Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / EXTREMISM / RELIGIOUS EXTREMISM EXTREMIST IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулаков Николай Андреевич, Кожуховский Евгений Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы закрепления в административном законодательстве дефиниции идеологии религиозного экстремизма. Идеология определяется в качестве неотъемлемой части экстремизма, как обоснования необходимости экстремистской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION IN THE AREA OF COUNTERING THE SPREAD OF THE IDEOLOGY OF RELIGIOUS EXTREMISM

The article examines the problems of enshrining in administrative legislation the definition of the ideology of religious extremism. Ideology is defined as an integral part of extremism, as a justification for the need for extremist activities.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»

Административное право; административный процесс

адъюнкт ДВЮИ МВД России. [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются проблемы закрепления в административном законодательстве дефиниции идеологии религиозного экстремизма. Идеология определяется в качестве неотъемлемой части экстремизма, как обоснования необходимости экстремистской деятельности.

В современных условиях общественного развития, сопровождаемых процессами глобализации, ускорения темпов социального развития, универсализации миграционных потоков, широкого развития сетевого и информационного пространства в России и в мире в целом нарастает угроза распространения экстремистской идеологии националистического, политического и религиозного характера.

Наиболее действенное решение большинства серьезных проблем, в современном мире лежит чаще в плоскости духовной, нежели в экономической или политической. Насилие и преступления на почве нетерпимости -это в первую очередь духовные проблемы, решить которые можно лишь на духовном уровне. Особую актуальность, в связи с этим приобретают проблемы, связанные с правовым противодействием использования религиозных постулатов в качестве идеологического обоснования необходимости осуществления экстремистской деятельности.

Учитывая специфику рассматриваемой области общественных отношений, актуальной представляется модернизация правового и, в частности, административно-правового регулирования противодействия религиозному экстремизму. Как известно, в основе административно-правового регулирования лежат два универсальных метода: убеждения и принуждения. На наш взгляд, оптимальное комплексное сочетание указанных методов лежит в основе эффективного противодействия такой угрозе современного мира, как распространение идеологии религиозного экстремизма. При этом важно, прежде всего, определить и облечь в юридическую форму дефиницию данного деструктивного социального явления.

Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года в качестве наиболее опасных видов экстремизма называются политический, на-

циональный и религиозный[4].

По мнению А.М. Кадиевой, «экстремизм есть сложное социальное явление, включающее в себя три основных элемента: экстремистскую идеологию, являющуюся базисом экстремизма; экстремистскую деятельность, являющуюся осуществлением, воплощением в жизнь экстремистской идеологии; экстремистскую организацию, являющуюся формой социальной организации экстремистской деятельности». [3]

В настоящее время существует множество определений идеологии, отличающихся, как правило, оценкой обозначаемого феномена. Идеология - это (от греч. |б£а -прообраз, идея, мысль; и aoyo<; - слово, разум, учение) -учение об идеях.[7]

С 1801 г. понятие идеологии стало употребляться в научной среде благодаря английскому философу Джону Локку и французскому мыслителю Антуану Дестюту де Трейси. Совместно с Этьеном де Кондильяком последний употреблял данный термин для обозначения учения об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта.[2] По их мнению, «учение об идеях» содержало основные принципы, которыми следовало руководство и в науке, и в социальной жизни. То есть идеология воспринималась ими как система знаний первооснов морали, политики и права.

Современная философия понимает науку, как знание о сущем, а идеологию как представление о должном. Пока наука стремится постичь этот мир таким, какой он есть, идеология, указывает каким ему нужно быть и каким он быть не может. По мнению доктора политических наук Мете Каан Кайнара, идеология выражает совокупность идей, оценок и ритуалов, которые формируются идеологами для того, чтобы люди верили, думали, говорили и действо-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 8(188)

вали в соответствии с ними.[1]

Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, что идеология - не наука, а лишь умелое использование знаний, полученных наукой для обоснования истинности постулатов, предложенных конкретной идеологией. Яркий пример этому - построение своих лозунгов на «чистоте крови» фашистскими и нацистскими идеологами достижений науки в области антропологии, культурологии, генетики.

Экстремистская идеология определяется стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года как совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов»^].

