НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В
ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Фёдоров А.Ф.
кандидат психологических наук, доцент старший научный сотрудник отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва
SOME PRINCIPLES OF MANAGING THE PROCESS OF REFORMING CONVICTS IN
EDUCATIONAL COLONIES
Fedorov A.
candidate of psychological sciences, associate professor senior researcher, department for the development of methodology of social, psychological, educational
and pedagogical work with convicts center for the study ofproblems of the execution of criminal sentences and the psychological support of the professional activities of the employees of the criminal executive system Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow
Аннотация
В статье рассматривается комплексный подход, который является одним из принципов управления процессом исправления осужденных в воспитательных колониях. Обсуждение вопросов, выносимых на заседания учебно-воспитательного совета, были направлены на выработку единого стиля работы, единых требований к процессу исправления осужденных в воспитательных колониях.
Abstract
The article discusses an integrated approach, which is one of the principles of managing the process of reforming convicts in educational colonies. Discussion of issues submitted to the meetings of the educational council were aimed at developing a unified style of work, unified requirements for the process of correcting convicts in educational colonies.
Ключевые слова: принцип, комплексный подход, учебно-воспитательного совет, воспитательная колония, управление, осужденный.
Keywords: principle, integrated approach, educational council, educational colony, management, convict.
Одним из принципов управления процессом исправления осужденных в воспитательных колониях является комплексный подход. Понятие «комплекс» в переводе с латинского языка означает -связь, сочетание, предметов, действий, явлений или свойств, составляющих единое целое.
В условиях воспитательных колоний действие принципа комплексного подхода обеспечивает: единство цели и задач процесса исправления и воспитания несовершеннолетних осужденных, при этом значимым фактором формирования духовно-нравственных ценностей подростка является моделирование обучающей среды. Примером реализации данной модели может служить школа В.А. Ка-раковского [3].
Исследования ученых (И.И. Купцов, А.В. Митькина (Вилкова), и др.) показывают, что для несовершеннолетних осужденных характерны интеллектуальное отставание, закрытость, нездоровые нравственные начала и асоциальная направленность личности [2; 4], поэтому надо применять
единство методов, приемов и форм воспитательного воздействия; организацию всех видов деятельности и их подчинение целям исправления и воспитания осужденных; четкое планирование, координацию и единство воспитательного воздействия сотрудников различных отделов и служб
учреждения, общественности и родителей осужденных; постоянный анализ результатов работы и корректировку на этой основе учебно-воспитательного процесса, организуемого в воспитательных колониях.
Преобладающим в поведении несовершеннолетних осужденных, по мнению В.Г. Деева и А.И. Ушатикова, являются закрепившиеся отрицательные стереотипы поведения (слабость воли, эгоизм, ограниченность потребностей, корысть, стремление к праздной жизни) [1, С. 29].
Обсуждение вопросов, выносимых на заседания учебно-воспитательного совета, учитывая разнообразие мнений, взглядов, подходов, высказываемых членами Совета, были направлены на выработку единого стиля работы, единых требований к процессу исправления. У сотрудников формируется чувство ответственности за общее дело, конечный результат их профессиональной деятельности. В свое время выдающийся педагог А.С. Макаренко по этому поводу говорил, что для достижения качественных результатов воспитания необходимо иметь сотрудников, «объединенных в коллектив единомышленников, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино» [5].
Организация учебно-воспитательного совета в воспитательных колониях является характерной особенностью данного вида исправительного учреждения. Законодатель, таким образом, подчеркивает педагогическую сущность воспитательных колоний, а также единство учебного и воспитательного процессов. Анализировалось состояние работы учебно-воспитательного совета. С этой целью по специально подготовленным методикам проводилось анкетирование председателей учебно-воспитательного совета, анализировались планы работы Советов. Членство представителей общественных и религиозных организаций, а также местных органов исполнительной власти в учебно-воспитательном совете Инструкцией не предусмотрено. Однако, осознавая важность их участия в работе с осужденными, а также то, что принцип комплексного подхода в процессе исправления и воспитания осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, реализуется в работе учебно-воспитательного совета, организованного в соответствии с УИК Российской Федерации и разделом 9 Инструкции.
Исследования ученых (И.И. Купцов, А.В. Митькина (Вилкова), и др.) показывают, что для несовершеннолетних осужденных характерны интеллектуальное отставание, закрытость, нездоровые нравственные начала и асоциальная направленность личности [2; 4].
Комплексный подход в воспитательных колониях реализуется в работе учебно-воспитательного
совета. Учебно-воспитательный совет - это высший коллегиальный орган, который действует постоянно, состоящий из сотрудников различных отделов и служб, администрации учреждения, а также представителей школы и профессионального училища, с целью рассмотрения различных вопросов организации деятельности воспитательных колоний.
Список литературы
1. Деев, В.Г. Характеристика направленности личности несовершеннолетних правонарушителей: учебно-практическое пособие / В.Г. Деев, А.И. Ушатиков: под ред. А.И. Высоцкого. - Рязань, 1978. - 97 с.
2. Купцов, И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков собственного поведения: дис. ... канд. психол. наук / Купцов Иван Иванович. - Рязань, 1964. - 198 с.
3. Караковский, В.А. Школа будущего - это школа воспитания / В.А. Караковский // Народное образование. - 2007. - № 1. С. 205-206.
4. Митькина, А.В. Условия духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних правонарушителей / А.В. Митькина // Философско-педа-гогические основания образования в России: история и современность: пятые Покровские образовательные чтения. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2007. - С. 204-206.
5. Макаренко А.С. Соч. в семи томах. T.V. С.
177.
FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT OF DOCTORS AND NURSES IN INTENSIVE CARE
UNITS
Filshtinskaya E.,
Samara State Medical University senior lecturer of the Department of General psychology and health psychology
Aborina M.
Samara State Medical University assistant lecturer of the Department of General psychology and health psychology
Abstract
Doctors and nurses of intensive care units occupy a special position among medical specialties, which is due to the specifics of their activities, including regular emotional overload. In addition to the stress caused by professional activities, the mental state of resuscitators is affected by social factors and personal problems. The consequences of emotional overload affect both the work activity and the personality of the specialist. Most employees in intensive care units are characterized by certain symptoms of emotional burnout of varying degrees of severity.
Keywords: Resuscitation department employees, attitude to death, emotional burnout, emotional deficit, emotional detachment, depersonalization, psychosomatic disorders.
The work of medical stuff in intensive care units is one of the most difficult, both physically and emotionally, due to the following reasons [2]:
- intensive care unit patients are the most severe, often on the verge of life and death;
- the resuscitator «leads» the patient either to improve his condition and transfer to another Department, or to death, which is a strong psychotraumaticfactor;
- the resuscitator is forced to constantly scroll through the various options for the prognosis of each patient in his head, and therefore by the end of the duty,
emotional, intellectual and physical stress often leads to complete devastation;
- often the choice of the only correct solution is limited to an extremely short time interval, so the work of resuscitators in its intensity can be compared with the work of air traffic controllers;
- it is the staff of the intensive care unit that more often than doctors of any other profile have to witness the grief of relatives and friends of the deceased or accept their claims.
I.V. Zaseeva and co-authors conducted a comparative analysis of professional deformities of doctors