УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
УДК 341.228
О.А. Сазонова1, Н.В. Сазонова2
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
SOME PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC
IN MODERN POLITICAL AND ECONOMIC CONDITIONS
Актуальность данной темы обусловлена устойчивым интересом мирового сообщества к Арктике - региону, который обладает колоссальными природными ресурсами и специфическими преимуществами географического положения. В ходе рассуждений отмечается, что в последние годы государство уделяет значительное внимание вопросам арктического развития, в связи, с чем приняты основополагающие стратегические документы, определяющие фундаментальные принципы российской арктической политики, направленной на обеспечение суверенитета страны и реализацию её национальных интересов в регионе. В статье указывается, что Арктика играет особую роль в стратегических приоритетах Российской Федерации, продвижении устойчивого развития и глобального управления в мире, а также обладает значительным экономическим, геополитическим и военным стратегическим значением. Выявлена необходимость в дальнейшем осуществлении комплексного наращивания конкурентных преимуществ Арктической зоны Российской Федерации в целях укрепления позиций страны в Арктике, упрочения международной безопасности и поддержания мира и стабильности в данном регионе. Сформулирован вывод о том, что успешная реализация рассмотренных в исследовании инициатив позволит России извлечь существенные политические и экономические выгоды, в том числе, обеспечив ведущую роль в современных международных отношениях и укрепление статуса арктической державы
1 Сазонова Оксана Александровна - к.ю.н., старший преподаватель, Белгородский университет кооперации, экономики и права. E-mail: [email protected]
Sazonova Oxana - Candidate of Law Sciences, Senior lecturer, Belgorod University of cooperation, economy and law.
2 Сазонова Нина Васильевна - к.г.н., доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: [email protected]
Sazonova Nina - Candidate of Geographical Sciences, Assistant professor, Belgorod state national research university.
Ключевые слова: Арктика, Арктический регион, Арктическая зона, государственная политика, стратегия развития, экономический климат, инвестиционный проект.
The relevance of this article is caused by the steady interest of the international community in the Arctic - the region which has enormous natural resources and specific advantages of a geographical location. It is noted that in recent years the state pays considerable attention to issues of the Arctic development in this connection the fundamental strategic documents defining the fundamental principles of the Russian Arctic policy aimed at providing sovereignty of the country and realization of its national interests in the region are accepted. It is specified in article that the Arctic plays a special role in strategic priorities of the Russian Federation, advance of sustainable development and global management in the world and also possesses a considerable economic, geopolitical and military strategic importance. In the article is revealed a need further of implementation of complex accumulation of competitive advantages of the Arctic zone for strengthening positions of the country in the Arctic, consolidations of the international security and peacekeeping and stability in this region. It is concluded that successful realization of the initiatives considered in a research will allow Russia to take essential political and economic benefits, having provided the leading role in the modern international relations and strengthening of the status of the Arctic power.
Keywords: Arctic, Arctic region, Arctic zone, state policy, development strategy, economic climate, investment project.
Арктика (от греч. arktikys - «северный») - северная полярная область земного шара, примыкающая к Северному полюсу и включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Тихого и Атлантического океанов [1; 15].
На сегодняшний день прямое отношение к Арктике имеют следующие страны: Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия и Швеция, владеющие территориями на севере за Полярным кругом. При этом первые пять из вышеназванных государств обладают прямым выходом к Северному Ледовитому океану, а также к колоссальным неиспользованным природным ресурсам макрорегиона. Указанные государства также именуются «арктической пятеркой».
Арктическая зона Российской Федерации как часть Арктики полностью или частично включает территории восьми субъектов РФ: Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий Автономный округ, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская область, на которых проживают порядка 3,5 млн. человек [4]. Границы российской Арктической зоны могут уточняться в соответствии с нормативными правовыми актами государства, а также с нормами между-
народных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация [16]. Подчеркнём, что Россия обладает самым протяжённым арктическим побережьем и имеет значительное геополитическое, экономическое и стратегическое значение в Арктике.
