Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования использования специальных химических веществ и химических ловушек в оперативно-розыскной деятельности'

Некоторые проблемы правового регулирования использования специальных химических веществ и химических ловушек в оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4133
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / ХИМИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОРД / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / SPECIAL CHEMICAL SUBSTANCES / CHEMICAL TRAPS / CRIME DETECTION (OPERATIVE-INVESTIGATION ACTIVITY) / CRIME DETECTIVE (OPERATIVE INVESTIGATION) AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тамбовцев Андрей Иванович, Любас Родион Андреевич

В статье проводится исследование правового статуса и современной практики использования специальных химических веществ в оперативно-розыскной деятельности. Авторы констатируют, что современное российское законодательство, регламентирующее деятельность полиции и её оперативных подразделений, не содержит положений, определяющих возможность и порядок использования специальных химических веществ в борьбе с преступностью, что делает полемичными их легитимность и доказательственную ценность результатов применения. В заключение авторы предлагают собственные подходы к решению некоторых выявленных ими проблем правового регулирования использования специальных химических веществ в ОРД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of the juridical regulating of the special chemical substances and chemical traps using in the crime detection

The article is devoted to the scientific research of the juridical statute of the special chemical substances, chemical traps and practice of the it’s using in crime detection and law enforcement. The authors concern the recent Russian law enforcement legislation doesn’t contain articles regulating the possibility and procedure of special chemical substances using in crime struggle. In conclusion authors suggest the own ways of solutions of the revealed problems.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования использования специальных химических веществ и химических ловушек в оперативно-розыскной деятельности»

о <N

LO

s

\o л

Криминалистика, криминология и оперативно-розыскная деятельность УДК - 343

А. И. Тамбовцев, Р. А. Любас

ТАМБОВЦЕВ Андрей Иванович

Начальник кафедры ОРД в ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции

S Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

о Тел.: 8 (812) 744-96-37 E-mail: bestcopat@mail.ru

,-j TAMBOVTSEV Andrei Ivanovich

p? Head of the department of OSA in the police department of Saint-Petersburg University of MIA of Russia,

S Candidate of Juridical Sciences, Associate professor, police colonel

g Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1

Ph.: +7 (812) 744-96-37 E-mail: bestcopat@mail.ru

H

S о

л ЛЮБАС Родион Андреевич

s £

о «

о

Оперативный уполномоченный по раскрытию тяжких преступлений

отдела уголовного розыска Санкт-Петербургского линейного управления МВД России на транспорте Адрес: Россия, 191036, Санкт-Петербург, ул. Полтавская, д. 9 Тел.: 8 (812) 457-49-97 E-mail: mazyr888apple@yandex.ru

LUBAS Rodion Andreyevich

Operational Commissioner for the disclosure of serious crimes of the criminal investigation department of the Saint Petersburg

linear department of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport Address: Russia, 191036, Saint-Petersburg, Poltavskaya str., 9 Ph.: +7 (812) 457-49-97 E-mail: mazyr888apple@yandex.ru

Некоторые проблемы правового регулирования использования специальных химических веществ

св

U и химических ловушек в оперативно-розыскнои деятельности

Some problems of the juridical regulating of the special chemical m substances and chemical traps using in the crime detection

В статье проводится исследование правового статуса и современной практики использования специальных химических веществ в оперативно-розыскной деятельности. Авторы констатируют, что современное российское законодательство, регламентирующее деятельность полиции и её оперативных подразделений, не содержит положений, определяющих возможность и порядок использования специальных химических веществ в борьбе с преступностью, что делает полемичными их легитимность и доказательственную ценность результатов применения. В заключение авторы предлагают собственные подходы к решению некоторых выявленных ими проблем правового регулирования использования специальных химических веществ в ОРД.

Ключевые слова: специальные химические вещества; химические ловушки; оперативно-розыскная деятельность; органы, осуществляющие ОРД; оперативные подразделения.

The article is devoted to the scientific research of the juridical statute of the special chemical substances, chemical traps and practice of the it's using in crime detection and law enforcement. The authors concern the recent Russian law enforcement legislation doesn't contain articles regulating the possibility and procedure of special chemical substances using in crime struggle. In conclusion authors suggest the own ways of solutions of the revealed problems.

Keywords: special chemical substances; chemical traps; crime detection (operative-investigation activity); crime detective (operative investigation) agencies.

