Научная статья на тему 'Некоторые представления о пространстве в картине мира телеутов'

Некоторые представления о пространстве в картине мира телеутов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕУТЫ / ПРОСТРАНСТВО / СИМВОЛИКА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орлова Елена Александровна

Представления о пространстве являются неотъемлемым элементом тра-диционной картины мира любого этноса. Они передаются из поколения в поколение и основаны в большей степени на чувственном восприятии, фантазии и накопленном практическом опыте, чем на логике. Но по мере накопления человечеством знаний, развития технологий, а также изменения форм общественного устройства традиционные представления о миропорядке предаются забвению. В результате происходит утрата значительной части нематериального культурного наследия всего человечества. Цель данной статьи выявление характеристик пространства, свойственных телеутской культуре. Телеуты коренной малочисленный народ тюркского происхождения. По данным Всероссийской переписи населения их численность составляет 2643 человека, из которых 2520 человек проживают в Кемеровской области. В результате проведённого исследования автором было установлено, что в традиционной культуре телеутов категория пространства наделяется целым рядом характеристик. Выявленные характеристики основаны на противопоставлении и образуют следующие бинарные оппозиции: верх низ, центр периферия, правое левое, мужское женское, передний задний. Следует отметить, что подобные характеристики зависят от наблюдателя-человека, и поэтому пространство, в свою очередь, наделяется свойствами оказывать на человека благоприятное или же, наоборот, негативное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of space is an integral part of the traditional worldview in any ethnic group. It is passed down from generation to generation and is based more on sense of perception, imagination and practical experience than logic. But with the accumulation of human knowledge, technology development, and changes in the forms of social organization, traditional ideas of world order fade into oblivion. The result is the loss of a significant part of the intangible cultural heritage of all mankind. The article examines the characteristics of space in the Teleut culture. The Teleuts are indigenous peoples of Turkic origin. According to the 2010 Russian Census, there are 2,643 reported Teleut people, 2,520 of whom live in the Kemerovo region. The results of this study showed that category of space in the traditional Teleut culture has a number of characteristics. The identified characteristics are based on the contrast and form the following binary oppositions: top bottom, center periphery, right left, male female, front back. It should be noted that these characteristics depend on an observer, and therefore the category of space is endowed with qualities which can have a positive or negative impact on a person’s life.

Текст научной работы на тему «Некоторые представления о пространстве в картине мира телеутов»

УДК 398.324 (=1-81)

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОСТРАНСТВЕ В КАРТИНЕ МИРА ТЕЛЕУТОВ

Орлова Елена Александровна,

к.и.н., старший научный сотрудник, научно-экспозиционный отдел, музей-заповедник «Томская Писаница» (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: orlovaea42@gmail.com

Представления о пространстве являются неотъемлемым элементом традиционной картины мира любого этноса. Они передаются из поколения в поколение и основаны в большей степени на чувственном восприятии, фантазии и накопленном практическом опыте, чем на логике. Но по мере накопления человечеством знаний, развития технологий, а также изменения форм общественного устройства традиционные представления о миропорядке предаются забвению. В результате происходит утрата значительной части нематериального культурного наследия всего человечества.

Цель данной статьи - выявление характеристик пространства, свойственных телеутской культуре. Телеуты - коренной малочисленный народ тюркского происхождения. По данным Всероссийской переписи населения их численность составляет 2643 человека, из которых 2520 человек проживают в Кемеровской области.

В результате проведённого исследования автором было установлено, что в традиционной культуре телеутов категория пространства наделяется целым рядом характеристик. Выявленные характеристики основаны на противопоставлении и образуют следующие бинарные оппозиции: верх - низ, центр - периферия, правое - левое, мужское - женское, передний - задний. Следует отметить, что подобные характеристики зависят от наблюдателя-человека, и поэтому пространство, в свою очередь, наделяется свойствами оказывать на человека благоприятное или же, наоборот, негативное влияние.

Ключевые слова: телеуты, пространство, символика, традиционная культура, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, нематериальное культурное наследие.

