Научная статья на тему 'Некоторые проблемы формирования политических предпосылок конституционно-правовой реформы'

Некоторые проблемы формирования политических предпосылок конституционно-правовой реформы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы формирования политических предпосылок конституционно-правовой реформы»

22 См . : Садовский В. Н . Системы и структуры как специфические предметы современного научного знания // Проблемы исследования систем и структур . М . , 1965.

23 См . : Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под ред. В. С. Нерсесянца. М . , 1999. С . 328; Блауберг И . В . , Садовский В . Н . , Юдин Э. Г Системный подход к современной науке // Проблемы методологии системного исследования . М . , 1970.

24 См . : Уемов А . И . Связь // Философская энциклопедия: В 4 т. М . , 1967. Т. 4 . С . 570.

25 См . : Кондаков П . И . Логический словарь-справочник. М . , 1975. С . 524.

26 О видах связей органических систем см . : Блауберг И . В . , Юдин Э. Г Становление и сущность системного подхода. М . , 1973. С. 186-192.

27 См . : Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2 т. М . , 1981 . Т. 1 . С. 292.

28 Лукьянова Е . А . Закон как источник советского государственного права . М . , 1988. С . 9.

29 См . : Кечекьян С . Ф. Теория государства и права . М . , 1949. С . 21 .

30 См . : Общая теория государства и права: Академ . курс: В 2 т. Т. 2 . Теория права / Под ред. проф. М . Н . Марченко. М . , С. 141 .

31 См . : Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования . М . , 1999. С 77

32 См . : Лукьянова Е . А . Указ . соч . С . 10 .

33 См . : Румянцев О. Г , Додонов В . Н . Юридический энциклопедический словарь . М . , 1997.

34 Конституционное право: Учеб. / Отв . ред . А . Е . Козлов . М . , 1996. С . 14-15 .

35 См . : Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак. 2-е изд. , изм . и доп . М . , 1999. С . 18-29.

36 Мишин А . А . Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб . М . , 1996. С . 12 .

37 См . : Кутафин О. Е . Указ . соч . С . 22 .

38 См . : Стрекозов В. Г , Казанчев Ю. Д . Конституционное право России. М. , 1997. С. 9.

39 Анциферова О. В . Обеспечение единства законодательной системы Российской Федерации: Дис .... канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. С. 20.

40 См . , напр . : Теория государства и права: Учеб . / Под ред . В. К . Бабаева . М . , 1999; Поленина С . В . Теоретические проблемы советского законодательства . М . , 1979. С . 4-5 .

41 См . : Тиунова Л . Б . Указ. соч . С. 55; Талянин В. В. Законодательная система современной России // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвуз науч -теорет конф , Санкт-Петербург, 19 дек. 2002 г. / Под общ . ред . В . П . Сальникова, Р. А . Романова . СПб. , 2003. С . 196-199; Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. М . , 1994. С. 33; Лившиц Р. З. Теория права: Учеб. М. , 1994. С. 112 .

42 См . : Кутафин О. Е . Указ . соч . С . 16 .

43 См : Алексеев С С Философия права: История и современность Проблемы Тенденции Перспективы М . , 1999; Богданова Н . А. Система науки конституционного права . М . , 2001 .

44 См . : Алексеев С . С . Общая теория права . Т. 2 . С . 192 .

45 Зивс С . Л . Источник права . М . , 1981 . С . 35 .

46 См . : Лукьянова Е . А . Указ . соч . С . 16 .

47 См . : Кравец И . А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики) . Новосибирск, 2002 С 188

В. В. Киреев

некоторые проблемы формирования политических предпосылок конституционно-пРАвовой реформы

Политические предпосылки конституционной реформы определяют степень развития политических отношений, политической системы общества в целом и характеризуют эффективность норм Конституции РФ, определяющих правовое положение различных политических институтов, а также необходимость их изменения . Понятие «политика» в теории государства определяется как отношения между классами, нациями, большими социальными группами, проявляющиеся в определенной деятельности определенных социальных институтов1 . Производный от категории «политика», термин «политическая система» выражает одно из фундаментальных понятий отечественной государственно-правовой доктрины и охватывает значимые аспекты взаимодействия общества и государства Политическая