Деятельность правоохранительных органов в целом и полиции, в частности, а также её оперативных подразделений как наиболее эффективного инструмента воздействия на преступность, требует использования широкого перечня специальной техники и средств вообще и специальных средств оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), в частности. Это, в свою очередь, предполагает использование и специальных химических веществ (далее - СХВ) как разновидности, составного элемента или расходного компонента специальной техники. Они могут быть различного функционального предназначения и потому различного состава, консистенции, с различными физическими и химическими свойствами. Некоторые из них предназначены для применения в химических реакциях при производстве отдельных видов криминалистических экспертиз, другие служат для маркировки объектов, третьи обеспечивают процесс сле-дообразования, четвёртые являются средством прямого воздействия на человека или животное, пятые используются при подготовке и проведении ОРМ и т.д. Несомненно, что при огромной вариативности свойств СХВ, обусловленных целями применения, их химический состав, производство, хранение и применение должны быть абсолютно безопасными для людей и окружающей среды во всем её многообразии, а документальное оформление процесса и результатов использования должно иметь чёткую нормативную регламентацию.

Необходимость теоретического осмысления юридического статуса специальных химических веществ обуславливается, на наш взгляд, не только объективными требованиями развитого правового общества к своему законодательству. Вторая причина исследования в том, что специальные химические вещества традиционно и успешно используются при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как «Оперативный эксперимент», «Контролируемая поставка», «Проверочная закупка» для выявления и документирования тяжких преступлений имущественного, экономического, коррупционного характера, незаконного оборота наркотиков и оружия и др. Однако правоприменительная и судебная практика наглядно свидетельствует, что именно по таким преступлениям сторона защиты наиболее часто оспаривает результаты ОРМ. Это обусловливает необходимость разработки научно-обоснованного алгоритма подготовки, проведения и оформления самих ОРМ, а также порядка применения в ходе их проведения специальных химических веществ, что не только легитимизирует сам факт и процедуру их использования, но и, как следствие, исключит или хотя бы минимизирует вероятность признания полученных с их помощью доказательств ничтожными.

Целью настоящей статьи является изучение правовой основы и легитимности использования специальных химических веществ полицией, её оперативными подразделениями и иными правоохранительными органами.

При активном и длительном (на протяжении нескольких десятилетий) использовании специальных химических веществ правоохранительными органами вообще и их оперативными подразделениями, в частности, авторам не удалось найти док-тринальных научных работ по использованию специальных химических веществ в непосредственно правоприменительной и особенно в оперативно-розыскной деятельности, что лишь подтверждает актуальность статьи и необходимость исследования данной сферы. До принятия закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» использование СХВ в правоохранительной деятельности регламентировалось исключительно ведомственными нормативными правовыми актами. Упомянутый закон впервые декларировал право милиции использовать специальные окрашивающие вещества как разновидность специальных химических веществ. Современное российское законодательство (в нижеприведенном перечне) по-прежнему не содержит положений, непосредственно регламентирующих использование СХВ в правоприменении. В обстановке отсутствия единого понятийного аппарата, конкретных нормативных предписаний, с одной стороны, и наличия ряда аутентичных, порой противоположных авторских взглядов на сущность и определение понятия «специальные химические вещества» (представляют ли они разновидность специальных средств, вид специальной техники, вид оперативной техники и др.), с другой стороны, правоприменитель вынужденно сталкивается с необходимостью субъективного, а значит, не всегда правильного толкования законов и ведомственных приказов, регламентирующих данную сферу. В то же время большинство современных учебников и научных работ по уголовному процессу вполне естественно не раскрывают оперативно-розыскной аспект применения специальных химических веществ, а использование технических средств (которые гипотетически охватывают и СХВ) рассматривается в них достаточно условно, без видовой и функциональной конкретики, в контексте деятельности специалиста (как правило -эксперта-криминалиста) и проведения отдельных следственных действий [1; 2]. Аналогичная ситуация с учебниками по криминалистике - они рассматривают химические вещества исключительно в контексте использования криминалистической техники, что, конечно же, не отражает специфики применения СХВ в оперативно-розыскных целях [3; 4; 5].

Учебная литература по оперативно-розыскной деятельности [6, с. 222-226; 7, с. 92-99] сфокусирована более на функциональных категориях технических средств ОРД и даёт лишь обобщённую информацию о видах специальных химических веществ оперативно-розыскного назначения. Изученные авторами работы «закрытого» характера в большинстве своём имеют сугубо прикладной характер, но также не раскрывают правовой аспект. Многие из них изданы ещё до принятия закона об ОРД, и потому нуждаются в серьёзной переработке и актуализации [8]. Учебники и учебные пособия по специальной технике ОВД [9; 10; 11] отражают вопросы классификации, функциональных качеств, химического состава и тактики использования СХВ, без описания их юридического статуса и правовых проблем применения.

