Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ОБЩЕСТВ ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК АНТИКОРРУПЦИОННОЙ МЕРЫ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ОБЩЕСТВ ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК АНТИКОРРУПЦИОННОЙ МЕРЫ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ / ДОЛЯ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ОБЩЕСТВА / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харин Василий Иванович

В статье рассматриваются проблемы передачи доли в уставном капитале обществ ограниченной ответственностью в доверительное управление для реализации обязанности предотвратить конфликта интересов государственным гражданским служащим. Анализ гражданского и антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной службе показало отсутствие правовых оснований для реализации процедуры по передаче доли. Автор приходит к выводам о необходимости внесения изменений, направленных на урегулирование вопроса возможности передачи доли в доверительное управление, а также установления порядка и условий ее передачи государственным гражданским служащим на уровне федерального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Харин Василий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF TRANSFERRING A PARTICIPATORY INTERESTS IN THE SHARE CAPITAL OF LIMITED LIABILITY COMPANY TO TRUST MANAGEMENT AS AN ANTI-CORRUPTION MEASURE: CIVIL LAW ASPECT

The article deals with the problems of transferring a participatory interest in the share capital of limited liability company to trust management for the implementation of the obligation to prevent conflicts of interest to public civil servants. The analysis of civil and anti-corruption legislation and legislation on public service showed the absence of legal grounds for the implementation of the procedure for the transfer of a participatory interest. The author comes to conclusions about the need to make changes aimed at resolving the issue of the possibility of transferring a participatory interest to trust management, as well as establishing the procedure and conditions for its transfer to state civil servants at the level of federal legislation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ОБЩЕСТВ ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК АНТИКОРРУПЦИОННОЙ МЕРЫ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 347.133.8

Харин Василий Иванович

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) Институт магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации

Россия, Москва vasiliy kharin@list.ru Kharin Vasiliy Ivanovich The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) The Institute of Graduate and Postgraduate education

Russia, Moscow

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ДОЛИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ОБЩЕСТВ ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК АНТИКОРРУПЦИОННОЙ МЕРЫ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Аннотация: в статье рассматриваются проблемы передачи доли в уставном капитале обществ ограниченной ответственностью в доверительное управление для реализации обязанности предотвратить конфликта интересов государственным гражданским служащим. Анализ гражданского и антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной службе показало отсутствие правовых оснований для реализации процедуры по передаче доли. Автор приходит к выводам о необходимости внесения изменений, направленных на урегулирование вопроса возможности передачи доли в доверительное управление, а также установления порядка и условий ее передачи государственным гражданским служащим на уровне федерального законодательства.

Ключевые слова: общество с ограниченной ответственностью, доля в

уставном капитале общества, доверительное управление имуществом,

291

государственная гражданская служба, противодействие коррупции, конфликт интересов, антикоррупционные механизмы.

SOME PROBLEMS OF TRANSFERRING A PARTICIPATORY INTERESTS IN THE SHARE CAPITAL OF LIMITED LIABILITY COMPANY TO TRUST MANAGEMENT AS AN ANTI-CORRUPTION MEASURE: CIVIL

LAW ASPECT

Annotation: the article deals with the problems of transferring a participatory interest in the share capital of limited liability company to trust management for the implementation of the obligation to prevent conflicts of interest to public civil servants. The analysis of civil and anti-corruption legislation and legislation on public service showed the absence of legal grounds for the implementation of the procedure for the transfer of a participatory interest. The author comes to conclusions about the need to make changes aimed at resolving the issue of the possibility of transferring a participatory interest to trust management, as well as establishing the procedure and conditions for its transfer to state civil servants at the level of federal legislation. Key words: limited liability company, participatory interest in the share capital of limited liability company, trust management of property, state civil service, anticorruption, conflict of interest, anti-corruption mechanisms.

