Научная статья на тему 'Представления о времени в традиционной культуре телеутов'

Представления о времени в традиционной культуре телеутов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
317
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕУТЫ / ВРЕМЯ / СИМВОЛИКА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / НЕМА-ТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орлова Елена Александровна

Представления о времени являются важным элементом традиционной картины мира любого этноса. Они передаются из поколения в поколение и основаны в большей степени на чувственном восприятии, фантазии и накопленном практическом опыте, чем на логике. Но по мере накопления человечеством знаний, развития технологий, а также изменения форм общественного устройства традиционные представления о миропорядке предаются забвению. В результате происходит утрата значительной части нематериального культурного наследия всего человечества. Цель данной статьи выявление характеристик времени, свойственных телеутской культуре. Телеуты коренной малочисленный народ тюркского происхождения. По данным Всероссийской переписи населения их численность составляет 2643 человека, из которых 2520 человек проживают в Кемеровской области. В результате проведённого исследования автором было установлено, что для традиционной картины мира телеутов характерно представление о «закрытом» и «открытом» времени. К первому относились лето и зима, день и ночь, а ко второму весна и осень, утро и вечер. «Закрытое» время наделялось свойствами статичности, завершённости и полноты, то есть максимального проявления характерных для данных временных периодов качеств. «Открытое» же время мыслилось как переходное, нестабильное и неопределённое, дающее возможность перехода из одного состояния в другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF TIME IN THE TRADITIONAL TELEUT CULTURE

The concept of time is an important part of the traditional worldview in any ethnic group. It is passed down from generation to generation and is based more on sense of perception, imagination and practical experience than logic. But with the accumulation of human knowledge, technology development, and changes in the forms of social organization, traditional ideas of world order fade into oblivion. The result is the loss of a significant part of the intangible cultural heritage of all mankind. The article examines the characteristics of time in the Teleut culture. The Teleuts are indigenous peoples of Turkic origin. According to the 2010 Russian Census, there are 2,643 reported Teleut people, 2,520 of whom live in the Kemerovo region. The results of the study revealed that the traditional Teleut worldview is characterized by the concept of ‘closed’ and ‘open’ time. The former correlates with summer and winter, day and night, and the latter with spring and autumn, morning and evening. The ‘closed’ time is endowed with the properties of static nature, completeness and fullness, that is, the maximum manifestation of the qualities typical of these time periods. The ‘open’ time was considered transitional, unstable and uncertain, enabling the transition from one state to another.

Текст научной работы на тему «Представления о времени в традиционной культуре телеутов»

УДК 39:115 (571.17)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ТЕЛЕУТОВ

Орлова Елена Александровна,

к.и.н., старший научный сотрудник, научно-экспозиционный отдел, ГАУК КО «Историко-культурный и природный музей-заповедник Томская Писаница» (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: orlovaea42tagmail.com.

Представления о времени являются важным элементом традиционной картины мира любого этноса. Они передаются из поколения в поколение и основаны в большей степени на чувственном восприятии, фантазии и накопленном практическом опыте, чем на логике. Но по мере накопления человечеством знаний, развития технологий, а также изменения форм общественного устройства традиционные представления о миропорядке предаются забвению. В результате происходит утрата значительной части нематериального культурного наследия всего человечества.

Цель данной статьи - выявление характеристик времени, свойственных телеутской культуре. Телеуты - коренной малочисленный народ тюркского происхождения. По данным Всероссийской переписи населения их численность составляет 2643 человека, из которых 2520 человек проживают в Кемеровской области.

В результате проведённого исследования автором было установлено, что для традиционной картины мира телеутов характерно представление о «закрытом» и «открытом» времени. К первому относились лето и зима, день и ночь, а ко второму - весна и осень, утро и вечер. «Закрытое» время наделялось свойствами статичности, завершённости и полноты, то есть максимального проявления характерных для данных временных периодов качеств. «Открытое» же время мыслилось как переходное, нестабильное и неопределённое, дающее возможность перехода из одного состояния в другое.