Однако полное функциональное соответствие целям и задачам правоохранительной деятельности и детально разработанная процедура применения специальных химических веществ могут быть ничтожными при отсутствии самой легитимной возможности их использования. А именно, это и должно быть осуществлено действующим законодательством. Насколько же реализован данный постулат?

Деятельность иных субъектов оперативно-розыскной деятельности, использующих специальные химические вещества в своей практике, регламентируется кроме федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными федеральными законами. Логично предположить, что правовая регламентация процессуального и оперативно-розыскного использования указанного «химического» инструментария должна найти своё адекватное отражение именно в этих нормативных правовых актах. Правоприменителям должен быть предоставлен конкретный понятийный аппарат и процедурные предписания, определяющие единый правовой статус специальных химических веществ и исключающие множественность правового толкования. В контексте темы статьи всестороннему анализу была подвергнута Конституция Российской Федерации и следующие нормативные правовые акты, прямо или опосредованно могущие иметь отношение к регламентации использования специальных химических веществ в целях правоохраны и судопроизводства:

1. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (отмененный).

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности».

3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

5. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

6. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране».

7. Федеральный закон от 10 января 1996 г № 5-ФЗ «О внешней разведке».

8. Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

9. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

11. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.

12. Уголовно-исправительный Кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 № 1-ФЗ.

13. Приказ МВД России от 11 сентября 1993 г. № 423 «Об утверждении инструкции о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной частной собственности и собственности общественных объединений (организаций)».

Проведённый анализ вышеперечисленных федеральных законов категорически свидетельствует о наличии правового пробела в законодательном регулировании использования специальных химических веществ в деятельности не только полиции и её оперативных подразделений, но всех субъектов ОРД и правоохранительных органов вообще. Ни один из указанных законов не содержит в своих текстах термин «специальные химические вещества» или его фразеологические производные. Использование химических веществ опосредованно предполагается лишь из расширенного толкования норм федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Ст. 9 «Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе» данного закона допускает «применение физических, химических, биологических методов при проведении исследований», что косвенно может свидетельствовать об использовании химических веществ (реагентов) в экспертной деятельности. Длительная и результативная практика использования химических субстанций (порошков, жидкостей, аэрозолей и даже испарений химических элементов) для выявления и фиксации разнообразных следов (пальцев рук, крови, биологических жидкостей и пр.) при производстве следственных действий, хотя детально и не регламентирована в УПК РФ и указанном законе, но тем не менее общепризнанна легитимной. Правда, это касается деятельности экспертно-криминалистических, а не оперативных подразделений. Другим опосредованным указанием на возможность применения СХВ является положение ч. 2 ст. 21 «Применение специальных средств» закона «О полиции», дающее полиции право использовать «специальные окрашивающие и маркирующие вещества», которые тоже условно можно считать разновидностью специальных химических веществ. Иных прямых указаний на использование специальных химических веществ в правоприменительной деятельности российское законодательство не имеет.

В то же время законы об ОРД, о полиции, о Федеральной службе безопасности, о государственной охране и Уголовно-исполнительный кодекс содержат в своих текстах такие термины, как «технические средства», «специальные средства», а закон о внешней разведке содержит термины «негласные средства» и «средства разведывательной деятельности». При этом содержание данных терминов не раскрывается, что допускает их смысловую вариативность и нарушает основополагающий принцип нормотворчества о необходимости использования терминов с чётким и строго очерченным смыслом и единстве применяемой в законодательстве терминологии [12, 23]. Вышеизложенное вынуждает правоприменителей на персональное толкование положений федеральных законов, регламентирующих применение специальной техники и средств, в т.ч. СХВ, что, естественно, влечёт субъективизм правовой интерпретации 135 -

(33 гъ

0

н

1

*

С р

I

*

н

СТ\

у тз

м

о «

о м

0 у

1

X

(33 й

Р

о о п

2

О

о

СЧ

и и с с о

О!

«

ер

о к с

г р

р

т к н а

и

к и н

т

ер

Криминалистика, криминология и оперативно-розыскная деятельность

и определённую предвзятость как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.

Необходимо указать, что Конституция Российской Федерации гарантирует безопасность личности, в т.ч. от неправомерного или случайного применения в отношении законопослушного лица каких-либо химических веществ. По нашему мнению, на это опосредованно указывает совокупность положений ст. 21, 22 и 42, соответственно, определяющих, что «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам», «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» и «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [13].

Хотя и косвенно, но декларированное таким образом в Конституции право человека быть защищённым от неправомерного или случайного воздействия специальных химических веществ, в т.ч. как разновидности правоохранительного инструментария, находит своё дальнейшее выражение в ряде федеральных законов.

