Научная статья на тему 'Некоторые проблемы деятельности ООН по поддержанию мира и безопасности'

Некоторые проблемы деятельности ООН по поддержанию мира и безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
782
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / PUBLIC INTERNATIONAL LAW / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / PEACEKEEPING OPERATION / РЕФОРМА ООН / UN REFORM / ПОДДЕРЖАНИЕ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ / THE MAINTENANCE OF PEACE AND SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бардеев Константин Андреевич

В статье дается анализ эффективности миротворческой деятельности ООН. Анализируются отдельные примеры данной деятельности. Выдвигаются предложения, по улучшению методов миротворческой деятельности. Анализируется дискуссионность вопроса возможного реформирования Совета Безопасности ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE PROBLEMS OF UN PEACEKEEPING AND SECURITY

The article presents the analysis of the effectiveness of UN peacekeeping. Analyzed some examples of this activity. Puts forward proposals to improve the methods of peacekeeping. Analysis discussion of possible reform of the UN Security Council.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы деятельности ООН по поддержанию мира и безопасности»

Section 3. International law

Bardeev Konstantin Andreevich, Kuban state Universityy Graduate II course, faculty of law E-mail: komrad.bardeev@yandex.ru

SOME OF THE PROBLEMS OF UN PEACEKEEPING AND SECURITY

Abstract: the article presents the analysis of the effectiveness of UN peacekeeping. Analyzed some examples of this activity. Puts forward proposals to improve the methods of peacekeeping. Analysis discussion of possible reform of the UN Security Council.

Keywords: public international law; peacekeeping operation; the UN reform; the maintenance of peace and security.

Бардеев Константин Андреевич, Кубанский государственный университет, Магистрант II курс, факультет юридический E-mail: komrad.bardeev@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: в статье дается анализ эффективности миротворческой деятельности ООН. Анализируются отдельные примеры данной деятельности. Выдвигаются предложения, по улучшению методов миротворческой деятельности. Анализируется дискуссионность вопроса возможного реформирования Совета Безопасности ООН.

Ключевые слова: Международное публичное право; Миротворческая операция; Реформа ООН; Поддержание мира и безопасности.

2015 год ознаменовался 70-й юбилейной сес- циативой выступил глава МИД Франции Л. Фаби-

сией Генеральной ассамблеей ООН, на которой ус в своей статье в Le Monde. По его словам, пять

были приняты основополагающие документы, ка- постоянных членов Совбеза должны добровольно

сающиеся развития мирового сообщества в бли- отказаться от права вето «в ситуациях, когда со-

жайшем будущем. Вместе с тем, в рамках прохо- вершаются массовые зверства, такие как геноцид,

дящей 70-й сессии прозвучали предложения по преступления против человечности или военные

реформированию ООН, а именно изменению преступления, совершаемые в массовых масшта-

подхода к применению права вето. С данной ини- бах». Противоречивость данной инициативы

отметил постпред России при ООН В. Чуркин. Он подчеркнул, что в международном праве отсутствует определение «массовых зверств», исходя из необходимости предотвращения которых представители Франции и предлагают добровольно принять ограничение права вето. «Трагедии случаются не только тогда, когда право вето используется, но и в целом ряде случаев, когда оно не используется. Могут, скажем, внести предложение, что для того, что бы справиться с теми или иными ситуациями, надо оккупировать страну или свергнуть правительство» [1]. Кроме этого, в 2014 в очередной раз были выявлены случаи проявления сексуального насилия со стороны представителей миротворческих сил ООН, размещенных в ЦАР, охраняющих лагерь беженцев, в столице Центральной Африканской республики, г. Банги [2]. В 2013 г. миротворцев ООН, размещенных в Чаде, обвиняют в стрельбе на городском рынке, в результате которой погибли около 30 человек. Вместе с тем, миротворцев обвиняют также в том, что в ходе ликвидации землетрясения на Гаити, произошедшего в 2010, «голубые каски» из Непала заразили холерой более 700 тыс. человек, 8 тыс. из которых скончались. При этом ООН отказалась платить компенсацию пострадавшим на основании «Общей конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН» от 13.02.1946 г., дающей иммунитет организации от подобных претензий в любой части мира [3]. Данные инциденты демонстрируют актуальность данной работы в контексте осмысления и четкого правового определения операций, проводимых силами ООН, в рамках используемого термина, впервые введенного в 1965 г., «операции по поддержанию мира» (pease-keeping)[4]. Все вышеназванные проблемы высвечивают со всей ясностью неоднозначность дискуссий, касающихся реформирования структуры ООН, регулирования применения силы в рамках операций по поддержанию мира и со стороны региональных организаций (таких, например, как Лига арабских государств).