система общества обладает системными характеристиками, причем количество элементов такой системы относительно ограниченно. Характер внутренней организации политической системы показывает, что каждый из ее элементов находится в связи с другими, и степенью упорядочения этих связей обусловлена эффективность функционирования системы в целом При этом значение термина «политическая система», в наиболее общепринятом в правоведении и политологии смысле, раскрывается через осуществление политических функций государственными и негосударственными социальными институтами2 . Функции политической системы охватывают весьма широкий спектр направлений деятельности, к основным из которых относятся определение политических целей и приоритетов, политико-территориальная консолидация общества, обеспечение выражения политической воли народа, определение форм и способов политической деятельности, выработка политической идеологии в целом . Следует учитывать, что функциям политической системы свойственен определенный динамизм, причем в зависимости от содержания этапа развития определенного общества отдельные функции политической системы могут быть более значимыми для общества, поэтому конституционное выражение функций политической системы составляет элемент проблематики исследования конституционной реформы

Существенным признаком функционирования политической системы являются ее возможности . В исследованиях, рассматривающих проблемы теории государства, представлена позиция, заключающаяся в том, что возможности политической системы определяются ее взаимодействием с гражданским обществом, осуществлением прямой и обратной связей В связи с этим в литературе выделяется экстракционная и регулирующая возможности политической системы . Экстракционная возможность политической системы связана с ее способностью извлекать из гражданского общества природные и человеческие, интеллектуальные и физические ресурсы . Это политическое рекрутирование (посредством выборов в органы представительной власти, привлечения на государственную и военную службу, в партийный аппарат и других способов вовлечения людей в сферу политики), экспортно-аналитическое обслуживание политических структур, налогообложение, спонсорская поддержка и другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы По сути дела, политическая система существует постольку, поскольку общество поставляет ей свои ресурсы . Регулирующая возможность политической системы заключается в ее способности управлять, регулировать, координировать поведение индивидов и групп, воздействовать на гражданское общество . Осуществляется она как мерами прямого принуждения — через законы, распоряжения, приказы, так и через косвенные механизмы регулирования цен и заработной платы, обработку общественного мнения, установление размеров процентных ставок на кредиты и налогообложение3 . Существующие представления о государстве и обществе не позволяют в полной мере согласиться с приведенными выводами . Едва ли оправданным представляется противопоставление политической системы и общества . Политическая система является частью общества, поэтому говорить о взаимодействии общества, как целого с одной из его частей (политической системой), весьма проблематично Представляется, что рассматриваемые автором экстракционная и регулирующая возможности политической системы в основном связаны с соответствующими возможностями государства и взаимодействием его с другими элементами политической системы . Государство в определенной степени выделилось из общества, поэтому именно вопрос о взаимодействии государства (а не политической системы в целом) с другими элементами политической системы и общества в целом является вполне правомерным и нуждающимся в разрешении В организации политической системы общества решающую роль выполняет право . Нормативная основа политической системы общества представляет собой комплексное образование и включает следующие элементы: правовые нормы, отличающиеся политическим содержанием; нормы, содержащиеся в актах партий, общественно-политических движений, общественных организаций, политические обычаи, политические традиции; нормы морали (нравственности)4 . Несомненно, что базовый элемент нормативной основы политической системы состоит из норм права, причем основной, главенствующей и неотъемлемой его