В последние годы Российская Федерация уделяет первостепенное внимание вопросам развития Арктического региона. Приняты основополагающие стратегические документы, определяющие базовые принципы российской арктической политики, направленной на обеспечение суверенитета страны и реализацию её национальных интересов в регионе [20-21]. Как отмечает А.А. Кравчук, «Арктике отводится роль стратегической ресурсной базы России, призванной удовлетворить растущие потребности страны в минеральных, углеводородных, биологических и иных ресурсах, тем самым способствуя выполнению задачи её комплексного социально-экономического развития» [8, С. 3].
Об этом свидетельствует прошедший 5-7 декабря 2019 года в г. Санкт-Петербург IX Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» - ключевое общественное мероприятие, посвящённое развитию и комплексному освоению Арктики. Форум зарекомендовал себя как авторитетная дискуссионная площадка, способствующая решению актуальных вопросов развития Арктики на разных уровнях посредством диалога с гражданским обществом, и получил поддержку со стороны Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Общественной палаты России, различных федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов РФ [25].
Наряду с базовыми вопросами улучшения экономического климата в Арктической зоне, её инвестиционной и предпринимательской привлекательности, повышения качества жизни в Арктике на дискуссионных площадках форума обсудили основные вопросы развития Северного морского пути, геологического изучения недр Арктики, фундаментальных и научных исследований.
Ввиду того, что Россия возглавит Арктический совет в 2021-2023 гг. большой блок вопросов посвятили международному сотрудничеству в Арктике, акцентировав внимание на значимых международных проектах, планируемых к реализации в российском сегменте Арктики, среди которых: высокоширотная научная дрейфующая экспедиция «Северный полюс - 2020» и строительство подводной трансарктической магистральной волоконно-оптической линии связи.
В этой связи обращает на себя внимание уникальность проекта «Северный полюс - 2020», который выводит арктические исследования на принципиально новый уровень и не имеет аналогов в мире.
Высокоширотная научная дрейфующая экспедиция «Северный полюс -2020» использует ледокол «Капитан Драницын» водоизмещением 26 тыс. тонн и пассажировместимостью 128 человек, что гарантирует безопасность
всех присутствующих и даёт возможность проведения энергоёмких исследований, невозможных на дрейфующей льдине. Финансирование данной экспедиции в бюджете РФ на 2020 год предусмотрено в объёме 1,7 млрд. руб. [14].
Основной целью данного проекта является изучение и мониторинг природной среды в Арктике, отслеживание происходящих изменений в регионе, активное освоение арктического пространства и, безусловно, российское присутствие в Арктике [19].
Отдельного внимания заслуживают проблемы строительства подводной трансарктической линии связи и создания современной разветвлённой телекоммуникационной сети на побережье и островах Северного Ледовитого и Тихого океанов.
Волоконно-оптический кабель будет проложен из Североморска через Анадырь и Петропавловск-Камчатский до Владивостока. Длина линии (12,7 тыс. км.) условно поделена на две части - Арктическую (5,7 тыс. км.) и Дальневосточную (7 тыс. км.). В дальнейшем трансарктическая линия связи позволит передавать большой объём информации в режиме реального времени, увеличит эффективность оперативного управления военно-морским флотом России и повысит обороноспособность страны [13]. Проект оценивается в 45 млрд. руб. и может быть реализован к 2025 году [24].
Важной темой дискуссионной повестки форума также стали инициативы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики по формированию новой Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года и системы преференций для инвесторов в указанном регионе [17].
В начале декабря 2019 года данное Министерство начало согласование проекта Стратегии развития АЗ РФ до 2035 года в Правительстве Российской Федерации. По мысли законодателя, будущая Стратегия объединит мероприятия национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития регионов, городов и транспорта [7].
Как справедливо подчеркнул В.В. Путин, выступая на V Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога», прошедшем 8 апреля 2019 года в г. Санкт-Петербург, Стратегия развития до 2035 года вероятнее всего будет отличаться от предыдущей тем, что впервые будет сделан важный акцент на социально-экономическом развитии арктических территорий [9].
