Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ, СФОРМИРОВАННЫМИ ИЗ ГРАЖДАН КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ, СФОРМИРОВАННЫМИ ИЗ ГРАЖДАН КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППИРОВКИ / ПРЕСТУПНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / КРИМИНОГЕННАЯ ОБСТАНОВКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омелин Виктор Николаевич, Бабушкин Александр Александрович

Рассматриваются вопросы противодействия органов внутренних дел во взаимодействии с другими правоохранительными структурами деятельности этнических преступных формирований граждан Китая и Северного Вьетнама на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF THE FIGHT AGAINST CRIMINAL GROUPS FORMED FROM THE CITIZENS OF CHINA AND NORTH VIETNAM

The issues of combating internal affairs bodies in cooperation with other law enforcement agencies activities of ethnic criminal groups of citizens of China and North Vietnam in Russia.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ, СФОРМИРОВАННЫМИ ИЗ ГРАЖДАН КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ»

КРИМИНОЛОГИЯ

ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ ОМЕЛИН,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»;

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БАБУШКИН,

кандидат юридических наук, начальник отдела ФГКУ «ВНИИ МВД России»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ, СФОРМИРОВАННЫМИ ИЗ ГРАЖДАН КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

Рассматриваются вопросы противодействия органов внутренних дел во взаимодействии с другими правоохранительными структурами деятельности этнических преступных формирований граждан Китая и Северного Вьетнама на территории России.

Ключевые слова: этнические преступные группировки, преступность иностранных граждан, криминогенная обстановка, национальная безопасность, оперативно-профилактические мероприятия.

V.N. Omelin, DSc (Law), Professor, Chief Researcher, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: 8 (495) 667-19-86;

A.A. Babushkin, PhD (Law), Section Head, Research Center, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: 8 (495) 690-43-56.

Some problems of the fight against criminal groups formed from the citizens of China and North Vietnam.

The issues of combating internal affairs bodies in cooperation with other law enforcement agencies activities of ethnic criminal groups of citizens of China and North Vietnam in Russia.

Key words: ethnic gangs, crime of foreign citizens, crime situation, national security, operational and preventive measures.

Для современного этапа социально-экономического развития России характерны не только позитивные тенденции, ставшие результатом экономических преобразований, но и негативные явления, связанные с преступностью. Преступность существенно изменяет свое качество в сторону организованности и коррумпированности, вооруженности, обострения межнациональных конфликтов, транснациональности и приобретения иных модификаций.

На территории Российской Федерации начиная с 90-х годов прошлого столетия действуют организованные преступные группировки, состоящие из граждан Китайской Народной Республики (КНР) и Социалистической Республики Вьетнам (СРВ).

Как показывает практика, преступления, совершаемые организованными группами, участ-

никами которых являются граждане КНР и СРВ, неодинаково распространены в регионах России. Причем имеются как количественные, так и качественные отличия, касающиеся уровня указанной категории преступлений, отдельных видов преступлений, степени организованности преступной деятельности.

Характерными преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности Сибирского федерального округа (далее - СФО) выступают контрабандные поставки товаров, ресурсов и связанные с ними налоговые и иные преступления. Наиболее криминогенными и уязвимыми объектами экономики являются объекты лесопромышленного и топливно-энергетического комплексов.

Незаконные перемещения товаров и ресурсов чаще всего осуществляются в обход таможенных органов, а также путем недостоверного

декларирования товаров с использованием коррумпированных связей.

Оперативная обстановка в сфере лесопромышленного комплекса продолжает характеризоваться дальнейшим проникновением в лесной бизнес граждан КНР. Изменения, внесенные в Лесной кодекс РФ, не дали положительного результата .

Проблемным вопросом при выявлении и документировании фактов контрабанды лесоматериалов и связанных с ними налоговых и иных преступлений в сфере экономической деятельности является отсутствие отлаженного механизма признания недействительными (аннулирования) выдаваемых Минпромторгом России разовых лицензий, дающих право на экспорт лесоматериалов, получаемых недобросовестными предпринимателями на основании фиктивных договоров купли-продажи.

