Научная статья на тему 'Некоторые правовые вопросы в сфере защиты материнства и детства в Казахстане'

Некоторые правовые вопросы в сфере защиты материнства и детства в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омарова Н.Н.

Бұл мақалада Қазақстандағы ана мен баланың құқықтарын қорғау, және ана мен балаға қатысты мемлекеттік міндеттемелердің кейбір мәселелері сипатталған сондай-ақ Қазақстанда арнайы ана мен бала құқығын қорғау орталығын құру туралы тақырып козғалған. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article reflects the legal questions of the protection the childhood and motherhood in Kazakhstan, also considers some questions of the state proposition in the childhood and motherhood protection, and foundation the special Centres of the protection the rights of the childhood and motherhood in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Некоторые правовые вопросы в сфере защиты материнства и детства в Казахстане»

H.H. ОМАРОВА

старший научный сотрудник отдела международных отношений и организации законопроектной деятельности Института законодательства PK, соискатель Университета имени Д.А. Кунаева

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В КАЗАХСТАНЕ

Феномен материнства и детства являлся и является в настоящее время предметом изучения различных общественных наук. Особая роль в изучении материнства и детства принадлежит правовой науке, поскольку она играет важную роль в создании юридического механизма защиты прав матери и ребенка.

Здоровье, рождаемость, беременность, ожидаемая продолжительность жизни традиционно считается главным индикатором физического состояния населения.

Материнство и детство - это два социальных явления, которые являются условием существования и развития любого общества, поскольку без процесса воспроизводства жизнь общества невозможна. Данная проблема воспроизводство жизни, является многогранной и имеет, в том числе, юридический аспект, так как от правовой защищенности женщины, от обеспечения безопасного материнства зависит физическое и психическое здоровье ребенка, в целом всей нации.

Именно поэтому тема защиты материнства и детства представляет интерес для многих правовых наук, включая конституционное право.

Правовые науки в своих разработках проблемы защиты материнства и детства опираются на исследования различных наук, в числе которых: социология, которая выявляет зависимость института материнства и детства от условий развития общества; психология, которая изучает проблемы возрастного становления индивида; педагогика, которая выстраивает систему воспитания ребенка и другие.

При этом обращает на себя внимание то, что единого для всех наук понятия материнства и детства не сложилось, и это, в общем-то, закономерно.

Одной из новелл правовой науки является принцип защиты и отцовства, наряду с защитой материнства и детства.

Наука имеет свой аспект в изучении материнства и детства. Но, вместе с тем, правовые про-

блемы защиты материнства и детства диктует необходимость дать определение понятий - материнства, детства, защиты, тем более, что они используются в законодательстве.

Определение материнства для правовой науки, именно с учетом правового аспекта, можно дать с учетом того понятия, которое дается социологами.

Материнство - это охраняемая государством путем установления правовых гарантий способность и возможность женщины к воспроизводству и воспитанию потомства, являющиеся нэобходи-мой основой существования семьи, как социальной ячейки общества.

Под детством обычно в общественной науке понимают возрастной этап индивидуального развития человека, начавшийся с рождения, позволяющий ему формироваться и функционировать в качестве полноценного, дееспособного члена общества. Детство как правовая категория определяет, прежде всего, возрастные пределы формирования и развития человека как личности.

Можно заключить, что под детством в правовой науке следует понимать закрепленный в законодательстве возрастной этап индивидуального развития человека, начавшийся с рождения, позволяющий ему формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества в условиях, создаваемых обществом, государством, семьей.

Поэтому, чтобы определить границы понятия «детства», необходимо обратиться к существующему в правовой науке понятию «ребенок», ибо понятие «ребенок» юридически точно определяет границы этапа «детства».

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года N 345, ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

По достижении 18-летнего возраста, согласно Конституции РК, гражданин Республики Казах-

стан может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности.

Таким образом, понятие «ребенок» в правовой науке связано, прежде всего, с возрастным пределом, по достижении которого субъект приобретает полный комплекс прав и свобод. При этом следует учитывать, что ряд отраслей права определяют иной возрастной предел, с наступлением которого субъект становится обладателем всего комплекса данного вида прав.

Конвенция ООН, как указано в Декларации прав ребенка, устанавливает, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Это указывает на необходимость общественно-политического и правового регулирования всех сфер жизни, связанных с обеспечением и соблюдением прав и законных интересов детей.