CONCEPT OF SPACE IN THE TELEUT WORLDVIEW

Orlova Elena Aleksandrovna,

Ph.D. in History, Senior Researcher, Departmen of Scientific Work and Expositions, Museum-Reserve «Tomskaya Pisanitsa,» (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: orlovaea42@gmail.com

The concept of space is an integral part of the traditional worldview in any ethnic group. It is passed down from generation to generation and is based more on sense of perception, imagination and practical experience than logic. But with the accumulation of human knowledge, technology development, and changes in the forms of social organization, traditional ideas of world order fade into oblivion. The result is the loss of a significant part of the intangible cultural heritage of all mankind.

The article examines the characteristics of space in the Teleut culture. The Teleuts are indigenous peoples of Turkic origin. According to the 2010 Russian Census, there are 2,643 reported Teleut people, 2,520 of whom live in the Kemerovo region.

The results of this study showed that category of space in the traditional Teleut culture has a number of characteristics. The identified characteristics are based on the contrast and form the following binary oppositions: top - bottom, center - periphery, right - left, male - female, front - back. It should be noted that these characteristics depend on an observer, and therefore the category of space is endowed with qualities which can have a positive or negative impact on a person's life.

Keywords: Teleuts, space, symbolism, traditional culture, indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East, intangible cultural heritage.

Важным элементом картины мира любого народа является категория пространства. Пространство является первичным интуитивным общечеловеческим понятием, при помощи которого воспринимается и эмпирически осмысливается окружающий жизненный мир человека. Особый

интерес для исследователей представляет воплощение данной категории в формах традиционной культуры, которые основаны на непосредственном опыте присутствия человека в мире. Сознание человека традиционной культуры в стремлении упорядочить и маркировать явления окру-

жающего мира использует не столько логику, сколько интуицию, чувственное восприятие, фантазию и накопленный практический опыт. Но по мере развития технологий, усложнений форм общественного устройства и накопления человечеством знаний, значительная часть наследия традиционных культур оказалась утрачена. Особым своеобразием отличаются представления о пространстве тюркских народов. Традиционная культура тюрков, в частности тюрков Южной Сибири, изучалась многими учёными, но есть ещё аспекты, которые ждут своего внимательного исследователя. Особенно это касается тех тюркских народов, которые отнесены к малочисленным.

В связи с этим объектом исследования данной статьи является традиционная картина мира телеутов - коренного малочисленного народа тюркского происхождения. По данным Всероссийской переписи населения их численность составляет 2643 человека, из которых 2520 человек проживают в Кемеровской области [4].

Предметом же исследования авторами статьи избраны представления телеутов о пространстве, которые являются неотъемлемыми элементами картины мира.

Важной характеристикой пространства является его отнесение к верху или низу. Дело в том, что человек является отражением вселенной, и в представлении тюркских народов, в том числе и телеутов, понимание таких пространственных характеристик как верх и низ тесно связано с образом человеческого тела. Прежде всего, необходимо отметить, что как телесный верх, так и низ, наделялись животворящими потенциями. Подтверждением этого факта может служить те-леутская легенда о происхождении священных кукол-эмегендер, а точнее, об их оживлении. Согласно этой легенде, монгольский хан Конгудай, решив жениться во второй раз, посватался к дочери Тай-хана. Она была ещё малолетней и играла в куклы. Ложась спать, девочка укладывала с собой и кукол, держа их под мышками. Согретые теплом её тела, куклы ожили [1, с. 42]. Телеуты верили, что обиженные невниманием эмегендер могут наслать болезни глаз, ушей и горла [13, с. 38], то есть связанные с телесным верхом. Кроме того, они могут затруднить роды. Вообще, животворящие потенции верха и низа отличались: верх инициировал появление новой жизни, а вот низ непосредственно производил её на свет.