Говоря о необходимости реформирования ООН, на сегодняшний день под ним чаще всего подразумевают реформирование Совета Безопасности ООН как органа, в котором происходит смешение права и политики, и где очень часто, в угоду политической конъюнктуре, происходит манипулирование нормами международного права. Не оспаривая необходимости конструктивного диалога по вопросу реформы Совбеза, необходимо говорить о ступенчатом реформировании ООН, начиная с механизма миротворческих операций, а также правозащитного механизма ООН.

Обусловлено это тем, что фактически одно из первых смешений политики и права в части умаления роли ООН в разрешении международных конфликтов произошло в преддверии Шестидневной войны, третьего арабо-израильского конфликта, в длинной череде ближневосточных войн. В мае 1967 года Египет требует от О ОН вывести войска ООН, патрулировавшие линию прекращения огня 1948-1956 гг. Генсек ООН У Тан пытается убедить правительство Египта отказаться от требований эвакуации войск. Кроме этого, он обратился к Израилю с просьбой разместить войска ООН с израильской стороны, однако получает отказ от обоих правительств. И уже 18 мая египтяне приказали отряду из 32 солдат ООН, занимавших наблюдательные посты в Шарм-эш-Шейхе, эвакуироваться в течение 15 минут [5]. Фактически именно эти действия стали первым прямым вмешательством в миротворческую деятельность ООН со стороны стран, представленных в Совбезе. В дальнейшем такое вмешательство, либо полное игнорирование роли ООН в поддержании мира станет обыденностью. Таким образом, необходимо поставить вопрос: «Насколько обоснованно полагаться лишь на ООН, в качестве основной силы, способствующей мирному урегулированию конфликтов?». Практика показывает, что все чаще ООН делит свое участие в миротворческих операциях с региональными силами, либо с другими международными объединениями:

- Смешанная операция Африканского союза-Организации объединенных наций в Дарфуре (ЮНАМИД). 31 июля 2007 г. Совбез санкционировал создание смешанной операции Африканского союза. Организации Объединенных Наций в Дарфуре. Действуя на основании главы VII Устава ООН, Совет уполномочил ЮНАМИД принимать необходимые меры для поддержания процесса Мирного соглашения по Дарфуру, а также для защиты своего персонала и гражданских лиц «без ущерба для ответственности правительства Судана».

- Миссия ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде (МИНУРКАТ). 25 сентября 2007 г. Совбез одобрил развертывание в Чаде и Центральноафриканской Республике при взаимодействии с Европейским союзом многокомпонентной структуры с целью создания благоприятных условий для добровольного, благополучного и планомерного возвращения беженцев и перемещенных лиц.

- Миссия ООН в Судане (МООНВС). 24 марта 2005 г. Совбез единогласно проголосовал за направление в Южный Судан 10000 военнослужащих и контингента гражданской полиции численностью более 700 человек для содействия выполнению мирного соглашения между правительством Судана и Народно-освободительным движением Армией Судана.

- Интегрированная миссия ООН в Тимо-ре-Лешти (ИМООНТ). В конце 1999 г. помощь ООН потребовалась в Восточном Тиморе (Ныне Тимор-Лешти). Здесь после проведенного под руководством ООН референдума об интеграции с Индонезией начались погромы и беспорядки, в связи с чем встал вопрос о создании нового государства. ООН наладила эффективное управление, содействовала возвращению беженцев, помогла организовать работу общественных институтов и социальных служб. В 2005 г. миротворческая миссия была преобразована в миссию по оказанию помощи и миростроительству.

- Миссия ООН в Сьерра-Леоне (МО-ОНСЛ). ООН оказала содействие в разоружении и демобилизации 75000 комбатантов. Миротворцы прокладывали дороги; ремонтировали и строили школы, больницы, восстанавливали инфраструктуру. Кроме этого, МООНСЛ помогла Сьерра-Леоне обеспечить полную защиту прав ее граждан, предать правосудию лиц, совершивших нарушения международного гуманитарного права, с помощью Специального суда для Сьерра-Леоне. В 2007 г. Совбез учредил новую миссию - Объединенное представительство Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (ОПООНСЛ) [6].

