Научная статья на тему 'Фандрайзинг в области естественных наук'

Фандрайзинг в области естественных наук Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадылевич Л. В., Арзамасцев А. А.

The article analyses and classifies different types of funds giving financial support to researchers in the sphere of natural sciences. Its aim is to help them find an appropriate fund of information with the aid of the Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDRAISING THE SPHERE OF NATURAL SCIENCES

The article analyses and classifies different types of funds giving financial support to researchers in the sphere of natural sciences. Its aim is to help them find an appropriate fund of information with the aid of the Internet.

Текст научной работы на тему «Фандрайзинг в области естественных наук»

УДК 371.4

ФАНДРАЙЗИНГ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК © Л.В. Бадылевнч, А.А. Арзамасцев

Badylevich, L.V.. Arzainastsev, A. A. Fundraising the sphere of natural sciences. The article analyses and classifies different types of funds giving financial support to researchers in the sphere of natural sciences. Its aim is to help them find ал appropriate fund or information with the aid of the Internet.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема поиска благотворительных фондов для получения грантов на научные исследования, обучение, поездки на международные конференции и т. д. в настоящее время стала важной для различных категорий ученых, работников образования, а также аспирантов и студентов вузов Российской Федерации.

Одной из особенностей, происходящих изменений в сферах научно-исследовательской деятельности и образования, является альтернативность их финансирования. В настоящее время, как образовательные учреждения, так и ученые, кроме традиционного, бюджетного финансирования, имеют возможность получать дополнительные финансовые средства, становясь обладателями различных грантов зарубежных и отечественных благотворительных организаций 111.

Несмотря на большое количество информации о различных фондах, стипендиях и т. д. в интернете, специализированных изданиях (например, газете «Поиск»), проблема фандрайзинга является актуальной в связи с тем, что, во-первых, довольно трудно среди множества грантодающих организаций найти такую, цели и задачи которой совпадают с Вашими; во-вторых, непросто составить заявку на получение гранта таким образом, чтобы идея показалась привлекательной экспертам фонда и заслуживающей в дальнейшем ее финансирования.

Существенным барьером, сдерживающим привлечение средств благотворительных фондов, является отсутствие у большинства грангозаявителей соответствующего опыта, а также определенное недоверие к деятельности фондов - как отечественных, так и зарубежных.

Главная цель данной статьи - оказание информационной поддержки и разработка практических рекомендаций потенциальным соискателям грантов различных категорий (в том числе и студентам) в области естественных наук.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДОВ В РОССИИ

Начиная с 1993 года (время образования международного фонда в России - 1ЯР), в России работают сле-

дующие фонды: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд технологического развития (РФТР), Представительство Американского фонда гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза (АФГИР) - U.S. Civilian Research and Development Foundation for the Independent States of the Former Soviet Union (CRDF), Международная ассоциация по содействию сотрудничеству с учеными из Новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС) - International Association for the promotion of cooperation with scientists from the New Independent States of the former Soviet Union (INTAS), Международный научно-технический центр (МНТП) -International Science and Technology Center и др. Кроме фондов, финансовую поддержку российской науки осуществляют: Министерство образования Российской Федерации (Минобразования РФ), Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки), федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России» («Интеграция») и др.

РФФИ является ведущей организацией, занимающейся сотрудничеством с Российской академией наук, Министерством науки и технологий, Министерством общего и профессионального образования РФ, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другими российскими и зарубежными фондами и организациями Деятельность РФФИ направлена на поддержку научно-исследо-вательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе, без каких-либо ведомственных ограничений

Минобразования РФ поддерживает инициативные научные проекты, а также проводит конкурсы на соискание грантов в области фундаментальных исследований.

РФТР финансирует на договорной основе научные исследования и экспериментальные разработки прикладного характера в области наукоемких технологий.

Сферой деятельности АФГИР является проведение совместных научно-технических исследований и разработок в области фундаментальных наук, финансирование совместных научных проектов с учеными США.