Совокупность п. 33 ст. 13 «Права полиции», ч. 2 ст. 18 «Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» закона о полиции и ст. 6 «Оперативно-розыскные мероприятия» закона об ОРД воплощает данное положение Конституции в возможность полиции вообще и субъектов ОРД, в частности, использовать в своей деятельности технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде, разрешённые к использованию Правительством Российской Федерации и внесённые в соответствующий «Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» [14]. Полагаем, что акцент нормотворцев на безопасном характере используемых средств априори предполагает правомерность их использования. А включение в упомянутый Перечень должно придавать техническому и химическому инструментарию правоохранительных органов определенную государственную гарантию безопасности.

Однако анализ рассматриваемых норм и названия и содержания данного документа (Перечня) позволяет усомниться в их юридической безупречности. Исходя из названия, в документе (и в положениях рассматриваемых статей) перечисляются «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности». Специальные химические вещества, будучи «средством ОРД», тем не менее не являются техническими средствами, то есть механическими приспособлениями - «характеризуемыми совокупностью функциональных и конструктивных признаков приборами, аппаратами, устройствами» [15, 293], хотя и могут являться необходимым расходным компонентом для их использования. К тому же их заявленное предназначение для «негласного получения информации» представляется полемичным как с позиции негласности, ибо их применение зачастую сочетает негласность начального этапа и гласность заключительного, так и с позиции получения информации, ибо в данном случае невозможно говорить об инструментальном восприятии и фиксации акустической, визуальной, электронной и любой иной информации, как, например, видеокамерой, диктофоном и пр.

Учитывая, что специальные химические вещества, по сути, есть средства маркировки и выявления объектов для их идентификации или аутентификации, определения местоположения и создания условий принудительного эффективного следообразования [16, с. 399; 17, с. 68], следует признать, что они не охватываются ни одним из видов специальных средств, упомянутых в Перечне.

1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.

3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.

4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.

5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.

6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.

7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.

8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.

9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств её хранения, обработки и передачи.

10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.

Таким образом, можно констатировать, что использование специальных химических веществ в настоящее время фактически является неправомерным и нуждается в легитимизации.

Кроме вышеизложенного, авторы видят ещё одну проблему, связанную с рассматриваемым Перечнем и федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Ни данный закон, ни Перечень прямо не регламентируют вопросы приобретения и использования СХВ (как и всего иного, упомянутого в Перечне) зарубежного производства. В связи с этим может возникнуть вопрос о правомерности использования подобюного СХВ, например, при проведении такого оперативно-розыскного мероприятия, как внешняя или транзитная «Контролируемая поставка», что поставит под объективное сомнение результаты всего ОРМ. Однако это, по мнению авторов, представляет собой тему для отдельного научного осмысления и далее рассматриваться не будет.

Дальнейшее развитие возможность использования СХВ органами правопорядка находит в предписаниях п. 10, 11 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 21 «Применение специальных средств» закона о полиции, закрепляющих применение сотрудником полиции лично или в составе подразделения специальных окрашивающих и маркирующих средств для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения, для защиты охраняемых объектов». Однако при всей актуальности этого положения его толкование представляется нам весьма неоднозначным.

Во-первых, отсутствие единого понятийного аппарата вносит определённую терминологическую путаницу. В соответствии с ч. 2 данной статьи, «специальные окрашивающие и маркирующие вещества» являются разновидностью специальных средств. Традиционно под специальными средствами понимаются средства активной обороны, специальные палки, средства ограничения подвижности, светошумовые и электрошоковые устройства и др. Именно это и отражено в ч. 1 и 2 ст. 21 «Применение специальных средств» и ст. 22 «Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств». В противовес сказанному специальные химические вещества являются одним из основных видов оперативной техники, а именно - средствами создания условий получения информации [6, с. 222].

Во-вторых, данное положение федерального закона, перечисляя конкретные категории химических веществ, а именно - окрашивающие и маркирующие, тем самым (при буквальном толковании нормы) запрещает использование любых других по назначению химических веществ. Учитывая функциональное многообразие (запаховые, красящие, люминесцентные, индикаторы и др.) современных СХВ [11, с. 11-26], следует признать данную норму не соответствующей требованиям реальной правоприменительной оперативно-розыскной практики. Это отражает недоработку законодателей, нуждающуюся в последующей коррекции. Решением данной проблемы может быть обобщённое упоминание или наоборот детализированный перечень современных СХВ в статье федерального закона.

В-третьих, рассматриваемое положение не учитывает всех направлений деятельности полиции, а именно, предупреждение преступлений и выявление лиц, их подготавливающих, документирования преступной деятельности, что также должно найти своё отражение в дальнейших редакциях закона.

