Научная статья на тему 'Некоторые проблемы подготовки и профессиональной ориентации кадров в современных условиях'

Некоторые проблемы подготовки и профессиональной ориентации кадров в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И КАДРЫ / КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ / ТОЧКА НЕВОЗВРАТА / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И КАДРЫ / ОРИЕНТАЦИЯ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Удалов Федор Егорович, Алехина Ольга Федоровна

Обосновывается актуальность подготовки кадров.Констатируется необходимость ориентации кадров на сферу материального производства. Подчеркивается важность укрепления связей между вузами и крупными промышленными предприятиями. Дается оценка роли государства в формировании кадровой политики. Констатируются причины потери интереса выпускников вузов к сфере крупного материального производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы подготовки и профессиональной ориентации кадров в современных условиях»

3. Звонников В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Логос, 2012.

4. Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. -М.: Едиториал УРСС, 2003. - 296 с.

5. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект: Мир, 2006.

6. Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П. Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 272 с.

7. Лузгарева О.И. Социологическая оценка качества медицинской помощи в системе управления здравоохранением региона. Дис. На соискание уч. степени кандидата социологических наук. - Чита, 2011. - 182 с.

8. Лузгарева О.И., Морозова Е.А. Система показателей в управлении здравоохранением Кемеровской области // Социально-экономические преобразования в России: сборник научных трудов / Отв. редактор проф. В.А. Шабашев. Выпуск 3. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 479-485.

9. Поварич, И.П. Каким быть менеджмент-образованию в региональных вузах/ И.П. Поварич, А.О. Акулов // Высшее образование сегодня. 2010. № 8, с. 39-41.

10. Социальные технологии: толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов. Москва -Белгород: Луч - Центр социальных технологий, 1995. - 309 с.

11. Социологический словарь. Сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я Писаренко; редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Университетское, 1991. - 528 с.

12. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-коорд. - акад. РАН В. Г. Осипов. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1998. - 488 с.

13. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: «Добросвет», 2001. - 596 с.

15. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

16. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Ф.Е. Удалов О. Ф. Алехина

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

SOME PROBLEMS OF TRAINING AND GUIDANCE PERSONNEL IN MODERN CONDITIONS

Аннотация: обосновывается актуальность подготовки кадров. Констатируется необходимость ориентации кадров на сферу материального производства. Подчеркивается важность укрепления связей между вузами и крупными промышленными предприятиями. Дается оценка роли государства в формировании

© Ф.Е. Удалов, О Ф. Алехина, 2013

кадровой политики. Констатируются причины потери интереса выпускников вузов к сфере крупного материального производства.

Ключевые слова: эффективность производства и кадры; кадровый дефицит; точка невозврата; модернизационные и инновационные процессы и кадры; ориентация кадров.

Abstract: actuality training. State the necessity of orientation training to the sphere of material production. Emphasizes the importance of strengthening links between universities and large industrial enterprises. An assessment of the state's role in the formation of human resources policy. Ascertained the causes of loss of interest of college graduates to the field of large-scale production of goods.

Keywords: efficiency of production and personnel, shortage of personnel, the point of no return, modernization and innovation processes and frames, orientation training.

Вся история развития человеческого общества свидетельствует о том, что при прочих равных внешних условиях и возможностях своего функционирования, а нередко и при более ограниченных возможностях практически всегда выигрывает та структура или тот объект, в котором наиболее качественно реализуются процессы управления. И в этом плане можно констатировать, что для направления процесса функционирования любой системы по деструктивному пути, не прибегая к каким- либо силовым или иным негативным приемам, достаточно оставить ее без управления или резко ухудшить его количественно-качественные характеристики.

Справедливость этого утверждения проверена практикой управления народнохозяйственным комплексом России, приведшем его в состояние так называемой «точки невозврата», т.е. почти реальной невозможности вернуть ему имевшийся научно-технический и организационно-экономический потенциал с последующим его развитием, диктуемым современными темпами и достижениями научно-технического прогресса.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время экономике России во всем его многоотраслевом разрезе необходимы высококвалифицированные кадры экономико-управленческого, технико-технологического и научно-технического направлений.

