Некоторые проблемы при распоряжении недвижимым имуществом, находящимся в
собственности г. Москвы, а также возможные пути их решения Some problems of the real estate distributing, which is a part of the property of Moscow,
and ways of their solution
Q
УДК 332.7
Дуденков Егор Дмитриевич,
магистрант кафедры экономики недвижимости ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва
Dudenkov E.D.,
Аннотация. В предлагаемых тезисах кратко рассмотрены проблемы оборота объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности на территории города Москвы. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, дан ряд рекомендаций.
Summary. The proposed abstracts briefly discussed the problems of turnover of real estate objects that are federal property in the territory of the city of Moscow. The main regulatory legal acts are analyzed, a number of recommendations are given.
Ключевые слова: недвижимость, проблемы оборота недвижимости.
Key words: real estate, real estate turnover problems.
Конец двадцатого столетия ознаменован для Российской Федерации целым рядом крупнейших событий, приведших к тому, что в нашей стране было конституционально признано несколько форм собственности: федеральная, муниципальная и частная, чего не было в советское время, когда вся собственность принадлежала государству.
Однако такое разграничение форм собственности повлекло за собой появление новых проблем в сфере управления недвижимым имуществом. Постепенно, с течением времени многие из них были решены или при разрешении некоторых вопросов вытекали новые.
В рамках настоящей статьи предлагается рассмотреть недвижимое имущество, находящиеся в собственности города Москвы и представленное как муниципальной, так и федеральной собственностью.
На сегодняшний день столица нашей родины является крупнейшим финансовым центром в общероссийском масштабе, а рынок недвижимости играет существенную роль
экономике, так как объекты недвижимости, в частности земля, служат пространственным базисом для всей жизнедеятельности человека.
Согласно главе 4 Устава города Москвы собственность на территории города находится в совместном управлении Российской Федерации и города Москвы соответственно (федеральная и муниципальная). Отнесение государственного имущества к собственности города осуществляется на основании договора между Российской Федерацией и Москвой, и в соответствии с федеральным законодательством.
Как всем известно, согласно статье 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относят земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть перемещение объектов, расположенных на участке невозможно без нанесения им несоразмерного ущерба [1].
По нашему мнению, необходимо сделать акцент не только на объектах недвижимости, но и на проблемах, возникающих при обороте недвижимости, находящейся в собственности города Москвы.
Москва располагает немалой площадью - 2561,5 км2, треть от которой сосредоточена в пределах МКАД, включающей множество объектов надвижимости, включая и саму землю. Распоряжение данными объектами можно выделить в двух основных направлениях:
- приватизация городских муниципальных объектов недвижимости;
- вовлечение в хозяйственный оборот, путем передачи на праве оперативного управления/хозяйственного ведения государственным/ казенным учреждениям.
Одним из характерных отличий приватизации муниципального имущества от федерального является «масштаб» объектов, иначе говоря, на федеральном уровне рассматриваются имущественные комплексы, например, заводы или крупные предприятия, а на муниципальном относительно небольшие объекты как жилого, так и нежилого назначения. К примеру, каждый день на торгах муниципального уровня рассматривается несколько объектов недвижимого имущества как жилого, так и нежилого фонда. Приватизация крупных объектов, таких как заводы, предприятия, находящиеся в федеральной собственности, происходит несколько иначе и в других масштабах, преимущественно рассчитана на долгосрочную перспективу, например, распоряжение от 8 февраля 2017 г.
N 227-р Правительства Российской Федерации, на основании которого утверждена программа приватизации федерального имущества и основные направления приватизации на 2017-2019 годы.
Механизм приватизации в большей степени опирается на проведение аукционов и торгов, в которых определяется начальная цена, причем относительно невысокая, и задается шаг, затем проводятся аукцион, и определяется победитель.
При приватизации государственного имущества выделим несколько проблем:
- устаревшие нормы законодательства;
- земельные участки, требующие оформление прав (на что тоже необходимы средства).
Сегодня до сих пор действует Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.11.2000 № 903) без каких-либо поправок и изменений [2]. С учетом развития рынка недвижимости, требуют развития и поправок законодательные нормы.
Подойдем к общей проблеме реализации объектов недвижимости указанными ранее способами - проблема разграничения объектов, находящихся в федеральной собственности с объектами, включенными в муниципальную собственность города [3].
В начале 2000-х гг. на территории Российской Федерации проходил процесс передачи объектов государственной собственности органам муниципальной власти. Данный процесс периодически приостанавливался из-за возникающих споров между передающей и принимающей сторонами по следующим причинам:
- задержка при передаче/приеме объектов недвижимого имущества;
- отказ от объектов по причине их неудовлетворительного состояния.
Споры при задержке в приеме имущества носили кратковременный характер и вполне разрешались по ходу проведения передачи объектов недвижимого имущества.
В отношении объектов недвижимого имущества, находившихся в неудовлетворительном состоянии, органами местного самоуправления в итоге принималось решение о приеме. Учитывая это, не каждое заинтересованное лицо готово понести дополнительные траты на ремонт объектов.
В рамках данной статьи рассмотреть все проблемы вовлечения объектов недвижимости в оборот не удастся, приведены только самые явные из них. По нашему мнению, для разрешения данных вопросов необходимо дополнить и обновить законодательную базу проведения приватизации, а также выделить финансирование из федерального бюджета на приведение объектов недвижимости в удовлетворительное состояние и оформление прав на земельные участки.
Список использованной литературы
1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Российская Федерация. Законы. «Устав города Москвы». Закон города Москвы от 28.06.1995 (в редакции от 20.09.2017) [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 227-р (ред. от 31.12.2018) «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы» [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 (ред. от 29.11.2000) «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. http://www.economica-upravlenie.ru/content/view/415/206 — сайт экономического портала «Экономика и управление».
6. Фомин А.А., Шаповалов Д.А., Лепехин П.П. Создание общедоступных информационных систем управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 45.
7. Рубанов И.Н., Фомин А.А. Органическое сельское хозяйство: распространение и перспективы развития в Российской Федерации. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 6 (366). С. 50-55.
8. Рубанов Н.И., Фомин А.А. Рынок биопродуктов в растениеводстве. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 2.
9. Фомин А.А. Состояние и перспективы формирования экономических механизмов регулирования земельных отношений. Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 19.
10. Fomin A. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.
11. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. Macroeconimic factors in realizing export potential for animal production. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 4.
12. Volkov S.N., Fomin A.A. Provision of effective regulation of land relation and efficient agricultural land use. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 8.
13. Пантелеев А.А., Жадан А.В., Фомин А.А., Шаповалов Д.А. Методика и требования к проведению пилотных испытаний на промышленных предприятиях. В книге: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИИ материалы IX международной научно-практической конференции. 2016. С. 11-12.
14. Рубанов И., Фомин А. Рынок биопродуктов. Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 19.