В-четвертых, из контекста рассматриваемых ст. 21 и 22 закона «О полиции», по субъективному мнению авторов, следует, что речь идёт не о специфической деятельности оперативных подразделений в борьбе с преступностью, а

о случаях использования специальных окрашивающих и маркирующих средств подразделениями специального назначения в борьбе с массовыми нарушениями общественного порядка для окрашивания членов агрессивной толпы (в т.ч. путём отстрела красящих веществ из специального оружия) и последующего их выявления и задержания. Спецификой подобных случаев использования СХВ является их «демонстративно открытое» (гласное) применение в отношении участников массовых беспорядков, Кроме того, что краска на теле и одежде нарушителя позволяет выявить его в толпе, немаловажную роль тут играет и психологический фактор, важный для борьбы с массовыми беспорядками - фигурант понимает, что наличие на нём краски прямо свидетельствует о его причастности к правонарушению, может повлечь уголовную ответственность, и вынуждает его прекратить противоправные действия и покинуть место массовых беспорядков, что способствует рассредоточению толпы как одной из решаемых задач. В оперативно-розыскной практике (в процессе проведения соответствующих ОРМ) специальные химические вещества используются в основном негласно (до определенного момента) и нацелены на выявление и документирование преступной деятельности лиц, создание условий для следообразования и последующее обеспечение процесса доказывания и имеет свою процедуру оформления.

В-пятых, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 21 «Применение специальных средств» закона о полиции специальные окрашивающие и маркирующие средства являются подвидом специальных средств. В соответствии с положениями ст. 22 «Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств» закона о полиции, сотруднику полиции запрещено применять специальные средства «в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц...». Отсутствие каких-либо уточнений относит к этому запрету специальные окрашивающие и маркирующие средства. Однако, хотя статистика по данному аспекту авторами не обобщалась, их личный опыт свидетельствует о нередкой причастности к совершению карманных краж именно перечисленных категорий лиц - малолетних детей (6-14 лет и старше), а также беременных (и выдающих себя за беременных) женщин, в основном цыганок. Указанное ограничение формально запрещает использование СХВ при проведении любых оперативно-розыскных мероприятий в отношении указанных лиц, что подтверждает насущную необходимость отдельной правовой регламентации указанного аспекта - применение СХВ в оперативно-розыскных целях.

Рассматривая далее правовую регламентацию использования СХВ в борьбе с преступностью, можно констатировать, что нормы федерального закона о полиции находят свою реализацию в приказе МВД России от 11 сентября 1993 г. № 423 «Об утверждении инструкции о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных объединений (организаций)» [18] (далее - Инструкция). И хотя данный нормативный правовой акт был издан ранее, чем закон о полиции, не отражает современных социально-правовых, организационных и технических реалий её деятельности (т.е. морально устарел) и, несомненно, нуждается в переработке или замене, тем не менее в настоящее время он является единственным ведомственным документом, регламентирующим применение специальных химических веществ и, в частности, химических ловушек.

Изучая данный документ, можно отметить его важные в контексте темы статьи особенности. Как следует из самого названия Инструкции, цель использования химических ловушек - «раскрытие краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных объединений (организаций)». И в этом первый и, хотя и формальный, но, на наш взгляд, самый существенный недостаток Инструкции. В соответствии с таким названием она нацелена исключительно на борьбу с узким перечнем имущественных преступлений, игнорируя актуальную необходимость использования СХВ при проведении таких ОРМ, как «оперативный эксперимент», «проверочная закупка», «контролируемая поставка» для выявления и раскрытия таких распространённых сегодня преступлений, как незаконный оборот наркотиков, оружия, контрафактной продукции, контрабанда, дача и получение взятки, вымогательство и пр.

Далее, как опять же следует из названия Инструкции, химловушки предназначены для «раскрытия краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной,

частной собственности.». Очевидно, что карманные кражи, бесспорно, являются кражами имущества, находящегося в частной собственности, а значит, химические ловушки могут быть использованы при их выявлении и раскрытии. К тому же Инструкция прямо этого не запрещает. Но в то же время п. 3 гласит, что «блокировке ловушками подлежат объекты сосредоточения товарно-материальных ценностей (склады, базы, магазины, аптеки и другие помещения), а также места временного хранения денежных средств (сбербанки, кассы предприятий, учреждений, коллективных хозяйств и других организаций), с согласия собственника или уполномоченного им лица». Таким образом, среди перечисляемых объектов возможной установки химических ловушек нет объектов для раскрытия карманных или квартирных краж - жилые и нежилые помещения, одежда и личные вещи (сумки, портфели и пр.) частных лиц. Косвенно это ограничивает сферу их применения.

