Научная статья на тему 'Некоторые приоритетные вопросы регулирования градостроительной деятельности'

Некоторые приоритетные вопросы регулирования градостроительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ОБОРОТ НЕДВИЖИМОСТИ / АБСОЛЮТНОЕ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васканьянц Юрий Юрьевич

Вопросы государственного регулирования градостроительной деятельности являются предметом постоянного пристального внимания со стороны государственной власти и органов местного самоуправления, правоприменителей, научных работников и представителей экспертного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васканьянц Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые приоритетные вопросы регулирования градостроительной деятельности»

w

НЕКОТОРЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Васканьянц Юрий Юрьевич, Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир

E-mail: alexkat_salnikov@mail. ru

Аннотация. Вопросы государственного регулирования

градостроительной деятельности являются предметом постоянного пристального внимания со стороны государственной власти и органов местного самоуправления, правоприменителей, научных работников и представителей экспертного сообщества.

Ключевые слова: градостроительство, оборот недвижимости,

абсолютное право собственности, публичный интерес.

Государственная политика в области регулирования градостроительной деятельности в настоящее время имеет ярко выраженный уклон в сторону либерализации законодательства, отмены лицензирования деятельности, связанной со строительством, проектированием и инженерными изысканиями, построения диалога между органами государственной (муниципальной) власти и хозяйствующими субъектами.

На протяжении прошедшего столетия и в настоящее время жилищный и земельный вопросы являются важнейшими и для граждан России и для самого Российского государства. Не случайно право каждого на жилище и право частной собственности на землю предусмотрены непосредственно в Конституции Российской Федерации.

Общественные отношения в сфере создания и оборота недвижимости, градостроительства в целом, являются фундаментом социальной стабильности общества, развития экономики и финансовой системы.

Такие значительные изменения законодательства, как отмена лицензирования деятельности в сфере строительства, упрощение процедуры получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, отмена муниципального градостроительного контроля, осуществлявшегося органами местного самоуправления, привели не только к

40

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

росту рынка недвижимости и увеличению доходов строительных компаний, но и к появлению большого количества обманутых дольщиков, росту количества зданий и жилых домов, построенных с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства, возникновению и распространению новых мошеннических схем в отношении строящегося жилья.

Так, по данным прокуроров субъектов Российской Федерации, в стране на начало 2013 г. насчитывается около 700 проблемных жилищных объектов (недостроенных, не введенных в эксплуатацию и др.), нарушены права более 50 тыс. человек, признанных так называемыми обманутыми дольщиками. [1, с.1]

Анализ работы органов местного самоуправления и органов государственной власти в исследуемой сфере общественных отношений позволяет определить некоторые приоритетные вопросы регулирования градостроительной деятельности, которые предстоит решать в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Важнейшими из них, по нашему мнению, являются следующие:

1. Снятие административных барьеров в строительстве, связанных с

^ предоставлением и использованием земельных участков, присоединению к о сетям инженерно-коммунальной инфраструктуры, проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также фактически существующей необходимости предварительного согласования строительства с органами государственной власти и местного самоуправления.

2. Противодействие коррупции в сфере государственного и муниципального управления в строительной деятельности. Еще в 2011 году президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), председатель комиссии Общественной палаты России по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева указывала, что «от 30% до 50% цены кв. метра - это различные разрешительные процедуры, проблемы с подключением коммуникаций, плюс коррупционная составляющая».

[2]

В период 2011 - 2014 годов на законодательном уровне принят ряд решений, направленных на противодействие коррупции в органах власти, но принятых мер явно недостаточно.

3. Поиск баланса частных и публичных интересов в сфере градостроительной деятельности, экологизация градостроительного, земельного и жилищного законодательства. Олег Игоревич Крассов справедливо отмечает, что: «гражданское право в европейских странах примерно в середине прошлого века безвозвратно утратило свои доминирующие позиции в регулировании отношений собственности, прежде всего на землю как главного объекта права собственности. Во многих странах стал применяться такой мощный инструмент

41

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

воздействия на «абсолютное» право собственности, как планирование использования земель. Отношения собственности на землю на землю регулируются также законодательством об охране окружающей среды, водным, лесным законодательством, законодательством о добыче полезных ископаемых, об охране памятников истории и культуры и законодательством, относящимся к другим отраслям, которые ограничивают права собственников, определяют условия использования и охраны земли и иной недвижимости» [3; с. 7].