Данный сюжет перекликается с текстом призывания молодого шамана в телеутской шаманской традиции, где говорится о том, что священное дерево и конь байтал, предназначенные для изготовления бубна, рождаются и вырастают в пазухе, на склоне матери-горы. «Земля, где родился байтал / моего шестигорбого белого бубна, / похоже, что в пределах матери моей, / реки-Оскота, / в пазухе - на склоне матери / моей Коныс-Кайракан»

[2, с. 118]. Образ пазухи, символизирующей нечто закрытое, защищённое, дающее и оберегающее жизнь, можно также соотнести с благоприятным для человека «своим» пространством.

Исследователями зафиксировано телеутское поверье, согласно которому человек, желающий зачать, должен был собрать выступившую на муравейнике пену и втирать её именно в верхнюю часть тела - от поясницы и выше [5, с. 20].

Продолжая тему связи телесного верха с Верхним миром, стоит упомянуть, что во время камлания шаман прятал душу «чула» заболевшего человека в особо выдолбленное углубление в рукоятке бубна, откуда потом впускал её обратно в больного человека через ухо [7, с. 27].

Противоположностью пазухи, которая соотносится как с живыми, так и с неживыми объектами, и относится к области «верха», являются полы или подол. Они также связаны с плодородием, но если «пазуха» порождает священные предметы - кукол-эмегендер или шаманский бубен, то полы или подол ассоциируются с житейским благополучием. Так, надевая на ребёнка первую в его жизни рубашку, телеуты проговаривали особое благопожелание: «Передние полы ребёнок топчет, / задние полы скот топчет, / пусть детей с тебя будет столько, / сколько у тальника (ивы) почек, / будь ты плодлив, как сучка» [5, с. 31].

«Волшебный мотив закрывания подолом (полой) одежды как способа оживления или нового рождения ... становится этнографическим фактом в свадебном цикле южно-сибирских тюрков. Особое место занимали в нём прежде ритуалы, сопровождавшие вступление невесты в новую семью» [12, с. 181]. Во время телеутского свадебного обряда большое значение придавалось поклонению божествам пайана, которых олицетворяли установленные в особом месте березки сом. Для того, чтобы свершить поклонение духам, молодые мужчины, родственники или друзья жениха, брали за оба конца прикроватную занавеску к0ж0г0 и, накрывшись ею как от дождя, бегут к сомо. Юношей сопровождают женщины, держащие над головой халат^елен, и невеста, накрытая праздничным халатом чиймек [6, с. 45].

Вообще, в тюркских языках пола, подол одежды назывались словом эдек. Но это же слово обозначало и подножие горы [10, с. 849-850]. Таким образом, в традиционном мировоззрении телеутского народа человек и природные объекты были неразрывно связаны и описывались с помощью сходных понятий. Сама вселенная воспринималась как единое целое, все части которого связаны друг с другом подобно членам человеческого тела.

Вертикальная структура мира нашла своё отражение и в рисунках на шаманских бубнах телеутов. Так, рисунки, нанесённые красной краской, традиционно связывавшейся с кровью и жизнью,

описывали главные элементы верхнего и нижнего миров.

В верхней части бубна рисовали берёзы; «ойротских небесных духов серые буры»; вороную буру (ездовое животное) Байана - покровителя сёока Мундус; саврасовую буру духа Кызынга-на - покровителя сёока Меркит; серую буру духа Тумат - покровителя сёока Тумат; вещую птицу; семь птиц, охраняющих небесных духов; мешок из сетки; беркута Ульгеня; «опояску неба» - радугу; отца-месяца и мать-солнце; вечернюю и утреннюю звёзды; созвездия Большой Медведицы, Ориона, Плеяд; звёзды, обозначающие небо; книгу законов Ульгеня, а также Бай-Сойота - хранителя основания неба. Кроме того, в верхней части шаманского бубна наносили изображения «перекрёстка дорог, ведущих к семнадцати разным духам» и самый сокровенный рисунок - «души шамана».

Между верхним и нижним мирами располагалась земля, представленная в виде поперечной полосы с ломаной линией посередине, которая символизировала горы.

В нижней части в виде антропоморфной фигуры изображался хозяин порога, а также змеи, кара бура - ездовое животное Адама Бурула, духа, живущего под землёй, дух-лягушка, являющийся помощником шамана и сын водяного хозяина -Кер-Палык [9, с. 193-96].