В принципиальном плане можно констатировать, опираясь на чисто количественные показатели, что в так называемый пореформенный период резко возросло число специалистов практически всех профилей и направлений, окончивших высшие учебные заведения. И этот процесс можно было бы только приветствовать, если бы эти специалисты, во-первых, ориентировали свою послевузовскую деятельность на сферу материального производства, во-вторых, материальное производство готово бы было их принять, исходя из его действительных реальных потребностей, в-третьих, обеспечивало бы им достаточный, исходя из реальной стоимости жизни, уровень заработной платы, и, в четвертых, гарантировало бы постоянство занятости на приемлемый для молодых специалистов период.

Оценка современного реального состояния российской экономики позволяет сделать вывод, что ни одно из вышеприведенных условий, в настоящее время в вышеуказанном аспекте не реализуется. А следовательно ставить глобальные задачи, которые в настоящее время должна решать российская экономика, представляется не совсем корректным.

Определяя констатированные современные проблемы российской экономики, можно сослаться и на опыт периода индустриализации страны 30-х - 40-х годов ушедшего века, когда одним из главных был лозунг: «кадры решают все» и кроме самого лозунга были и реальные эффективные действия государства по решению кадровой проблемы. Причем возможности и временной фактор, определяющие

необходимость кадровой подготовки был несравненно менее благоприятными, чем в настоящее время.

В аналогичной ситуации, т.е. с острейшим кадровым голодом, оказалась наша страна и после окончания Великой отечественной войны, когда практически все трудоспособное по возрасту мужское население полегло на полях войны, а остальное крайне истощено годами сверхнапряжения военного времени.

Но безальтернативная необходимость восстановления разрушенной войной экономики требовала соответствующего кадрового обеспечения. И эта проблема была решена по рабочим кадрам через систему фабрично-заводского шестимесячного обучения и через систему 2-х годичного обучения через ремесленные училища.

Что касается подготовки технико-технологичных кадров средней и высшей квалификации, то она решалась путем обучения в техникумах и вузах с учетом конкретных потребностей, формируемых соответствующими властными структурами. При этом каждому выпускнику, вне зависимости от ранга образовательного учреждения, было гарантировано трудоустройство и, как правило, приемлемые, хотя и далеко не комфортные бытовые условия. Естественно, что все системы подготовки кадров реализовывались только за счет прямого государственного финансирования, о чем мы уже писали в [2].

Следует отметить молодые специалисты, вне зависимости от их специализации и уровня подготовки несли и определенные обязанности перед государством, заключающиеся в большинстве случаев в обязательности определенное время отработать на конкретном предприятии. Предприятия также несли обязанности перед молодыми специалистами, заключающиеся в невозможности уволить молодого специалиста в тот периода, когда он таковым являлся.

На фоне вышеизложенного, странной является нынешняя позиция государства в том, что оно не имеет права, обучив специалиста за счет бюджета, распределить его туда, где в нем есть острая потребность, обеспечивать которую по Конституции обязано само государство. Так, например, бывший министр образования Фурсенко сказал, что это распределение является нарушением прав личности. Но тогда как расценивать, допустим, обеспечение права больного, нуждающегося во врачебной помощи, которую он получить не может, так как врач, окончивший медицинский вуз за государственный счет, не хочет в этой местности работать.

Но вернемся к кадровой ситуации наших дней.

Сказать, что она является острой означает практически не сказать ничего, поскольку мы в настоящее время столкнулись не просто с кадровым дефицитом, а с острейшим перекосом в его квалификационном и номенклатурном разделах. Вот только разница между периодами состоит в том, что если в 30-е и 40-е годы он был объективно обусловленным, то в настоящее время является чисто рукотворным, порожденным беспрецедентным развалом народно-хозяйственного комплекса.

И в настоящее время, когда стало предельно ясно что мы достигли или почти достигли вышеуказанной точки невозврата, из которой еще можно вернуться в русло нормального развития всех отраслей экономики, кадровая проблема возникла во всей её сложности и масштабах, поскольку на всех профессионально-квалификационных уровнях, начиная с подготовки рабочих кадров, ни государство, ни какие-либо другие структуры по большому счету в пореформенный период, практически не занимались. А здесь порой возникают просто невероятные для Советского Союза ситуации. Так, например, на одном из крупнейших судостроительных заводов России Красном Сормове, изготовлявшем ранее и подводные лодки с титановым корпусом, сварка которых впервые в мире была им освоена, через несколько лет при изготовлении обычного сухогруза вынужден был приглашать сварщиков с Николаевского судостроительного завода с Украины.