Однако в противовес сказанному выступает совокупность примечания к п. 6 и п. 12 Инструкции. Примечание гласит, что «при проведении мероприятий службой криминальной милиции сотрудники оперативных подразделений могут установить комплекты ловушек для решения своих оперативно-тактических задач». А п. 12 Инструкции определяет, что «использование ловушек при проведении разовых оперативно-розыскных мероприятий осуществляется с разрешения начальника органа внутренних дел или его заместителя по криминальной милиции».

Игнорируя имеющуюся в Инструкции устаревшую должностную терминологию, связанную с произошедшей в МВД России реорганизацией и штатными изменениями и учитывая, что при выявлении и раскрытии карманных краж допустимо применение такого ОРМ, как «оперативный эксперимент», рассматриваемые положения примечания к п. 6 и п. 12 Инструкции можно считать косвенным разрешением на использование химловушек при проведении данного (как впрочем, и любых иных) ОРМ. В то же время нужно признать, что правоприменительная практика последних двух десятилетий наглядно показывает отказ оперативных сотрудников от использования химических ловушек при выявлении и раскрытии карманных краж и других преступлений.

Тут необходимо пояснить, что химические ловушки могут быть двух типов - активные, т.е. срабатывающие на выброс (выстрел, распыление, выплёскивание и пр.) химического вещества непосредственно при её активации, и пассивные, предназначенные для статичного расположения на объекте и рассчитанные на маркировку преступника при её непосредственном касании. Особенность химических ловушек активного типа в том, что при их срабатывании выбрасываемое химическое вещество может случайно попасть не только на преступника, но и на находящегося рядом законопослушного человека. При этом химическое вещество может надолго окрасить открытые участки тела или одежду, приведя её окрашиванием в частичную или полную негодность.

Данная специфика нашла своё абсолютно адекватное отражение в п. 4 ст. 22 «Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств» закона о полиции. Согласно ему, установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц. Кроме того, согласно мнению абсолютного большинства сотрудников оперативных подразделений, работающих по раскрытию карманных краж большинства регионов России, уже в течение 5-10 лет прокуратура оспаривает законность применения активных химических ловушек в борьбе с карманными кражами именно на этом основании.

Однако изучение правовой основы использования специальных химических веществ и правоприменительной практики показывает полемичность подобного «запретительного» подхода к оценке возможности использования СХВ и легитимности результатов их применения.

Так, важнейшей причиной недопустимости применения СХВ, упомянутой в ФЗ о полиции, является вероятность того, что в ходе применения химических веществ вообще и химловушек, в частности, могут пострадать (быть окрашенными) посторонние законопослушные граждане, не причастные к правонарушению. Это следует признать совершенно правильным. В то же время ч. 3 ст. 6 «Оперативно-розыскные мероприятий» закона об ОРД и п. 33 ст. 13 «Права полиции» закона о полиции совокупно предоставляют сотрудникам полиции право использовать технические, специальные и иные средства (а значит, и СХВ), не наносящие ущерба жизни 137 -

(33 гъ

0

н

1

*

С р

I

*

н

р

СТ\ у

р

м

о «

о м

0 у

1

X

(33 й

Р

о о п

2

О

Криминалистика, криминология и оперативно-розыс

с^ и здоровью граждан и не причиняющие вреда окружающей 3 среде, умалчивая при этом о вреде имуществу (предметам ^ одежды, багажу, аксессуарам и иным личным вещам) граж-^ дан, тем самым формально допуская вынужденное причи-^ нение вреда именно имуществу третьих лиц. ^ Считаем, что имеется и иной аргумент полемичности

^ рассматриваемого запрета. Российское законодательство (а д именно, закон об оружии) предоставило гражданам право У применять имеющееся у них на законных основаниях оружие ^ для защиты жизни, здоровья и собственности, в т.ч. и газовое - «газовые пистолеты и револьверы, механические распыли-д тели, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами....». По аналогии се с соответствующими нормами закона о полиции и закона об <и ОРД, ч. 1 ст. 24 закона об оружии гласит, что применение ору-ти жия не должно причинять вреда третьим лицам. Характер и {р степень вреда не указаны, что может расцениваться как любой ве вред в любой (самой минимальной) степени. Однако следует ни признать, что даже абсолютно правомерное, избирательное (т.е. в отношении конкретного лица) применение газового го оружия в многолюдном месте (и особенно в закрытом по-§ мещении) объективно влечёт распространение реагента (газа гс или перцового аэрозоля) и его «пассивное» воздействие на ^ случайных лиц со всеми свойственными данному химиче-^ скому веществу негативными последствиями - слезотечение, ерт жжение, сбитое дыхание, временное ослепление, потеря те ориентации, и пр. даже по истечении длительного времени.