Ещё одной важной характеристикой пространства является соотнесение местоположения того или иного объекта с центром или периферией. Периферия, как и всё отдалённое и неизвестное, могла ассоциироваться с чужим и враждебным, поэтому огромное значение имели обряды, связанные с определением границ. Например, заботясь о неприкосновенности своего жилища, которое отделяло и защищало человека от неблагоприятных условий окружающей среды и различных опасностей, таящихся во внешнем мире, телеу-ты, уходя из дома в дальний путь, обращались к духу - хранителю двери: «У двери караульный, / моей души охранитель, / худое отстраняя, / к добру направляя, / на место хана - другой / хан да не попадёт, / на место бия - другой бий / да не попадёт, / насквозь смотри, скоро наблюдай» [12, с. 70].

Совершенно особыми свойствами наделялся центр, который отождествлялся с центром человеческого тела - пупом, а в ряде случаев и с пуповиной. «Этот телесный центр, соотносимый с центром космическим (чир тенгере киндиги), откуда в момент творения разворачивался мир, был ... средоточием жизни» [12, с. 182]. Маркером телесного центра служил пояс кур. Согласно представлениям тюрков Саяно-Алтая, пояс, повязанный на талии, служил отличительным знаком людей среднего мира. Небожители повязывали его под мышками, а обитатели подземного мира подпоясывались по бёдрам [12, с. 182].

В целом же, центр в представлении многих народов - это место, где соединяются миры, и где происходит рождение чего-то нового. Поэтому при совершении различных обрядов, когда требовалось наделить некоторую точку пространства сакральными свойствами, очень важно отметить центр пространства, где будет совершаться ритуал. Символическим обозначением центра может быть гора, дерево или коновязь. Например, согласно данным этнографии, раз в несколько лет у телеутов совершались общественные жертвоприношения верховным богам. Традицией подобные ритуалы предписывалось проводить в берёзовом лесу, но возле телеутских посёлков на Бачатах, поэтому для проведения церемонии ставили специальную юрту. С этой целью в лесу срубали большую ветвистую берёзу (кайн), которую вкапывали в центре, а вокруг неё на расстоянии трёх метров забивали берёзовые жерди высотой два-три метра. После чего крышу и стены обтягивали сшитыми вместе половиками. Верхушка берёзы выглядывала через дымовое отверстие получившейся юрты, а на стволе делали зарубки (тапты), число их зависело от того, какому богу камлали. Так, до божества, обитавшего на самом верхнем слое неба, требовалось 12-15 ступенек-зарубок. Таким образом, срубленная берёза не только обозначала сакральный центр пространства, но и играла роль связки между мирами. Возможно, даже пуповины, соединяющей оба мира [6, с. 101-102].

Точно также сакральный центр пространства с помощью берёзового шеста обозначался и при частном жертвоприношении, устраиваемом отдельными лицами. Именно на вкопанный в землю под наклоном берёзовый шест вешали шкуру жертвенного коня или быка [6, с. 103].

Соотносится с человеком и такая характеристика пространства, всецело зависящая от наблюдателя, как правое-левое. Очень наглядно подобное деление наблюдается при организации пространства традиционного жилища. Обыкновенно южная, правая от входа, сторона считалась мужской, противоположная - женской. Правая сторона связывалась с благодатью, что подтверждает текст шаманского камлания: «Похоже, что (хан) правым глазом взглянул, / похоже, что правое благословение дал!» [3, с. 158]. Упоминание правой стороны, как наделённой особой благодатью, содержится и в тексте обращения к богине-матери Умай: «Под правую мышку положи / Правой грудью питай» [5, с. 28].

Стоит также отметить, что у телеутов, как и у многих других сибирских тюрков, солнце считалось матерью, а месяц - отцом. И на лицевой стороне шаманских бубнов слева изображали солнце «кун», а справа - месяц «ай», что также соответствовало их летнему положению на небосводе [7, с. 28-29].