Но рассмотрим проблему подготовки специалистов экономико-управленческого профиля.

В количественном и теоретическом аспектах здесь у нас практически нет каких-либо существенных проблем. Но беспокойство вызывает послевузовая ориентация их деятельности, сформировать которую в вузовой среде даже для студентов дневного отделения практически невозможно. И это обусловлено целыми рядами факторов.

Первым из них является отсутствие четкой макроуровневой, т.е. государственной ориентации на то, что основополагающей экономической базой России должен быть не малый бизнес, часто даже непонятной направленности, а крупное, высокотехнологичное, многоотраслевое, машиностроительное производство, ориентированное на использование современных достижений научно-технического прогресса. А в этом плане даже преподавательский контингент далеко не консолидирован. Но для этой консолидации необходимы реальные примеры объективного функционирования крупных комплексов. Этих примеров нет, а вот примеры их стагнации налицо.

Во-вторых, преподаватели практически не знают внутренние проблемы управления промышленными предприятиями, т. к. их знакомство с ними фактически отсутствует, а заключенные ранее договоры о сотрудничестве вузов и промышленных предприятий чрезвычайно редки.

В-третьих, у многих студентов родители занимаются так называемым малым бизнесом, что, безусловно, является определяющим в формировании их системы ценностей, тем более что родительские доходы нередко позволяют студентам иметь даже собственные автомобили.

В-четвертых, пусть и ограниченный ряд студентов, стремясь получить высшее образование за свой счет, главной задачей считает получить удовлетворительную оценку в зачетной книжке. Поэтому о каких-либо фундаментальных знаниях здесь речь уже не идет.

В-пятых, уровень заработной платы на промышленных предприятиях, как правило, ниже чем в каких-либо мелких структурах. А то, что большая часть этой зарплаты не формирует будущую пенсию, студентов ввиду их молодости, просто не интересует.

Безусловно, существенную роль в ориентации студентов играет и отсутствие производственной и преддипломной практики на крупных промышленных предприятиях, которые кстати и не всегда идут здесь навстречу вузам. И анализ дипломных работ показывает, что они не связаны, как правило, со сферой материального производства вообще.

Подводя определенный итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что справедливо считая главной задачей вузовской подготовки специалистов управленческого профиля дать им солидную теоретическую базу для управленческой деятельности, необходимо в первую очередь подчеркивать основополагающую значимость для перспективного развития народно-хозяйственного комплекса России, крупного высокотехнологичного машиностроительного производства.

А здесь необходимо знать и главные управленческие проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются промышленные предприятия этого направления в процессе своего функционирования.

Одной из таких проблем является управление инновационно-модернизационными процессами производства. Важность акцентирования внимания на этой проблеме вытекает из того, что исключение из сферы реальной деятельности предприятий постоянного совершенствования техники и технологии производства означает отказ от борьбы за выживание.

Практика между тем показывает, что управление инновационно-модернизационными процессами, основываясь на неизменной концептуальной базе,

требует обязательного исполнения всех теоретически обоснованных функций управления, имеет и специфические особенности и, это необходимо подчеркивать в лекционном курсе дисциплин управленческого профиля.

В управлении инновациями одну из важных ролей играет квалификационное исполнение прогнозной функции. Следует отметить, что эта функция не всегда даже указывается как одна из главных функций управления в их последовательной цепи. Здесь важно подчеркнуть, что исполнение прогнозной функции управления в своей основополагающей сущности ставит и реализует задачу максимально возможного информационного обеспечения будущего процесса управления инновационно-модернизационным производством, учитывающего современные достижения научно-технического прогресса.

При безусловной родственности инновационных и модернизационных процессов в производстве, следует подчеркивать и их различия и связанные с этим различием особенности управления.

Но здесь следует дифференцировать и сами модернизационные процессы. Нами, например, выделяются оперативные, тактические и стратегические модернизации с определением для каждой из них особенностей исполнения функций управления как в персональном, так и в количественно-качественном смысле.