ИНТАС занимается реализацией совместных исследовательских проектов по всем научным дисциплинам, поддерживает организацию конференций, выделяет стипендии ученым, финансирует их стажировки.

МНТЦ предоставляет I'paim.i ученым на поездки за рубеж с целью участия в международных программах и конференциях, совместных научно-технических проектах, семинарах.

Минпромнауки содействует ученым в области фундаментальных наук для развития научных исследований в форме денежных грантов и стипендий по результатам конкурсов (см. табл. 1).

Для молодых ученых (а также аспирантов и студентов) такие фонды, как федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России» (Интеграция), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Институт «Открытое Общество» - International Soros Science Education Program (ISSEP) предлагают специальные конкурсы программ, нацеленные па поддержку и развитие научно-исследовательской деятельное™. Например, федеральная целевая программа «Интеграция» организует обучение и стажировку аспирантов и молодых ученых в ведущих научных и технологических цетрах, университетах и научных организациях России; РФФИ, кроме финансирования научно-исследовательских проектов, содействует проведению конференций в России и за рубежом, публикаций научных монографий и сборников и др.; Институт «Открытое Общество» организует конкурсы проектов, чтение лекций, семинары, летние школы, публикации в ежемесячном «Соро-совском Образовательном Журнале». Однако с 2000 года фонд финансирует исключительно проведение конкурсов, причем выплата грантов возможна только при условии выделеш1я средств Российской Федерацией или отдельными регионами.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

На рис. 1 представлена диаграмма, иллюстрирующая соотношение средств, вложешолх в российскую науку пятью фондами, наиболее значительными по объему финансирования за последние 10 лет. Как видно из диаграммы, наибольший обьем средств приходится на Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). За ним идут Федеральная целевая программа «Интеграция» и ИНТАС - Международная ассоциация по содействию сотрудничеству с учеными из Новых независимых государств бывшего Советского Союза.

Первенство РФФИ связано с тем, что этот фонд начал свою деятельность одним из первых, с 1993 года, тогда как программа «И!ггеграция» появилась гораздо позже, но постепенно догоняет РФФИ, так как ежегодно выделяет на проекты больше денежных средств.

Поучаствовать в проекте, финансируемом ИНТАС, является наиболее желательным для любого ученого, несмотря на то. что этот фонд занимает лишь зре л.с место. Причина заключается в том. что этот фонд зарубежный, осуществляет финансирование лишь весьма ограниченного числа проектов, на порядок меш.шего.

чем, например, РФФИ, но при этом величина финансирования каждого проекта также на порядок выше, чем в РФФИ, и выплаты осуществляются в валюте. Денежных грантов, выделяешлх ИНТАС, хватает на покупку нового научного оборудования, тогда как на средства РФФИ, при обязательном условии их использования в течение года, рассчитывать на приобретение серьезного оборудования не приходится.

Следует заметил., что кроме ИНТАС, за последний год активную финансовую поддержку российской науки осуществляет целый ряд фондов, среди которых ИНТАС занимает уже далеко не первое место. На рис. 2 представлена диаграмма, иллюстрирующая объем средств, выделенных различными зарубежными фондами в 2001 году. Видно, что в настоящий момент ИНТАС потерял лидирующую позицию и находится в конце списка.

Российские и зарубежные фонды, кроме общего финансирования научных проектов, осуществляют поддержку аспирантов и студентов в виде специальных грантов и премий. На рис. 3 показан процент молодежных грантов от общего числа грантов, выделяемых российскими и зарубежными фондами

1шыэ н<|х|>н

II---IЛФ1НР

22 '• Ж2ЭИПТЛС

46%

Рис. 1. Соотношение денежных средств, вложенных за последнее десятилетие в российскую науку между различными фондами [5]

20-

1’нс. 2. Объем средств, выделенный зарубежными фондами для финансирования тучных проектов в 2001 году (5, 6)

Таблица I

Российские и зарубежные фонды, занимающиеся поддержкой в области естественных наук

Название фонда Электронный адрес в интернете Формы поддержки Тип грантопо-лучателей