частью являются соответствующие нормы Конституции РФ С учетом политико-правового содержания конституционных норм немаловажным является аспект, связанный с функциями науки конституционного права В политически нестабильном обществе закрепленный в Основном Законе компромисс общественных интересов неустойчив . Изменение в расстановке политических сил приведет к фиктивности конституционных положений, а значит, к серьезным сложностям в характеристике конституции наукой, поскольку основной предмет изучения и источник последней превратятся в формальный правовой документ, не отражающий действительности . Перед наукой станет дилемма: либо превратиться в «чистую» юридическую науку, либо стать «наукой-политикой» В первом случае конституция в научных исследованиях будет неким правовым идеалом, теоретически сконструированной моделью В жизни же идеальной конституции быть не может Следовательно, наука утратит свое прикладное значение, что сделает ее не нужной обществу В другом случае наука должна будет рассматривать своим прямым предметом политические отношения, отделяя их от правовых, что чревато существенной ее политизацией Итак, выбор предпочтительного направления развития науки конституционного права предопределяет соотношение в ней юридического и политического знания Однако сочетание названных начал зависит прежде всего от реальной политической ситуации в обществе, влияющей на круг регулируемых конституционным правом отношений Из этого можно вывести определенную закономерность В обществе, для которого характерны значительная дифференциация и поляризация политических интересов, наука существенно политизируется5 . Разделяя указанный подход, следует отметить, что исследование политических предпосылок конституционной реформы должно учитывать и политическую ситуацию в обществе При этом необходимость и глубина исследования политических аспектов конституционной реформы зависит от возможностей прогнозирования влиянии политической деятельности на реформирование конституции Политическое влияние на конституционное правотворчество и характеризует конституционную реформу как политико-правовой процесс Конечно, значительная политическая составляющая может снижать научную объективность рассмотрения реформирования конституции Это предполагает проведение вариантных исследований развития политической ситуации в контексте конституционных преобразований

С учетом последнего замечания можно структурировать общую проблематику политических предпосылок конституционной реформы В частности, с позиций полноты политикоправового содержания, эффективности социального воздействия и необходимости обновления нуждаются в исследовании: 1) система и структура конституционных норм, определяющих политическую систему российского общества; 2) конституционное выражение политических аспектов взаимодействия государства и общества; 3) основные элементы политической системы; 4) механизм разделения властей в государстве; 5) взаимодействие государства с другими элементами политической системы .

В составе Конституции РФ можно выделить пять групп норм, определяющих политическую систему российского общества, в том числе: 1) конституционные основы государства как главного, базового элемента политической системы; 2) федеративное устройство государства; 3) политические права и свободы граждан; 4) основы конституционно-правового статуса иных (помимо государства), наиболее важных элементов политической системы; 5) конституционные основы местного самоуправления . Следует отметить, что указанные нормы, в их совокупности, несмотря на то, что они расположены в разных главах Конституции РФ, обладают признаками системности и сложной структурой, проявляющейся в их многообразных взаимосвязях Системный характер рассматриваемых положений выражается в единстве конституционных принципов организации и функционирования механизма государства; сама структура Конституции РФ выражает то место, которое занимают в ней различные элементы политической системы Соотношение указанных групп норм позволяет сделать вывод о том, что наиболее детально Конституция РФ определяет основы государства . Системность указанных норм выражается и в том, что конституционные положения развиваются в других актах Нормы Конституции РФ конкретизируются в Федератив-

ном Договоре, в соглашениях между Российской Федерацией и ее субъектами, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, межведомственных актах, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, актах субъектов РФ, а также актах органов местного самоуправления, что и выражает иерархию норм по вертикали . Таким образом, нормы Конституции призваны закреплять определенную правовую модель политической системы Российской Федерации, выражать ее основные элементы в правовой форме

В теории государства к основным элементам политической системы общества относят государство; политические партии; общественные объединения (профессиональные союзы, союзы предпринимателей, иные объединения — молодежные, женские, спортивные, творческие, ветеранов, инвалидов и т п , массовые общественные движения, церковь); органы местного самоуправления (в том числе и трудовые коллективы); граждан (или граждан и подданных, или народ) В юридической и политологической учебной литературе в качестве элементов политической системы общества иногда называются также политические лидеры, политические элиты, средства массовой информации, группы давления, группы интересов, политические отношения, формы непосредственной демократии и др . 6 Состав основных элементов политической системы определяет политическую конфигурацию общества, и состояние политической системы общества зависит от состава ее элементов и от эффективности осуществления ими своих функций в границах политических отношений