, При этом авторами не выявлено фактов обращения таких по-^ страдавших лиц в правоохранительные органы, прокуратуру § или суд с исками о причиненном им вреде. И если в данном О случае законом это косвенно допускается как некая крайняя ик необходимость, то почему запрещается в отношении СХВ ни при абсолютно аналогичных социально-гуманистических о целях - борьбе с преступностью? На наш взгляд, этот аспект вд использования СХВ не урегулирован законодательно и нуждается в доработке. Есть два возможных решения указанной проблемы, не исключающих друг друга.

Во-первых, полагаем, что подобные ситуации (случайное воздействие СХВ на посторонних лиц при срабатывании химической ловушки активного типа) должны априори расцениваться как крайняя необходимость, а возможные претензии случайно пострадавших от действия СХВ лиц о моральном и материальном вреде изначально адресоваться преступнику, инициировавшему химическую ловушку. Сделано это может быть непосредственно случайно пострадавшим лицом в процессе гражданского иска к преступнику либо инициативно органами предварительного расследования, что, на наш взгляд, отражало бы их заинтересованность в заглаживании вреда третьим лицам.

Во-вторых, практически для любого из вышеуказанных ОРМ, а также при выявлении (раскрытии, документировании) большинства ранее упомянутых преступлений совершенно безопасно для окружающих использовать химические ловушки пассивного типа, исключающие принудительный выброс красящего вещества и соответственно - вероятность окрашивания иных, кроме преступника, посторонних лиц. Помимо химических ловушек, наиболее рационально использовать специальные люминесцирующие карандаши (или иные маркеры) для пометки денежных купюр, помещаемых в кошелек-ловушку, или любых иных предметов, которые предположительно могут быть похищены. Тем самым в качестве доказательств может быть использован не только задокументированный факт обнаружения у лица предметов с соответствующей пометкой (например - «оперативный эксперимент» и т.п.), но также и выявление на руках заподозренного следов используемого СХВ.

Кроме вышеизложенного, в целях борьбы с кражами чужого имущества (квартирными, из садовых домиков, из погребов, гаражей и пр.) кражами и угонами автотранспорта считаем возможным установку по просьбе граждан химических ловушек и пассивного, и активного типов на объектах, принадлежащих им на праве частной собственности - дома, квартиры,

ая деятельность

дачные и садовые домики, гаражи, автомобили и пр. подобно установке охранных сигнализаций подразделениями вневедомственной охраны и частными охранными структурами. При этом исключено срабатывание химловушки иначе, как внутри соответствующего объекта при попытке противоправного проникновения на него или совершения кражи. Воздействие химловушки на посторонних лиц при этом невозможно в виду их отсутствия на объекте. В ином случае ответственность за последствия случайного срабатывания установленной химловушки и заглаживание причинённого вреда возлагается на владельца объекта, где она установлена, по аналогии с ответственностью за источник повышенной опасности.

В контексте вышеизложенного считаем нуждающейся в определенной доработке ч. 9 ст. 18 «Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» закона о полиции. Рассматриваемая норма гласит, что сотрудник полиции не несёт ответственности за вред, причинённый гражданам и организациям при применении специальных средств, если оно осуществлялось на законном основании и в соответствующем порядке. Однако указанное положение не уточняет категории пострадавших при этом граждан, допуская при этом причинение вреда третьим лицам. Признавая допустимость описанных ситуаций, их обусловленность крайней необходимостью и невиновность сотрудников полиции, тем не менее считаем обязательным указание в рассматриваемой норме на обязанность государства в возмещении вреда, причинённого третьим лицам, с последующим регрессным иском к виновным.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. В целях легитимизации возможности использования специальных химических веществ и химических ловушек в деятельности правоохранительных органов вообще и их оперативных подразделений, в частности, необходимо внести соответствующие изменения в федеральные законы, непосредственно регламентирующие данный аспект. Нижеизложенные положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» изложить в следующей редакции.

Часть 3 ст. 6: «В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъёмка, специальные химические вещества, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде».

Часть 6 ст. 6: «Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и специальных химических веществ не уполномоченными на то настоящим федеральным законом физическими и юридическими лицами».

Часть 7 ст. 6 :«Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за её пределы специальных химических веществ и специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

Часть 8 ст. 6: «Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, и специальных химических веществ устанавливается Правительством Российской Федерации».

Кроме вышеизложенного, необходима глубокая переработка действующей Инструкции о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных объединений (организаций) в целях приведения её в соответствие с нормами целого ряда федеральных законов и придания максимально прикладного организационно-тактического характера.