Типичные преступления, совершаемые участниками китайских преступных групп на территории СФО, в основном связаны:

с незаконным предпринимательством, в том числе в лесной отрасли и сельском хозяйстве;

похищением граждан КНР, занимающихся предпринимательской деятельностью, из корыстных побуждений с целью получения выкупа;

незаконной миграцией граждан КНР на территорию РФ для использования в качестве «дешевой» рабочей силы.

Одним из факторов, влияющих на организованную этническую преступность, выступает миграция граждан КНР и СРВ в нашу страну. И, как следствие, образование этнических криминальных структур, основной специализацией которых является грабеж и вымогательство по отношению к соотечественникам, занимающимся бизнесом, а также совершение иных общеуголовных преступлений.

По данным УФМС России по Иркутской области, ежегодно в регионе на миграционный учет ставится от 23 до 27 тыс. граждан КНР, что в среднем составляет около 20% от общего количества иностранных граждан, посещающих регион. Граждане СРВ в миграционном потоке Сибирского федерального округа составляют не более 0,2% и влияния на оперативную обстановку в округе не оказывают. Всего в 2013 г. гражданами СРВ на территории округа совершено 2 преступления, оба - в Иркутской области. На оперативном учете ОВД округа преступные группы, участниками которых являются граждане СРВ, не состоят.

В качестве условий, определяющих динамику изменения оперативной обстановки на Дальнем Востоке, связанной с криминальной активностью представителей китайской этнической диаспоры, следует отметить специфику географического положения Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), имеющего сухопутные и водные границы с КНР, а также сложную миграционную ситуацию, связанную с тенденцией постепенного замещения населения иностранными гражданами, в том числе гражданами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Дальний Восток не является исключением среди других пограничных регионов, для которых характерны транснациональные преступные посягательства, связанные с незаконным оборотом наркотиков, незаконным перемещением через границу природных ресурсов. Через таможенные пункты с территории КНР в Российскую Федерацию ввозятся сильнодействующие синтетические наркотики. В КНР, как правило, с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется ввоз лесных и биологических ресурсов (морепродукты и пр.).

В целом в структуре этнической организованной преступности существенную долю составляют граждане КНР. В то же время процент граждан СРВ, задействованных в организованной преступности Дальнего Востока, ничтожен и почти не влияет на криминогенную обстановку региона.

Преступные группировки, сформированные из граждан КНР, как правило, более сплоченные, у них более жесткие законы внутри группы, а представители других национальностей в их состав не допускаются.

Основными сферами криминальной деятельности китайских организованных групп являются бизнес в лесной отрасли, наркобизнес, а также совершение иных преступлений общеуголовной направленности. Как свидетельствует анализ складывающейся оперативной обстановки, представители китайской этнической диаспоры совершают преступления общеуголовной направленности (вымогательства, грабежи) только в отношении своих соотечественников - мелких коммерсантов.

Единственный вид преступлений, где китайские организованные группы имеют практически монопольные позиции, - это незаконные скупка и вывоз леса в Китай. Подконтрольные им полулегальные коммерческие компании с участием китайского капитала (или стопроцентным китайским капиталом) занимаются в основном импор-

том товаров народного потребления, экспортом леса.

Наиболее многочисленные преступные группировки из граждан КНР действуют на территории Хабаровского и Приморского краев и не имеют единого руководства. В остальных субъектах ДФО криминальная активность китайских этнических ОГ и ПС незначительна.

В ряде районов Хабаровского и Приморского краев, граничащих с КНР, влияние компаний с китайским капиталом на социально-экономическое положение муниципальных образований весьма значительно. Зачастую эти фирмы (экспортеры леса, в том числе и нелегальные, скупщики металлолома и т.п.) являются практически единственными работодателями для сельского населения.