Ключевые слова: телеуты, время, символика, традиционная культура, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, нема-териальное культурное наследие.

CONCEPT OF TIME IN THE TRADITIONAL TELEUT CULTURE

Orlova Elena Aleksandrovna,

Ph.D. in History, Senior Researcher, State Autonomous Cultural Institution of Kemerovo region «Historical Cultural and Natural Museum-Reserve «Tomskaya Pis-nitsa,» (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: orlovaea42tagmail.com

The concept of time is an important part of the traditional worldview in any ethnic group. It is passed down from generation to generation and is based more on sense of perception, imagination and practical experience than logic. But with the accumulation of human knowledge, technology development, and changes in the forms of social organization, traditional ideas of world order fade into oblivion. The result is the loss of a significant part of the intangible cultural heritage of all mankind.

The article examines the characteristics of time in the Teleut culture. The Teleuts are indigenous peoples of Turkic origin. According to the 2010 Russian Census, there are 2,643 reported Teleut people, 2,520 of whom live in the Kemerovo region.

The results of the study revealed that the traditional Teleut worldview is characterized by the concept of 'closed' and 'open' time. The former correlates with summer and winter, day and night, and the latter with spring and autumn, morning and evening. The 'closed' time is endowed with the properties of static nature, completeness and fullness, that is, the maximum manifestation of the qualities typical of these time periods. The 'open' time was considered transitional, unstable and uncertain, enabling the transition from one state to another.

Keywords: Teleuts, time, symbolism, traditional culture, indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East, intangible cultural heritage.

Одной из ключевых категорий, с помощью которых описывается бытие любого этноса, является время. Представления о времени, свойственные тому или иному народу, во многом определяют его культурные особенности, ценностные уста-

новки, а также мироощущение и мировосприятие.

-

глер в своей работе «Закат Европы» писал, что культура каждого народа обладает собственной душой, выражающейся в некотором характерном

7 06

Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». №5. 2017 г.

переживании времени, которое, пусть и неполно, описывается идеей судьбы [16, с. 165].

-

сителями свойственного традиционной культуре мифологического сознания. Известный

французский этнограф, социолог и культуролог

-

тожению времени в связи с тем, что мифы и магические ритуалы выполняют функции «вечного возвращения». Ритуал является коллективным действием, с помощью которого древние люди приспосабливали собственные социальные ритмы к повторяющимся природным и космическим

циклам, а также создавали собственное время,

-

стоянно воспроизводимой вечности [1]. Особый

-

мание времени этносами, до настоящего времени старающимися сохранить традиционный уклад. На территории Российской Федерации проживает сорок этнических общностей, отнесённых законодательством к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Все они прилагают усилия для ведения традиционного, унаследованного от предков образа жизни, хотя их культура подвергается серьёзному влиянию со стороны культуры доминирующего общества. Именно поэтому необходимо тщательное изучение различных аспектов духовной и материальной культуры данных этносов. Кроме того, изучение норм традиционной культуры помогает понять прошлое всего человечества.

Автор данной статьи ставит своей целью рассмотрение традиционных представлений о времени телеутов - коренного малочисленного

народа тюркского происхождения. По данным

-

ность составляет 2643 человека, из которых 2520 человек проживают в Кемеровской области [8].

В связи с этим объектом исследования данной статьи является традиционная картина мира телеутов. Предметом же исследования авторами статьи избраны представления телеутов о времени, которые являются неотъемлемыми элементами картины мира.

-

бранным в Южной Сибири, время трактовалось как череда начал. Конца, как такового, нет [14, с.

17]. Началом же всего стала эпоха сотворения мира,

-

ной череде начал. В традиционной культуре акт первотворения, начальный момент существования

мира регулярно моделируется ради поддержания

-

вания были ритуалы «жертвоприношения небу» или «моления горам». Важные моменты в жизни коллектива или отдельного человека (например,

свадьба - начало нового этапа в жизни, ведущего

-

нию детей, то есть приходу в мир новой жизни) также сопровождались жертвоприношением. Анализируя подобные ритуалы, особо следует обратить внимание на время их совершения,

каковым считалось утро весеннего или летнего

-

стимыми для этого. Неподходящими для обрядов, связанных с жизнью, здоровьем и благополучием, у телеутов были среда и пятница, потому что они являлись днями похорон и поминок [11, с. 101].