Государство занимает центральное место в политической системе общества . Существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом7 . Для того чтобы государство оказалось способным выполнять свою роль в политической системе общества, необходим определенный набор условий и факторов К числу основных объективных условий следует отнести: правовые — наличие нормативно-правовой системы, являющейся легитимизирующей основой для тех или иных акций государства по воздействию на всю совокупность происходящих общественных процессов; социальные — социальная опора в лице либо населения в целом, либо определенных классов, слоев, стратов, а также возможность повышения или понижения государством социального статуса (ранга) индивидов или групп, их места в социальной структуре общества; экономические — материальные ценности, необходимые для обеспечения регулятивного воздействия государства — государственная казна, государственный сектор экономики, плодородные земли, полезные ископаемые и т д ; силовые — аппарат принуждения в лице специальных институтов и органов, профессионально подготовленных людей, а также оружия или иных средств; идеологические — наличие неких идеологем, позволяющих государству обосновывать свое место в политической системе и добиваться должной степени консолиди-рованности общества; информационные — объем и качество информации, позволяющие осуществлять компетентное руководство общественными процессами8 . Рациональное воплощение политико-правовой идеи государства предполагает правовое упорядочение влияния указанных условий и факторов на общество, поэтому развитие рациональных начал деятельности государства является основой политических предпосылок конституционной реформы «Рационализация» включает в себя, во-первых, утверждение форм, механизмов и процедур постановки перед государством целей, отвечающих потребностям социально-экономического развития, во-вторых, речь идет об утверждении и законодательной регламентации бюрократических процедур функционирования государственного аппарата, форм и методов достижения поставленных перед ним целей, в-третьих, об институционализации конкретного контроля за «формальной рациональностью» деятельности государственного аппарата, контроля, который должен осуществляться в рамках судебной процедуры, доступной каждому субъекту гражданского общества9 . Для решения таких проблем достаточно эффективным представляется формально-управленческий подход к природе власти, где последняя выступает, в первую очередь, как власть государственная, которая заключается

в возможности и способности доминирующего воздействия управляющего субъекта (государство и его органы) на управляемый субъект (общество, социальные группы, индивиды) Суть этого подхода характеризуется тем, что он рассматривает власть только с позиции юридико-управленческой организации социума, а механизм власти представляется как институционное «орудие» управления социумом10 .

Сущность государства, его политические, властные характеристики, особенности функционирования в политической системе общества относятся к числу проблем, традиционно исследуемых как в теории государства и права, так и в конституционном праве11 Значение государства для политической системы общества определяется его особыми признаками

Прежде всего, к ним относятся те, которые определены в его понятии Несмотря на многозначность термина «государство», суммирование его признаков позволяет сделать вывод, что государство обладает особым аппаратом осуществления власти Причем в литературе представлена позиция, согласно которой политическая, государственная власть — это особая разновидность общественной, публичной власти, при этом политическая власть в тесном, в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т е такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии12 . Такой вывод имеет методологическую значимость и позволяет определить полноту и эффективность конституционных положений, определяющих политическую роль и функции государства, его назначение в обществе, а также охарактеризовать конституционно-правовой статус его органов К признакам государства относится и наличие аппарата принуждения, причем следует признать, что категория «государственное принуждение» не раскрывается в Конституции РФ с достаточной полнотой, хотя и представляет собой один из наиболее важных аспектов взаимоотношения общества и государства Еще одним признаком государства является его территориальная организация Этот признак в значительной степени имеет политический характер, так как особенностями территориальной организации государства обусловлена конституционная концепция властных полномочий субъектов РФ Другими важными признаками государства являются наличие суверенитета, выражающего независимость государственной власти от всякой другой власти, а также обладание правом взимания налогов в общественно полезных целях и государственной казной Сравнение признаков государства и содержания норм Конституции РФ, посвященных этому основному элементу политической системы, показывает, что в Основном Законе предпринята попытка закрепления некоторых сущностных признаков государства как особой организации, управляющей обществом для реализации социальных целей и интересов Однако содержание Основного Закона РФ позволяет констатировать, что такая фундаментальная категория, как «общество», не нашла адекватного конституционного выражения В преамбуле и гл 1 Конституции РФ, определяющей основы конституционного строя, применено понятие «многонациональный народ» Использование этого понятие как тождественного понятию «общество» весьма проблематично Под народом принято понимать население определенной страны, а также различные формы исторических общностей (племя, народность, нация)13 Понятие же «общество» в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком — исторически конкретный тип социальной системы14 . Термин «общество» широко используется в теории государства и права, включается в названия нормативных правовых актов, является базовым для таких понятий, как «общественные отношения», «гражданское общество», «политическая система общества», «теория общественного договора» и др , поэтому использование этого термина представляется более корректным и адаптированным для правовой сферы и конституционного права, в частности, позволяющим применять теоретические конструкции, разработанные в правовой доктрине Но в наиболее значимой гл 1 Конституции термин «многонациональный народ» используется для характеристики суверенитета и власти в Российской Федерации, что отнюдь не исчерпывает принципы взаимоотношений общества и государства . Более того, роль и принципы деятельности государства по управлению российским обществом в концентрированном выражении конституционного закрепления не нашли Таким образом,