Как показывают статистические данные, доля преступлений, совершенных гражданами КНР и СРВ на территории Московской области, крайне мала, в связи с чем значительного влияния на криминогенную обстановку в Московской области они не оказывают. При этом основную массу преступлений, совершенных гражданами СРВ и и КНР, составляют преступления, направленные на ¡3 организацию незаконной миграции. О На территории Московской области име-

^ ют место каналы незаконной миграции граждан дальнего и ближнего зарубежья: в большей сте-S пени это - граждане СРВ и КНР, труд которых используется в подпольных швейных производствах. Такие цеха осуществляют деятельность по изготовлению сумок, обуви и текстильной одежды. При этом зачастую незаконно используются зарегистрированные торговые марки известных мировых производителей, таких как «Adidas», «Nike», «Bosco», «Chanel» «Lacoste» и др. Реализация контрафактной продукции происходит на крупных вещевых рынках г. Москвы и других субъектов Российской Федерации. В период 2013-2014 гг. на территории Московской области пресечена деятельность 55 подпольных швейных цехов.

Оперативных разработок в отношении организованных формирований, участниками которых являются граждане СРВ и КНР, в ГУ МВД России по Московской области в настоящее время практически нет.

Основной вид деятельности граждан КНР и СРВ на территории Уральского федерального округа - аренда торговых площадей на рынках, расположенных в областных центрах; организация предприятий общественного питания. По

полученным оперативным сведениям, основная сфера их преступной деятельности - незаконная предпринимательская деятельность, теневые схемы легализации денежных средств, организация незаконной миграции; сбор «дани» со своих соотечественников, незаконно проживающих на нашей территории и торгующих на рынках. Китайцы быстро вытеснили россиян из сферы «проведения разборок» с соотечественниками, отдавая им взамен часть награбленного.

Укрепление китайской организованной преступности на территории Российской Федерации можно объяснить тем, что наиболее известные китайские преступные группировки, в том числе триады, существуют уже более 300 лет. Со временем они достигли такого могущества, что контролируют практически всю криминальную деятельность в регионе Юго-Восточной Азии и частично - в странах Северной Америки и Европейского союза.

Как показывает анализ практики, при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых с участием иностранных граждан, в том числе граждан КНР и СРВ, возникают следующие проблемные вопросы:

слабые оперативные позиции в китайских диаспорах, в том числе отсутствие источников информации с маршрутными возможностями;

трудности организации агентурной работы, связанные со сложностью подбора кандидатов для привлечения к негласному сотрудничеству. Эти трудности определяются национальными особенностями участников этнических преступных групп, особой корпоративностью и сплоченностью, наличием родственных связей и строгой дисциплиной, насаждением определенных норм поведения; система взаимоотношений в землячествах фактически организована по модели «триад» (строжайшее подчинение теневым лидерам, обет молчания, жестокое наказание непокорных и т.д.);

практическое отсутствие сотрудников правоохранительных органов со знанием китайского языка, традиций и культурных особенностей граждан КНР;

трудности установления места жительства фигурантов на территории Российской Федерации. Данные лица проживают в арендуемых квартирах, на строящихся объектах и в иных помещениях, часто меняя места проживания;

при проведении следственных действий с гражданами и КНР, и СРВ необходимо обязательное участие переводчика, который должен

обладать соответствующей профессиональной компетентностью, хорошо разбираться в особенностях перевода;

определенные законодательством сроки на перевод процессуальных документов и предоставление их подозреваемому (обвиняемому) ограничивают перечень специализированных учреждений для обращения за переводом;

в связи с необходимостью получения информации о личности подозреваемого(обвиняемого) в правоохранительные органы КНР и СРВ направляются соответствующие запросы, длительность исполнения которых затягивает сроки предварительного расследования, что зачастую приводит к последующему объявлению подозреваемого (обвиняемого) в розыск;

все проблемы криминального характера китайские граждане решают внутри диаспоры, не обращаясь с заявлениями в правоохранительные органы Российской Федерации.

Анализ показывает, что органами внутренних дел проводится комплекс необходимых мероприятий, направленных на противодействие преступлениям, совершаемым организованными группами, участниками которых являются граждане КНР и СРВ.

