НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА А.С. Лесников, студент
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-3-108-110
Аннотация. Одной из наиболее проблематичных сфер процессуального законодательства на данный момент времени выступает административное судопроизводство. Автор акцентирует свое внимание на важных недочетах законодательства и предлагает пути решения. В статье рассматривается создание и функционирование административных судов, к чему это может привести и как скажется на правовой системе России. Также автор не оставил без внимание и понятийный аппарат, который также часто становится причиной споров в административном судопроизводстве.
Ключевые слова: административное судопроизводство; административные суды; меры предварительной защиты.
Не является тайной, что административное судопроизводство занимает важнейшую роль в системе правосудия России. Административное судопроизводство позволяет реализовывать участникам административных и иных других правоотношений свои права и законные интересы. Однако, несмотря на всю ценность механизма административного процесса, он не является идеальным и имеет определенные проблемы, которые необходимо решить на законодательном уровне. Когда речь заходит о проблемах административного судопроизводства невозможно не сказать о том, что в российской системе правосудия нет специализированных судебных органов, которые бы рассматривали и разрешали административные дела, речь идет об административных судах. Во множестве иностранных государств административный суд не является чем-то необычным и действует на постоянно основе уже долгие годы, так, например, во Франции административные суды предусматриваются на законодательном уровне.
Административные суды во Франции и иных государствах являются автономными и самостоятельными судами, в системе правосудия таких государств. Такие суды ежегодно рассматривают огромное количество жалоб, связанных с деятельностью или бездействием органов государственной власти. Административные суды рассматривают как серьезные политические споры, так и малозначительные на обще-
государственном уровне дела. Административные суды занимаются проверкой законности административных актов, которые выдаются муниципальными органами, до указов Президента. Стоит также упомянуть, что сфера деятельности административных судов касается почти всех сфер жизни общества и государства в целом, они рассматривают споры в сфере политики, выборов, экономики, строительства, хозяйственного управления и иных споров [3].
По мнению автора, такой вид судов необходимо создать в России, так как данные суды в лице судей будут более подробно и детально изучать суть рассматриваемого дела, что будет способствовать улучшению качества принятых судебных решений. Также создание административных судов поможет снять нагрузку с судов общей юрисдикции.
Не менее важной, актуальной проблемой КАС является регламентация административного судопроизводства, автор ведет речь об отсутствии в КАС РФ легальных дефиниций различных терминов, например «административное судопроизводство» [4].
Появление данного пробела связано с смешением смежных для административного судопроизводства юридических категорий, которые встречаются в правоприменительной практике. Автор акцентирует свое внимание на некоторые понятиях, таких как «административная юстиция»,
«административный процесс». Автор считает важным акцентировать внимание на факте того, что данные понятия не совпадают с значением термина «административное судопроизводство».
Автор считает целесообразным дополнить КАС [1] прямо закрепленными в кодексе понятиями. Так, например, КАС может содержаться такие термины как: «административные правоотношения», «подведомственность», «подсудность» и многие другие. Наибольшая проблемы толкования дефиниций из административного судопроизводства негативно влияет не только на дальнейшее развитие правового регулирования данной отрасли, но и влечет появление практических проблем применения норм процессуального права.
Автор предлагает несколько вариантов решения данной проблемы, одним из таких решений может быть принятие нормативного акта, который будет прямо закреплять дефиниции, которые наиболее часто встречаются в административном судопроизводстве.
Автор с таким подходом согласиться не может, так как считает, что это значительно затруднит применение на практике норм административно-процессуального права. Представляется, что эту проблему можно решить с помощью терминологического аппарата по аналогии с УПК РФ [2].
Библиографический список
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (в ред. от 20.06.2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1391
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 18.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921.
3. Безрученков М.В. Административная юстиция в зарубежных странах // Политика, государство и право. - 2015. - №2 (38). - С. 48-53.
4. Канунникова Н.Г. Актуальные проблемы совершенствования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2019. - №9. - С. 32-34.
5. Саркисян, В.Г. Некоторые проблемы института представительства в административном судопроизводстве // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: Сборник научных статей по итогам работы седьмого круглого стола со Всероссийским и международным участием, Шахты, 30-31 июля 2020 года. - Шахты: Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2020. - С. 96-98.
Таким образом, на авторский взгляд, в целях закрепления законодательных определений административно-процессуальных понятий российскому законодателю следует ввести в КАС РФ новую норму - ст. 2.1. «Основные понятия административного процесса». В итоге, в пункте 1 данной нормы может быть сконцентрировано легальное определение административного судопроизводства: «административным судопроизводством является деятельность компетентных судебных органов по рассмотрению и разрешению административных дел в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом».
В административном судопроизводстве рассматриваются и разрешаются споры, обязательным субъектом которых является орган государственной власти или должностное лицо, поэтому считаем, что более «слабой» стороне судопроизводства должно в соответствии с Конституцией РФ предоставляться возможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью [5]. В настоящее время в российской правовой системе отсутствуют нормы, согласно которым можно оценить качество услуг, оказанных представителем. Да и само понятие «качество услуг, оказанных представителем» отсутствует.
SOME PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS A.S. Lesnikov, Student
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)
Abstract. One of the most problematic areas of procedural legislation at the moment is administrative legal proceedings. The author focuses on the important shortcomings of the legislation and suggests solutions. The article discusses the creation and functioning of administrative courts, what it can lead to and how it will affect the legal system of Russia. Also, the author did not ignore the conceptual apparatus, which also often becomes the cause of disputes in administrative proceedings.
Keywords: administrative proceedings; administrative courts; measures of preliminary protection.