Самадов Бахтиёр Одилджанович,
кандидат юридических наук, завкафедрой коммерции и права Института экономики и торговли ТГУК
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правовые средства регулирования экономических предпринима-тельских отношений в целом обеспечивают создание правового режима осуществления предпринимательской деятельности. Установление норм, правил, стандартов поведения предпринимателей в рамках своей экономической деятельности, осуществление контроля за соблюдением этих правил, а также применение мер ответственности в случае нарушения установленного правопорядка, прав и интересов других лиц являются основным направлением в правовом регулировании предпринимательской (хозяйственной) деятельности.
В юридической литературе четко отмечается, что ответственность является необходимым элементом системы средств правового регулирования предпринимательской деятельности, которая обеспечивает соблюдение предпринимателями норм права. Установление мер ответственности предпринимателя за ненадлежащее исполнение своих обязанностей оказывает значительное влияние на содержание правового статуса предпринимателя, которое ограничивается определенными принципами и целями установления и применения ответственности [8; 11; 12].
Как правило, нормы права должны быть снабжены инструментом, побуждающим субъектов действовать в соответствии с законом, а в случае отклонения от предписанного - подвергать участников правоотношений неблагоприятным последствиям.
Субъект предпринимательской (хозяйственной) деятельности, осуществляя хозяйственную деятельность, должен нести юридическую ответственность как за отдельные допущенные им правонарушения, так и за отрицательные результаты своей деятельности в целом. В связи с этим вызывает интерес не ответственность вообще, а некоторые особенности реализации ответственности в предпринимательских правовых отношениях.
Ответственность в предпринимательской сфере полностью не изучена. В
юридической литературе она обозначается такими терминами, как «хозяйственная ответственность», «юридическая ответственность за хозяйственные правонарушения», «ответственность за правонарушения в сфере экономики», которые, по сути, являются синонимам [9,115-120; 13, 248-265; 16, 136-137].
Как правило, право предпринимателя представляет собой выражение и конкретизацию в правовых нормах принципа свободы предпринимательства. Конечно, это необходимо в целях защиты интересов предпринимателя при осуществлении им своей деятельности. Ответственность является необходимым элементом системы средств правового регулирования предпринимательской деятельности, который обеспечивает соблюдение предпринимателями норм права. Предпринимательская (хозяйственная) ответственность - вид неблагоприятных последствий, заключающийся в лишении правонарушителя (изъятии у него) имущества, а также в запрещении, прекращении права на осуществление предпринимательской деятельности, принудительной реорганизации или ликвидации юридического лица [14, 461].
Предпринимательская ответственность в целом зависит от нормального государственного регулирования такой деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно - правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применении мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.
Государственное регулирование в целом представляет собой практическую реализацию всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Следует согласиться с критикой точки зрения авторов о том, что «... и государственное управление и государственное регулирование - лишь обобщенные варианты практической реализации исполнительной власти» [6, 21; 15, 399].
Как правило, законодательная, исполнительная и судебная власти призваны гарантировать компетентное регулирование общественных отношений, предпринимательских правовых отношений, а также отношений, возникающих с государственным управлением и регулированием, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Следует отметить, что, к сожалению, высокий уровень коррупции в органах исполнительной власти, в том числе в процессе осуществляемого ими контроля за предпринимательской деятельностью, свидетельствует о недостаточности контроля за деятельностью самих органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Ответственность возникает в случае нарушения обязательства в сфере предпринимательской деятельности. Как предусмотрено в статье 330 ГК РТ, «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с
условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов». Здесь следует дополнить, что несвоевременное и ненадлежащее исполнение обязательств впоследствии может привести к неблагоприятным последствиям. Содержание норм настоящей статьи ГК РТ имеет поле действия также и в отношении всех государственных органов, должностных лиц государственных органов, которые реализуют государственное управление и государственное регулирование предпринимательской деятельности.
В течение последних лет в стране принят ряд законов, нормативноправовых актов, регулирующих предпринимательскую (хозяйственную) деятельность. Почти все законы, нормативно-правовые акты имеют специальную главу «Ответственность за нарушение закона».
