Научная статья на тему 'Государственная кадастровая оценка земель как основа экономической составляющей государственного кадастра недвижимости'

Государственная кадастровая оценка земель как основа экономической составляющей государственного кадастра недвижимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный кадастр недвижимости / кадастровая оценка земель / экономическая основа.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакулина Анастасия Николаевна

В статье рассмотрены законодательные аспекты и функции кадастровой оценки, составляющие экономическую основу государственного кадастра недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бакулина Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная кадастровая оценка земель как основа экономической составляющей государственного кадастра недвижимости»

Государственная кадастровая оценка земель как основа экономической составляющей государственного кадастра недвижимости

УДК 528.44 Бакулина Анастасия Николаевна,

магистрант 1 года обучения направление «Землеустройство и кадастры» профиль «Кадастр недвижимости», ФГБОУВО ГУЗ, [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены законодательные аспекты и функции кадастровой оценки, составляющие экономическую основу государственного кадастра недвижимости.

Ключевые слова: государственный кадастр недвижимости, кадастровая оценка земель, экономическая основа.

В современном мире значительную роль начинают приобретать сведения о возможностях регулирования и совершенствования экономических условий. В связи с этим, объективно сказать о том, что своеобразная проблема стоит между государственным и рыночным регулированием рынка недвижимости, механизмом взаимодействия которого является Федеральный Закон «О государственном кадастре недвижимости».

Основную цель государственного кадастра недвижимости можно определить в соответствии с Федеральным Законом №221, как ведение «систематизированного свода сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений»[4].

Исходя из этого, следует отметить, что кадастр недвижимости, как систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе состоит из следующих частей:

- техническая;

- юридическая;

- экономическая.

Совокупность вышеизложенных частей обусловлена единой государственной политикой государства, а так же политикой государства в отношении земельных ресурсов, что позволяет сделать оценку кадастровой стоимости земель[1].

В законодательстве трактуется как о правовой, так и о технической стороне ведения государственного кадастрового учета недвижимости, принципами которых является непрерывность, единство и общедоступность сведений. Так же, законом предусмотрена значимость взаимосвязи и отдачи при ведении государственного кадастра с непосредственными лицами, которые заинтересованы в кадастровых сведениях.

Однако, Федеральный Закон «О государственном кадастре недвижимости» не отражает экономической части. Данное положение свидетельствует тому, что в последующей деятельности вероятно образование следующих проблем, а именно:

- дефицит высококвалифицированных оценщиков;

- несоответствие между результатами проведения кадастровых работ и рыночной оценки;

- отсутствие необходимого информационного обеспечения с целью проведения работ по определению кадастровой оценки;

- проверка результатов оценки.

Необходимо отметить, что земля является важнейшим аспектом для развития социальной и экономической отрасли государства, а ее важнейшие функции проявляются в культурном наследии, или физическом окружении, а так же в правах, обязательствах, то есть в экономическом положении[3].

За последнее время Российская Федерация существенно возросла в области подготовки необходимого законодательства, с целью превращения земли и недвижимости в непосредственный экономический фактор. После принятия федерального Закона «О внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов расширяется гражданский оборот земельных участков, земля все в большей степени становится товаром-объектом хозяйственного оборота».

Практика свидетельствует о важном факте, который включает землю в экономический оборот и изымает земельную ренту в пользу государства. Это является неоспоримым источником поступления денежных средств в бюджеты, благодаря которым финансируется образование, развитие инфраструктуры и прочих целей. Качественная оценка земли благоприятно сказывается на принятии результативных решений в области земельных отношений.

Существует неоспоримая теория экономистов и градостроителей о том, что отсутствие экономической оценки кадастровой и рыночной стоимости земли способствуют бесполезному землепользованию [2].

Можно сделать вывод о том, что государственная кадастровая оценка является основой государственного кадастра недвижимости, выполняя при этом следующие функции:

- фискальная;

- информационная.