Главной целью российской государственной политики в Арктике в сфере социально-экономического развития станет расширение ресурсной базы Арктической зоны РФ, способной в значительной степени обеспечить потребности страны в водных биологических ресурсах, углеводородных ресурсах и других видах стратегического сырья.
Думается, что в перспективе устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны России реализуется на основе системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и
гражданского общества с использованием различных механизмов государственно-частного партнерства при выполнении основных инвестиционных проектов, участия государства в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем, а также создания экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности.
Новая Стратегия чётко закрепит национальные интересы России в Арктике, такие как: обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства; сбережение арктической экологической системы; защита территории проживания коренных народов; поддержание высокого уровня жизни и благосостояния российских граждан, живущих в Арктической зоне; сохранение Арктики как территории мира. Несомненно, именно обозначенные интересы определят цели новой арктической стратегии в будущем.
В настоящее время, имея немногим более 1,5 % населения страны, Арктическая зона предоставляет государству почти 10 % валового внутреннего продукта за счет нефтегазодобычи, 10 % всех инвестиций, демонстрирует высокие темпы роста производительности труда и заработной платы. При этом все базовые показатели, характеризующие качество жизни населения (бедность, безработица и т.д.), находятся на уровне ниже среднероссийского. В результате население покидает Север - за последние 15 лет его численность сократилась на 0,3 млн. человек.
Тем не менее, государство предпринимает соответствующие меры, чтобы остановить этот отток. В течение ближайшего десятилетия будут запущены несколько сотен проектов и программ, создано до 200 тыс. рабочих мест. В приоритете привлечение молодого поколения со всей территории страны для трудоустройства в Арктике. На все указанные задачи, безусловно, потребуются значительные финансовые средства, минимум которых оценивается в 350 млрд. рублей, и часть этих средств планируется выручить за счет налоговых поступлений от новых проектов [9].
Что касается системы преференций для развития инвестиционных проектов в Арктической зоне, то на рассмотрение было предложено два проекта. Первый связан с предоставлением преференций на временной период от 10 до 15 лет в зависимости от его величины и предусматривает нулевые ставки платежей по налогу на прибыль, имущество, землю, добычу полезных ископаемых. Второй предполагает сниженные ставки, например, 7 % от 20 % возможных по налогу на прибыль и примерно такие же скидки по остальным налогам, но на весь срок действия проекта [2]. Думается, что второй вариант более предпочтителен, т.к. допускает возможность получать средства в бюджет субъектов РФ с самого начала реализации инвестиционного проекта.
Подчёркивается, что действие таких дальневосточных институтов развития, как «Корпорация по развитию Дальнего Востока», «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» будет также распространено на Арктическую зону, что в первую очередь должно способствовать реализации проектов
Северного морского пути и его загруженности. Для этого целесообразно распространить деятельность институтов на арктические направления и синхронизировать строительство ледоколов, грузовых судов, портовой инфраструктуры со сроками реализации инвестиционных проектов. Следует заметить, что на сегодняшний день в Арктической зоне реализуется либо запланировано к реализации 119 проектов с общим объёмом около 10 трил. руб. в таких отраслях, как добыча, переработка, логистика углеводородов, твердых полезных ископаемых и рыбы [2].
Рассматривая современные актуальные направления совершенствования арктической политики, отметим созданный на базе Северо-Восточного федерального университета интеллектуальный Научно-образовательный центр развития Арктики и Субарктики с перспективой организации межрегионального НОЦ «Север» мирового уровня.
Три ключевых направления деятельности данного центра заключаются в бережливом природопользовании, повышении качества жизни населения и конвергентных технологиях. Проект также предусматривает основание Международного центра по испытанию материалов, элементов техники и устойчивости живых систем в экстремально холодных условиях, поддержанный Российской академией наук.
Целью НОЦ «Север» является усиление межрегионального взаимодействия научных учреждений, организаций профессионального образования и крупных промышленных компаний, содействовующих обеспечению социально-экономического развития Арктической зоны и субарктических территорий РФ, созданию благоприятных условий для проживающих на арктических территориях граждан, а также цивилизованному освоению неиспользованных природных ресурсов региона [23].