конституционные установления, выражающие самый общий подход к отношениям «общество-государство», содержат, по нашему мнению, два существенных недостатка: 1) в значительной степени Конституция РФ является Основным Законом не общества, а государства; 2) основы взаимоотношения общества и государства выражены весьма фрагментарно и не позволяют выявить наиболее важные стороны их взаимодействия

По справедливому замечанию В . Е. Чиркина, в настоящее время после пережитых трудных лет в российском обществе сложилось согласие о необходимости реформы «ельцинской» Конституции Главные предложения сводятся в основном к переделу полномочий Президента, парламента и Правительства . Между тем известно, что в крупном деле не следует приступать к решению частных задач, не решив предварительно общих В нашем случае это означает создать общую концепцию конституционных изменений, мысленно выстроить те отношения между личностью, коллективом, государством и обществом, которые мы хотели бы видеть в нормах будущей Конституции15 . Одной из таких концептуальных задач и является закрепление в Конституции РФ принципиальных положений, определяющих основы взаимоотношения государства и общества Представляется, что в ст 1 Конституции РФ, в общем виде определяющую форму государства, следовало бы внести нормы — принципы, характеризующие сущность российского государства На наш взгляд, в конституционном закреплении нуждаются положения о том, что государство: 1) осуществляет социальное управление в интересах многонационального народа Российской Федерации, основными направлениями управленческой деятельности государства является воздействие на экономическую, политическую, социальную системы, а также культурную сферу общества; 2) осуществляет сотрудничество с другими государствами и международными организациями; 3) разрабатывает и реализует военную доктрину; 4) осуществляет управление обществом в пределах, установленных Конституцией и иным законодательством Российской Федерации, при этом не основанное на законе расширение сферы государственного управления не допускается; 5) обеспечивает контроль общества за принятием политических решений; 6) в интересах многонационального народа Российской Федерации вправе использовать принуждение в порядке, формах и способами, установленных федеральными законами; 7) с соблюдением режима законности вправе прибегать к насильственным действиям в отношении лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации, при этом насильственные действия должны соответствовать характеру нарушения законодательства

Примечания

1 См . : Черданцев А . Ф. Теория государства и права: Учеб. для вузов . М . : Юрайт-М, 2001 . С . 97

2 См. : Теория государства и права: Учеб. пособие / Отв. ред . А . Б. Венгеров) . Вып. 2 . М. : Юрист, 1994. С. 58; Черданцев А. Ф. Указ соч. С. 98; Лазарев В . В . , Липень С. В . Теория государства и права: Учеб. для вузов, 3-е изд . , испр . и доп . М . : Спарк, 2004. С. 146; Политология: Энцикл . слов . / Общ . ред . и сост. : Ю . И . Аверьянов. М. : Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993 . С. 273; Чудинова И. М. Основы политологии: Учеб. пособие . Красноярск: КГПУ, 1995. С. 134 .

3 См . : Шабров О. Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право . 1994. № 5 . С. 123 .

4 См . : Кожевникова Ю. С . Право в политической системе современного российского общества: Автореф . дис . ... канд юрид . наук. Екатеринбург, 2002. С . 19.

5 См : Богданова Н А Правовая догма и политика в науке конституционного права // Вестн Моск ун-та Сер. 11 . Право. 1997 № 4. С. 15 .

6 См . : Лазарев В . В . , Липень С . В . Указ . соч . С . 147

7 См . : Манов Г Н . Государство и политическая организация общества . М . : Наука, 1974. С . 223 .

8 См . : Хабибулин А. Г. , Рахимов Р. А. Политическая субъектность как характеристика современного Российского государства // Государство и право. 1999. № 12 . С . 22 .