При описании пространства неизбежно использование противопоставления передний-задний. Данная характеристика предполагает наличие человека-наблюдателя, причём наблюдатель стоит лицом на восток. Так, древнейшие памятники тюркской письменности определяют передний-задний в тесной связи с движением солнца по небосводу: «...впереди, где восходит солнце, справа, где солнце в зените, позади, где заходит солнце, слева, где ночь в зените, - обитающие там народы, все мне подвластны» [8, с. 75]. Возможное объяснение взаимосвязи таких характеристик пространства как передний и восточный, а также задний и западный предлагается в статье В. Ю. Сузукей «Пространство и время в традиционной культуре тувинцев»: «Человеку свойственно смотреть на огонь. Например, у костра человек, как правило, сидит лицом к огню. Точно так же. наши предки смотрели на «огонь», то есть на Солнце, проходящее по экватору» [11]. Связывая то, что впереди, с востоком, восходом

солнца, человек наделял эту часть пространства благодатью. Соответственно то, что позади, ассоциировалось с западом, закатом и смертью. Недаром в день поминок телеуты возле могилы разжигали два костра: в головах (на востоке или впереди) и в ногах (на западе или сзади). Причём огонь на востоке (могилы были ориентированы по сторонам света) предназначался для живых, а на западе - для усопших [6, с. 82].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что категория пространства в традиционной культуре телеутов наделяется целым рядом характеристик. Причём характеристики эти основаны на противопоставлении и образуют следующие бинарные оппозиции: верх - низ, центр - периферия, правое - левое, мужское - женское, передний - задний. Следует отметить, что подобные характеристики зависят от наблюдателя-человека, и поэтому пространство, в свою очередь, наделяется свойствами оказывать на человека благоприятное или же, наоборот, негативное влияние.

Источники и литература

1. Дьяконова, В. П. Некоторые этнокультурные параллели в шаманстве тюркоязычных народов Саяно-Алтая / В. П. Дьяконова // Этнокультурные контакты народов Сибири. - Л.: Наука, 1984. - С. 30-49.

2. Дыренкова, Н. П. Материалы по шаманству у телеутов / Н. П. Дыренкова // Сб. МАЭ. - М. - Л., 1949. - Т. Х. - С. 108-190.

3. Дыренкова, Н. П. Шорский фольклор / Н. П. Дыренкова. - М.-Л., 1940. - 448 с.

4. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru / free_doc / new_site / perepis2010 / perepis_itogi1612.htm (дата обращения 09.08.2016).

5. Каруновская, Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребёнком / Л. Э. Каруновская // Сб. МАЭАН СССР. - Л., 1927. - Т. 6. - С. 19-36.

6. Кацюба, Д. В. Духовная культура телеутов. / Д. В. Кацюба. - Кемерово, 1993. - 192 с.

7. Кимеева, Т. И., Тыдыкова, Л. И. Традиции и ремёсла бачатских телеутов: учебно-методическое пособие для национально-культурных центров и образовательных учреждений Кемеровской области / Т. И. Кимеева, Л. И. Тыдыкова. - Кемерово, 2011. - 120 с.

8. Кононов, А. Н. Способы и термины определения стран света у тюркских народов / А. Н. Кононов // Тюркологический сборник. - 1974. - М., 1978. - С. 72-89.

9. Потапов, Л. П. Бубен телеутской шаманки и его рисунки / Л. П. Потапов // Сб. МАЭ. - Л., 1949. - Т. Х. - С. 191-200.

10. Радлов, В. В. Опыт словаря тюркских наречий / В. В. Радлов. - СПб., 1888. - Т. 1. - ч. 1. - 968 с.

11. Сузукей, В. Ю. Пространство и время в традиционной культуре тувинцев / В. Ю. Сузукей // Новые исследования Тувы. - 2009. - №№ 1-2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tuva.asia / journal / issue_1-2 / 128-space-and-time.html (дата обращения 25.07.2016).

12. Львова, Э. Л., И. В. Октябрьская, И. В., Сагалаев, А. М., Усманова, М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Л. Э. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. - 225 с.

