Научная статья на тему 'Некоторые правила оформления заявки на грант'

Некоторые правила оформления заявки на грант Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые правила оформления заявки на грант»

Вестник Смоленской Медицинской Академии № 2, 2008

УДК 61.001.8:347.771

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЯВКИ НА ГРАНТ

И. В. Перегудов, С. Д. Леонов

ГОУВПО

Смоленская государственная медицинская академия

Совет молодых ученых

Что такое заявка на грант?

Заявка на грант - это документ, который описывает план для достижения некоторого набора целей и задач в течение определенного промежутка времени в соответствии с требованиями грантодателя. Говоря простыми словами, заявка на грант - это просьба / предложение о денежной поддержке какого-либо вида деятельности, направленного на достижение установленных целей, выполнение ряда мероприятий и задач, ведущих к определенному результату.

Выделяют следующие виды грантов: реализация проектов и программ, проведение мероприятий (конференций, симпозиумов и т.д.), поездки, стажировки, обмены, профессиональное развитие, стипендии, пособия, премии, публикации, издательская деятельность, исследования, научные разработки, "первый грант", образовательная деятельность и т. д.

Для составления заявки лучше формировать команду. Если писать заявку будут 3 профессионала одного уровня и профиля, то они рискуют "утонуть" в идеях и их обсуждении. Нужны люди, талантливые в разных областях: "генератор" идей - человек, умеющий выстроить идею в виде рабочего плана и предусмотреть все детали и мелочи, и человек, умеющий писать, т.е. изложить все это в форме заявки. Критерии,требования, принципы оформления заявок Следует иметь в виду, что универсального "рецепта" по подготовке хорошей заявки на грант не существует. Заявки могут значительно отличаться друг от друга как по форме, так и по содержанию. Главное в подготовке к участию в конкурсе не подгонять какою-то универсальную заявку под тот или иной проект, а разработать новую, которая определит запланированный проект. Рассмотрим некоторые типовые разделы заявки на грант.

Титульный лист. Титульный лист служит визитной карточкой проекта. Он должен на одной странице содержать всю необходимую для грантодателя информацию. Часто фонды сами задают форму титульного листа. В этом случае необходимо аккуратно заполнить бланк. Эта форма может содержать следующие пункты: Название проекта - должно быть броским и кратким. Организация-исполнитель - название организации,

выполняющей проект, ее адрес, телефон, номер расчетного счета. В этом же разделе отдельной строкой указываются организация-заявитель, если это не одна и та же организация, и /или поддерживающая организация. Например, проект будет выполняться одной из кафедр (исполнитель) образовательного учреждения, однако заявка будет подаваться от всего образовательного учреждения (заявитель) в целом.

Руководитель проекта - указывается Ф.И.О., звание, должность, домашний и служебный адреса, телефоны, номер факса, адрес электронной почты и т.д. Именно с этим человеком будет связываться координатор программ грантодающей организации, если потребуется дополнительная информация. Руководитель отвечает за выполнение проекта и несет ответственность перед донором за эффективность использования средств. Предполагается, что проект составлен руководителем. Если это не так, то следует отдельной строкой указать автора либо авторов проекта. Руководитель должен быть один. Как правило, грантодающая организация оставляет за собой право прекратить финансирование по гранту в случае замены руководителя.

Срок выполнения проекта - обычно не более чем на один-два года. Фонды, как правило, не финансируют долгосрочные проекты. Если проект не может быть выполнен за этот промежуток времени, то заявки на последующие стадии пишутся отдельно и подаются позже.

Стоимость проекта - здесь указывается требуемый объем финансирования на весь срок или на первый год выполнения проекта. Иногда нужно указывать полную стоимость проекта (включая вклад организации-заявителя и средства, полученные из других источников).

Аннотация заявки. Аннотация - краткое, не более одной страницы, изложение проекта, повторяющее все части полной заявки. Это одна из важнейших частей заявки. Большинство экспертов вначале читают лишь аннотацию, и если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация должна быть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной.