В этой связи представляется необходимым подчёркнуть возросший в настоящее время геополитический интерес к освоению Арктики. На территории за Полярным кругом, по разным оценкам, сосредоточено до трети мировых запасов углеводородов, истощение которых, а также рост конкуренции за ресурсы и развитие технологий за последние несколько лет способствовали тому, что вопрос индустриального освоения Арктики переместился в область практических задач ближайшего будущего. Вследствие этого арктическая тематика уже стала предметом для широких дискуссий как в российских [12; 28], так и в зарубежных источниках научной информации [27; 29].
Полезные ископаемые, которые добываются в пределах российской Арктики, а также их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Из недр земли извлекается около 80 % газа и 60 % нефти, 90 % никеля и кобальта, 60 % меди. В российской Арктике сосредоточены огромные запасы важнейших полезных ископаемых, разделенных на две группы: 1) углеводородные ресурсы - ключевая с точки зрения экономики группа, включающая каменный уголь;
2) твердые полезные ископаемые (металлические и неметаллические), которые являются определяющими для развития национальной экономики страны и глобальной экономической структуры [22].
Кроме того в Арктике находится огромное количество месторождений других полезных ископаемых. В частности, в российской части Арктики добывается платина, золото, серебро, железо, медь, олово, никель, вольфрам, титан, кобальт, алмазы и другие драгоценные камни, уголь, фосфор, апатиты, редкоземельные металлы, слюда, палладий и уран. На американской Аляске обнаружены запасы золота, меди, железа, никеля, угля, цинка и урана, а также расположен крупнейший в мире по запасам цинка действующий карьер Ред-Дог, который производит значительные объёмы свинца. В канадской провинции Юкон ведётся добыча золота, угля и кварца. В Гренландии добывают уголь, цинк, свинец, серебро, мрамор и криолит [18]. В то же время, в Арктике сосредоточено около 20 % общемировых запасов пресной воды, которые, полагаем, будут весьма востребованы в будущем.
Еще одной современной проблемой является потепление климата и тенденция к таянию полярных льдов, что, вместе с тем, делает Арктику одним из перспективных регионов для развития торгового мореплавания. Использование альтернативных арктических трасс (Северо-Западный проход и Северный морской путь (СМП)) вместо традиционных (Суэцкий канал) существенно сокращает расстояние и время, затрачиваемое на перевозку грузов из Европы в Азию и обратно, что в свою очередь увеличивает прибыль судовладельцев [26].
Северный морской путь проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана от пролива Карские Ворота до бухты Провидения, а длина данного судоходного маршрута составляет 5600 км. По расчётам экспертов, используя СМП, представляется возможным сократить время в пути из крупнейших портов Азии в Европу на 10-30 % [3]. Отмечается, что целью развития указаннного морского пути является увеличение объёма перевозок до 80 млн. тонн к 2025 году, а главным грузом, который по нему пойдет, будет сжиженный природный газ (СПГ) [10]. Вызывает интерес мнение, что в российской Арктике в ближайшей перспективе появится и будет активно развиваться новая отрасль экономики - нефтегазохимия, что в свою очередь приведёт к существенному увеличению загрузки СМП до 100-140 млн. тонн в год [3]. Таким образом, Арктика обеспечит России лидерство на мировом рынке СПГ, ведущую роль в современных международных отношениях и укрепление статуса «великой державы».
Вместе с тем, по нашему убеждению, государственная деятельность в Арктике должна основываться на продвижении природосберегающих технологий и реализации проектов на основе современных экологических стандартов, в том числе глобального значения, например, комплекс по производству СПГ на Ямале.
Ямал СПГ - это интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа, который предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения мощностью 17,4 млн. тонн в год и до 1,2 млн. тонн газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения по стандартам PRMS составляют 926 млрд. м3. В рамках реализации проекта создаётся транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта (рис. 1) [6].
