Научная статья на тему 'Некоторые проблемы применения процедуры медиации в военных судах'

Некоторые проблемы применения процедуры медиации в военных судах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спор / судебная система / медиатор / Министерство обороны / военный суд. / dispute / judicial system / mediator / Ministry of Defense / military court.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. В. БойКова, Д. Г. Малючков

Концепция досудебного урегулирования спорных отношений, посредством процедуры медиации, полностью соответствует духу реформирования судебной системы Российской Федерации. Не являются исключением и военные суды. Однако, на практике, при всех положительных аспектах данной процедуры, процент дел, завершенных с ее использованием, остается крайне низким. В этой связи, в статье рассмотрен ряд проблем применения альтернативных процедур урегулирования споров военными судами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF APPLICATION OF MEDIA PROCEDURE IN MILITARY COURTS

The concept of pre-trial settlement of disputes through the mediation procedure is fully consistent with the spirit of reforming the judicial system of the Russian Federation. Military courts are no exception. However, in practice, with all the positive aspects of this procedure, the percentage of cases completed with its use remains extremely low. In this regard, the article considers a number of problems in the application of alternative dispute resolution procedures by military courts.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы применения процедуры медиации в военных судах»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ

В ВОЕННЫХ СУДАХ

А.В. Войкова1, д-р экон. наук, доцент

Д.Г. Малючков , майор, соискатель

Тверской государственный технический университет

Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (Россия, г.Тверь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11505

Аннотация. Концепция досудебного урегулирования спорных отношений, посредством процедуры медиации, полностью соответствует духу реформирования судебной системы Российской Федерации. Не являются исключением и военные суды. Однако, на практике, при всех положительных аспектах данной процедуры, процент дел, завершенных с ее использованием, остается крайне низким. В этой связи, в статье рассмотрен ряд проблем применения альтернативных процедур урегулирования споров военными судами.

Ключевые слова: спор, судебная система, медиатор, Министерство обороны, военный суд.

Военный суд, насчитывающий уже более чем столетнюю историю, занимает важное место в системе судом Российской Федерации. На данный момент им рассматривается значительное количество дел, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов военнослужащих.

В соответствии с Федеральным конституционныу законом Российской Федерации №1-ФКЗ от 23.06.1999 года «О военных судах Российской Федерации» «военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами» [1].

По состоянию на 31 декабря 2018 года в Российской Федерации функционировало 12 окружных (флотских) военных судов (9 окружных военных судов и 3 флотских военных суда); 2166 районных судов; 107 гарнизонных военных судов, в том числе 5 судов, находящихся в местах дислокации

российских войск за пределами территории Российской Федерации [2].

Военные суды рассматривают в отношении военнослужащих, бойцов Росгвар-дии, сотрудников ФСБ и МЧС административные, гражданские и уголовные дела, дела об административных правонарушениях и материалы о применении дисциплинарного ареста.

В последнее время проводится реформирование судебной системы Российской Федерации. Это коснулось и военных судов. В частности, в ходе масштабной реформы судов общей юрисдикции были созданы апелляционный и кассационный военные суды. Апелляционный военный суд будет рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на судебные акты окружных (флотских) военных судов. Кассационный военный суд может пересматривать решение Апелляционного военного суда.

Кроме организационных, происходят и процедурные изменения. В частности, проводится работа по внедрению в гражданский процесс новых процедур. Так, в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре

медиации)» урегулирование спорной ситуации возможно на основе взаимного согласия сторон в рамках процедуры медиации. При этом, роль посредника в достижения ими взаимоприемлемого решения, берет на себя специальное лицо - медиатор [4].

Несмотря на отмеченные в международной практике преимущества использования процедуры медиации, а именно, снижение судебных расходов и загруженности судей, практика медиации не получила широкого распространения. Причем, это характерно как для обычных, так и военных судов. Этому есть целый ряд причин, некоторые из которых рассмотрены ниже.

Во-первых, это низкая информационная активность государства по продвижению данной альтернативной процедуры урегулирования споров. Здесь можно также отметить и низкую просветительскую деятельность самих медиаторов. Поэтому, целесообразно разработать комплекс организационных мер, направленных на проведение агитационно-разъяснительной работы с населением. При этом, необходимо учитывать ограничения, предусмотренные ст. 30.1 ФЗ «О рекламе» [5].

Во-вторых, это недостаточное законодательное урегулирование процедуры медиации. Действительно, как отмечает большинство специалистов и практикующих медиаторов, в своей деятельности им приходится сталкиваться с целым спектром неурегулированных законодательно процессуальных вопросов. Отчасти, решить данную проблему, призван ряд изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации.

Так, Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждены поправки, расширяющие перечень способов урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в т.ч. примирения, осуществляемого при содействии суда [6].

Третьим фактором, сдерживающим более активное применение процедуры медиации, справедливо будет отметить свя-

занные с ней дополнительные расходы. Действительно, стороны неохотно идут на оплату услуг медиатора, оплату госпошлины.

В этой связи Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» определен дифференцированный размер возвращаемой истцу госпошлины в случае заключения мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в т. ч. по результатам проведения примирительных процедур [7].

В-четвертых, отсутствие традиций и порядка проведения примирительных процедур. Низкий уровень правовой культуры общества приводит к тому, что процедура медиации ошибочно воспринимается как нечто инородное и не заслуживающее доверия, поскольку существует не очень давно и не является государственной. Кроме того, и сами суды не до конца отработали технологию ее проведения. Например, в судах, элементарно, не предусмотрены помещения для размещения дежурных медиаторов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «О верховном суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур» от 23.06.1999 N З-ФКЗ был утвержден Регламент проведения судебного примирения, а также на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов будет сформирован список судебных примирителей [3].

Таким образом, в статье рассмотрены отдельные проблемные вопросы применения процедуры медиации военными судами РФ, а также возможные пути их решения.

Библиографический список

1. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 26.07.2019 N 1-ФКЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru

2. Интернет-портал Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: база данных содержит нормативные правовые акты, статистику Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.cdep.ru. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

3. Федеральный конституционный закон «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «О верховном суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур» от 23.06.1999 N 3-ФКЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru.

4. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru

5. Федеральный закон «О рекламе» от 22.02.2006 N 38-ФЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru

6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26.07.2019 N 197-ФЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru

7. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» от 26.07.2019 N 198-ФЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru

SOME PROBLEMS OF APPLICATION OF MEDIA PROCEDURE IN MILITARY

COURTS

A.V. Boikova1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor D.G. Malyuchkov , Major, Applicant 1Tver State Technical University

2Military Academy of Aerospac Marshal of the Soviet Union G.K. Zhukov (Russia, Tver)

Abstract. The concept of pre-trial settlement of disputes through the mediation procedure is fully consistent with the spirit of reforming the judicial system of the Russian Federation. Military courts are no exception. However, in practice, with all the positive aspects of this procedure, the percentage of cases completed with its use remains extremely low. In this regard, the article considers a number of problems in the application of alternative dispute resolution procedures by military courts.

Keywords: dispute, judicial system, mediator, Ministry of Defense, military court.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.