Для оперативных модернизаций управленческий процесс остается практически неизменным в функциональном и кадровом исполнении. При стратегических модернизациях существенно меняется соотношение исполняемых управленческих функций. При этом здесь, как правило, обязательным должно быть целевое, причем нередко двухуровневое управление, что приближает этот процесс к управлению процессом производства чисто инновационной, т.е. принципиально новой продукцией.

При управлении модернизацией является обязательным исполнение еще одной управленческой функции, которую мы называем заключительным анализом.

Сущность этой функции состоит в том, что она требует ретроспективного анализа уже пришедшего процесса решения проблемы.

При этом надо подчеркивать, что заключительный анализ весьма важен при управлении именно инновационно-модернизационными процессами, поскольку он позволяет избегать или сводить к минимуму уже реализованные, но неудачные решения в аналогичных ситуациях в будущем, и наоборот, усиливать явно позитивные решения, уже доказавшие это на практике.

Эффективность управления инновационно-модернизационными процессами, помимо чисто качества их технико-технологической проработки, зависит от профессионализма и личностных качеств руководителей.

Наши исследования показали, что управление оперативными модернизациями и не меняющими основные параметры модернизируемой продукции тактическими модернизациями достаточно эффективно реализуются действующим управленческим персоналом, что нами отражено в [1].

Что касается управления стратегическими модернизациями, то здесь главную роль должны играть руководители из НИОКРовских структур, являющихся часто и разработчиками этих модернизаций. Последнее обосновано тем, что стратегические модернизации в процессе их реального воплощения в производстве нередко связаны с возникновением новых проблем, не имевших место на предпроизводственной стадии их проработки.

На эффективность управления инновационно-модернизационными процессами на промышленных предприятиях влияет и осознание их необходимости в реальном производстве. В этом плане нами по согласованию с руководством ряда предприятий ведется исследование имеющихся здесь проблем. Этот процесс предусматривает как непосредственное исследование реальной деятельности руководителей, так и исследование имеющихся здесь проблем, методом анкетирования персонала

предприятий на различных уровнях организационной иерархической структуры управления с последующей обработкой полученной информации.

Обработанная информация доводится до руководства предприятия с выделением проблемных элементов, имеющих место в деятельности предприятий и гипотетических направлений решения этих проблем.

Кроме того данные проведенных исследований используются в лекционном материале по управленческим дисциплинам у студентов старших курсов.

С целью конкретного ознакомления с направленностью модернизационных процессов изготовляемой продукции планируются непосредственные посещения студентов промышленных предприятий.

Литература

1. Воронов Н.А., Удалов Ф.Е. Модернизация на промышленных предприятиях: информационный и квалификационный аспект / Проблема теории и практики управления. Международный журнал. Официальное издание Международного научно-исследовательского института проблем управления. - М., 2013. № 5, с. 128-134.

2. Удалов Ф.Е. Кадровая проблема: ретроспектива и современность / ЭКО. 2012. № 7, с.160-167.

Г.И. Фазылзянова

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

MARKETING APPROACH IN THE MANAGEMENT OF THE SYSTEM

OF HIGHER EDUCATION

Аннотация: актуальность маркетингового подхода к управлению СО обусловлена потребностью практики в конкурентноспособных организациях и необходимостью руководителей вузов искать адекватные образовательному рынку механизмы управления. В результате, в настоящее время формируется новый механизм управления, в котором лидирующую роль играет управление на основе маркетингового подхода.

Ключевые слова: система высшего профессионального образования, маркетинг образовательных услуг, управление вузом, профессиональное управление.

Abstract: the relevance of marketing approach to management is caused by the need practice in competitive organizations, heads of universities and the need to seek adequate educational market governance mechanisms. As a result, now forming a new management mechanism, in which the leading role is played by the management based marketing approach.

Keywords: system of higher professional education, marketing of educational services, University governance, professional management.

Последняя четверть минувшего столетия отмечена высокой активностью в научно-исследовательских работах, аналитических и инновационных проектах, посвященных проблемам университетского образования, подходам к совершенствованию управления университетами на национальном, региональном и институциональном уровнях, вопросам обновления содержания образования и методик обучения, их качеству и эффективности. Совокупный арсенал средств эффективной организации и управления университетской деятельностью - это стратегический

© Г.И. Фазылзянова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.