Научная статья на тему 'Некоторые проблемные аспекты теоретического осмысления механизмов реализации и защиты прав ребенка'

Некоторые проблемные аспекты теоретического осмысления механизмов реализации и защиты прав ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЕНКА / КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА / СИСТЕМА ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА / РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ДЕТСТВА / CHILDREN' RIGHTS / HUMAN RIGHTS CONCEPT / MECHANISM FOR THE ENFORCEMENT AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF CHILDREN / SYSTEM OF GUARANTEES FOR ENFORCEMENT OF HUMAN RIGHTS / INTERSECTORAL LEGISLATION / PRACTICAL EXPERIENCE IN ENFORCEMENT OF CHILDREN'S RIGHTS / DEVELOPMENT OF THE CHILDHOOD INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздова Александра Михайловна

Изложены различные взгляды на термины и дефиниции, которые являются базисными и основными в семейных отношениях, а именно: «семья», «материнство», «ребенок», «права и свободы» и т.д. Предложен тезис о том, что концепция прав человека, разработанная на основе многолетнего развития международного права прав человека, оказывает существенное воздействие на проблемы создания механизмов реализации и защиты прав ребенка в государстве. Исследована система международных нормативных правовых актов, которые составляют основу концепции прав человека и особенно прав ребенка в Российской Федерации, которая повсеместно реализуется в стране на основе Конституции Российской Федерации 1993 г. Приведен вывод о необходимости исследования институтов защиты прав человека в качестве метода правового регулирования, с тем чтобы в юридическую категорию можно было бы привнести человеческую составляющую, что вполне вписалось бы в процесс формирования демократических основ гуманистического развития и создания правового образа жизни в современной России. Уделено внимание особой функции Генеральной Ассамблеи ООН, направленной на организацию исследований и подготовку рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в сфере осуществления и создания гарантий реализации прав человека и основных свобод, которую следовало бы активнее реализовывать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic Aspects of Theoretical Reflection on Mechanisms for Enforcement and Protection of Children’s Rights

The article describes various views on terms and definitions, which are basic and fundamental in family relations, namely: “family”, “motherhood”, “child”, “rights and freedoms”, etc. The thesis is proposed that the concept of human rights developed on the basis of the long-term development of international human rights law has a significant impact on the problems of creating mechanisms for the enforcement and protection of children’s rights in the state. The system of international normative legal acts that form the basis of the concept of human rights and especially the rights of the child in the Russian Federation, which is universally applied in the country on the basis of the 1993 Constitution of the Russian Federation, has been studied. The conclusion is made about the need to study human rights protection institutions as a method of legal regulation so that the human component can be brought into the legal category, which would fit well into the process of forming the democratic foundations of humanistic development and creating a legal way of life in modern Russia. The special function of the UN General Assembly aimed at organizing research and preparing recommendations in order to promote international cooperation in the enforcement and creation of guarantees for human rights and fundamental freedoms should be more actively promoted.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемные аспекты теоретического осмысления механизмов реализации и защиты прав ребенка»

УДК 341.231.14

РО!: 10.17277/ргауо.2018.04.рр.014-020

Изложены различные взгляды на термины и дефиниции, которые являются базисными и основными в семейных отношениях, а именно: «семья», «материнство», «ребенок», «права и свободы» и т.д. Предложен тезис о том, что концепция прав человека, разработанная на основе многолетнего развития международного права прав человека, оказывает существенное воздействие на проблемы создания механизмов реализации и защиты прав ребенка в государстве. Исследована система международных нормативных правовых актов, которые составляют основу концепции прав человека и особенно прав ребенка в Российской Федерации, которая повсеместно реализуется в стране на основе Конституции Российской Федерации 1993 г. Приведен вывод о необходимости исследования институтов защиты прав человека в качестве метода правового регулирования, с тем чтобы в юридическую категорию можно было бы привнести человеческую составляющую, что вполне вписалось бы в процесс формирования демократических основ гуманистического развития и создания правового образа жизни в современной России. Уделено внимание особой функции Генеральной Ассамблеи ООН, направленной на организацию исследований и подготовку рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в сфере осуществления и создания гарантий реализации прав человека и основных свобод, которую следовало бы активнее реализовывать.

