Административное право; административный процесс
адъюнкт ДВЮИ МВД России. dober0605@gmail.com
Краткая аннотация: В статье рассматриваются проблемы закрепления в административном законодательстве дефиниции идеологии религиозного экстремизма. Идеология определяется в качестве неотъемлемой части экстремизма, как обоснования необходимости экстремистской деятельности.
В современных условиях общественного развития, сопровождаемых процессами глобализации, ускорения темпов социального развития, универсализации миграционных потоков, широкого развития сетевого и информационного пространства в России и в мире в целом нарастает угроза распространения экстремистской идеологии националистического, политического и религиозного характера.
Наиболее действенное решение большинства серьезных проблем, в современном мире лежит чаще в плоскости духовной, нежели в экономической или политической. Насилие и преступления на почве нетерпимости -это в первую очередь духовные проблемы, решить которые можно лишь на духовном уровне. Особую актуальность, в связи с этим приобретают проблемы, связанные с правовым противодействием использования религиозных постулатов в качестве идеологического обоснования необходимости осуществления экстремистской деятельности.
Учитывая специфику рассматриваемой области общественных отношений, актуальной представляется модернизация правового и, в частности, административно-правового регулирования противодействия религиозному экстремизму. Как известно, в основе административно-правового регулирования лежат два универсальных метода: убеждения и принуждения. На наш взгляд, оптимальное комплексное сочетание указанных методов лежит в основе эффективного противодействия такой угрозе современного мира, как распространение идеологии религиозного экстремизма. При этом важно, прежде всего, определить и облечь в юридическую форму дефиницию данного деструктивного социального явления.
Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года в качестве наиболее опасных видов экстремизма называются политический, на-
циональный и религиозный[4].
По мнению А.М. Кадиевой, «экстремизм есть сложное социальное явление, включающее в себя три основных элемента: экстремистскую идеологию, являющуюся базисом экстремизма; экстремистскую деятельность, являющуюся осуществлением, воплощением в жизнь экстремистской идеологии; экстремистскую организацию, являющуюся формой социальной организации экстремистской деятельности». [3]
В настоящее время существует множество определений идеологии, отличающихся, как правило, оценкой обозначаемого феномена. Идеология - это (от греч. |б£а -прообраз, идея, мысль; и aoyo<; - слово, разум, учение) -учение об идеях.[7]
С 1801 г. понятие идеологии стало употребляться в научной среде благодаря английскому философу Джону Локку и французскому мыслителю Антуану Дестюту де Трейси. Совместно с Этьеном де Кондильяком последний употреблял данный термин для обозначения учения об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта.[2] По их мнению, «учение об идеях» содержало основные принципы, которыми следовало руководство и в науке, и в социальной жизни. То есть идеология воспринималась ими как система знаний первооснов морали, политики и права.
Современная философия понимает науку, как знание о сущем, а идеологию как представление о должном. Пока наука стремится постичь этот мир таким, какой он есть, идеология, указывает каким ему нужно быть и каким он быть не может. По мнению доктора политических наук Мете Каан Кайнара, идеология выражает совокупность идей, оценок и ритуалов, которые формируются идеологами для того, чтобы люди верили, думали, говорили и действо-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 8(188)
вали в соответствии с ними.[1]
Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, что идеология - не наука, а лишь умелое использование знаний, полученных наукой для обоснования истинности постулатов, предложенных конкретной идеологией. Яркий пример этому - построение своих лозунгов на «чистоте крови» фашистскими и нацистскими идеологами достижений науки в области антропологии, культурологии, генетики.
Экстремистская идеология определяется стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года как совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов»^].
По мнению С.Е. Пролетенковой, специфика конфессиональных особенностей зарождения религиозной экстремистской идеологии в религиозных учениях, имеющих древние исторические традиции (индуизм, иудаизм, христианство и ислам) заключается в наличии ярко выраженных фундаменталистских воззрений их последователей. Воззрения эти находят свое отражение в отрицании всего нового в духовной деятельности и в высказываниях о необходимости возвращения религиозным организациям господствующих позиций в обществе. Идеологическими посылами при этом служат обязанность строгого соблюдения предписаний священных писаний, недопустимость критики или либерального толкования их текстов.