Выбор для жертвоприношения утренних часов довольно очевиден - на небосклоне появляется солнце, в мир приходят свет и тепло, и человек может начинать свою трудовую деятельность.

-

рили, что людям доступен не весь мир - в верхний и нижний миры, населённые богами и духами,

могут попасть только шаманы. Обычный человек

-

тимально приспособленном к людским нуждам.

Именно с этой идеей, «мира для человека», связано и соотнесение момента первотворения

с весной или летом. Весной удлиняется день,

-

ются в рост. То есть весна - время начала всякого движения, роста, распространения. Это период

перехода от зимы к лету, то есть открытое время.

-

шли отражение и в языке. Так, по-телеутски весна

называется «¡ас», причём это существительное

-

рого «распускать (вязание), распутывать (нитки, верёвку)». Весна словно бы «распускала» лето, выпуская в мир тепло. Новый год также наступал весной, с кукованием кукушки.

-

ношения, наиболее благоприятным для человека

временем года, противоположностью которого

-

ствовал период перехода - осень, «открывавшая дорогу» наступавшей с первым снегом зиме [5, с. 156] и умиранию всего живого.

-

ноту лета можно усмотреть и в его названии «¡ай»,

-

дится как «лежать, находиться», но в то же время данный глагол имеет значение «жить».

-

ны и осени с переходом между этими двумя

состояниями подтверждают сведения китайской

-

ков: «Умершего весною и летом хоронят, когда лист на деревьях и растениях начнёт опадать; умершего осенью или зимой хоронят тогда, когда цветы начинают развёртываться» [4, с. 230]. Эта информация позволяет предположить, что весна

и осень мыслились как наиболее подходящее время

-

пающемуся или засыпающему миру [14, с. 47].

-

ходящим временем для изготовления шаманских

-

бой день, а только в новолуние или полнолуние. Запрещалось приступать к изготовлению бубна зимой и летом, а также на исходе месяца.

Новолуние было временем, когда совершалось жертвоприношение огню. Н. П. Дыренко-ва писала, что «телеуты льют масло в то время, когда рождается новый месяц» [6, с. 71]. Правда, существовало правило, что если в доме находится больной, то кропить нельзя. Вероятно, это делалось из опасения ритуальной нечистоты, из страха, что проявления болезни, вызванной действием злых духов, могут осквернить предназначенную

огню жертву. Выбор новолуния для совершения

-

нить тем, что рост месяца мог ассоциироваться с ростом вообще, то есть благодать, полученная после того, как жертва принята, в это время также будет увеличиваться.

-

ми потому, что являлись «закрытым» временем.

-

ражение в названии данных месяцев - «тунгушай», то есть «закрытые», «замкнутые», «не имеющие выхода» [7, с. 114]. Следует обратить внимание, что в телеутском языке ночь обозначается словом «тун». Таким образом, можно предположить, что ночь также рассматривалась как «закрытое» время.

Весной и осенью телеуты проводили обряд

-

детельству Л. Э. Каруновской ритуал совершался

обязательно вечером, длился около часа, а после

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

литым маслом, остались перед куклами на всю ночь. Вероятно, считалось, что таким образом эмегендер «потребляют» жертвенную пищу. Тем

более ночь - противоположность дня, поэтому

-

знание допускало возможность оживления того, что днём безжизненно. Таким образом, авторы статьи делают вывод о том, что ночь мыслилась как

«обратное» время. Утром же эмегендер сложили

-

ный саламат был съеден домочадцами [9, с. 23].