13. Функ, Д. А. Семейно-родовые покровители у телеутов / Д. А. Функ. - Кемерово, 2012. - 40 с.

References

1. Dyakonova,V. P. Nekotorye etnokul'turnye paralleli v shamanstve tyurkoyazychnykh narodov Sayano-Altaya [Some ethnocultural parallels in the shamanism of the Turkic-speaking peoples of the Altai-Sayan]. Etnokul'turnye kontakty narodov Sibiri [Ethno-cultural contacts of Siberian peoples]. - Leningrad, Nauka, 1984, P. 30-49. (in Russ.).

2. Dyrenkova, N. P. Materialy po shamanstvu u teleutov [Materials on Teleut shamanism]. Coll. MAHE. - Moscow, Leningrad, 1949. - Vol. 10. - P. 108-190. (In Russ.).

3. Dyrenkova, N. P. Shorskiy fol'klor [Shor folklore]. Moscow, Leningrad. 1940. 448 p. (In Russ.).

4. Informatsionnye materialy ob okonchatel'nykh itogakh Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 goda [Information materials on the final results of the 2010 All-Russia Population Census]. [Electronic Record]. Available at: http://www.gks.ru / free_doc / new_site / perepis2010 / perepis_itogi1612.htm (accessed 09.08.2016). (In Russ.).

5. Karunovskaya, L. E. Iz altaiskikh verovanii i obryadov, svyazannykh s rebyonkom [Altai beliefs and rituals associated with children]. Sbornik MAE [Coll. MAHE]. - Leningrad, 1927. - vol. 6. - P. 19-36. (in Russ.).

6. Katsyuba, D. V. Dukhovnaya kul'tura teleutov [Teleut Spiritual Culture]. - Kemerovo, 1993. - 192 p. (in Russ.).

7. Kimeeva, T. I., Tydykova, L. I. Traditsii i remyosla bachatskikh teleutov: uchebno-metodicheskoe posobie dlya natsionalno-kul'turnykh tsentrov i obrazovatel'nykh uchrezhdenii Kemerovskoi oblasti [Traditions and crafts of the Bachat Teleuts: teaching aid for the national cultural centers and educational institutions of the Kemerovo region]. - Kemerovo, 2011. - 120 p. (in Russ.).

8. Kononov, A. N. Sposoby i terminy opredeleniya stran sveta u tyurkskikh narodov [Definitions and methods of finding cardinal directions among the Turkic peoples]. Tyurkologicheskiy sbornik. 1974 [Turkological collection 1974]. -Moscow, 1978. - P. 72-89. (In Russ.).

9. Potapov, L. P. Buben teleutskoy shamanki i ego risunki [Teleut shaman's tambourine and its drawings]. Coll. MAHE. Leningrad, 1949. - Vol. 10. - P. 191-200. (In Russ.).

10. Radlov V. V. Opyt slovarya tyurkskikh narechiy. [Attempts of composing the dictionary of Turkic dialects]. - Saint Petersburg, 1888. - Volume 1. - Part 1. - 968 p. (In Russ.).

11. Suzukey, V. Yu. Prostranstvo i vremya v traditsionnoy kul'ture tuvintsev. [Space and time in the traditional Tuvan culture]. Novye issledovaniya Tuvy [New Research of Tuva]. - 2009. - NN 1-2. (In Russ.) [Electronic Record]. Available at: http://www.tuva.asia / journal / issue_1-2 / 128-space-and-time.html (accessed 25.07.2016).

12. L'vova, L. E., Oktyabr'skaya, I. V., Sagalaev, A. M., Usmanova, M. S., Traditsionnoe mirovozzrenie tyurkov Yuzhnoy Sibiri. Prostranstvo i vremya. Veshchnyi mir [The traditional worldview of the Turks of southern Siberia. Space and time. Real world]. - Novosibirsk, Siberian Branch, Nauka, 1988. - 225 p. (in Russ.).

13. Funk, D. A. Semeino-rodovye pokroviteli u teleutov [Teleuts family and tribal patrons]. - Kemerovo, 2012. - 40 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.