать долги за счет продажи имущества должника. Новелла вступила в силу 1 июля 2015 г. [2].

С 1 октября 2015 г. вступили в силу уточненные и конкретизированные положения, связанные с процедурой банкротства граждан, - это приказ Министерства экономического развития РФ от 05.08.2015 г. № 530 «Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом».

Необходимость принятия Федерального закона от 29.12.2014 г. № 476-ФЗ связывают с резким увеличением просроченной задолженности по кредитам.

По данным Банка России, на 1 января 2015 г. она составила более 665 млрд руб. против 439 млрд руб. по итогам 2013 г. Таким образом, принятие положений о банкротстве граждан во многом является попыткой разрешения нарастающей задолженности граждан по кредитам [9].

Институт несостоятельности (банкротства) является одним из инструментов макроэкономической политики государства, использование которого позволяет реализовывать то или иное направление развития как экономики, так и социальной деятельности [11].

Хотелось бы оценить принятые положения о банкротстве граждан по критерию его эффективности.

Доктор юридических наук Ю.А. Тихомиров предлагает для оценки качества закона в его концепцию закладывать:

- цель и предмет правового регулирования;

- круг лиц, на которых распространяется действие закона, и их правовой статус;

- место закона в системе действующего законодательства, положения иных нормативных правовых актов, на реализацию которых он направлен, и его значение для правовой системы;

- общую характеристику и оценку состо-

яния правового регулирования соответствующих общественных отношений, включая анализ действующих в этой сфере нормативных правовых актов, соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований;

- социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона [12].

Рассмотрим положения о банкротстве граждан с точки зрения его эффективности.

Цель правового регулирования: в доктрине существует два мнения, часть юристов считают, что законодательство о банкротстве имеет реабилитационную цель, которая направлена на экономическое восстановление должника, способствует возвращению должника в нормальную хозяйственную деятельность, а другие - что в результате банкротства в полном объеме должны быть удовлетворены требования кредиторов за счет имущества должника [10; 14].

На взгляд автора, оба мнения являются верными, а главная цель законодательства о банкротстве - это достижение баланса в интересах должника и кредитора, каждый из которых преследует свою цель.

Предмет правового регулирования: предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует положение о банкротстве граждан, в данном случае это общественные отношения в сфере конкурсного производства от возбуждения дела о банкротстве до его правовых последствий и ответственности за нарушение закона.

Субъекты правового регулирования и их статус: в данном случае можно выделить специального должника - это физическое лицо. Особенность его статуса заключается в достижении совершеннолетнего возраста и наличии задолженности более 500 тыс. руб. с просрочкой платежа более 3 месяцев. Также особенность имеется при взыскании задолженности за счет его имущества. Так, согласно ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливается перечень имущества должника - физического лица, на которое не может быть произведено обращение.

Новые положения о банкротстве граждан устанавливают статус нового субъекта - финансового управляющего; его назначает арбитражный суд, которому устанавливается фиксированное вознаграждение, и он обладает специальными правами и обязанностями, уста-

новленными ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Под правовое регулирование законодательства о банкротстве граждан попадают также:

- кредиторы, а это могут быть и физические, и юридические лица;

- государственные органы;

- третьи лица, чьи права могут быть затронуты конкурсным производством (сюда можно отнести и супругов, бывших супругов, детей, лица, чьи сделки оспорены);

- арбитражные суды;

- бюро кредитных историй.

Таким образом, круг лиц, задействованных в конкурсном производстве граждан, довольно широкий, и их статус определяется не только новыми положениями Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) «О несостоятельности (банкротстве)», но и другими нормативно-правовыми актами.

Место новых положений в системе действующего законодательства представляется следующим: специального закона о банкротстве граждан не существует. Положения о банкротстве граждан содержатся в различных нормативно-правовых актах, что свидетельствует о том, что данные отношения регулируются комплексно, новые положения находятся в межотраслевой связи и межотраслевом взаимодействии с другими нормами права [13].

Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования рассматриваемых общественных отношений показывает, что, например, принятый приказ об утверждении форм юридических документов устраняет только малую часть неопределенности. В Федеральном законе от 29.12.2014 г. № 476-ФЗ не дано определение реструктуризации и не прописан механизм, как ее правильно осуществить [7]. На практике реструктуризацию суд применяет в случае наличия источника дохода, а если доходов нет, назначает сразу реализацию имущества.