С целью противодействия контрабандному вывозу древесины и лесопродукции органами внутренних дел Сибирского федерального округа разработаны и выполняются оперативно-профилактических мероприятия по декриминализации лесной отрасли, включающие совместные с органами ФТС России, Роспотребнадзора, Рос-сел ьхоз надзора с привлечением ФСБ России действия по борьбе с незаконной заготовкой, транспортировкой, переработкой, реализацией и экспортом древесины. В рамках дел оперативного учета проводятся оперативно-розыскные мероприятия в отношении активных экспортеров леса в КНР по установлению иностранных граждан, фактически руководящих деятельностью пунктов приема и отгрузки древесины и финансирующих закупки леса, а также лиц, занимающихся изготовлением фиктивных документов.

Органами внутренних дел Сибирского федерального округа организовано проведение совместных мероприятий с таможенными органами по проверке участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих экспорт лесоматериалов, а также выявлению фактов невозврата валютной выручки из-за границы и уклонения от уплаты таможенных платежей. Проводятся проверки по выявлению юридических лиц, действу-

ющих в сфере оборота леса, зарегистрированных на подставных лиц.

На основании подписанного соглашения с УФМС России по Иркутской области в адрес отделения НЦБ Интерпола ГУ МВД России по Иркутской области ежемесячно поступают списки иностранных граждан для проведения проверок по учетам Генерального секретариата Интерпола и НЦБ Интерпола МВД России на предмет их розыска другими государствами и наличия криминальной информации.

В целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых преступными группами, сформированными из граждан КНР, органами внутренних дел во взаимодействии с другими правоохранительными органами проводятся оперативно-профилактические мероприятия:

в местах массового проживания граждан КНР с целью выявления нарушений паспортного режима и других нарушений миграционного законодательства, установления фактических целей пребывания и рода деятельности указанных граждан;

на предприятиях промышленного, лесопромышленного, строительного, транспортного, жилищного комплекса, объектах потребительского рынка, торговли и общественного питания, деятельность которых связана с привлечением иностранной рабочей силы, с целью выявления нарушений миграционного и налогового законодательства.

Кроме того, проводятся оперативно-профилактические мероприятия по выявлению деятельности юридических, физических лиц и преступных групп, связанных с организацией незаконной трудовой деятельности граждан КНР, подделкой документов; выявлению и пресечению противоправной деятельности должностных лиц, оказывающих содействие в перемещении граждан КНР, незаконно пребывающих на территории РФ, осуществлении данной категорией лиц незаконной трудовой деятельности, а также способствующих их легализации на территории РФ.

Анализ характерных особенностей функционирования китайских этнических преступных групп на территории Российской Федерации и факторов, способствующих их укреплению, позволяет, с одной стороны, сделать вывод о реальности угрозы национальной безопасности Российской Федерации, исходящей от китайской организованной преступности, прежде всего в экономической (незаконный вывоз сырья и стратегических ресурсов; наводнение страны

контрабандными товарами широкого потребления), политической (установление тесных связей с коррумпированными должностными лицами и проникновение таким образом в правоохранительные структуры, органы власти и управления) и социальной сферах (сращивание с российскими ОПГ, осложнение криминогенной обстановки, усиление социальной напряженности в отдельных регионах), а с другой - выделить некоторые проблемы и выработать предложения по снижению активности китайских преступных группировок.

В качестве дополнительных мер, направленных на локализацию вышеназванной угрозы, предлагается следующее:

наряду с существующей практикой, осуществить переход работы правоохранительных органов к долгосрочным операциям, предусматривающим четкую координацию действий разных ведомств, направленных на решение конкретных задач в пределах их компетенции;

в целях обеспечения мониторинга за состоянием и тенденциями развития китайской организованной преступности шире привлекать ^ российских ученых и специалистов для фунда-с_ ментальных аналитических исследований. ¡3 Учитывая особенности транснациональных

О преступлений, совершаемых китайскими пре-^ ступными группировками, наиболее значимыми объектами (направлениями) оперативного поиска являются:

Ш объекты экономики, представляющие инте-

рес для участников китайских преступных группировок (предприятия лесо-, рыбохозяйственного, топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока и Сибири, предприятия по добыче и переработке драгоценных металлов и др.);

совместные предприятия с участием китайского капитала;

предприятия, которые используют труд мигрантов из КНР и СРВ;

каналы противоправной деятельности через границу (например, каналы противоправной деятельности, связанные с незаконным оборотом наркотиков, лесоматериалов, биоресурсов, иных предметов преступных посягательств);

каналы незаконной миграции через государственную границу РФ;

коррумпированные связи организаторов китайских преступных группировок со служащими таможенных, иных правоохранительных и контролирующих органов.