-

сяца или в новолуние, ни в коем случае не при убывающей луне, совершался обряд путудар (в буквальном переводе «пар хватать, держать»). Смысл обряда состоял в обучении молодого кама опытным шаманом. Путудар повторялся несколько раз, для его проведения обязательно приготовляли угощение духам. Так, в первый раз пекли пять пресных лепёшек, во второй - их было уже семь, а в третий - девять, в четвёртый раз - двенадцать,

в пятый - пятнадцать. Когда обряд проводился

-

вая, что число жертвенных лепёшек оставалось

неизменным, то можно допустить, что данные числа считались сакральными и связывались с благодатью.

Крупное общественное жертвоприношение

-

чалась в том, чтобы предохранить скот от зимнего

падежа, так как к стойловому содержанию скота

-

янием. Осень как будто открывала ворота зимы, прокладывая дорогу холоду и смерти.

По телеутским поверьям, зима была временем, когда шаманы не могут путешествовать по небу, так как оно «замерзало». Считалось, что шаман может подниматься на небо и перемещаться по его слоям с весны по осень, но самым благоприятным периодом для этого, если судить по рисункам на шаманских бубнах, было лето. Дело в том, что на их лицевой стороне слева изображали солнце «кун», а справа - месяц «ай», что соответствовало

их летнему положению на небосводе [12, с. 28-29].

-

сматривать их как время перехода, наделялись утро и вечер, соединявшие день и ночь, начало и конец, жизнь и смерть.

Утро было временем творения, началом всего

-

жится в обращении к Корь-эне (Матушке-кори). Считалось, что она «переваривает» ребёнка, тем самым создавая его заново. Поэтому, когда в семье заболевал корью ребёнок, то камлать запрещалось, а вместо этого старший член семьи, мужчина или

женщина, окуривал больного вереском, говоря

-

ходящего солнца, / При первых лучах зари, / При

-

ние приношу, Матерь-корь уважаемая!» [9, с. 33].

-

рядов, связанных со здоровьем и благополучием.

Если заболевал кто-то из членов семьи или что-то

-

хода солнца, или же вечером, после того как оно заходило за горизонт, совершала особый ритуал, во время которого брызгала на священные берёзки сомдор парным молоком, которое никто не пил. Таким образом, здесь можно усмотреть мотив

нетронутости, связанной с первотворением -

-

нутого ничьим влиянием мира. Впрочем, если это не помогало, то на сомдор кропили аракой, водкой или вином.

Камлание же в честь владыки подземного мира,

бога Эрлика, начиналось вечером и продолжалось

-

цев, зафиксированным А. В. Анохиным, «на заре красного вечера» принимал пищу и питьё хозяин подземного мира Эрлик [3, с. 4].

Вообще, ночь считалась временем, опасным для человека и соотнесённым с иным, главным образом, нижним миром. В эту пору человек

108

Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». №5. 2017 г.

-

плекс защитных мероприятий по охране жизни

-

делённые запреты, связанные с огнём. Смысл их состоял в том, чтобы дом не покинул хозяин

огня «самок-ару» и не унёс с собой счастье семьи.

-

ловек не имел права выносить огонь из юрты [6, с. 67]. Опасность ночи для человека во многом

объяснялась тем, что это время суток понималось

-

ское. Например, считалось, что по ночам на по-свящённых богам лошадях ездили боги зверей, поэтому по утрам эти животные оказывались в поту [11, с. 104].

-

лять наиболее подходящий срок для проведения обрядов, а также тех или иных работ, связано наделение определённых чисел благоприятными или, наоборот, неблагоприятными свойствами.

Кроме того, многие важные действия считалось

-

лённые временные отрезки.

Например, жертвоприношение верховному

-

ностью раз в два-три года. Во время поклонения в жертву самок-ару приносилась совершенно белая двух-трёхлетняя овца [6, с. 71].

-

ствами, например, на седьмой день после смерти одного из членов семьи у телеутов было принято зажигать свечу или керосиновую лампу, которая

горела всю ночь. Ложиться спать никому было

-

говаривали всю ночь [6, с. 69].

С годовым циклом неразрывно связано число двенадцать. Так, у телеутов существует загадка, описывающая их календарные представления: «Стоит тополь, никто не знает, сколько ему лет, на том тополе 12 веток, на каждой ветке 4 ростка, в каждом ростке по 7 листочков» [15, с. 29]. Кроме

того, для счёта лет телеуты использовали особый

-

тайском зодиакальном календаре.

