Научная статья на тему 'Некоторые проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте'

Некоторые проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
917
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахметшин Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте»

2004

4. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сказать, что подобные изменения в поощрительных нормах о деятельном раскаянии в указанных статьях УК РФ способствовали бы более эффективной и результативной деятельности правоохранительных органов в борьбе с налоговыми преступлениями. Тем более, на современном этапе в связи с проводимой в России реформой уголовной политики в направлении гуманизации, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания нормы института деятельного раскаяния приобретают все большее значение как меры компромисса в борьбе с преступностью.

Р.С.Ахметшин*

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ

Глубокие социально-экономические и политические преобразования, проводимые в Российской Федерации, вступление нашей страны в Европейское сообщество, рекомендации Комитета Министров Совета Европы о соблюдении единых европейских пенитенциарных правил обращения с заключенными повлекли за собой изменения в уголовной и уголовно-исполнительной политике, реформирование правовой и организационной базы уголовно-исполнительной системы. Гуманизация условий отбывания наказания, приближение их к международным стандартам затронули и воспитательные колонии. Между тем, проблема защиты несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы, от негативного влияния взрослых преступников остается не решенной до конца. Прежде всего это касается подростков, содержащихся в следственных изоляторах, и лиц, выбывающих из ВК в исправительные колонии для дальнейшего отбывания наказания.

Состояние современной криминогенной ситуации в России свидетельствует, что уровень рецидивной преступности несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к росту.

Несмотря на казалось бы достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к несовершеннолетним, совершившим преступления, правоприменительная практика свидетельствует о том, что лишение свободы является в настоящее время одним из самых распространенных видов наказания. Это объясняет- 207

Адъюнкт Нижегородской академии МВД России.

207

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

ся следующими факторами. Так, исчерпывающий перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним, установленный в ст. 88 УК РФ, включает в себя 6 видов: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок. Однако такие виды наказания, как арест и обязательные работы, в настоящее время в Российской Федерации не назначаются из-за отсутствия условий для их исполнения. Штраф может быть назначен лишь тем несовершеннолетним, у которых имеется самостоятельный заработок или имущество, на которое может быть обращено взыскание, а таких несовершеннолетних незначительное количество. Исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетним, имеющим постоянное место работы, но в современных условиях большинство подростков не занято трудовой деятельностью.

Изменения социальных, демографических, образовательных и иных характеристик несовершеннолетних, а также перечисленные выше негативные тенденции все более осложняют работу органов и учреждений уголовно-исполнительной системы по исполнению в отношении них лишения свободы.

Результаты проведенных исследований в воспитательных колониях, а также анализ пенитенциарной практики свидетельствуют о недостаточной эффективности исправительного воздействия, что выражается в активном усвоении криминальной субкультуры отдельными категориями несовершеннолетних, утрате ими стереотипов социально одобряемого поведения и отсутствии мотивации к исправлению. Вместе с тем, противоправная направленность личности осужденного существенно усиливается после того, как он переводится из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима для отбытия оставшейся части срока наказания. Взрослые осужденные передают криминальный опыт и неформальные нормы поведения не только тем несовершеннолетним, которые были переведены из воспитательной колонии в исправительную, но и тем, кто содержался в СИЗО, где подростки активно общаются со взрослыми преступниками, получают первоначальный опыт «тюремной» жизни, что, безусловно, отрицательно сказывается не только на расследовании уголовного дела, но и создает препятствия для ресоциализации несовершеннолетних при отбывании лишения свободы.

Указанные факты свидетельствуют об актуальности выработки стратегии и конкретных решений по преодолению влияния криминальной субкультуры на несовершеннолетних. С целью дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы, гуманизации условий отбывания наказания, приближения их к международным стандартам на- 208

208

2004

4. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

зрела необходимость пересмотреть организацию исправительного процесса с несовершеннолетними правонарушителями.

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе Минюста России функционируют 64 воспитательные колонии, в которых содержатся более 22 тыс. несовершеннолетних осужденных. Проведенные исследования показали, что в данных учреждениях отбывает наказание незначительное число осужденных за преступления небольшой или средней тяжести. Как правило, ранее они уже осуждались условно, и именно поэтому к ним было применено реальное лишение свободы. В подобных случаях суд лишен возможности поступать иначе. Основная часть лиц, отбывающих наказание в этих учреждениях, - осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления1.