Рисунок 1 - Проект «Ямал СПГ»
Представляется возможным выделить некоторые конкурентные преимущества проекта: 1) значительная ресурсная база, включающая традиционные запасы высокой концентрации, отработанные традиционные технологии разработки, низкий уровень затрат на добычу; 2) выгодное расположение, в т.ч. месторождение находится вблизи береговой линии и завод СПГ строится непосредственно на нём, высокая эффективность процесса сжижения благодаря низкой среднегодовой температуре, доступ к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Европы.
В качестве примера приведём лишь некоторые данные за 2019 год - за 11 месяцев с начала года по состоянию на ноябрь Ямал СПГ произвел более 16,5 млн. тонн СПГ [6]. Таким образом, уникальное месторасположение полуострова Ямал позволяет создать конкурентоспособную логистическую модель, которая могла бы обеспечить круглогодичные поставки СПГ на рынки стран АТР и Европы.
Арктический и Дальневосточный макрорегионы России являются ключевыми звеньями интеграционных процессов РФ для сотрудничества со странами АТР, включающими 50 государств с населением около 3,5 млрд. человек и продуктивно развивающейся экономикой. Именно в АТР на сегодняшний день формируется мировой полюс динамичного экономического роста, который в свою очередь обеспечивается проведением на протяжении длительного времени эффективной экономической политики, направленной на расширение экспорта и привлечение инвестиций [11].
По справедливому замечанию учёных, успешного развития Арктики можно достичь путём модернизации системы управления, превращения её в совокупность проблемно-ориентированных блоков (в составе многоаспектного географического положения, геополитического статуса, социально-экономического развития, природно-ресурсного, транспортно-логистического, социально-культурологического, природоохранного потенциалов), которые могли бы функционировать отдельно, но при этом быть взаимосвязанными, чтобы решать различные задачи и адаптироваться к изменениями в таком нестандартном регионе как Арктика. Отмечается, что эффективного, безопасного и бесконфликтного взаимодействия субъектов социально-экономического развития, возможно, достигнуть в рамках арктических партнёрств, которые создаются на международном, региональном и локальном уровнях [5].
Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе государственная экономическая политика в Арктике будет осуществляться по следующим основным направлениям: во-первых, активное развитие нефтегазовой промышленности, при этом особое внимание уделяется проекту Ямал СПГ; во-вторых, попытка превратить СМП в «транспортный коридор» мирового значения. Успешная реализация указанных инициатив позволит России извлечь существенные политические и экономические выгоды, в частности, обеспечить укрепление статуса ведущей арктической державы за счёт эскалации экономической мощи в регионе. Данные проекты позволят Российской Федерации придать новый импульс развитию северо-восточных территорий страны путём взаимовыгодного сотрудничества, торговли и нарастающего потенциала развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Литература
1. Арктика. Большая советская энциклопедия. «Академик» // https://dic.academic. ш^с^^е/65038/ (дата обращения: 03.12.2019).
2. Березина, Е. Главный груз Арктики / Е. Березина // Российская газета. - 2019. -9 апреля.
3. Березина, Е. Лёд тронулся / Березина Е., Гайва Е. // Российская газета. -2019. - 25 ноября.
4. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2018 год // Российская газета. - 2019. - 11 июня.
5. Зайков, К.С. Сценарии развития арктического региона (2020-2035 гг.) / К.С. Зайков, Н.А. Кондратов, Е.В. Кудряшова и др. // Арктика и Север. - 2019. - № 35. - С. 5-24. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.5.
6. Ямал СПГ. - URL: http://yamallng.ru/ (дата обращения: 16.12.2019).
7. Козлов, А. Стратегия идёт на Север / А. Козлов // Российская газета. - 2019. -25 ноября.
8. Кравчук, А.А. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Арктике и формирование государственной политики по их нейтрализации: дис. ... канд. полит. Наук: 23.00.04 / А.А. Кравчук. - Владивосток: ДВФУ, 2017. - 225 с.
9. Латухина, К. Путин В.В. заявил об особых преференциях инвесторам в Арктике / К. Латухина // Российская газета. - 2019. - 9 апреля.