Ключевые слова: права ребенка; концепция прав человека; механизм реализации и защиты прав ребенка; система гарантий реализации прав человека; межотраслевое законодательство; практический опыт реализации прав ребенка; развитие института детства.

Александра Михайловна Дроздова, д-р юрид. наук, профессор, кафедра правовой культуры и защиты прав человека, юридический институт, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный

университет», Ставрополь, Россия;

temp17@rambler.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА

Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.

Преамбула к Декларации прав ребенка, 1959 г.

Исторически обусловленным и актуальным на современном этапе представляется понимание вопроса о том, что права детей необходимо защищать повсеместно, однако правовые механизмы защиты прав детей начинают разрабатываться, создаваться и реализовываться только в ХХ в. Будущее человечества - это сегодняшние дети, которым предстоит обеспечивать существование мира на Земле, решая глобальные проблемы, брать на себя ответственность за происходящее на планете, именно сегодня их права должны быть реализованы и защищены должным образом, поскольку они должны развиваться в соответствующих условиях как лич-

ности. Права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок, принято именовать правами ребенка или Rights of children.

Актуальность и значимость данной проблемы обусловлена еще и тем, что во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций, провозглашается идея о том, что дети имеют право на особую заботу и помощь, что семья является основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, что от общества и государства требуется создание необходимых механизмов защиты и содействия, в том числе семьям, где есть дети. Необходимо проникнуться мыслью, что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, понимая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций. Ребенку крайне необходимо жить, формироваться и развиваться в атмосфере добра, мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Когда в семье есть ребенок, то в ней царят благо, счастье и радость, и любить ребенка в семье надо таким, какой он есть независимо от того, что он умный, красивый, сильный, способный, отлично учится или все наоборот; его надо любить за то, что это он и что он есть, что предусмотрено и законодательством. Однако с печалью можно отметить, что в современном обществе бывает и так, когда сами родители, педагоги, воспитатели, правоохранители, да и в целом государство вольно или невольно нарушают повсеместно права детей.

На современном этапе в Российской Федерации на проблемы создания механизмов реализации и защиты прав ребенка оказывает значительное воздействие концепция прав человека, разработанная на основе многолетнего развития международного регулирования прав человека.

Общеизвестно, что начало XX в. не принесло детям защиты в сфере рабства, эксплуатации детского труда, процветающей торговли детьми, детской проституции, произвола со стороны родителей и близких людей, также определенной экономической эксплуатации, а в некоторых странах дети порой лишены возможности реализовать принадлежащие им права, что вынудило Лигу Наций принять уже в 1924 г. Женевскую декларацию прав ребенка1. Названная декларация стала начальным и основным актом, закрепляющим базовые принципы прав детей в международно-правовых документах, была и остается первым документом, закрепившим права ребенка, что соответственно определяет ее значение, так как она и в современных условиях развития общества является основой международных и национальных юридических норм в сфере защиты прав детей.

Несколько позже, в 1945 г. создается Организация Объединенных Наций, а Генеральная Ассамблея ООН разрабатывает и принимает в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, в которой дети представлены как

1 Женевская декларация прав ребенка [Электронный ресурс]: URL: https://www. friendship.com.ru/law/03.shtml (дата обращения: 26.02.2018).

объект особой заботы и помощи, хотя Декларация прав ребенка ООН принимается только в 1959 г.

Одной из проблем является тот факт, что в своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок без сомнения полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Революционной Европе прошлого века понадобились демократические преобразования с тем, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей, так как права детей того периода европейского общества рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. Появившаяся Декларация прав ребенка 1959 г. провозгласила десять социальных и правовых принципов, которым было суждено оказывать важное влияние на политику и деятельность правительств и различных органов государственных и негосударственных; эти программные положения призывали как родителей, отдельных лиц, государственные органы в целом, местные власти и правительства, а также неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и всячески обеспечивать и гарантировать их соблюдение.