В 2021 г. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 [1] был утвержден национальный план противодействия коррупции на 20212024 гг. (далее - Национальный план). Подпунктом «в» п. 7 Национального плана на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части использования института доверительного управления имуществом, в том числе по разработке механизма введения специализированных форм доверительного управления долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью государственных

292

гражданских служащих, направленного на его эффективное использование в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

В данном этапе не существует единых стандартов построения системы антикоррупционных мер при прохождении государственной гражданской службы. Вместе с тем можно выделить ключевой критерий антикоррупционных мер - предотвращение конфликта интересов. Содержание указанного понятия раскрывается в следующих федеральных законах: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ [6], Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 [7] и Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ [5]. В первом и втором актах предотвращение конфликта интересов достигается посредством передачи доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (ч. 7 ст. 11, ст. 12.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3, ч. 7 ст. 71 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ), а в третьем - передача осуществляется, если владение долей способно привести к конфликту интересов (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Указанная проблематика в части антикоррупционного законодательства раскрывается в научной литературе [10, с. 15]. Что касается комплексного исследования, то к настоящему моменту Антикоррупционным центром НИУ ВШЭ проведено исследование, посвященное использованию института доверительного управления имуществом как инструмента предотвращения и урегулирования конфликта интересов [15], отдельными учеными проведены исследования по рассматриваемой проблеме [13].

Следует обратить внимание, что вопрос использования института

доверительного управления имуществом носит комплексный характер,

включающие в свое содержание: административный (антикоррупционный) и

гражданско-правовой аспект. Отмеченные ранее исследования либо не

содержат гражданско-правовой аспект, либо упор сделан на доверительное

управление ценными бумагами в форме акций. Между тем согласно

статистическим данным за последние пять лет основной формой ведения

293

бизнеса в России является деятельность юридических лиц в организационно -правовой форме обществ с ограниченной ответственностью, на которые приходится около 90 % всех зарегистрированных юридических лиц, на акционерные общества приходится всего один процент от общего числа юридических лиц [16]. Получается, что все исследования по рассматриваемой тематике затрагивают ту группу общественных отношений, которая является меньшей (доверительное управление ценными бумагами), тогда как большая часть (доверительное управление долями в уставном капитале) остается вне научного и правового поля. С одной стороны, упор на передачу государственными гражданскими служащими ценных бумаг связан с тем, что по своей правовой природе приобретение ценных бумаг проще (форма инвестирования), чем долей в уставном капитале (форма ведения бизнеса). С другой стороны, прямое указание на обязанность государственного гражданским служащим передать доли в уставном капитале общества в антикоррупционном законодательстве и законодательстве о государственной службе по правилам действующего гражданского законодательства, обязывает законодателя установить такие правовые основания, а правоприменителя придерживаться их.

Целью настоящего исследования является выявление исключительно гражданско-правовых особенностей использования института доверительного управления имуществом как антикоррупционного механизма в отношении долей в уставном капитале.

Первая проблема использования института доверительного управления имуществом по передаче доли в уставном капитале государственным гражданским как антикоррупционной меры для предотвращения и урегулирования конфликта интересов - возможность передачи доли в уставном капитале хозяйственного общества в доверительное управление.

Основной нормативный правовой акт, регулирующий порядок

совершения сделок с долями в уставном капитале обществе, является

294

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ [4] (ст. ст. 21-23). Между тем указанные нормы, предусматривающие порядок совершения сделок с долями в данном случае неприменимы. При доверительном управлении не происходит переход доли к доверительному управляющему. Соответственно, можно утверждать, что Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ не содержит специальных положений, касающихся доверительного управления долями в уставном капитале общества. Поэтому отношения по доверительному управлению имуществом регулируются гражданским законодательством [2] (гл. 53 ГК РФ). В указанном акте прямо не предусмотрена возможность доверительного управления долями. Единственное упоминание об управлении долей косвенно содержится в ст. 1026 ГК РФ, отсылающая к норме ст. 1173 ГК РФ о доверительном управлении наследственным имуществом, в том числе долью в уставном капитале.

В ранее проведенных исследованиях автор высказывал точку зрения о том, что доля в уставном капитале общества является частью обязательственного права требования имущественного характера учредителей (участников) к обществу, и поэтому в этой части может выступать как имущество (быть объектом гражданского оборота), а, следовательно, быть объектом доверительного управления [14, с. 308]. В п. 1 ст. 1012 и п. 1 ст. 1013 ГК РФ в доверительное управление может быть передано любое имущество, если оно соответствует ст. 128 ГК РФ.

Положения ГК РФ о доверительном управлении имуществом устанавливает, что учредителем доверительного управления может являться не только собственник имущества (ст. 1014, п. 1 ст. 1026). Это значит, что доля как обязательственное право требования имущественного характера к обществу может быть передано в доверительное управление.