Список литературы

1. Уголовный процесс : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. П. Божьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Спарк, 2002. - 704 с.

2. Смирнов, А. В., Калинковский, К. Б. Уголовный процесс : учебник для вузов / под общ. ред. А.В. Смирнова. - СПб. : Питер, 2004. - 697 с.

3. Аверьянова, Т. В. Криминалистика : учебник / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Россинская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : Инфра-М, 2012. - 944 с.

Харламов В. С., Кочин А. А. Детская делинквентность и виктимность в семейной и внесемейной сфере.

td

4. Криминалистика. Углубленный курс : учебник / под общ. ред. А. Г. Филиппова. - М. : ДГСК МВД России, 2012. - 592 с.

5. Криминалистика : учебник / под общ. ред. О. В. Челышевой / СПб ун-т МВД России. - СПб. : ООО Н «Р-Копи», 2017. - 580 с. к

6. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность : учебник для вузов / Е. С. Дубоносов. - 4-е изд., перераб. С и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 442 с. н

7. Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел : учебник / под ред. З. Л. Шхагапсоева к и Н. П. Голяндина. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - 378 с. -

8. В виду несекретного формата статьи исходные данные об упомянутых работах не приводятся в соответствии с Я требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». е

9. Специальная техника органов внутренних дел : учебник для образовательных учреждений МВД России / под ред. б В. Л. Попова. - М. : ЦИиНМОКП МВД России, 2000. - 275 с.; Р

10. Специальные технические средства органов внутренних дел : учебное наглядное пособие / А. Г. Парадников, г И. В. Щеглов, А. С. Дубинин, Г. В. Шаламов - Омск : Омская академия МВД России, 2011. - 87 с. к

11. Грачев, Ю. А., Демидов, В. А. Специальная техника органов внутренних дел. Особенная часть : учебник / под ред. г В.А. Демидова. - СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, ООО «Р-Копи», 2016. - 232 с. У

12. Язык закона / под ред. А. С. Пиголкина. - М. : Юрид. лит., 1990. - С. 23 Н

13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок в к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля р 2014 г. № 11-ФКЗ).

14. Об утверждении Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспосо- Я бленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной а деятельности : постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770 // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 28. - Ст. 3382.

15. Оперативно-розыскная энциклопедия / авт.-сост. А. Ю. Шумилов. - М. : Изд-ль Шумилова И. И., 2004. - 364 с. й

16. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. р - М. : Инфра-М, 2008. - Х, 832 с.

17. Оперативно-розыскная деятельность : учебное пособие в схемах и определениях / под ред. Е. С. Дубоносова. -М., 2009. - 128 с. й

18. Об утверждении инструкции о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной частной собственности и собственности общественных объединений (организаций) : приказ МВД России от 11 сентября 1993 г. № 423.

УДК 343.85

В. С. Харламов, А. А. Кочин

ХАРЛАМОВ Валентин Станиславович

Доцент кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 E-mail: valentinx55@mail.ru KHARLAMOV Valentin Stanislavovich

Associate professor of chair criminology of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Candidate of Juridical Sciences, Associate professor

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1

E-mail: valentinx55@mail.ru

КОЧИН Андрей Анатольевич

Первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-24-39 E-mail: mail@univermvd.ru KOCHIN Andrey Anatolievich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Deputy chief of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1

Ph.: +7 (812) 744-24-39 E-mail: mail@univermvd.ru

Детская делинквентность и виктимность в семейной и внесемейной сфере в современной России

Children's delinquency and victimization in family relations and outside the sphere of the family at the modern Russia

В статье на основе анализа уголовной статистики представлена характеристика преступности среди несовершеннолетних в стране. Рассмотрены особенности виктимизации детей в семье и вне сферы семьи. Раскрыты доминирующие мотивы преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: посягательство, официальная статистика, преступность несовершеннолетних, детская виктимность.

The article presents the characteristic of juvenile delinquency in the country based on the analysis of criminal statistics. Considered the features of the victimization of children in the family and outside the sphere of the family. Disclosed the dominant motives of the criminal behavior of the juvenile delinquent.

Keywords: encroachment, official statistics, criminality of minors, children's victimization.

о 7

Дети - драгоценный резерв любой страны, её надежда ке детской делинквентности (криминальному поведению) и и будущее. От безопасности и благополучия подрастающего виктимности в современной России посвящена данная статья. поколения зависит судьба всего общества и стабильность го- Детская делинквентность. Подрастающему поколе -

сударства. В детстве, по сути, закладывается грядущее. Оцен- нию свойственна повышенная активность. Отклоняющееся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.