Воспитательные колонии являются учреждениями, в которых концентрируются социально запущенные подростки. Все больше поступает нездоровых подростков. Количество несовершеннолетних осужденных с заболеваниями, передающимися половым путем, превышает общероссийский в той же возрастной группе в 9 раз, больных алкоголизмом - в 2,5 раза, наркоманией - в 12 раз, туберкулезом - в 33 раза. Более 25 процентов подростков, поступающих в воспитательный колонии, имеют дефицит веса. Практически у трети подростков имеются различные отклонения в психическом развитии2.

В сложившейся ситуации перед сотрудниками воспитательных колоний стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и, прежде всего, оказать психологическую и медицинскую помощь воспитанникам, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации. И лишь после этого можно говорить об обеспечении психолого-педагогической коррекции личностной деформации несовершеннолетних преступников и эффективной работе по подготовке их к жизни в обществе.

С учетом предложений руководителей воспитательных колоний в настоящее время прорабатывается ряд вопросов на правительственном и законодательном уровнях, в числе которых организация системы отбывания наказания несовершеннолетними, при которой они не имели бы возможности оказаться под влиянием взрослых преступников. Для решения этой задачи предполагается создавать при воспитательных колониях помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора, а также создавать условия для отбывания наказания достигшими

1 Якимович Ю.К. Резервы сокращения лишения свободы //Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: Материалы международной конференции. - М., 2001. - С. 209.

2 Хомлюк В. Ведущее звено //Преступление и наказание. - 2000. - №4. - С. 8.

209

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

совершеннолетия при воспитательной колонии до окончания срока наказания без возрастных ограничений1.

В уголовно-исполнительном законодательстве закреплен принцип, согласно которому осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания в одном исправительном учреждении. Этот принцип в отношении осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, нарушается, если осужденный достиг совершеннолетия. Кроме того, перевод осужденных из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима зачастую наносит вред исправительному процессу. В качестве выхода из такой ситуации предлагается предусмотреть в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации возможность создания на территории воспитательных колоний изолированных участков исправительной колонии общего режима для содержания в них как раз такой категории осужденных. Эффективность этих предложений требует научного обоснования.

В настоящее время одна треть субъектов Российской Федерации не имеет воспитательных колоний, вследствие чего в республиках и областях России остро стоит вопрос об их строительстве. Стоимость строительства новой воспитательной колонии составляет не менее 35 млн. рублей. Значительно дешевле обойдется перепрофилирование уже имеющихся исправительных колоний общего режима в воспитательные колонии с созданием на их территории изолированных участков исправительных колоний общего режима. Как показывает практика, работа по исправлению осужденных, достигших совершеннолетнего возраста, наиболее успешно проводится в воспитательных колониях, в которых имеются условия для эффективного психолого-педагогического воздействия на подростков и отсутствует влияние взрослых преступников.

Поэтому представляется целесообразным создать условия для содержания подследственных и осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, в одном учреждении и изолированном участке. Это позволит обеспечить непрерывность и преемственность учебно-воспитательного процесса с момента взятия подростка под стражу до его освобождения.

В настоящее время в Удмуртской республике начата активная работа по созданию комплексного учреждения для содержания и исправления лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, которое включает в себя:

• помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора для содержания несовершеннолетних; * 210

1 Хомлюк В. Там же. - С. 9.

210

2004

4. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

• собственно воспитательную колонию;

• участок исправительного учреждения общего режима для размещения воспитанников, достигших совершеннолетия.

Данное комплексное учреждение должно способствовать осуществлению сквозного воспитательного процесса лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.

Такая структура учреждения создает условия для изучения личности осужденного и более эффективной организации исполнения наказания, а также применения основных средств исправления осужденных. Изучение личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, начинается на стадии предварительного расследования или дознания. Следователь может оказать администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, помощь в изучении личности несовершеннолетнего, непосредственно передавая воспитателю собранную им информацию, которая не нашла отражение в уголовном деле по ряду причин.

На наш взгляд, учреждение нового типа должно способствовать созданию комплексной системы полноценного развития личности несовершеннолетних в условиях изоляции от общества, содействию успешной ресоциализации освобождающихся из мест лишения свободы, предупреждению рецидивной преступности.

А.М.Лесин*

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Усиливающаяся социальная значимость права требует знания конкретных правил, без которых юрист не может обойтись в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время все большее значение для разрешения споров приобретают аргументы, подчерпнутые из научных трудов, материалов сравнительно-правового характера, комментариев законодательства и правоприменительной практики. Становится важным представление системы права как совокупности взаимосвязанных отраслей, подотраслей и институтов права.

В какой форме учебный процесс должен вместить в себя такой объем информации? Какими методами должен осуществляться контроль за его ходом? 211

Доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.