Немаловажной проблемой настоящего времени стало то, что декларация (лат. Овс1агаНа) означает провозглашение, к сожалению, никого ни к чему не обязывает, так как не имеет обязательной силы, являясь только рекомендацией. События и развитие общества первой половины ХХ в., к сожалению, ухудшали положение детей, что, в свою очередь, требовало более конкретных юридических норм, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. В период с 1979 по 1989 гг. десять лет разрабатывался текст теперь уже Конвенции о правах ребенка, которая была принята в ООН 20 ноября 1989 г., и уже 26 января 1990 г., в день открытия ее для подписания, ее подписали более 60 стран. Не откладывая в долгий ящик, 13 июля 1990 г. Конвенция была ратифицирована в СССР, наряду с другими странами, ее подписавшими.

Если воспринимать Конвенцию как документ высокого международного уровня, как соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились, то подписавшая и ратифицировавшая Конвенцию Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР, сохраняет и исполняет обязательства по Конвенции.

В настоящее время можно выделить систему международных нормативных правовых актов, которые составляют основу концепции прав человека и особенно прав ребенка в Российской Федерации, что повсеместно реализуется в стране на основе Конституции Российской Федерации 1993 г.

Вполне приемлемы, понимаемы и вписываются в российское развитие концепции прав человека провозглашенные Организацией Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека идеи о том, что дети имеют право на особую заботу и помощь; что семья - основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов, в том числе детей; что именно семье необходимо предоставлять необходимую защиту и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества по воспитанию ребенка; что ребенку для полного и гармоничного развития как личности необходимо расти в семейном ок-

ружении, в атмосфере добра и счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций. Необходимость в особой защите ребенка, воспитание его в атмосфере мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности предусмотрена: Женевской декларацией прав ребенка 1924 г., Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., Всеобщей декларацией прав человека, а также Международным пактом о гражданских и политических правах (в частности, в ст.ст. 23 и 24), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10).

Понятно, что в современной России на развитие национального права в сфере прав человека и прав ребенка, в том числе серьезно влияет система различных представлений правовых теорий и парадигм, которые ложатся в основу развития отраслевого законодательства, в том числе правозащитного. Значительной проблемой является не только существенное влияние роли государства и государственного регулирования механизмов реализации и защиты прав ребенка, но и развитие правоприменительной составляющей национального законодательства, а также деятельность государственных и негосударственных организаций в сфере защиты прав ребенка.

Объективно понятно, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, однако крайне трудно понять и учесть должным образом шкалу традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признавая приоритетно важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране. Можно сделать вывод о том, что на этапе демократического развития законодательства России и реформирования национального права на основе принципов и норм международного права имеют место быть определенные концептуальные противоречия в подходах к формированию нового законодательства в сфере реализации и защиты прав ребенка, что в свою очередь определяет появление некоторых пробелов в законодательстве, создает определенные проблемы в процессе правоприменения.

Если обозначить методологию анализа реализации механизмов защиты прав ребенка и попытаться определить сам механизм защиты прав ребенка в России, то становится понятным все большему числу ученых, чиновников, практиков, что назрела необходимость исследования практики функционирования механизма защиты прав ребенка в контексте защиты прав человека вообще, более того, в связи с исследованием единства и взаимосвязи методов правового регулирования, что в свою очередь представляет интерес и для законодателя, и для исполнителя, но главное, что и те, и другие, и мы все - это люди как источник и цель одновременно деятельности правозащитных структур в целом.

Сегодня уже можно говорить о необходимости исследования институтов защиты прав человека в качестве метода правового регулирования, с тем чтобы в юридическую категорию можно было бы привнести человеческую составляющую, что вполне вписалось бы в процесс формирования

демократических основ гуманистического развития и создания правового образа жизни у современной России.