9 См . : Четвернин В . А . Демократическое конституционное государство: введение в теорию . М . : Ин-т государства и права РАН, 1993. С . 81 .

10 См . : Любашиц В. Я . , Мордовцев А. Ю. , Мамычев А. Ю. Государственная власть: Введение в общую теорию . Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. С . 14 .

11 См. : Тихомиров Ю. А. Власть и управление в социалистическом обществе . М. : Юрид. лит. , 1968;

Петров В . С . Теоретические проблемы сущности, содержания и формы государства: Автореф . дис . ... д-ра юрид . наук. Л . , 1968; Явич Л . С. Об одном из аспектов взаимосвязи права и государства; Фарбер И . Е . , Ржевский В . А . Вопросы теории советского конституционного права . Вып . 1, гл . V. Саратов: Приволж. кн . изд-во, 1967; Королев А. И. , Мушкин А. Е. Государство и власть // Правоведение . 1963. № 2; Григорян Л. А. Социалистическая государственная власть и представительная форма ее осуществления // Сов государство и право 1969 № 3; Белых А К Политическая организация советского общества Л : Изд-во Ленингр гос ун-та, 1967; Мартышин О В Российская Конституция 1993 г и становление новой политической системы // Государство и право . 1994. № 10; Авакьян С. А . Практика российской государственности // Вестн . Моск .ун-та. Сер. 18 . Социология и политология . 1997.№ 1; Воеводин Л . Д. Статус современного государства как предмет общего конституционного права // Рос . юрид . журн . 1997. № 4; Морозова Л . А . Современная российская государственность: Автореф . дис . ... д-ра юрид . наук . М . , 1998; Чиркин В . Е . Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право . 1995. № 8 .

12 См . : Байтин М . А. Государство и политическая власть . Саратов: Изд-во СГУ, 1972. С . 134 .

13 См : Советский энциклопедический словарь / Под ред А М Прохорова 4-е изд , испр и доп М : Сов энцикл , 1989 С 872

14 Там же .С .924.

15 См . : Чиркин В. Е. О «сильном государстве» и его конституции // Государство и право на рубеже веков: Материалы Всерос . конф . М . : Ин-т государства и права РАН, 2000. С . 16 .

О. В. Куртиян

особенности реализации принципа законности в деятельности конституционного суда рф

Соблюдение законности — это общий основополагающий принцип функционирования государства и общества В ч 2 ст 15 Конституции РФ провозглашено, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»

Проблема законности в правовой теории подвергалась значительной разработке, она постоянно привлекала и привлекает внимание многих авторов Это вполне объяснимо, так как по своей теоретической сущности законность, как правовое явление, характеризуется определенной сложностью и большим многообразием, а по практической значимости — неувядающей актуальностью

В определении понятия законности в литературе нет единого мнения .

Законность есть состояние жизни общества, в котором существует качественное, непротиворечивое законодательство, принятые нормы права уважаются и исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами1 По мнению М С Строгови-ча, законность — это точное и неукоснительное соблюдение и исполнение законов Он считал, что на основании верховенства закона только его соблюдение и исполнение составляют содержание законности2 . Е . А . Лукашева определяла законность как строгое и неуклонное соблюдение законов и основанных на законах других правовых актов государства всеми без исключения органами, общественными организациями, должностными лицами и граж-данами3

В определении законности, сформулированном С С Алексеевым, заключается более широкий смысл По его мнению, законность — это требование строжайшего неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех предписаний всеми субъектами, т е гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами . Кроме того, в понятие законности С . С . Алексеев включает: 1) верховенство законов по отношению ко всем иным правовым актам; 2) равенство всех перед законом; 3) обеспечение для всех субъектов полного и равного осуществления субъективных прав; 4) независимое и эффективное правосудие, эффективную работу всех правоохранительных органов4 Следует отметить, что определение «законности», превалировавшее в советский период развития юридической мысли, несомненно, претерпевает изменения в соответствии с требованиями развития российской государственности Изменение политического строя