Автор придерживается того подхода, что хоть доля законодательно не предусмотрена как объект доверительного управления (ст. 1013 ГК РФ), между тем эта же норма предусматривает возможность передать любое иное

295

имущество, которое соответствует требованиям, предъявляемым к объектам гражданского оборота (ст. 128 ГК РФ). Исходя из этого, автор делает вывод о том, что доли в уставном капитале общества могут быть объектом доверительного управления.

Более того возможность доверительного управления долями в уставном капитале общества вытекает из связи норм: п. 1 ст. 1176 ГК РФ [3], п. 8 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ и ст. 64 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [8].

Указанный подход в доктрине представлен единственной статьей А.Я. Курбатова [11, с. 46], а также ранее проведенными исследованиями автора.

Вторая проблема использования института доверительного управления имуществом в рассматриваемом контексте - отсутствие порядка и условий передачи государственным гражданским служащим доли в уставном капитале государственным гражданским, в том числе на федеральном уровне.

Как отмечает Д.В. Петухов и Е.А. Максименкова [12, с. 31], в настоящее время ни федеральное законодательство, ни подзаконные акты не устанавливают порядок передачи акций в доверительное управление, имеются только отдельные нормативные акты, регулирующие эту процедуру в отношении некоторых категорий государственных служащих. В отмеченных нормативных правовых актах дублируются положения гражданского законодательства о доверительном управлении имуществом (гл. 53 ГК РФ) без учета особенностей государственно-служебных отношений. Вопрос о том, что существует какой-либо порядок передачи доли в уставном капитале общества в принципе не поднимается в научной литературе. В этой связи автор обращает внимание, что на сегодняшний день такой порядок для доли в уставном капитале не только не разработан в законодательстве, но и не предложен в доктрине.

Специалистами в области антикоррупционного законодательства предлагалось принять специальный закон «О передаче в доверительное

296

управление имущества государственных служащих» или дополнить гражданское законодательство необходимыми предписаниями, отражающих специфику государственно-служебных отношений [9, с. 27]. По мнению автора указанное предложение по реформированию законодательство будет иметь действенный эффект, поскольку наличие соответствующих предписаний обеспечит правовые и организационные механизмы по передаче долей в уставном капитале обществ.

Подводя итог настоящего исследования, автор отмечает, что из-за отсутствия системной связи правовых норм самодостаточные правовые механизмы (институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов в антикоррупционном законодательстве и институт доверительного управления имуществом в гражданском законодательстве) не представляют никакой правовой ценности в их взаимосвязи, поскольку не способны решить те поставленные перед ними проблемы. По мнению автора, в первую очередь необходима выработка правовых оснований по передаче доли в уставном капитале обществ и их закрепление в гражданском законодательстве, а во вторую - разработка специализированных форм доверительного управления долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью для государственных гражданских служащих. Посредством установления специальных форм доверительного управления в гражданском законодательстве будет решена проблема необходимости установления порядка передачи в доверительное управление долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // Собрание законодательства РФ. 2021. 23 августа.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. 6 февраля.

297

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Российская газета. 2001. 28 ноября.

4. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Российская газета. 1998. 17 февраля.

5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля.

6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.

7. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 7 декабря.

8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1. Действ. в ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021 // Российская газета. 1993. 13 марта.

9. Ватель А.Ю. Антикоррупционные стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 10.

10. Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Порядок регулирования конфликта интересов нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. - 2010. -№ 10.

11. Курбатов А.Я. Доля в уставном капитале как объект доверительного управления: от правовой сущности к решению конкретных вопросов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 4. - С. 42-48.

12. Максименкова Е.А. Конфликт интересов на государственной службе // Советник бухгалтера. - 2014. - № 2.

13. Петухов Д.В. Вопросы совершенствования порядка реализации

обязанности передачи ценных бумаг (долей участия, паёв в уставных

298

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 19

(складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов [Электронный ресурс] // Арбитражный суд Волгоградской области. - Режим доступа:

https://m.volgograd.arЫtr.ru/Шes/pdf/statya_Petuhov.pdf, ограниченный.

14. Харин В.И. Правовая характеристика доли в уставном капитале общества в контексте доверительного управления: проблемы теории и практики // Вопросы российской юстиции. - 2022. - № 18. С. 304-314.

15. Итоги работы Центра в 2021 году [Электронный ресурс] // Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ. - Режим доступа: https://acc.hse.ru/, свободный.

16. Статистика открытий и закрытий бизнеса в регионах России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.