При этом, как отмечает С.Е. Пролетенкова процесс зарождения экстремистской идеологии у отдельных лиц или групп сугубо индивидуален и может выражаться в неадекватном восприятии религиозного учения, как психической реакции на внушение определенных постулатов и принципов религии. Данная реакция может проявляться в процессе межконфессионального противоборства в разделении на «своих» и чужих, что будет являться фактором, разжигающим межрелигиозную рознь[8]. В случае с религиозным экстремизмом принцип «свой-чужой» как один из отличительных признаков экстремизма для отождествления себя с кем-то усиливается в разы, благодаря коллективности религии, предполагающей тесную связь верующего с богом и единоверцами (лат. «religio», от предл. -re, и -ligare связывать)[9].
Религия по своей сути та же идеология, как сис-
тема взглядов на окружающий мир через собственную призму мировоззрения, миропонимания, мироощущения, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[5] и отправление культовых действий, обрядов, и т.п.
Несмотря на то, что религиозный экстремизм является объектом исследования широкого круга гуманитарных наук, в научной среде не только нет единого мнения о его сущности, но и вообще ставится под сомнение его существование.
Существующие понятия религиозного экстремизма настолько многообразны и широки, что невозможно с полной уверенностью выделить из них такое, которое бы соответствовало требованиям правового термина. Законодательно такая дефиниция как «религиозный экстремизм» тоже не закреплена.
В общем виде как нам понимается, основное отличие религиозного от других видов экстремизма в том, что его последователи используют существующие религиозные учения и символы для мотивации действующих и привлечения новых людей к своей противоправной деятельности. При этом лидеры не всегда, если не сказать зачастую лживы в своих стремлениях и преследуют отнюдь не религиозные цели, а лишь прикрываются религией для достижения собственных.
Придерживаясь понятия экстремизма, изложенного в проекте конвенции, представленном Президенту Российской Федерации правительством Российской Федерации^] нам, хотелось бы предложить следующее определение религиозному экстремизму: «Религиозный экстремизм -это идеология и практика использования религиозных норм, постулатов, символов и другой атрибутики, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путём насильственных и иных антиконституционных действий в обоснование противоправных действий служением богу».
Религия по своей сути та же идеология, как система взглядов на окружающий мир через собственную призму мировоззрения, миропонимания, мироощущения, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[5] и отправлении культовых действий, обрядов, и т.п.
Любая идеология стремится к повсеместному распространению среди населения путем пропаганды. В случае с религиозным экстремизмом одной из форм распространения экстремистской идеологии является незаконная миссионерская деятельность, а также распространение религи-
озной литературы и иных произведений, признанных экстремистскими материалами. Последователи идеологии стремятся к укреплению в общественном мнении своего понимания прошлого и настоящего, а также перспектив будущего. При этом утверждается позиция о достоверности этих знаний.
правные действия как основное средство разрешения политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов в обоснование противоправных действий служением богу».
гиозного экстремизма представляет реальную угрозу для поликонфессионального Российского общества и требует научного изучения, для определения наиболее эффективных методов борьбы с данным негативным явлением.
В заключении стоит отметить, что идеология рели-
Под идеологией религиозного экстремизма, по
нашему мнению, следует понимать систему взглядов и идей, пропагандирующих насильственные и иные противо-
Библиография:
1. Аватков В.А. Внешнеполитическая идеология Турецкой республики при правлении Партии справедливости и развития: дис. ... канд. полит. наук. М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 2013. С. 47.
2. Бакулов В.Д. Дисс. ... докт. философ. наук. Ростов-на-Дону 2003.
3. Кадиева А.М. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути преодоления: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Махачкала 2008.
4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753)
5. Вики-цитатник // Электронный ресурс: https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения 21.04.2020 г.).
6. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2017 г. № 681 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму» // CP РФ. 2017.№ 24. Ст. 3541.
7. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006.
8. Пролетенкова С.Е. Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2013.
9. Трубецкой С.Н.Религия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907. Т. 26 А. СПб.,
1899.