Таким образом, можно видеть, исходя из приведенной выборки, что довольно часто ООН координирует свои действия с международным объединением стран. Или же происходит тесная интеграция с местными властными структурами, при определении лиц, виновных в нарушении международного гуманитарного права (например, в случае организации Специального суда по Сьерра-Леоне). Также следует отметить, что необходимость дифференциации полномочий при миростроительстве между органами ООН и различными региональными организациями, такими как Африканский Союз, Лига Арабских Государств. Между тем, необходимо отметить, что при распределении компетенции между региональными организациями и ООН необходимо точное определение полномочий по применению силы, так как любая деятельность по поддержанию мира в отдельных регионах (Ближний Восток, Африка), должна требовать точной регламентации и координации между органами ООН и ранее упоминаемыми региональными организациями. Как нам представляется, за время, прошедшее с образования ООН, было сделано немало для нивелирования роли данной организации. Таким образом, сложившаяся действительность позволяет говорить нам о том, что неправомерно предъявлять требования лишь к ООН, как основному

арбитру в разрешении гуманитарных кризисов. На наш взгляд, необходима разработка правовой базы на основе уставных документов организаций регионального уровня, позволяющая воздействовать на урегулирование локальных гуманитарных кризисов за счет участия соседних государств при непосредственном участии и контроле со стороны ООН. Кроме этого, говоря о нарушениях международного гуманитарного права, нельзя не отметить, что основные документы, связанные с этим - Женевские конвенции и протоколы к ним 1949 г., разработанные с целью недопущения нарушений норм международного гуманитарного права во время военных конфликтов, на сегодняшний день не в полной мере отвечают современным реалиям ведения войны. Принятые после Второй мировой войны, они в большей мере адресованы классическим сторонам конфликта - двум армиям воюющих государств. Тогда как сегодня участниками войн и столкновений становятся террористические группировки, наемники и подобные им формирования, не проявляющие заинтересованности в соблюдении элементарных гуманитарных норм. Если говорить о компетенции региональных организаций, то необходимо отметить, что Устав ООН, в соответствии с п. 1 ст. 52, не препятствует существованию региональных соглашений и органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности. Хотя в статье и говорится о региональных соглашениях и организациях, однако на практике речь идет в первую очередь о региональных организациях общей компетенции, таких например, как Организация американских государств (ОАГ), Лига арабских государств (ЛАГ). Ныне поставлена задача, чтобы региональные организации, которые обладают потенциалом в части предотвращения вооруженных конфликтов, стали частью обеспечения системы международной безопасности. Согласно Итоговому документу Всемирного саммита 2005 г. государства-члены ООН намерены налаживать тесную связь не

только с региональными, но и с субрегиональными организациями в соответствии с гл.УШ Устава ООН. Какие основные требования предъявляются к региональным организациям в соответствии с главой VIII Устава ООН? Эти требования можно сформулировать следующим образом:

- Такие региональные организации должны являться подходящими для региональных действий;

- Деятельность таких организаций должна быть совместимой с целями и принципами ООН;

- Никакие принудительные действия не предпринимаются такими региональными организациями без полномочий от Совбеза ООН;

- Государства-члены ООН, участвующие в таких региональных организациях, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных организаций до передачи этих споров в Совет Безопасности ООН;

- Совет Безопасности ООН должен быть полностью информирован о действиях, предпринимаемых или намечаемых такими региональными организациями для поддержания международного мира и безопасности. Какую юридическую силу имеют вышеперечисленные положения? Согласно ст. 103 Устава ООН, в том случае, когда обязательства государств-членов ООН по Уставу (включая глУ11) окажутся в противоречии с их обязательствами по какому либо другому международному соглашению, включая региональные соглашения, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (в том числе по гл.У11) [7].

С учетом вышеописанного алгоритма действий, может возникнуть вопрос — если существует такая детальная регламентация, есть ли недавние примеры подобного взаимодействия? Время продемонстрировало, что когда в международные отношения не вкрадывается политическая подоплека, ООН способна предотвратить кризис руками заинтересованных региональных организаций. Речь идет о конституционном

кризисе в Гамбии зимой 2016-2017 гг. В ходе прошедших выборов 01.12.16 г. действующий президент Гамбии Яйя Джамме потерпел поражение. Победу одержал лидер оппозиции Адам Бэрроу. Первоначально, правивший с 1994 года, Джамме признал поражение, однако спустя восемь дней он отказался уходить в отставку по результатам данного голосования. Джамме обратился в Верховный Суд страны с целью отменить результаты голосования. Международное сообщество очень негативно отнеслось к подобному демаршу. Экономическое сообщество западноафриканских стран (ЭКОВАС) направило делегацию в Гамбию, дабы убедить президента подать в отставку [8].