4. В настоящее время в российском законодательстве баланс интересов зачастую смещен в пользу частных собственников и субъектов градостроительной деятельности. Не найдя баланса между частными и публичными интересами, государство не сможет обеспечить устойчивое развитие общества.

5. Противодействие самовольному строительству, обману участников долевого строительства, мошенничеству и обману потребителей на рынке недвижимости. Важность данной проблему можно проиллюстрировать даже на одном примере - деятельность строительной компании «Родина», город

& Краснодар. о

По данным интернет-портала rbc.ru, СК "Родина" была основана порядка 9 лет назад. Ее основателями стали Владимир и Александр Холодняк. Администрация Краснодара не раз обращала внимание на то, что "Родина" возводит свои объекты, используя "серые схемы" (в обход ФЗ-214 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов"). После того, как краснодарская мэрия начала активно бороться с самостроями, в суд были направлены иски о сносе "незаконных" домов компании.

Один из самовольно построенных объектов - жилой комплекс "Столичный парк" расположен в Краснодаре по ул. Московская, 158-160, состоит из 10 восьми-девятиэтажных домов на 700 квартир. На сайте мэрии Краснодара значится в списке самостроев, где всего находится 133 объекта. В прошлом году решениями Прикубанского районного суда были удовлетворены иски администрации города о сносе 2 литеров "Столичного парка". [4]

6. Устранение пробелов в градостроительном законодательстве и иных отраслях права, регулирующих градостроительную и строительную деятельность, в том числе строительство многоквартирных домов.

Пробелы законодательства способствуют:

- нарушению прав граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;

- осуществлению самовольного строительства застройщиками, строящими многоквартирные дома и иные объекты недвижимости;

- созданию условий, способствующих совершению административных

42

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

правонарушений и преступлений лицами, осуществляющими строительство;

- усилению коррупционной составляющей в деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти, уполномоченных в области архитектуры и градостроительства.

Как отмечается в литературе, «специфика правового регулирования строительства заключается в том, что данная сфера законодательства носит комплексный характер. Отдельные вопросы, связанные с процессами выделения земельных участков для строительства, возведения многоквартирных домов, подключения их к сетям инженерно-технического обеспечения, а также вопросы участия граждан в целевых программах, предусматривающих строительство многоквартирных домов с привлечением денежных средств граждан, регулируются нормами жилищного, земельного, градостроительного и иного законодательства». [1, 2] Следовательно, без устранения пробелов и

гармонизации законодательства невозможно одновременно обеспечить и рост строительного рынка, и защиту прав потребителей.

7. Выявленные проблемные вопросы позволяют сделать вывод о том, что

^ важнейшей задачей в области регулирования градостроительной деятельности о является разработка научно-обоснованных концепций:

- реформы законодательства, регулирующего градостроительную

деятельность;

- методик развития муниципальных образований, в том числе планирования территорий.

8. Противодействие коррупции, поиск баланса частных и публичных интересов в регулировании градостроительной деятельности, и даже противодействие правонарушениям на рынке недвижимости невозможно без широкого участия экспертного и научного сообщества, представителей общественности.

Следовательно, приоритетным направлением в регулировании

градостроительной деятельности является дальнейшее развитие участия общественности в архитектурно-строительной деятельности, законодательное закрепление взаимосвязанности и взаимозависимости мнения граждан, которое может выражаться в ходе проведения публичных слушаний, участии в деятельности градостроительных советов, или иным образом, и решений, принимаемых органами местного самоуправления и государственной власти.

Резюмируя изложенное, отметим, что государственное регулирование развития градостроительной деятельности, строительной отрасли и рынка недвижимости, в силу особой значимости регулируемых отношений, должно быть эффективным, осторожным и научно обоснованным.

Градостроительная деятельность должна обеспечивать устойчивое развитие

43

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

территорий, баланс частных и публичных интересов в обществе и строится на принципах государственно-частного партнерства и общественного контроля.

Литература:

1. Методические рекомендации «Прокурорский надзор за исполнением законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» // Официальный сайт генеральной прокуратуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]- Режим доступа. - URL: http://www.genproc.gov.ru/ documents/nauka/document-83280/

2. Интернет-портал «Недвижимость». [Электронный ресурс]- Режим доступа. -URL: //http://realtai.m/news/702#ixzz3MF4evAF7

3. Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы / М.: НОРМА: Инфра-М, 2014.

4. Интернет-портал РБК. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: //http // www.rbc.ru

44

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.