Так, например, закон, который регулирует осуществление предпринимательской деятельности - «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» [4] от 2002 года предусматривает такие статьи об ответственности, как: ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации (ст. 10); общие основы и ответственность за неправомерное воспрепятствование предпринимательской деятельности (ст. 30); ответственность за нарушение установленного порядка проверки предпринимательской деятельности (ст. 31); ответственность за нарушение настоящего закона (ст. 32.)
Если с правовой точки зрения рассмотреть содержание статей настоящего закона, то можно прийти к выводу, что закон направлен на соблюдение этих норм юридическими лицами - индивидуальными предпринимателями. Например, содержание заключительной части статьи 32 закона указывает, что за нарушение настоящего закона юридические и физические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Хотя статьи 31 и 32 закона подчеркивают, что государственные органы либо их должностные лица, действия которых ведут к невозможности осуществления свободной предпринимательской деятельности, к ограничению ее объема, сферы распространения ее отдельных видов и иных сфер предпринимательства, привлекаются к установленной законодательством Республики Таджикистан ответственности. Но, как показывает практика судов, экономического суда, дела о привлечении к ответственности государственных органов либо их должностных лиц, действия которых ведут к невозможности осуществления свободной предпринимательской деятельности, свободному развитию конкуренции на рынках, не рассматриваются. Возможно, и практика судов не знает такого рода прецедентов.
В своем ежегодном послании Парламенту страны 20.04.2012. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подчеркнул, что «... с целью дальнейшего развития предпринимательской деятельности и совершенст-
вования законодательства в скором времени необходимо разработать проект и принять закон «О государственной защите и поддержке предпринимательства» в новой редакции» [2].
Ежегодное послание Президента законодательному органу, Маджлиси Милли и Маджлиси Намояндагон - это, прежде всего, правовой документ, где определяются и указываются основные, важнейшие направления развития государственного строя, экономической политики в стране в целом. И правовой документ, в соответствии с которым ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - принимают в свое особое внимание реализацию в жизнь направлений, определяемых главой государства. А для реализации в жизнь определений и указаний главы государства существуют все основания [18, 66-67].
Законодательному органу страны необходимо, в силу реализации указаний главы государства, предусмотреть механизмы и закрепить нормы, обеспечивающие реализацию ответственности в сфере осуществления свободной предпринимательской деятельности таким образом, чтобы могли быть учтены и защищены частно-правовые и публично-правовые интересы.
В правовом массиве регулирования предпринимательской деятельности вызывает интерес содержание норм закона Республики Таджикистан № 194 от 2006 года «О проверках деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Таджикистан» [5]. Настоящий закон устанавливает порядок проведения проверок, права и обязанности хозяйствующих субъектов и должностных лиц проверяющих органов и направлен на защиту их деятельности от незаконного вмешательства. На основании статьи 5 закона, целью проверок деятельности хозяйствующих субъектов является защита прав и законных интересов, обеспечение соблюдения условий и требований законов, предупреждение и пресечение правонарушений в деятельности хозяйствующих субъектов.
Но, как показывает практика осуществления предпринимательской деятельности юридических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, в большинстве случаев со стороны проверяющих государственных органов не реализуется указание содержания вышеупомянутой статьи 5 закона, хотя статья 6 закона закрепляет основные принципы проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Таджикистан со стороны государственных проверяющих органов.
Как было подчеркнуто выше, этот закон в заключительной части содержит статью 26 - «Ответственность за нарушение настоящего закона». То есть, лица, виновные в нарушении положений настоящего закона, несут ответственность в соответствии с законами Республики Таджикистан.
Конечно, не стоит забывать о том, что требования законности распрост-
раняются на все органы государственной власти, на их высших должностных лиц и рядовых служащих, на общественные объединения - партийные, профсоюзные и иные организации, на хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, унитарные предприятия, на всех граждан, на всю предпринимательскую деятельность. А его исполнение - долг. Следует согласиться с мнением ученых о том, что «...нести юридическую ответственность - значит претерпевать, испытывать на себе неблагоприятные последствия своих действий (бездействий), а также принимать на себя риск неблагоприятных последствий, связанных с осуществляемой деятельностью» [7,152; 10,535].
Таким образом, свобода предпринимательства является одной из фундаментальных неотъемлемых свобод человека, присущих ему независимо от воли государства. Но пределы свободы предпринимательской деятельности ограничены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции.