Как отмечалось выше, особенности национального менталитета граждан КНР и СРВ, их

обособленность и привычка образовывать закрытые общины создают определенные трудности в выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых организованными группами.

Вместе с тем, очевидно, что без надлежащих оперативных позиций и глубокого оперативного проникновения в среду организованной этнической преступности говорить об оперативном контроле над ней со стороны органов внутренних дел и пресечении преступной деятельности бессмысленно.

Для получения оперативной информации о деятельности преступных групп, сформированных из граждан КНР и СРВ, представляется целесообразным устанавливать конфиденциальное содействие с лицами, которые прямо или косвенно могут быть осведомлены об участниках указанных преступных группировок; с работниками предприятий, фирм и др., особенно конкурирующих или конфликтующих (конфликтовавших) с участниками указанных этнических преступных группировок на почве раздела экономических сфер влияния, а также использующих труд мигрантов.

Для успешного выявления транснациональных преступлений, совершаемых китайскими преступными группировками, может оказаться полезным опыт бывших сотрудников органов внутренних дел, а также деловых людей (предпринимателей), совершающих регулярные поездки по служебным или по частным делам в КНР.

Особенно ценным может стать профессиональный опыт бывших сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел. Практические навыки оперативно-розыскной работы, соблюдения конспирации, знание местных условий и традиций, свободное перемещение через границу под предлогом деловых и личных поездок позволяют им успешно получать и передавать оперативно значимую информацию, представляющую интерес для российских органов внутренних дел. С помощью этих лиц может быть налажена регулярная оперативная проверка лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке и совершении транснациональных преступлений.

Необходимо обратить внимание на создание предприятий, учреждений, организаций, необходимых для решения задач, предусмотренных п. 5 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в целях повышения оперативной осведомленности о криминальных сферах бизнеса, контролируемых китайскими преступными группировками, а также для установления опе-

ративного контакта с лицами, представляющими оперативный интерес, и получения информации об их противоправной деятельности.

Как отмечалось выше, одной из основных проблем при документировании преступной деятельности и расследовании преступлений в отношении участников этнических преступных формирований является языковой барьер, наличие которого не позволяет осуществлять качественный оперативный контроль за деятельностью этнических, в том числе китайских, преступных группировок. Органы внутренних дел не имеют штата квалифицированных переводчиков для этих целей, поэтому оперативным составом проводится работа по отысканию лиц, особенно работающих в правоохранительных органах, владеющих иностранными языками, чтобы использовать их в качестве переводчиков. Поэтому было бы целесообразно создать такой банк данных на работников правоохранительных органов, разработать

механизм их привлечения в качестве переводчиков в различных регионах страны в случае острой оперативной необходимости.

1 Постановление Правительства РФ от 24 окт. 2013 г. № 946, внесшее изменения в постановление Правительства РФ от 30 июля 2012 г. № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе», практически декриминализировало норму ст. 226.1 УК РФ в части контрабанды лесоматериалов. Указанным постановлением исключена необходимость предоставления «копии договора купли-продажи с арендатором лесного участка», таким образом исключена необходимость подтверждения легальности происхождения товара. Возможность приобретения вывозных льгот получили все экспортеры, в том числе участвующие в незаконных схемах оборота древесины.

2 Всего в 2013 г. на территории Сибирского федерального округа (СФО) зарегистрировано 112 преступлений, совершенных гражданами КНР (+23,1%, по России - +29,4%). Наибольшее их количество совершено в Забайкальском крае (71), республиках Хакасия (20) и Бурятия (10).

05 К и

о <

о

X

к

К а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.