требует глубокого теоретического осмысления и обоснования содержательного отличия господствовавшей в прошлом «социалистической законности» от принципа законности правового государства, поскольку переход к понятию «законность» является не только формальной сменой терминов, а кардинальной переориентацией приоритетов в предмете правовой защиты

В последние годы в отечественной теории государства и права делаются попытки сформулировать определение «законности» по-новому. Так, Н . В . Витрук отмечает: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве»5

Л . Д. Лисюткин дает определение законности как политико-правового явления, характеризующего процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений6

В . А . Лебедев считает, что законность — это комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства7 В Н Кудрявцев подчеркивает, что законность — это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов Законность можно рассматривать как центральный принцип права, определяющий многие другие его принципы и положения В более широком плане можно сказать, что законность — это общий принцип организации современного демократического государства, основа обеспечения и защиты личности и поддержания правопорядка в стране Законность — стержень нормального функционирования всей общественной системы8 Ф М Раянов, Р Г Минниахметов и Д А Пономарев предлагают оригинальное определение законности как обществоведческой категории, обозначающей форму реализации воли и интересов государствообразующего народа в Конституции и законах в целях определения направления деятельности государства, оценки его актов9

Несмотря на различные определения законности, их совокупный анализ позволяет выделить общие родообразующие черты данного принципа построения правового государства Прежде всего, это элемент общеобязательности права Здесь законность является только проекцией, специфическим выражением свойств и регулятивных качеств права Право по своей природе возможно лишь в состоянии, когда образующие его нормативные предписания реальны и фактически проводятся в жизнь Поэтому если есть право, то есть и законность, т е такой порядок, при котором участники общественных отношений должны строго соблюдать и исполнять нормативные предписания .

Следующей составляющей законности является идея законности, т е формирующаяся в правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реально правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для произвола, фактически достигалась бы всеобщность права и действительная реализация субъективных прав и свобод человека

Третьим конструктивным и наиболее важным элементом законности является то, что законность складывается лишь тогда, когда рассмотренные выше элементы (общеобязательность права и идея законности) воплощаются в особом режиме общественно-политической жизни, в системе требований законности При этом отчетливо проявляется тесная связь законности с правом как институционным образованием: именно потому, что право конструируется через закон (и иные формы), данный режим и является законностью

Применительно к процессуальным отношениям в юридической науке было распространено понимание принципа законности как обязанности участников процесса соблюдать все требования материальных и процессуальных законов10 . Сформулированный в таком виде, принцип законности охватывает всё содержание процесса, в нем растворяются все остальные принципы11

При этом возникает отмечаемая многими исследователями трудность отграничения принципа законности от других принципов, тем самым ускользает собственное содержание данного принципа: оно есть везде и его нигде нет12

По мнению В А Кряжкова, принцип законности, не названный в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», не имеет отношения к этому органу, так как он призван не подчиняться законам, а проверять их на предмет соответствия Конституции Российской Федерации13

Данное утверждение представляется не совсем верным Поскольку законность — универсальный правовой принцип, относящийся не только к судебным, но и ко всем государственным органам, можно утверждать, что этот принцип является определяющим в организации и деятельности Конституционного Суда РФ, несмотря на отсутствие его законодательного закрепления

Следует считать, что исходной для современного понимания законности в Российской Федерации является ст. 15 Конституции РФ, включающая четыре основных положения, которые следует одновременно считать принципами обеспечения законности

Первое (ч . 1 ст. 15) состоит в том, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ

Второе положение (ч . 2 ст. 15) определяет, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы .

Третье положение (ч . 3 ст. 15) заключается в том, что законы подлежат официальному опубликованию Неопубликованные законы не применяются Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения

Четвертое положение (ч . 4 ст. 15) состоит в том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Однако справедливости ради следует отметить, что принцип законности специально не упоминается в гл 7 Конституции РФ «Судебная власть», но встречается в иных конституционных положениях . Например, в ст. 120 Конституции РФ говориться о независимости судей и подчинении их только Конституции и федеральному закону В той же статье предусмотрено, что если суд установил при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, решение принимается в соответствии с законом