В графическом виде календарь представлял собой круг, по периферии которого располагались

двенадцать фигурок животных (мышь, корова,

-

ческой фигуры, баран, курица, собака и кабан). Внутри круга вверху справа напротив изображения кабана и мыши рисовали солнце. Левее и выше солнца напротив фигуры собаки - звезду «куниг чолмоны». Внизу слева напротив фигур лошади и змеи - луну. Правее луны и напротив змеи - звезду «айдынг чолмоны» [10, с. 6].

Исчисление велось по годовым кругам. Первый

круг давал 13 лет, второй - 25, третий - 37, и так

-

дыдущему получившемуся числу 12.

Большое значение придавалось числам, отмечающим середину месяца, Н. П. Дыренкова

указывала, что у алтайцев и телеутов 15-ое и 16-ое

-

зыл-толу, считаются наиболее счастливыми днями,

-

никам из боязни утратить счастье семьи [6, с.

-

сел, вероятно, связано с естественным способом членения времени в зависимости от фаз луны. Лунный месяц состоит из двадцати восьми дней,

которые делятся на четыре фазы - новолуние,

-

щей луны. Важным рубежом ними является как раз полнолуние, приходящееся на пятнадцатый день лунного месяца. В это время лунный диск

на небосводе достигает максимальной полноты,

-

ровалась на многие важные для человека явления окружающей действительности.

-

му-либо вещи, так как из-за этого может уйти из дома счастье, существовало у другого тюркского народа, проживающего на территории Кузбасса -шорцев, относительно августа. Объяснялся запрет тем, что в этом месяце созревает хлеб. Вероятно, это связывалось с тем, что созревание представляет собой достижение чем-либо полноты и завершённости, а если хозяин поля что-то изымет из окружающего его каждый день мира вещей, нарушив таким образом его целостность и привычную завершённость, то это непременно отразится и на посевах. Хлеб не вызреет, а семью будет ждать голодная и страшная зима.

С погребальной обрядностью было связано число сорок, хотя, возможно, это объяснялось влиянием русских традиций. В сороковой день родственники умершего не спят всю ночь и ждут

возвращения тени покойного из дальнего пути.

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ти все места, где человек бывал при жизни. При этом подчёркивалось, что если человек много путешествовал, был на войне, то его тень успевает «возвратиться» только к утру. Таким образом, вся жизнь человека может уложиться в сорок дней [14, с. 74]. Также в течение сорока дней вдова в знак

траура по покойному супругу должна была ходить

-

сами. Хотя иногда этот срок сокращался до семи дней [14, с. 155]. Кроме того, у телеутов бытовало

поверье, что душа усопшего человека в течение

-

тривая места мучения грешников. По прошествии этого срока душе назначается место её вечного посмертного пребывания [2, с. 266-267].

Особо следует остановиться на отношении телеутов к чётным и нечётным числам. Тема эта малоисследованна, но изучение её может сулить немало интересных открытий. Рациональным

способом описания мира являются бинарные

-

ваются два противоположных понятия, одно

из которых утверждает какое-либо качество, а

-

ние также рассматривает мир как целостность, образованную союзом противоположностей -мужского и женского, верха и низа, дня и ночи и т.д. То есть всё существующее должно иметь свою пару, но нечётные числа не делятся поровну без остатка. Интересно, что число три и глагол

гаснуть обозначаются в телеутском языке одним

-

ные числа могли ассоциироваться с угасанием/

умиранием, нижним миром, зимой и смертью.

-

зи приносили быка возрастом трёх, пяти, семи, девяти и одиннадцати лет. Хотя чаще всего для жертвоприношения отбирали животных трёх и пяти лет [11, с. 101]. Вода же в культуре тюрков Южной Сибири - стихия нижнего мира [14, с. 23].