Можно выделить такую проблему в применении законодательства о банкротстве граждан, как недоступность судебного правосудия. Так, при рассмотрении дел о банкротстве физических лиц должен участвовать утвержденный судом финансовый управляющий с фиксированной единовременной оплатой труда в 10 тыс. руб., причем эту оплату должен производить должник. На практике некоторые должники столкнутся с тем, что не смогут оплатить все судебные расходы, связанные с процедурой банкротства, куда включаются услуги на представителя, государственная пошлина, оплата финансовому управляющему, - таким образом,

не каждому должнику процедура банкротства окажется доступной [8].

С другой стороны, на сегодняшний день итоги судебной практики показывают, что арбитражные управляющие не изъявляют желания вести дела о банкротстве граждан сроком от шести месяцев до трех лет за сумму 10 тыс. руб., а это значит, что многие дела о банкротстве не введены.

Во избежание злоупотреблений правом со стороны должников, которые могут договориться с фиктивными кредиторами о наличии задолженности для получения следующих преимуществ от возбуждения дела по банкротству:

- больше не начисляются штрафы и пени по долгам;

- останавливаются производства по исполнительным листам (кроме алиментов и выплат за причинение вреда здоровью);

- фиксируется процентная ставка по всем кредитам;

- необходимо установить положение о подтверждении задолженности только в судебном порядке.

Так, в ст. 213.4. Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что к заявлению о признании банкротом необходимо приложить документы, подтверждающие наличие задолженности, основание ее возникновения и неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. А это позволяет должнику представить любой документ на его усмотрение.

Такое положение, как оспаривание подозрительных сделок и сделок, влекущих предпочтение одного кредитора другому, может повлечь отмену сделок, заключенных за 1 год до процедуры банкротства, и затронуть права третьих лиц - приобретателей, поэтому необходим правовой механизм защиты прав третьих лиц и их имущества.

Для предотвращения завала арбитражных судов неправильными заявлениями необходимо организовать при судах или высших учебных заведениях бесплатные курсы о банкротстве граждан.

Дальнейшее развитие правовых отношений, регулируемых новым законодательством о банкротстве граждан, покажет судебная практика, которая начала свой отчет с 1 октября 2015 г. Нельзя оставлять без внимания оценку эффективности нового законодательства, которая включает в себя такие критерии: достигнута ли цель, поставленная законодателем; как повлияла реализация нового законодательства на социально-экономические, политические, юридические и иные последствия.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Рос. газ. 1994. 8 дек.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника: федер. закон от 29.12.2014 г. № 476-ФЗ // Рос. газ. 2014. 31 дек.

3. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ // Рос. газ. 1998. 20 янв., 21 янв.

4. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ // Рос. газ. 2002. 2 нояб.

5. О несостоятельности (банкротстве) предприятий: закон РФ от 19.11.1992 г. № 3929-1 // Рос. газ. 1992. 30 дек.

6. О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. № 29 // Хозяйство и право. 2005. № 2.

7. Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд

с заявлением о признании его банкротом: приказ Министерства экономического развития РФ от 05.08.2015 г. № 530 // Рос. газ. 2015. 4 сент.

8. Зыкина Т. Должникам закон не писан // Рос. газ. 2015. 9 апр.

9. Литовцева Ю. Значение банкротства граждан для бизнеса. URL: http://www. garant.ru/ia/opinion/author/litovceva/609342/ #ixzz3TM3h5LWP (дата обращения: 28.09.2015).

10. Пахаруков А.А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2003.

11. Скворцов О.О. Теоретические и практические проблемы применения процедуры финансового оздоровления в деле о несостоятельности (банкротстве) // Правоведение. 2010. № 2. С. 93-100.

12. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М., 2007.

13. Челышев М.Ю. Понятие формы и виды межотраслевых связей гражданского права. URL: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=515 (дата обращения: 25.02.2016).

14. Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. СПб., 1898.

САТДАРОВА Ландыш Минзагитовна - аспирант. Институт социальных и гуманитарных знаний. Россия. Казань. E-mail: slandish@mail.ru

SATDAROVA, Landysh Minzagitovna - Graduate Student. Institute for Social and Humanitarian Knowledge. Russia. Kazan. E-mail: slandish@mail.ru

УДК 342.4

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ И КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РФ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И.В. Семенова

Статья посвящена анализу взаимоотношений между Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации и определению путей дальнейшего развития их взаимодействия на современном этапе.

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ; конституционные (уставные) суды; право; компетенция; законодательство; субъекты РФ; судебная власть.

I.V. Semenova. THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CONSTITUTIONAL COURTS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE

The article is devoted to the analysis of the relationship between the Constitutional Court of the Russian Federation and constitutional courts of the subjects of the Russian Federation, and to determining ways of further development of their cooperation at the present stage.

Keywords: The Constitutional Court of the Russian Federation; constitutional courts; law; the competence; legislation; subjects of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.