Научная статья на тему 'Некоторые проблемы налоговой системы Англии и России'

Некоторые проблемы налоговой системы Англии и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИМИ БЮДЖЕТНЫМИ ПОСТУПЛЕНИЯМИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзантиева Н. Э., Тадтаева А. В.

В данной статье рассматривается эффективность системы налогообложения Англии и России, а также дан анализ ряда налогов, оказывающих влияние на развитие экономики данных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы налоговой системы Англии и России»

ствляется путем организации многокритериальной и многофункциональной системной деятельности - от модели закрытой организации к модели открытой организации.

Список литературы:

1. Кузьмина Т.Т. Концепция и методика планирования деятельности регионального вуза на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] // Научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2009. -№ 2. - С. 1. - Режим доступа: www.rae.ru.

2. Информационно-аналитические материалы по проекту: «Исследование проблем эффективного управления бюджетными средствами в сфере профессионального образования, разработка и апробация рекомендаций по внедрению современных методов финансового менеджмента в федеральных органах исполнительной власти и организациях сферы профессионального образования».

3. Исаев В.А. Менеджмент качества вуза в контексте стратегического планирования // Научный журнал «Качество, инновации, образование». - 2005. -№ 3. - С. 45.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИИ И РОССИИ

© Дзантиева Н.Э.*, Тадтаева А.В.*

Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Владикавказ

В данной статье рассматривается эффективность системы налогообложения Англии и России, а также дан анализ ряда налогов, оказывающих влияние на развитие экономики данных стран.

Ключевые слова: налоговые органы, Федеральные налоги и сборы, региональные налоги, местные налоги, управление внутренними бюджетными поступлениями, персональный необлагаемый минимум, подоходный налог.

Налоговые системы различных стран существенно отличаются друг от друга. Эффективность системы налогообложения воздействует на развитие экономики страны. С помощью налогов перераспределяются доходы, налогообложение позволяет сократить разрыв в доступности к материальным благам различных слоев населения и снизить социальную направленность в

* Кафедра «Экономика и финансы». Научный руководитель: Тадтаева А.В.

* Старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук.

обществе. В данный статье считаем необходимым рассмотреть налоговую систему Англии и России, так как именно в этих двух странах применяются непохожие друг на друга налоговые системы.

Налоговая система - совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью, полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

Налоговая система РФ - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Современная российская налоговая система сложилась на рубеже 19911992 г., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление [2].

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. По своей структуре она состоит из трех звеньев: федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы вбирают в себя НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Региональные налоги - это налог на имущество организаций, транспортный налог.

Местные налоги представлены земельным налогом, налогом на имущество физических лиц [1].

Что касается налоговой системы Великобритании, то она представлена организацией под названием Управление внутренними бюджетными поступлениями (Inland Revenue), которая собирает подоходный налог, налоги на прибыль и капитал и гербовый сбор. Управление таможенными пошлинами и акцизами (HM Customs and Excise) собирает наиболее важные косвенные налоги (НДС и др.). Местные налоги собирают органы местного самоуправления. Все налоги, предусмотренные налоговой системой Великобритании, как и в любой стране мира, подразделяются на те, что платят физические лица, и те, которые уплачивают компании. К первым относятся: Income Tax (подоходный налог), National Insurance Contributions (отчисления в пенсионный и страховой фонды), Capital Gains Tax (налог с прибыли от размещенного капитала), Inheritance Tax (налог на наследство), Stamp Duty (гербовый сбор при покупке недвижимости и продаже акций), годовой акцизный налог на владельцев личного транспорта (если автомашина выпущена после 1973 года), налоги на страхование имущества и на владение телевизором (черно-белым, между прочим, тоже), а также налог на жилые дома, сохранившийся в некоторых графствах Великобритании.

Юридические лица платят налог на прибыль, налог на доход с производства топлива (только нефте- и газодобывающие компании), налог на доход от реализации основных средств (только частные предприниматели и трастовые фонды), налог на добавленную стоимость (VAT), акцизы на нефтепродукты, годовой акцизный налог на грузовые автомашины, такси и автобусы, деловой налог с арендаторов нежилых помещений (в некоторых графствах).