Аннотация дает ясное и краткое описание заявки. Рекомендуемый объем: до одной страницы (200-300 слов). Включает, по крайней мере, по одному предло-

И. В. Перегудов, С. Д. Леонов

жению: о заявителе (кто будет выполнять проект) и о его прежних достижениях; о проблеме (почему нужен проект); о целях и задачах проекта (что получиться в результате); о методах и ресурсах (как будет выполняться проект);

Введение. В этой части заявки приводится описание организации-заявителя. Как правило, гранты выдаются, исходя из репутации организации-заявителя, а не только из оценки качества самого проекта. Грантода-ющие организации предпочитают иметь дело с известными им и надежными партнерами. Рекомендуемый объем «Введения»: 0,5-2 стр.

Постановка проблемы или обоснование потребностей. В этом разделе излагается конкретная проблема, которая будет решаться организацией-заявителем в рамках данного проекта, описывается ситуация, побудившая к разработке проекта, объясняется, зачем нужен проект. Описываемая проблема должна отражать объективную ситуацию, т.е. проблемы вне организации-заявителя (из жизни клиентов, местных жителей, города или страны). Формулировка проблем не должна отражать внутренние потребности организации-заявителя, за исключением случаев, когда проводится поиск средства для повышения эффективности собственной работы. В частности, отсутствие денег - это не проблема. Это очевидно из самого факта обращения за финансовой помощью. Важно ответить на вопрос, для решения какой проблемы нужны деньги. На что будут направлены полученные средства?

В разделе "Постановка проблемы" необходимо: логически связать сферу интересов организации-заявителя с проблемами, которые будут решаться в проекте; четко определить весь круг проблем, над которыми предполагается работать; убедить грантодающую организацию в том, что цель, поставленная в проекте, достижима в обозначенный срок с заявляемыми и имеющимися ресурсами; подтвердить актуальность проблемы с помощью дополнительных материалов - статистических данных, групповых заявлений, частных писем от клиентов и профессионалов, работающих в данной области, и др.; быть реалистичными, не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода. Рекомендуемый объем: в большинстве случаев 1-2 стр.

Цели и задачи проекта. Цели - это то, чего необходимо достичь для решения поставленной проблемы. Обычно цели формулируются как наиболее общие утверждения типа: "Создание образовательного информационного пространства в городе Тольятти" или "Дополнение, обогащение и дальнейшее развитие уже существующей программы по граждановедению в Тольятти". Их главное назначение - показать, каким образом будет решена проблема в рамках проекта. Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели будет зависеть от достижения ряда краткосрочных целей. При двух и более краткосрочных целях необходимо четко указать, как они связаны друг с другом и с долгосрочными целями.

Задачи - конкретные и поддающиеся измерению события, которые направлены на достижение цели. Эти события (изменения, улучшения) происходят по мере осуществления проекта (достижения цели). Таким образом, задачи должны быть максимально конкретизированы. Задачи формулируются таким образом, чтобы решение каждой из них позволяло приближаться к поставленной цели. В большинстве случаев достаточный объем раздела: 0,5-1стр.

Методы, мероприятия. Грантодающей организации должно стать ясно, какие методы будут использоваться в решении задач, т.е. что будет сделано, кто будет осуществлять выполнение задач, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы (исполнитель, помещение, оборудование и др.) будут привлечены. При формулировке методов и мероприятий следует иметь в виду, что все статьи бюджета будут формироваться исходя из описанных в данном разделе мероприятий. В этом разделе, как правило, приводится календарный план работ, который демонстрирует донору продуманную заявителем последовательность действий (мероприятий) для достижения цели. Отдельным подразделом приводятся резюме участников проекта с указанием их конкретной роли в проекте. В большинстве случаев достаточный объем раздела 1-3 стр.

Оценка эффективности проекта. В этом разделе необходимо отметить способы оценки эффективности результатов проекта. Следует иметь в виду, что гран-тодающая организация желает не только знать о том как и ценой каких затрат решается поставленная проблема, но и как будут оцениваться эффективность ее решения, достижения поставленной цели. В данном случае грантодающей организации необходимо будет представить критерии оценки эффективности достигнутых результатов, из которых будет ясно:

• насколько достигнуты цели проекта;

• насколько по окончании проекта изменилась ситуация, описанная в разделе "Постановка проблемы";

• не имел ли проект какого-либо положительного или отрицательного результата, не учтенного ранее;

• хорошо ли были подобраны методы и организованы мероприятия;

• какие факторы способствовали успеху проекта и какие мешали достижению цели.