Позднее, в связи с обращением страны-члена ЭКОВАС Сенегала, был созван Совет Безопасности ООН, который единогласно санкционировал интервенцию в Гамбию, Сенегала и Нигерии. 19.01.2017 г. началась интервенция в Гамбию. Однако, уже 20 января контингент приостановил военную операцию с целью «дать шанс Яйя Джамме на мирную передачу власти». Позднее выяснилось, что перед тем, как принять условия ультиматума, Джамме украл почти 11 миллионов долларов, вывез из страны грузовым самолетом несколько дорогих автомобилей.

На данном примере можно констатировать поразительное единодушие всего международного сообщества перед перспективой еще одной, в череде многих, гражданской войны в Африке. Механизм взаимодействия в кризисных ситуациях работает, и действует в целях предотвращения вооруженных конфликтов. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что ЭКОВАС начал интервенцию лишь после подтверждения легитимности данных действий единогласно, всеми членами Совбеза ООН. Давно ли мы могли наблюдать такое единодушие в подобных вопросах, т.е. вмешательство во внутренние дела государства другими региональными державами? Представляется, что нет, и вместе с тем, с сожалением, вынуждены констатировать, что

причина единодушия довольно очевидна. В том случае, когда реализации норм международного права не мешают конъюнктурные политико-экономические интересы (например, заинтересованность США в контроле нефтедобывающего региона стран Персидского залива), то международное сообщество в состоянии применить адекватные и соразмерные меры для предотвращения возможного локального вооруженного конфликта. Таким образом, необходимо констатировать важность отграничения различных конъюнктурных вопросов от вопросов международного публичного права. Подобные противоречия на сегодняшний день являются неустранимыми. Но вместе с тем, необходимо находить возможность договариваться со всеми заинтересованными сторонами. Наиболее ярко вышеназванные противоречия видны при дискуссии о реформировании ООН. Прежде всего, стоит упомянуть, что большинство возникших ныне противоречий связано с развалом стран социалистического лагеря. Вызвано это тем, что если во время конфронтации между различными блоками речь шла о идеологических разногласиях, сейчас, чаще всего, конфликты связаны с политико-экономическими интересами. С одной стороны, часто упоминают необходимость расширения числа постоянных членов Совбеза ООН, в том числе с включением туда Германии и Японии[9]. Кроме этого, высказывались фантастические проекты, во время предвыборной гонки 2008 г., республиканцем Дж. Маккейном, о необходимости создания параллельной структуры, вместо ООН. По мнению Маккейна, эта организация должна объединить все «демократические режимы, без России и Китая». Абсурдность подобных проектов очевидна.

В заключении необходимо отметить, что несмотря на огромное количество вариантов реформирования ООН, нужно констатировать невозможность полноценных и масштабных реформ ввиду неразрешимых противоречий между

постоянными членами Совбеза ООН. Вместе щения на стадии возникновения. В то же время,

с тем, необходимо подчеркнуть, что ООН являет- необходимо подчеркнуть важность поиска точек

ся безальтернативной организацией для урегули- соприкосновения и необходимости конструктив-

рования международных споров и их предотвра- ного диалога между членами Совбеза.

References:

1. СМИ России: Лишится ли Россия права вето в Совбезе ООН?// URL: http://www.bbc.com/ russian/russia/2015/09/150917_rus_press. (Дата обращения 24.09.2017).

2. Миротворцев ООН в Африке опять обвиняют в сексуальном насилии // URL: http://www. liveinternet.ru/users/ru-an_info/post369191057/. (Дата обращения 24.09.2017)

3. ООН отказались платить за эпидемию холеры // URL: https://rn.lenta.ru/ news/2013/02/22/haiti/. (Дата обращения 28.09.2017)

4. Шестидневная война // URL: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Шестидневная война. (Дата обращения 29.09.2017).

5. ООН на страже мира и безопасности во всем мире // URL: http: //www.un.org/ru/aboutun/ booklet/peace.shtml. (Дата обращения 28.09.2017)

6. Конституционный кризис в Гамбии // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Конституционный кризис в Гамбии (2016-2017). (Дата обращения 29.09.2017)

7. Абашидзе А. Х Международно-правовые проблемы вмешательства // Московский журнал международного права.- 2006.- № 1.- С. 362-363.

8. Экс-президент Гамбии уехал из страны, прихватив с собой более $11 млн. // URL: https://ria.ru/ amp/world/20170123/1486246424.html. (Дата обращения 30.09.2017).

9. Реформа ООН // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Реформа ООН. (Дата обращения 2.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.