У каждого физического лица есть персональный необлагаемый минимум (Personal Allowance), который вычитается из налогооблагаемой базы, а определяется учетным номером физического лица в налоговой инспекции (аналог российского ИНН, только более разумно используемый, так как это номер еще и несет в себе информацию о том, по каким ставкам обычно платятся налоги). Величина этого минимума может меняться в зависимости от обстоятельств (возраст, инвалидность, наличие медицинской страховки и т.д.). Стандартной для 2007-2008 годов (британское правительство периодически индексирует эти цифры) является сумма в 5,225 фунтов стерлингов - этот годовой доход не будет облагаться налогом. Если же англичанин к примеру, старше 65 лет, то personal allowance увеличивается до 7,550 фунтов стерлингов в год [3].

Подоходный налог в Великобритании взимается по прогрессивной ставке, т.е. ставке, которая растет в зависимости от суммы дохода. Подоходный налог взимается за год начиная с 6 апреля. Минимальная ставка подоходно-

го налога - 20 %, основная ставка - 23 %, максимальная ставка подоходного налога составляет 40 %. Правительство объявило о своем решении не поднимать основную и максимальную ставки налога в своем нынешнем составе парламента. Оно также надеется снизить минимальную ставку подоходного налогадо10 %. Суммы, не облагаемые подоходным налогом, разнообразны. Освобождается от уплаты налогов сумма в 4195 фунтов стерлингов. Дополнительными налоговыми льготами пользуются семейные пары, вдовы и вдовцы, граждане старше 65 лет и слепые.

Следует отметить льготы на выплаты по займу на покупку недвижимости до 30 тысяч фунтов стерлингов. Льгота составляет 10 % от суммы, при этом выплаты, которые заемщик платит банку, снижаются с учетом налоговой льготы, а сумма налоговой льготы передается непосредственно банку, минуя налогоплательщика. Другая льгота покрывает взносы работников в счет своих пенсий.

В целом, подоходный налог взимается со всего дохода, полученного в Великобритании. Большинство наемных работников платят подоходный налог по схеме Рау-Аз-Уои-Еагп (зарабатывай и плати), где налог вычисляется и передается Управлению внутренними бюджетными поступлениями работодателем. Это позволяет большинству налогоплательщиков избежать ошибок при подсчете и отчислении налогов.

Была введена в действие система самооценки подоходного налога. Это касается в основном людей, которые платят по максимальной ставке налога и частных предпринимателей. Они должны сами подать налоговую декларацию и заплатить налоги. Налогоплательщики в этом случае могут производить расчеты сами или предоставить эту работу Управлению внутренними бюджетными поступлениями.

Понятие налога и сбора РФ установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его тер-

риториальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Тем не менее, существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

В налоговой системе России высокая завышенная по сравнению с развитыми странами ставка налога на прибыль (35 %) и налога на добавленную стоимость (20 %), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

Довольно высокие по сравнению с зарубежными странами косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы). А косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налогов. Неэффективны и существующие льготы. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Итак, экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обуслови-

ли реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Список литературы:

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. - 9-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

2. Демиденко Л.М. Налоговая система: учебное пособие / Л.М. Деми-денкко, Ю.Л. Субботович. - К.: Центр учебной литературы, 2007.

3. Якушик И.Д. Налоговые системы зарубежных стран: справочник / И.Д. Якушик, Я.В. Литвиненко. - К.: «МП Леся», 2004.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

© Доев Б.Т.*, Зангиева З.Н.*

Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Владикавказ

Электронные деньги играют важную роль, как в современных денежных системах, так и в денежных системах будущего. При этом с их развитием сущность денег не меняется; изменяется только их форма. В данной статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при внедрении бумажных денег в оборот: законодательные, финансовые и проблемы безопасности, а также основные перспективы развития электронных денег.

Ключевые слова электронные деньги, денежный рынок, эмиссия, цифровые деньги.

Являясь совершенно новым инновационным подходом в области денежно-кредитного обращения, электронные деньги не «вписываются» в существующие национальные правовые акты стран мира. Деловая практика в данном случае является опережающей по отношению к правовому регулированию возникающих процессов.

* Финансово-экономический факультет. Научный руководитель: Зангиева З.Н.

* Доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.