Стоит также отметить, что в старину телеутские

-

чество кос [13, с. 44]. Возможно, это объяснялось тем, что согласно представлениям традиционного общества, незамужняя девушка ещё не исполнила своё предназначение, выражавшееся в рождении детей. И для обретения цельности и выполнения собственного предназначения ей необходима пара. То есть нечётное число кос могло подчёркивать символическую незавершённость, не-цельность молодой девушки.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что для традиционной картины мира телеутов было характерно представление

о «закрытом» и «открытом» времени. К первому

-

рому - весна и осень, утро и вечер. «Закрытое»

-

вершённости и полноты, то есть максимального проявления характерных для данных временных периодов качеств. «Открытое» же время мыслилось

как переходное, нестабильное и неопределённое,

-

яния в другое.

Литература

1. Алексина, Т. А. Время как феномен культуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.chronos.msu.ru/old/ RREPORTS/aleksinavreniia.htnil (дата обращения 24.01.2017).

2. Анохин, А. В. Душа и её свойства по представлению телеутов / А. В. Анохин // Сб. МАЭ. - Л., 1929. - Т. 8. - С. 253-269.

3. Анохин, А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 годах по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии/А. В. Анохин // Сб. МАЭ. - Л., 1924. -Т.4. -Вып. 2,- 152 с.

4. Бичурин, Н. Я. Собрание сведений о народах, обитающих в Средней Азии в древние времена / Н. Я. Бичурин. -М.; Л., 1950. - Т.1. - ч. 1: Центральная Азия и Южная Сибирь. - 382 с.

5. Георги, И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей: в 4 ч. / И. Г. Георги. - СПб, 1799. - Ч. 2. - 178 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/14951-ch-2-o-narodah-tatarskogo-plemeni-i-drugih-ne-reshennogo-esche-proishozhdeniya-severnyh-sibirskih-1799#page/211/mode/inspect/zoom/4 (дата обращения 19.01.2017).

6. Дыренкова, Н. П. Культ огня у алтайцев и телеут / Н. П. Дыренкова // Сб. МАЭ. - 1927. - Т. 6. - С. 63-78.

7. Дыренкова, Н. П. Материалы по шаманству у телеутов /Н. П. Дыренкова //Сб. МАЭ. - М. - Л., 1949. - Т. X. - С. 108-190.

8. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogil612.htm (дата обращения 09.08.2015).

9. Каруновская, Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребёнком / Л. Э. Каруновская // Сб. МАЭ. -

10. Каруновская, Л. Э. «Календарь» двенадцатилетнего животного цикла у алтайцев и телеут / Л. Э. Каруновская //Доклады АН СССР. - 1929. - С. 5-8.

11. Кацюба, Д. В. Духовная культура телеутов. - Кемерово, 1993. - 192 с.

12. Кимеева, Т. И., Тыдыкова, Л. И. Традиции и ремёсла бачатских телеутов: учебно-методическое пособие для национально-культурных центров и образовательных учреждений Кемеровской области Т. И. Кимеева, Л. И. Тыдыкова. - Кемерово, 2011. - 120 с.

13. Потапов, Л. П. Одежда алтайцев /Л. П. Потапов// Сб. МАЭ. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951 - Вып. 13. - С. 5-59.

14. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Львова Л. Э., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. - 225 с.

15. Фисакова, Г. Г. Образцы фольклора бачатских телеутов / Г. Г. Фисакова // Телеутская землица и её коренные жители. - Вып. 1. - Кемерово, 1990. - 36 с.

HO Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». №5. 2017 г.

16. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. - М.: Изд-во «мысль», 1993. - Т.1. - 672 с.

References

1. Aleksina, T. A. Vremya kak fenomenkul'tury [Time as a Cultural Phenomenon]. (InRuss.) [Electronic Record]. Available at: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/aleksina_vreniia.htnil (accessed 24.01.2017).

2. Anokhin, A. V. Dusha i eyo svoistva po predstavleniyu teleutov [Soul and its properties in the beliefs of Teleuts]. Coll. MAHE, Leningrad, 1929, vol. 8. - P. 253-269. (in Russ.).