10. Латухина, К. Два капитала / К. Латухина // Российская газета. - 2019. - 9 апреля.
11. Липина, С.А. Приоритетные направления и возможности сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона / С.А. Липина, К.С. Зайков // Арктика и Север. - 2015. - № 21. - С. 33-41. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2015.21.33.
12. Мартынов, В.Л. Границы Арктики и границы в Арктике / В.Л. Мартынов, В.Ю. Кузин // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. - 2018. - № 2(16). - С. 4-17.
13. Минобороны проложит трансарктическую линию связи. - URL: https://sever-press.ru/2018/04/24/minoborony-prolozhit-transarkticheskuyu-liniyu-svyazi/ (дата обращения: 12.12.2019).
14. На высокоширотную экспедицию «Северный полюс - 2020» в федеральном бюджете в 2020 году заложено 1,7 млрд. руб. - URL: http://portnews.ru/news/288121/ (дата обращения: 12.12.2019).
15. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: Русский язык, 1989. - 750 с.
16. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969 // СПС «КонсультантПлюс».
17. О совершенствовании государственного управления в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации: указ Президента РФ от 26.02.2019 № 78 // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 9. - Ст. 824.
18. Природные ресурсы Арктики. The Arctic. - URL: http://ru.arctic.ru/resources/ (дата обращения: 13.12.2019).
19. Северный полюс: Россия запускает в Арктике проект, не имеющий аналогов в мире. - URL: https://www.nasha-strana.info/archives/27539 (дата обращения: 12.12.2019).
20. Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества (Фэрбанкс (Аляска, Соединенные Штаты Америки), 11.05.2017) // СПС «Гарант».
21. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утв. Президентом РФ // СПС «КонсультантПлюс».
22. Сунь Сювэнь. Проблемы и перспективы российско-китайского сотрудничества в освоении Арктики: дис. ... канд. полит. Наук: 23.00.04 / Сювэнь Сунь. - Москва: МГУ, 2019. - 204 с.
23. Таюрский, В. Притяжение «Севера» / В. Таюрский // Российская газета. -2019. - 12 декабря.
24. Финляндия заинтересовалась проектом трансарктической волоконно-оптической линии связи. - URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/61109 (дата обращения: 12.12.2019).
25. IX Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». - URL: http://www. forumarctic.com/conf2019/ (дата обращения: 06.12.2019).
26. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. Edited by P.H. Stauffer. - URL: http://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/fs2008-3049.pdf. (дата обращения: 13.12.2019).
27. Doel, R.E. Strategic arctic science: national interests in building natural knowledge -interwar era through the cold war / R.E. Doel, R.M. Friedman, J. Lajus, S. Sorlin, U. Wrakberg // Journal of Historical Geography. - 2014. - Vol. 44. - P. 60-80.
28. Konyshev, V. In search for peace in the Arctic / Konyshev V., Sergunin A. // The Palgrave Handbook of Global Approaches to Peace. - Cham: Palgrave Macmillan, 2019. - P. 685-716.
29. O'Leary, D.K. Public and national imagination of the Arctic // Eurasia's Maritime Rise and Global Security: From the Indian Ocean to Pacific Asia and the Arctic. - Cham: Palgrave Macmillan, 2018. - P. 197-213.
References
1. Arctic. Great Soviet Encyclopedia. "Akademik" // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ bse/65038/ (reference date: 03.12.2019).
2. Berezina, E. The main cargo of the Arctic // Russian newspaper. 2019.9 April.
3. Berezina, E., Gaiva, E. Ice moved // Rossiyskaya Gazeta. 2019.25 November.
4. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2018 // Rossiyskaya Gazeta. 2019.11 June.
5. Zaikov, K.S. Scenarios for the development of the Arctic region (2020-2035) / K.S. Zaikova, N.A. Kondratov, E.V. Kudryashova, S.A. Lipina, A.I. Chistobaev // Arctic and North. - 2019. - No. 35. - S. 5-24. DOI: 10.17238 / issn2221-2698.2019.35.5.