Первая отвечает за формирование налогооблагаемой базы, которая указывает величину земельного налога.

Вторая же отражает экономический уровень оцениваемых земель. Она позволяет использовать конечную кадастровую оценку земли как инструмент управления рынком недвижимости.

Конечный результат кадастровой оценки крайне необходим для уточнения схем территориально-экономического зонирования, создания рынка земельных бумаг, определения прав собственности и прочей деятельности[2].

Именно на данном этапе кадастровая оценка земель служит важнейшим фактором объективного отражения ренты в оцениваемой категории земель. В современном мире невозможно воспринимать кадастровую оценку как связующее звено экономического регулирования рынка недвижимости. Это обуславливается рядом неразрешенных проблем и невысоким качеством проведения государственной оценки, а так же отсутствия экономической части в Федеральном Законе «О государственном кадастре недвижимости».

Подводя итог, следует сказать о том, что экономические аспекты, которые составляют государственный кадастр недвижимости, требуют отклика и регулирования на уровне федерального значения и законодательства, а не только на уровне регулирования оценочной деятельности. Крайне необходима разработка принципов и подходов к государственной кадастровой оценке с целью совершенствования системы на уровне организации, проведения и получения обработки и результатов оценки[5].

Список использованной литературы

1. Москвин В.Н., Беристенов А.Т. Государственные и рыночные механизмы формирования оценочных показателей недвижимости на основе положений ГЗК // Геодезия и картография. — 2018. — № 2. — С. 65-68.

2. Петров В. И. Оценка стоимости земельных участков: учеб. пособие; под ред. М.А. Федотовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 224 с.

3. Рейнхольд Вессели. Развитие российской системы кадастрового учета как основы российской земельной реформы // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. -2016. — № 3-4 (28-29) Декабрь 2016.

4. Федеральный Закон от 24.07.2007 № 221 — ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

5. Москвин В.Н., Кузьминых В.Н. Внедрение результатов земельно-оценочных работ в систему экономического управления городских земель //. Науч. конгр. : сб. материалов в 7 т., 2015. Т. 2, ч. 2. — С. 103-106.

6. Фомин А.А. Разные корзины. Российская газета. 2012. С. 24.

7. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Выбор приоритетов земельной политики на Дальнем Востоке. Московский экономический журнал. 2016. № 2. С. 19

8. Рубанов И., Фомин А. Рынок биопродуктов. Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 5. С. 55-60.

9. Фомин А. К вопросу повышения эффективности и доступности полевых опрыскивателей Ростсельмаш на основе оценки информации об изменениях модельного ряда и локализации части производства на территории России. Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 60-61.

10. Рубанов И., Фомин А. Рынок биопродуктов. Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 19.

11. Пантелеев А.А., Жадан А.В., Фомин А.А., Шаповалов Д.А. Методика и требования к проведению пилотных испытаний на промышленных предприятиях. В книге: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИИ материалы IX международной научно-практической конференции. 2016. С. 11 -12.

12. Экономические преобразования в земельно-имущественном комплексе России: анализ и пути решения. Сборник научных статей и тезисов Международной научной-практической конференции / 2017.

13. Volkov S.N., Fomin A.A. Provision of effective regulation of land relation and efficient agricultural land use. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 8.

14. Tikhomirov A.I., Fomin A.A. Macroeconimic factors in realizing export potential for animal production. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 3. С. 4.

15. Fomin A. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.

16. Фомин А.А. Состояние и перспективы формирования экономических механизмов регулирования земельных отношений. Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 19.

17. Рубанов Н.И., Фомин А.А. Рынок биопродуктов в растениеводстве. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 2.

18. Рубанов И.Н., Фомин А.А. Органическое сельское хозяйство: распространение и перспективы развития в Российской Федерации. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 6 (366). С. 50-55.

19. Фомин А.А., Шаповалов ДА., Лепехин П.П. Создание общедоступных информационных систем управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.