Эффективность реализации законодательства в сфере предпринимательской деятельности, полнота воплощения требований законности в рыночные отношения, прочность предпринимательского правопорядка детерминируются рядом существующих факторов. Многое зависит от наличия в обществе и государстве устойчивой оптимистичной социальной и политической ситуации. И экономические реформы, и предпринимательская деятельность не могут проводиться в некоем вакууме, изолированно от динамики общего процесса переустройства общества. Но главное - это поведение самих предпринимателей, содержание их деятельности как участников экономических отношений, степень ее соответствия закрепленным в экономическом законодательстве нормативным правовым предписаниям.
Таким образом, особенности наступления гражданско-правовой ответственности предпринимателей при осуществлении ими своей деятельности обусловлены главным образом тем, что предприниматель как профессиональный и опытный участник экономических отношений обязан всегда проявлять максимальную степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих обязательств.
Список литературы:
1. Конституция Республики Таджикистан. - Душанбе: Конуният, 2007.
2. Эмомали Рахмон. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 апреля 2012г. // www.president. и
3. Гражданский кодекс Республики Таджикистан. (Официальный текст).
4.-1. - Душанбе: Конуният, 2000.
4. Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан»./Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан: 2002 год, №4, ч.1, ст. 293; 2005 год, №7, ст. 400; 2007год, №5, ст. 364; 2008 год, №12, часть 2, ст. 997.
5. Закон Республики Таджикистан «О проверках деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Таджикистан»./Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2006 г., № 7, ст. 342; 2008 год, № 3, ст. 196.
6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 1996.
7. Анохин В.С. Предпринимательское право. - М. : Владос, 2003.
8. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. - М., 2001.
9. Дойников И.В. Предпринимательское право. - М., 1998.
10. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). - М. : Норма, 2007.
11. Иоффе О. С. Вина и ответственность по советскому праву.. -М.,1972.
12. Лейст О. Э. Санкции в советском праве. - М., 1962.
13. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Учебник. Т. 1. - М., 1998.
14. Предпринимательское (хозяйственное) право. Том. 1./Отв. ред. д.ю.н.,проф. О.М. Олейник. - М. : Юристь,1999.
15. Предпринимательское право: Учебник./Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. - М., 2003.
16. Предпринимательское право Российской Федерации./ Под ред. проф. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. - М. : НОРМА - ИНФРА-М, 2010.
17. Российское предпринимательское право: Учебник./Под ред. проф. И.В.Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2009 .
18. Самадов Б.О. Послание Президента - важный правовой документ в государственном регулировании хозяйственной деятельности //Ученые записки. Гуманитарные науки. -Худжанд: Нури маърифат, 2010. - № 2 (22).
Б.О. Самадов
Некоторые проблемы правового обеспечения ответственности в сфере осуществления предпринимательской деятельности
Ключевые слова: ответственность, государственное регулирование, хозяйственная
деятельность, ветви власти, инфраструктура поддержки предпринимательской деятельности, профессионализм, культурные ценности, коррупция.
В представляемой статье рассматриваются некоторые правовые вопросы ответственности в сфере осуществления свободной предпринимательской деятельности. Ответственность является необходимым элементом системы средств правового регулирования предпринимательской деятельности, который обеспечивает соблюдение предпринимателями норм права. Установленные законодательст-
вом меры ответственности предпринимателя за ненадлежащее исполнение своих обязанностей оказывают значительное влияние на содержание правового статуса предпринимателя, который ограничивается определенными принципами и целями установления и применения ответственности.
На основе изучения и анализа ряда работ российских ученых - правоведов предложены необходимые меры по решению затронутых вопросов, проблем и совершенствованию действующего законодательства.
B. O.Samadov
Some Problems of Law Provision of Responsibility in the Sphere of Enterprising
Activity
Key words: responsibility, state regulation, economic activity, branches of power, infrastructure supporting enterprising activities, professionalism, cultural values, corruption
The article dwells on some law issues concerned with responsibility in the sphere of free enterprising activity.Responsibility is a necessary element in the system of means of law regulation in reference to enterprising activity; this element provides an observance of law norms on the part of an entrepreneur. The measures of entrepreneur's responsibility for a proper effectuation of his duties established by legislation exert a considerable influence over the contents of entrepreneur's law status limited with definite principles.
Proceeding from the study and subsequent analysis of a number of works written by Russian scholars specializing in law the author suggests necessary measures in regard to the issues touched upon in order to improve the present legislation.