Теоретически учеными повсеместно обосновывается общепризнанная концепция о том, что права человека по своей сути носят всеобщий, общечеловеческий характер, а для их реализации, обеспечения и защиты должно сформировать механизм международного сотрудничества всех стран и народов. Общепризнанная теория международных прав человека должна в свою очередь быть реализована через выработку единых норм и стандартов в современном мире в области прав человека, которые в свою очередь получат признание как на международном, так и внутригосударственном уровнях. Более того, должна последовать за созданием единых стандартов деятельность государств по незамедлительному заключению межгосударственных и межправительственных соглашений, а также принятие государствами-участниками на себя четких обязательств по внедрению и реализации в своей внутренней и внешней политике этих стандартов, при наличии международного механизма контроля за соблюдением и реализацией названных стандартов в сфере прав человека вообще и в сфере реализации стандартов в отношении ребенка.

В современном мире создана и функционирует достаточно сложная и многоуровневая система по реализации, обеспечению и защите прав человека и ребенка в том числе, несомненно при ведущей роли Организации Объединенных Наций, внутри которой созданы и работают различного рода и уровня институты и организации, которые занимаются защитой прав и свобод человека, гражданина, ребенка.

Внутри ООН особое место отводится в связи с этим Генеральной Ассамблее, которая вправе обсуждать любые вопросы в сфере защиты прав человека, ребенка в объеме норм Устава ООН, готовить по ним соответствующие обращения и рекомендации, которые к великому сожалению, даже для членов ООН обязательными не являются, а представлены как мировое общественное мнение. С одной стороны, это очень правильно, так как ответственность за исполнение должна лежать на государстве, с другой, - всегда есть субъекты, которые не согласны, не могут или не хотят исполнять требования даже юридической нормы, что, несомненно, требует наличия санкций.

И все-таки среди функций Генеральной Ассамблеи есть функция, направленная на организацию исследований и подготовку рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в сфере осуществления и создания гарантий реализации прав человека и основных свобод. В рамках общенациональной защиты прав человека защита прав ребенка естественно имеет свои особенности, так как предполагает наличие и использование особых специализированных институтов и механизмов, которых в стране в настоящее время катастрофически не хватает, при том что права ребенка находятся под значительной угрозой в силу того, что ребенок не в состоянии самостоятельно защищать свои права.

Обратившись к п. 1 ст. 2 Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г., очевидно, что обязанность по созданию соответствующих условий для реализации и защиты прав детей возлагается именно на государство в лице соответствующих компетентных государственных органов. Понятно,

что названные и сформированные государственные органы в каждой стране обязаны обеспечивать и реализовывать права детей, создав специализированный механизм, уникальную систему, состоящую из социальных, моральных и правовых средств, необходимых условий и дозволенных способов в сфере защиты прав ребенка.

Правильно сформированный и действующий механизм предусматривает наличие определенных его элементов, которые не могут быть не взаимосвязанными, более того, каждый последующий элемент механизма должен не просто быть сочетаемым, а должен продолжать деятельность предшествующего и при этом не нарушать общего порядка функционирования общегосударственного механизма защиты прав человека.

Вместе с тем существует ряд проблем, мешающих функционированию механизма защиты прав ребенка в целом. Среди существенных недостатков следует назвать отсутствие межотраслевого законодательства, которое смогло бы стать организатором всех существующих норм, институтов и органов, которые заняты реализацией и защитой прав ребенка, при том что и отраслевое законодательство достаточно развито в ряде отраслей, и имеется практический опыт реализации прав ребенка, достаточно смело развивается институт детства.

В настоящий период времени в сфере защиты прав ребенка отсутствует практически возможность по совершенствованию и дальнейшему развитию правового регулирования; преодолению и ликвидации возникающих противоречий и коллизий; созданию новых институтов и дополнительных форм реализации и защиты прав ребенка в лице, например, общественных и добровольческих организаций и объединений.

