Научная статья на тему 'Некоторые проблемы формирования гражданской позиции языковой личности'

Некоторые проблемы формирования гражданской позиции языковой личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедева И.С., Иванова М.А.

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается система отечественного высшего образования. В России меняется экономическая формация, национальные ориентиры, складывается гражданское общество и правовое государство. Одним из основных условий этого процесса является формирование гражданской позиции подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper involved deals with the challenge our national system of higher education faces. The economical and political situation in Russia has a tendency to change. Dynamic changes in modern society make demands for the new personal qualities of students. There is a definition of the term civil position of man in the article and the role of it in solving the pointed problems is emphasized hereinafter.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы формирования гражданской позиции языковой личности»

И.С.ЛЕБЕДЕВА, М.А.ИВАНОВА

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается система отечественного высшего образования. В России меняется экономическая формация, национальные ориентиры, складывается гражданское общество и правовое государство. Одним из основных условий этого процесса является формирование гражданской позиции подрастающего поколения.

The paper involved deals with the challenge our national system of higher education faces. The economical and political situation in Russia has a tendency to change. Dynamic changes in modern society make demands for the new personal qualities of students. There is a definition of the term civil position of man in the article and the role of it in solving the pointed problems is emphasized hereinafter.

Россия интегрирует в мировое сообщество, что вызвано научно-техническим прогрессом и необходимостью решения глобальных проблем человечества. Но необходимо отметить и двойственность, и неравномерность этого процесса. С одной стороны объективные мировые процессы вовлекают российское общество в процесс приобщения к западному социальному опыту, идёт активная экспансия идей западной цивилизации через средства массовой коммуникации. В нашей стране складывается гражданское общество, главными чертами которого являются активность и ответственность граждан, автономность общества от государства, демократических характер взаимоотношения государства и общества.

А с другой стороны в условиях интеграционных процессов российское общество не может не испытывать влияния других стран. Хотя Россия экономически остаётся поставщиком сырья и ресурсов, но высокотехнологичное производство и его продукция на мировом рынке представлена скудно. Импортные товары участвуют в формировании образа жизни. Для молодёжи привычным становится состояние потребителя, а не созидателя. Это происходит на фоне мощного потока информации о западном стиле мышления, поведения и речи, что оказывает мощное влияние на общественное сознание.

Изменившиеся общественно-политические условия выдвигают новые требования к качествам личности. Воспитание как процесс должно исходить из сложившейся общественной ситуации и в то же время само влиять на эту ситуацию. В настоящее время актуализировалась проблема разрешения возникшего противоречия между меняющимися общественными условиями и воспитанием подрастающего поколения. В качестве комментария уместно напомнить слова английского политического философа Т.Пейна: «Такие времена, как нынешние, -испытание для душ человеческих»*.

Современная модель личности - это «информированный гражданин», образованный, обладающий критичностью мышления, созидающий и творческий, быстро ориентирующийся в сложный жизненных ситуациях и способный принять адекватные им решения. Хотя новая идеология ещё не выработана, наметилась тенденция к усилению внимания к вопросам гражданского и нравственного воспитания студентов. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди главных направлений образования выделяются: 1) усиление воспитательного потенциала об-

* СергейчикЕ.М. Философия истории. СПб, 2002. C.193.

- 91

Санкт-Петербург. 2008

разовательного процесса; 2) организация эффективного гражданского образования (ГО)

В письме Министерства образования России от 15.01.2003 № 13-51-08/13 «О ГО учащихся РФ», подчёркивается, что «главной целью ГО является воспитание граждан для жизни в демократическом государстве. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей» . В формировании у подрастающего поколения готовности взять на себя ответственность за будущее Родины, необычайна важна роль гражданской позиции (ГП) личности как составной части становления и жизненного самоопределения личности.

Проблема воспитания, тем более гражданского напрямую связана с сущностью человека, поскольку речь идёт о формировании таких качеств, которые определяют отношения человека с обществом и, в конечном итоге, состоянии самого общества. Человеческое «Я» насквозь социально и формируется только в обществе, в процессе общения с другими людьми. Общение же осуществляется людьми при помощи языковых символов, отсюда решающая роль языка для становления «Я». Язык-это «материальный носитель, средоточие человеческой культуры» . Родившись в обществе из настоятельной потребности и необходимости передавать накопленный опыт и знания, язык сложился как могучая сила общения. Языковая личность человека состоит из множества конкретных качеств, которые проявляются во всех формах общественного сознания: идеологии, праве, морали, культуре. Сущность ГП языковой личности представляет собой одновременно совокупность определённых нравственных качеств личности и критериев её гражданственности.

Это система, состоящая из трёх структурных компонентов: 1) совокупность граж-

данских качеств личности, к которым относятся долг, честь, достоинство, осознание гражданских требований и внутренние установки на выбор правильного поведения;

2) совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами до становления гражданского мышления, под которым понимается способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, видеть их взаимосвязь и противоречивость;

3) готовность использовать знания и убеждения в жизни, гражданская ответственность и активность личности.

О сформированности ГП личности можно судить по наличию убеждений, жизненный принципов, насколько человек умеет их отстаивать. ГП личности - это, прежде всего мировоззрение, проявление нравственных чувств и качеств, способствующих жизнестойкости и определяющих характер жизненных целей и планов. ГП способствует развитию умения выбирать и обосновывать собственный взгляд на мир, опираясь на законы морали и нравственности, помогает осознать личную значимость и ответственность за происходящее. Это осознание должно повлечь за собой взвешенный общественный выбор, собственную позицию в социально-политической деятельности и гражданскую активность.

С переходом на новый путь развития жизнь в России, её политический строй, экономика и законодательство обновились. На лицо переориентация гражданских ценностей. Однако студент не переживает это время, он живёт в нём. Помочь ему найти место в обществе, стать полноценным гражданином страны может формирование ГП.

* Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2003. С.30. ** СергейчикЕ.М. Философия истории. СПб, 2002. С.413

92 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.