Как справедливо отметил В М Чхиквадзе, рассматривавший принцип законности через две сферы — нормотворчество и исполнение норм права, единство законности охватывает как законодательство, так и применение права, а также претворение в жизнь этого права14 Действительно, только в единстве названных элементов в полной мере проявляется назначение принципа законности, который служит целям упрочения государства, охраны и защиты законных интересов и прав граждан

Сам факт создания Конституционного Суда в России является важным шагом в обеспечении законности в стране Полномочия Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства, направлены на обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны, на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации») В случае нарушения Конституции государство посредством деятельности Конституционного Суда России обеспечивает надлежащую защиту нарушенных прав в установленном законом порядке

Таким образом, принцип законности в конституционном судопроизводстве проявляется в следующем:

1 . В неукоснительном соответствии всей деятельности Конституционного Суда РФ Основному Закону страны, Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм . и доп . от 8 февр . , 15 дек . 2001 г. , 7 июня 2004 г. , 5 апр . 2005 г.) и другим федеральным законам, составляющим нормативную базу его деятельности15 .

2 . В строгом соблюдении законодательных положений, регулирующих порядок организации Конституционного Суда, обеспечивающих надлежащую организацию конституционного судопроизводства при осуществлении правосудия

3 . В восстановлении нарушенной законности как цели судебного разбирательства в Конституционном Суде

Примечания

1 См . : Арбитражный процесс / Под ред. М . К . Треушникова . М . , 1997. С . 26 .

2 См . : Строгович М. С. Теоретические вопросы советской законности // Сов . государство и право. 1954. № 4 .

3 См . : Лукашева Е . А . Социалистическое правосознание и законность . М . , 1973. С . 23 .

4 См . : Алексеев С . С . Государство и право . Начальный курс . М . , 1993. С . 71-72 .

5 Витрук Н . В . Законность: понятие, защита и обеспечение . Конституционная законность и конституционное правосудие // Общая теория государства и права: Академ . курс / Под ред. М. Н. Марченко. М . , 1998. Т. 2 . С . 15 .

6 Теория государства и права . М . , 2002. С . 548.

7 См . : Лебедев В. А . , Маркина Е . А . Теория государства и права: Учеб. пособие . Конспект лекций . М . , 2003. С. 141 .

8 См . : Кудрявцев В. Н . Законность в Российской Федерации. М . , 1998. С . 4 .

9 См . : Раянов Ф. М . , Минниахметов Р Г , Пономарев Д . А. Право и законность в демократическом обществе . М . , 2004. С. 172 .

10 См . , напр . : Добровольская Т. Н . Принципы советского уголовного процесса . М . , 1971 . С . 46; Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1 . М . , 1968. С . 175; Курс советского уголовного процесса / Под ред. А. Д . Бойкова, И . И. Карпеца. М . , 1989. С. 150-151; Конституционная законности и прокурорский надзор / В . В . Клочков и др . М . , 1997. С . 139; Сухарев А . Я . Законность — универсальная ценность демократического общества // Прокурор . и следств . практика . 1998. № 3 .С . 121 .

11 См . : Добровольская Т. Н . Указ . соч . С . 46-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 См . : Алексеев Н . С . , Даев В. Г , Кокорев Л . Д . Очерк развития науки советского уголовного процесса . Воронеж, 1980. С. 39.

13 См . : Кряжков В. А. , Лазарев Л . В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М . , 1998. С. 146147

14 См . : Чхиквадзе В. М . Государство, демократия, законность . М . , 1967. С. 29

15 См . : Федеральный конституционный закон (ФКЗ) от 28 июня 2004 г. № 5-ФК «О референдуме Российской Федерации»; ФКЗ от 26 февр . 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; ФКЗ от 31 дек 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм . и доп. от 15 дек. 2001 г. , 4 июля 2003 г. , 5 апр. 2005 г.); Федеральный закон (ФЗ) от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»; ФЗ РФ от 17 янв . 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм . и доп. от 17 нояб. 1995 г. , 10 февр. , 19 нояб. 1999 г. , 2 янв . , 27 дек. 2000 г. , 29, 30 дек. 2001 г. , 28 июня, 25 июля, 5 окт. 2002 г. , 30 июня 2003 г. , 22 авг. 2004 г.); Регламент Конституционного Суда РФ (принят Конституционным Судом РФ 1 марта 1995 г.) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.