Объективно и реально органов в сфере защиты прав ребенка предостаточно в России, достаточно и органов надзора и контроля за первыми, но проблема состоит в том, что все они действуют сами по себе, порой даже параллельно, мешая друг другу. Очень нужен, востребован временем один орган, который смог бы всех их организовать, определив компетенцию и полномочия каждого, выстроив из них слаженный механизм реализации, обеспечения, защиты прав ребенка, возможно им может стать в качестве координатора и диспетчера институт Уполномоченного по правам ребенка.

Рассуждая о правах ребенка, не стоит забывать о семье, «культура и духовность семьи как основы гражданского воспитания ребенка - наверное, это самое главное. Это означает лишь то, что следует начать заниматься семьей. И не отнимать у родителей детей, как модно стало теперь, а помогать семье, где есть дети: и словом, и делом. Замечу, что это очень трудный, длительный и не всегда результативный процесс <...> параллельно необходимо заниматься и общественным, школьным, любым детским воспитанием и своих и не своих детей. Не менее важным является ответ на вопрос: от кого мы собираемся защищать ребенка? От ребенка, от семьи, от государства, откуда грозит ребенку опасность?» [1, с. 41].

Ради справедливости следует отметить, что в настоящее время в мире создан и функционирует многоуровневый механизм защиты прав ребенка, который на практике не всегда качественно срабатывает при решении конкретных проблем в процессе защиты прав детей как в стране, так и в мире.

Список литературы

1. Дроздова А. М. Некоторые проблемные моменты в реализации и защите прав ребенка в России // Права ребенка и эффективное воздействие государственно-общественных институтов в их защите: материалы Междунар. форума. Омск: Полиграфический центр КАН, 2014. 253 с.

References

1. Drozdova A.M. [Some problem moments in the implementation and protection of the rights of the child in Russia], Prava rebenka i ehffektivnoe vozdejstvie gosu-darstvenno-obshchestvennyh institutov v ih zashchite: materialy Mezhdunar. foruma [The Rights of the Child and Effective Impact of Public-Public Institutions in Protecting them: Materials of the Intern. forum], Omsk: Poligraficheskij centr KAN, 2014, 253 p. (In Russ.)

Problematic Aspects of Theoretical Reflection on Mechanisms for Enforcement and Protection of Children's Rights

А. М. Drozdova, Doctor of Law, Professor, Department of Legal Culture and Protection of Human Rights, Law Institute, North-Caucasian Federal University, Stavropol, Russia;

temp17@rambler.ru

The article describes various views on terms and definitions, which are basic and fundamental in family relations, namely: "family", "motherhood", "child", "rights and freedoms", etc. The thesis is proposed that the concept of human rights developed on the basis of the long-term development of international human rights law has a significant impact on the problems of creating mechanisms for the enforcement and protection of children's rights in the state. The system of international normative legal acts that form the basis of the concept of human rights and especially the rights of the child in the Russian Federation, which is universally applied in the country on the basis of the 1993 Constitution of the Russian Federation, has been studied. The conclusion is made about the need to study human rights protection institutions as a method of legal regulation so that the human component can be brought into the legal category, which would fit well into the process of forming the democratic foundations of humanistic development and creating a legal way of life in modern Russia. The special function of the UN General Assembly aimed at organizing research and preparing recommendations in order to promote international cooperation in the enforcement and creation of guarantees for human rights and fundamental freedoms should be more actively promoted.

Keywords: children' rights; human rights concept; mechanism for the enforcement and protection of the rights of children; system of guarantees for enforcement of human rights; intersectoral legislation; practical experience in enforcement of children's rights; development of the childhood institution.

© А. М. Дроздова, 2018 Статья поступила в редакцию 26.02.2018 При цитировании использовать:

Дроздова А. М. Некоторые проблемные аспекты теоретического осмысления механизмов реализации и защиты прав ребенка // Право: история и современность. 2018. № 4. С. 14 - 20. doi: 10.17277/pravo.2018.04.pp.014-020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.