6. Internet resource "Yamal LNG" // http://yamallng.ru/ (date of access: 16.12.2019).
7. Kozlov, A. The strategy goes to the North // Rossiyskaya Gazeta. 2019.25 November.
8. Kravchuk, A.A. The main threats to the national security of the Russian Federation in the Arctic and the formation of state policy to neutralize them: diss. Cand. politician sciences. 23.00.04 / A.A. Kravchuk. - Vladivostok: FEFU, 2017. - 225 p.
9. Latukhina, K. Putin V.V. announced special preferences for investors in the Arctic // Rossiyskaya Gazeta. 2019.9 April.
10. Latukhina, K. Two capital // Russian newspaper. 2019.9 April.
11. Lipina, S.A. Priority areas and opportunities for cooperation between Russia and the countries of the Asia-Pacific region / S.A. Lipina, K.S. Zaikov // Arctic and North. - 2015. - No. 21. - P. 33-41. DOI: 10.17238 / issn2221--2698.2015.21.33.
12. Martynov, V.L. Boundaries of the Arctic and Boundaries in the Arctic / V.L. Martynov, V.Yu. Kuzin // Arctic XXI century. Humanitarian sciences. - 2018. - No. 2(16). - P. 4-17.
13. The Ministry of Defense will lay a transarctic communication line // https://sever-press.ru/2018/04/24/minoborony-prolozhit-transarkticheskuyu-liniyu-svyazi/ (reference date: 12.12.2019).
14. For the high-latitude expedition «North Pole - 2020» in the federal budget in 2020 1.7 billion rubles are allocated // http://portnews.ru/news/288121/ (reference date: 12.12.2019).
15. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian language. - Moscow: Russian language, 1989. - 750 p.
16. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2020 and beyond: approved. President of the Russian Federation 09.18.2008 No. Pr-1969 // Access from the SPS «ConsultantPlus».
17. On improving public administration in the development of the Arctic zone of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of February 26, 2019 No. 78 // Collected Legislation of the Russian Federation, 2019, No. 9, Art. 824.
18. Natural resources of the Arctic. Internet resource «The Arctic» // http://ru.arctic.ru/ resources/ (reference date: 13.12.2019).
19. North Pole: Russia launches a project in the Arctic that has no analogues in the world // https://www.nasha-strana.info/archives/27539 (reference date: 12.12.2019).
20. Agreement on Strengthening International Arctic Scientific Cooperation (Fairbanks (Alaska, United States of America), 05.11.2017) // Access from the ATP «Garant».
21. Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2020: approved. President of the Russian Federation // Access from SPS «ConsultantPlus».
22. Sun Xiuwen. Problems and prospects of Russian-Chinese cooperation in the development of the Arctic: diss. Cand. politician sciences. 23.00.04 / Xuwen Sun. - Moscow: MSU, 2019. - 204 p.
23. Tayursky, V. Attraction of the «North» // Russian newspaper. 2019.12 December.
24. Finland is interested in the project of the transarctic fiber-optic communication line // https://www.bnkomi.ru/data/news/61109 (reference date: 12.12.2019).
25. IX International Forum «Arctic: Present and Future» // http://www.forumarctic.com/ conf2019/ (reference date: 06.12.2019).
26. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle. Edited by P.H. Stauffer // http://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/fs2008-3049. pdf. (reference date: 13.12.2019).
27. Doel, R.E. Strategic arctic science: national interests in building natural knowledge -interwar era through the cold war / R.E. Doel, R.M. Friedman, J. Lajus, S. Sorlin, U. Wrakberg // Journal of Historical Geography. - 2014. - Vol. 44. - P. 60-80.
28. Konyshev, V., Sergunin, A. In search for peace in the Arctic // The Palgrave Handbook of Global Approaches to Peace. - Cham: Palgrave Macmillan, 2019. - P. 685-716.
29. O'Leary, D.K. Public and national imagination of the Arctic // Eurasia's Maritime Rise and Global Security: From the Indian Ocean to Pacific Asia and the Arctic. - Cham: Palgrave Macmillan, 2018. - P. 197-213.