По мнению С.Е. Пролетенковой, специфика конфессиональных особенностей зарождения религиозной экстремистской идеологии в религиозных учениях, имеющих древние исторические традиции (индуизм, иудаизм, христианство и ислам) заключается в наличии ярко выраженных фундаменталистских воззрений их последователей. Воззрения эти находят свое отражение в отрицании всего нового в духовной деятельности и в высказываниях о необходимости возвращения религиозным организациям господствующих позиций в обществе. Идеологическими посылами при этом служат обязанность строгого соблюдения предписаний священных писаний, недопустимость критики или либерального толкования их текстов.

При этом, как отмечает С.Е. Пролетенкова процесс зарождения экстремистской идеологии у отдельных лиц или групп сугубо индивидуален и может выражаться в неадекватном восприятии религиозного учения, как психической реакции на внушение определенных постулатов и принципов религии. Данная реакция может проявляться в процессе межконфессионального противоборства в разделении на «своих» и чужих, что будет являться фактором, разжигающим межрелигиозную рознь[8]. В случае с религиозным экстремизмом принцип «свой-чужой» как один из отличительных признаков экстремизма для отождествления себя с кем-то усиливается в разы, благодаря коллективности религии, предполагающей тесную связь верующего с богом и единоверцами (лат. «religio», от предл. -re, и -ligare связывать)[9].

Религия по своей сути та же идеология, как сис-

тема взглядов на окружающий мир через собственную призму мировоззрения, миропонимания, мироощущения, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[5] и отправление культовых действий, обрядов, и т.п.

Несмотря на то, что религиозный экстремизм является объектом исследования широкого круга гуманитарных наук, в научной среде не только нет единого мнения о его сущности, но и вообще ставится под сомнение его существование.

Существующие понятия религиозного экстремизма настолько многообразны и широки, что невозможно с полной уверенностью выделить из них такое, которое бы соответствовало требованиям правового термина. Законодательно такая дефиниция как «религиозный экстремизм» тоже не закреплена.

В общем виде как нам понимается, основное отличие религиозного от других видов экстремизма в том, что его последователи используют существующие религиозные учения и символы для мотивации действующих и привлечения новых людей к своей противоправной деятельности. При этом лидеры не всегда, если не сказать зачастую лживы в своих стремлениях и преследуют отнюдь не религиозные цели, а лишь прикрываются религией для достижения собственных.

Придерживаясь понятия экстремизма, изложенного в проекте конвенции, представленном Президенту Российской Федерации правительством Российской Федерации^] нам, хотелось бы предложить следующее определение религиозному экстремизму: «Религиозный экстремизм -это идеология и практика использования религиозных норм, постулатов, символов и другой атрибутики, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путём насильственных и иных антиконституционных действий в обоснование противоправных действий служением богу».

Религия по своей сути та же идеология, как система взглядов на окружающий мир через собственную призму мировоззрения, миропонимания, мироощущения, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[5] и отправлении культовых действий, обрядов, и т.п.

Любая идеология стремится к повсеместному распространению среди населения путем пропаганды. В случае с религиозным экстремизмом одной из форм распространения экстремистской идеологии является незаконная миссионерская деятельность, а также распространение религи-

озной литературы и иных произведений, признанных экстремистскими материалами. Последователи идеологии стремятся к укреплению в общественном мнении своего понимания прошлого и настоящего, а также перспектив будущего. При этом утверждается позиция о достоверности этих знаний.

правные действия как основное средство разрешения политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов в обоснование противоправных действий служением богу».

гиозного экстремизма представляет реальную угрозу для поликонфессионального Российского общества и требует научного изучения, для определения наиболее эффективных методов борьбы с данным негативным явлением.

В заключении стоит отметить, что идеология рели-

Под идеологией религиозного экстремизма, по

нашему мнению, следует понимать систему взглядов и идей, пропагандирующих насильственные и иные противо-

Библиография:

1. Аватков В.А. Внешнеполитическая идеология Турецкой республики при правлении Партии справедливости и развития: дис. ... канд. полит. наук. М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 2013. С. 47.

2. Бакулов В.Д. Дисс. ... докт. философ. наук. Ростов-на-Дону 2003.

3. Кадиева А.М. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути преодоления: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Махачкала 2008.

4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753)

5. Вики-цитатник // Электронный ресурс: https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения 21.04.2020 г.).

6. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2017 г. № 681 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму» // CP РФ. 2017.№ 24. Ст. 3541.

7. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006.

8. Пролетенкова С.Е. Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2013.

9. Трубецкой С.Н.Религия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907. Т. 26 А. СПб.,

1899.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.