Бюджет, пояснения к бюджету. Бюджет, или смета расходов, - возможно, самая главная часть заявки для больших по размеру грантов (более 5 млн. руб.). Не всегда требуется подробно описывать существующую проблему, не все грантодатели дотошно интересуются применяемыми методами, однако бюджет просматривают все.

Разные фонды предъявляют разные требования к составлению бюджета. Частные фонды обычно запрашивают менее подробные сведения, чем государственные.

Бюджет может состоять из следующих разделов:

• оплата труда;

146

Вестник Смоленской Медицинской Академии № 2, 2008

• расходы на приобретения оборудования;

• командировочные и транспортные расходы;

• налоги.

Прежде чем начинать распределять деньги по статьям бюджета, необходимо внимательно изучить налоговое законодательство и особенности финансовой отчетности, чтобы не оказаться в ситуации, когда половина полученных денег уйдет на непредусмотренные налоги и выплаты. Идеальным вариантом, в данном случае, является привлечение в качестве консультанта специалиста, оплата услуг которого закладывается в бюджет (например, зарплата бухгалтера).

Вот примерный перечень статей расходов и требующихся ресурсов:

• люди: штатные работники, эксперты, консультанты, контракты с другими организациями.

• оплата труда: зарплата, стоимость контрактных услуг, налоги, уровень инфляции.

• помещение: оплата аренды (покупки), коммунальные платежи.

• командировочные и транспортные расходы: цена билетов на самолет, поезд и т.д., суточные, стоимость проживания в гостиницах, уровень инфляции.

• оборудование: цены, цена расходуемых материалов, уровень инфляции.

• отчет о деятельности: оплата редактирования, оплата перевода, оплата печати.

• рассылка и связь: почтовые расходы, расходы на факс, телефон, электронную почту.

Приложения. В этом разделе указывается перечень тех документов и информационных материалов, с которыми, по мнению заявителя, необходимо познакомиться грантодающей организации. Кроме копий (вырезок) статей из газет и журналов, ссылок на сайты, где имеется информация о результатах успешной деятельности, необходимо представить письма поддержки от государственных учреждений, организаций и частных лиц, одобряющих данный проект или деятельность ор-гниазции-заявителя в целом.

Из письма-поддержки донору должно быть ясно, что поддерживающая организация знакома с деятельностью заявителя, одобряет ее и считает необходимым (целесообразным) выделение финансовых средств. Полезно заранее представить авторам письма под-

робную информацию, которая поможет в его составлении. Часто текст такого письма приходится готовить заявителю и предоставлять его в поддерживающую организацию.

***

Каждый фонд работает по своим правилам, с которыми надо считаться и уважать. Процедура обращения в фонды с заявками не настолько сложна, а количествот-ребуемых документов обосновано - ведь речь идет о предоставлении Вам денег и инвестор заботится о том, чтобы они не были потрачены впустую. Основное правило обращения в фонды за поддержкой - делать это качественно и профессионально: не рассылать одну и ту же заявку в десятки фондов - "авось да пройдет", а выбрав несколько наиболее подходящих грантодате-лей, представить заявку в том виде, который максимально соответствует требованиям и задачам выбранных фондов.

Любой фонд или грантодающая организация будет внимательно изучать заявку: как организация поставила цель и сформулировала задачи проекта. Особое внимание грантодающие организации уделяют рассмотрению резюме и информации об исполнителях проекта. Успешный проект требует компетентности людей для его воплощения в жизнь. Будет просто замечательно, если организация сразу после написания первой заявки получит грант. Но этого, скорее всего, не произойдет. Если получен отказ, то можно поинтересоваться у донора о его причинах. Если проект понравился, но он недостаточно хорошо проработан, организацию могут попросить дать разъяснения по ряду вопросов или доработать проект.

Если Вы получили категорический отказ, не отчаивайтесь. Начните поиск другого грантодателя. Продолжайте поиск финансирования, пока не получите его. Доработайте проект, дайте его почитать посторонним людям, подумайте, все ли идеи изложены в нем четко и понятно. Продолжайте работать, пока не достигните своей цели, если Вы в нее действительно верите. Учитесь на своих ошибках. Не забывайте, что фонды часто отказывают даже людям, которые пишут хорошие проекты, но никогда не теряйте оптимизма. Пробуйте снова и снова!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.