Правовым импульсом регулирования прав ребенка в Республике Казахстан послужила Конвенция, являющаяся эффективным средством закрепления их на законодательном уровне, в строгом соответствии с международными принципами и стандартами и составляющая приоритетную основу для развития государственной политики в интересах детей.

Мировой опыт и отечественная практика показывают, что присоединение государства к международным договорам способствует улучшению национальной правовой базы, повышению ответственности перед мировым сообществом в случае несоблюдения прав и свобод ребенка. От этой на вид простой нормы зависит авторитет страны, приверженность политике социальной ориентации, соответствующей международным требованиям и обеспечивающей достаточные условия для развития и воспитания подрастающего поколения.

При рассмотрении вопроса защиты материнства и детства также представляет интерес и содержание термина «защита» материнства и детства.

Понятие «защита» в правовой науке не имеет однозначного толкования, в связи, с чем необходимо установление содержания этого понятия, исследуемого различными отраслевыми науками. Как правило, понятие какого-либо вида защиты раскрывается в соотношении с тем видом субъекта, который уполномочен осуществлять защиту.

Обеспечить успешную реализацию и гарантии прав матери и ребенка в Республике Казахстан призваны различные органы: органы государственной власти Республики Казахстан, а также об-

щественные объединения и иные негосударственные институты.

Особую роль в защите материнства и детства должны играть органы государственной власти.

В соответствии со статьей 27 Конституции РК, брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Поэтому исследование проблем правовых основ деятельности в сфере защиты материнства и детства является, безусловно, актуальным.

Вместе с тем необходимо отметить, что на законодательном уровне зачастую недостаточно четко проводится разграничение компетенции органов государственной власти в области защиты материнства и детства, и определяются формы участия этих органов в реализации государственной политики в сфере защиты материнства и детства. Все это, безусловно, сказывается на практике работы в сфере защиты материнства и детства.

Вопрос защиты материнства и детства, помимо внутригосударственного, имеет и международный аспект. Общепризнанные нормы международного права, которые регулируют защиту материнства и детства, являются основой деятельностью органов государственной власти.

Тщательная научная проработка всех вышеназванных вопросов является важным условием для создания системы правовой защиты материнства и детства.

Исследование данного института предполагает:

- выявление места и роли норм института защиты материнства и детства в системе правовой защиты материнства и детства;

- выделение и исследование основных направлений государственной политики в сфере защиты материнства и детства;

- анализ роли и места международно-правовых норм в правовом регулировании защиты материнства и детства;

- изучение путей развития и совершенствования правовой основыв области защиты материнства и детства.

Исходя из этого, полагаю необходимым разъяснить следующие задачи:

- во-первых, ввести и проанализировать институт защиты материнства и детства как составную часть межотраслевого комплексного института защиты материнства и детства;

- во-вторых, обосновать и рассмотреть основные направления государственной политики в области защиты материнства и детства, формы осуществления государственной политики в данной

сфере, которые, в свою очередь, во многом предопределяют формы и направления в области защиты материнства и детства;

- в-третьих, проанализировать комплекс международно-правовых норм, регулирующих защиту материнства и детства и являющихся основой деятельности для органов государственной власти;

- в-четвертых, рассмотреть деятельность в реализации государственной политики в области защиты материнства и детства с учетом основных направлений государственной политики в этой сфере.

А также, необходимо создать дополнительные гарантии и условия в этой сфере и сформулировать предложения по реализации органами государственной власти в области защиты прав материнства и детства.

Для защиты прав ребенка необходимо создание либо специального органа - Уполномоченного по правам ребенка - по защите Уполномоченным по правам человека прав ребенка, и, в частности, подготовка данным органом специальных ежегодных докладов о соблюдении прав ребенка в Республике Казахстан;

Основными направлениями государственной политики в области защиты материнства и детства являются:

- возрождение приоритета семьи, семейных традиций, укрепление статуса семьи;

- формирование ответственного родительства и сокращение социального сиротства;

- создание условий для воспитания ребенка в семье и самореализации его как полноправного члена общества;

- поддержка семьи, как естественной среды жизнеобитания детей;

- социальная защита семьи, материнства и детства;

- проведение социально ориентированной демографической политики;

- приведение норм внутригосударственного законодательства в соответствии с международными нормами о защите материнства и детства.