3. Anokhin, A. V. Materialy po shamanstvu u altaytsev, sobrannye vo vremya puteshestviy po Altayu v 1910-1912 godakh po porucheniyu Russkogo komiteta dlya izucheniya Sredney i Vostochnoy Azii [Materials on the Shamanism of the Altai People Collected During Trips to the Altai in 1910-1912 at the Request of the Russian Committee for the Study of Central and Eastern Asia], Coll. MAHE. Leningrad. 1924. Vol. 4. no. 2.152 p. (In Russ.).

4. Bichurin, N. Ya. Sobranie svedeniy o narodakh, obitayushchikh v Sredney Azii v drevnie vremena. [Collection of Data on the Peoples Who Inhabited Central Asia in Ancient Times]. - Moscow, Leningrad. - 1950. - Vol. 1, chap. 1 of Central Asia and South Siberia. - 382 p. (In Russ.).

-

veniy, odezhd, zhilishch, uprazhneniy, zabav, veroispovedaniy i drugikh dostopamyatnostey: v 41. [Description of All the Peoples Inhabiting the Russian State, as Well as Their Daily Rituals, Beliefs, Customs, Clothing, Dwellings and

Other Memorabilities: in 4 Volumes]. Saint Petersburg. 1799. Vol. 2.178 p. (InRuss.) [Electronic Record]. Available at:

-

deniya-severnyh-sibirskih-1799#page/211/mode/inspect/zoom/4 (accessed 19.01.2017). 6. Dyrenkova, N. P. Kul't ognya u altaytsev i teleut [Fire Worship in Altai and Teleut Cultures]. Coll. MAHE. 1927. Vol. 6.pp. 63-78. (InRuss.)

-

ingrad. 1949. Vol. 10.pp. 108-190. (InRuss.).

-

tion materials on the final results of the 2010 All-Russia Population Census]. [Electronic Record]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogil612.htm (accessed 09.08.2016). (In Russ.).

9. Karunovskaya, L. E. Iz altaiskikh verovanii i obryadov, svyazannykh s rebyonkom [Altai beliefs and rituals associated with children], Sbornik MAE [Coll. MAHE], Leningrad, 1927, vol. 6, p. 19-36. (in Russ.).

10. Karunovskaya, L. E. «Kalendar'» dvenadtsatiletnego zhivotnogo tsikla u altaytsev i teleut ['Calendar' of the Twelve-Year Animal Cycle in Altai and Teleut Cultures]. Doklady AN SSSR [Proceedings of the USSR Academy of Sciences]. 1929.pp. 5-8. (InRuss.).

11. Katsyuba, D. V. Dukhovnaya kul'tura teleutov [Teleut Spiritual Culture]. Kemerovo, 1993,192 p. (in Russ.).

-

sionalno-kuPturnykh tsentrov i obrazovatel'nykh uchrezhdenii Kemerovskoi oblasti [Traditions and crafts of the Bachat Teleuts: teaching aid for the national cultural centers and educational institutions of the Kemerovo region]. Kemerovo, 2011,120 p. (in Russ.).

13. L'vova, L. E., Oktyabr'skaya I. V., Sagalaev A. M., Usmanova M. S., Traditsionnoe mirovozzrenie tyurkov Yuzhnoy Sibiri. Prostranstvo i vremya. Veshchnyi mir [The traditional worldview of the Turks of southern Siberia. Space and time. Real world]. Novosibirsk, Siberian Branch, Nauka, 1988, 225 p. (in Russ.).

14. Potapov L. P. Odezhda altaitsev [Altai Clothing], Coll. MAHE, Moscow, Leningrad, USSR Academy of Sciences Publ., 1951, vol. 13, p. 5-59. (in Russ).

-

amples of the Bachat Teleut Folklore]. Teleutskaya zemlitsa i ee korennye zhiteli [Teleut Principality and Its Native Inhabitants], no. 1. Kemerovo. 1990. 36p. (InRuss.) 16. Shpengler, O. Zakat Evropy. [Dawn of Europe], Moscow. Mysl' Publ. 1993. Vol. 1. 672 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.