Государственными задачами в сфере защиты материнства являются:

- обеспечение женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей;

- повышение благосостояния семей с детьми;

- обеспечение равных прав мужчины и женщины;

- охрана здоровья женщины:

- обеспечение прав женщин на охрану труда, защиту жизни с учетом материнской функции.

Государственными задачами в сфере защиты детства являются:

- уменьшение детской безнадзорности и количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

- защита прав детей-инвалидов и создание условий для их успешной интеграции в общество;

- защита прав ребенка в семье;

- укрепление правовой защиты детства; охрана здоровья детей;

- защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Кроме того, необходимо, для защиты прав несовершеннолетних матерей и оказания им юридической, психологической и иных видов помощи создать специальные Центры, которые бы проводили специальные курсы, семинары для несовершеннолетних матерей.

Необходимо укреплять институт семьи в обществе, стимулировать развитие социальных домов, систему патронатного воспитания и национального усыновления детей при соблюдении наилучших интересов ребенка, восстановить бесплатные формы организации детского досуга для наиболее уязвимых категорий детей, систематически анализировать работу детских домов, особенно частных, активизировать разъяснительную работу среди взрослого и детского населения.

При разработке нового законодательства, а также внесения изменений и дополнений в уже действующие законы и иные нормативные акты в области защиты материнства и детства, что позволит усовершенствовать механизм защиты прав матери и ребенка материалы такого рода могут быть использованы в практической деятельности органов государственной власти.

Суммируя изложенное, следует отметить, что решение означенных проблем без совместных усилий и конкретных мер государства и общества в целом невозможно. Без действенных механизмов реализации государственной политики в интересах семьи, материнства и детства, основным направлением которой является совершенствование законодательства, также невозможно обеспечение достойного воспитания детей в семье в условиях безопасности, защиты и заботы, в рамках системы образования, здравоохранения и культуры.

И в заключении хотелось сказать, что правовая защита материнства и детства в Республике Казахстан, основу которого должен составить соответствующий межотраслевой институт защиты прав материнства и детства является невосполнимым богатством нашей страны, и было бы прекрасно, если каждая мать и дитя в сегодняшнем Казахстане чувствовали себя защищенным.

Использованная литература

1. Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 г.

2. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N345 «О правах ребенка в Республике Казахстан».

3. Конвенции о правах ребенка. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. Сб. документов. - М.: Народное образование, 1995. - С. 7-33.

4. Проблемные моменты: деятельность ЮНИСЕФ в независимом Казахстане / Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2001.

5. Женщины на работе и дома / Под ред. Д.И. Валентея. - М.: Финансы и статистика, 1978.

6. Костаков В.Г. Основные тенденции и проблемы занятости населения // Население СССР за 70 лет. - М.: Наука, 1988.

7. Захарова Н. К., Посадская А.И. «Женский вопрос» и социальная политика // Семья и семейная политика. - М: ИСЭПН АН СССР, 1991.

* * * * *

Бул мацалада Цазацстандагы ана мен баланыц цуцыцтарын цоргау, жэне ана мен балага цатысты мемлекеттт мтдеттемелердщ кейб1р мэселелер1 сипатталган сондай-ац Цазац-станда арнайы ана мен бала цуцыгын цоргау орталыгын цуру туралы тацырып козгалган.

In this article reflects the legal questions of the protection the childhood and motherhood in Kazakhstan, also considers some questions of the state proposition in the childhood and motherhood protection, and foundation the special Centres of the protection the rights of the childhood and motherhood in Kazakhstan.

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

Проблемы совершенствования нормотворческой деятельности в области технического регулирования:

Сборник материалов международной научно-практической конференции 17 января 2006 г. - Астана: ЗАО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2006. - 128 с.

В сборнике приведены доклады, выступления и тезисы участников данной конференции, проходившей 17 января 2006 года и организованной Институтом законодательства РК, Министерством юстиции РК, Министерством индустрии и торговли РК.

Участники конференции обсудили вопросы совершенствования нормотворческой деятельности, выразили различные точки зрения на проблемы качественного повышения уровня законодательства в сфере технического регулирования, обозначили проблемы национальной правовой системы, препятствующие вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию, высказали свои подходы и пути дальнейшего развития технического регулирования в Республике Казахстан.

Материалы конференции предназначены для практикующих юристов, преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов юридических факультетов учебных заведений, а также работников юридических служб государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.