1 2 3 4

Российский фонд фундаментальных исследований http://www.rfbr.ru финансирование научных проектов, проведение региональных и международных конкурсов; публикации научных монографий и сборников; ор-гашпапця экспедиций; проведение конференций в различных городах России; помощь в участии в зарубежших конференциях; финансирование материально-технической базы вузов, гранты на научно-исследовательские ироекп.1 ученые, аспиранты, студенты вузов

Министерство образования Российской Федерации http://www.gc.spb. nt финансирование шшциативных проектов, транш в области фундаментальных исследований, гранты на проведение совместных научных исследований с зарубежными партнера!ми ученые (в том числе молодые ученые до 35 лет)

Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России» http://www. integracia. ru/ гранты на проведение совместных фундаментальных исследований, партнерских международных проектов, обучение и стажировка аспирантов и молодых ученых ученые, аспиранты, студенты вузов

Министерство промышленности, науки и технологий РФ http://www.minprom.ru денежные гранты, стипендии по результатам конкурса для поддержания и развития научных исследований ученые

Российский фонд технологического развития http://www.rftr.ru финансирование научных исследований и экспериментальных разработок прикладного характера ученые, высшие учебные заведения

Фонд «Наука Долголетия» http://www.scienceoflong evity.com гранп.1 на реализацию научно-исследовательских проектов ученые

Центр перспективных проектов «ПОЛИНОМ-21» http://www.polynom21 .n arod.ru/ финансовая поддержка и реализация проектов, поиск доноров высшие учебные заведения, государственные и частные предприятия и компании

Институт «Открытое Общество» International Soros Science Education Program (ISSEP) http://www.issep.rssi.ru конкурсы проектов, фанты на чтение лекций, проведение семинаров, летние школы, публикации в ежемесячном «Соросовском Образователь-ном Журнале» ученые, аспиранты, студенты, бюджетные и негосу-дарствешиле некоммерческие организации

Международный центр по теоретической физике в г. Триесте, Италия (The Abdus Salam International Centre for Theoretical Physics (ICTP)) http://mvw.sbras.nsc.ni/f ound/fond/ictp.htm гранты на оргашгзацию и проведение конференций финансовая поддержка проектов, стажировка ученых в Италии ученые, высшие учебные учреждения

Национальный центр научных исследований, Франция (Centre National de la Recherche Seientifique (CNRS)) http://www. cnrs. fr/ финансирование совместных российско-французских проектов, обмен учеными, семинары и конференции, совместные конкурсы с РФФИ, ИНТАС ученые

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4

Европейский научный фонд (The European Science Foundation mm http:// www. esf. org/tao финансирование международных научно-исследовательских программ научные работники, имеющие ученую степень

Фонд имени Гумбольдта (Alexander von Humboldt-Stiftung) http://www. sbras. nsc.ru/f ound/fond/humboldt. htm стипендии, премии за особые достижения в науке ученые в возрасте до 40 лет

Международный научно-технический цетр (М1ГТЦ) (International Science and Technology Center) http://www.sbras.nsc.ni/f ound/lond/istc.htm гранты на совместные научно-исследовательские проекты, семинары, гранты на командировки ученые российских вузов

Г осу дарственный фонд естественных наук Китая, (ГФЕН) (National Natural Science Foundation of China (NSFC)) http://www.sbras.nsc.ni/f ound/fond/nsfe.htm гранты на проведение совместных фундаментальных научных исследований лица, имеющие ученую степень

Фонд научных исследований (CU.IA) (National Science Foundation (USA)) http://www.nsf.gov/ гранты и стипендии на координацию и проведение научных исследований, технологические разработки ученые и инженеры, выпускники вузов

Поддержка НАТО научно- исследовательских программ (NATO Science Programme) http://www.nato.int/scien се/ стипендии ученым ддя учебы за рубежом и установления сотруднических связей (Collaborative linkage grants), грант за выдающиеся научные исследования ученые России и стран НАТО

Нидерландская организация по научным исследованиям (The Netherlands Organization for Scientific Research (NWO)) http://www.sbras.nsc.ru/f ound/fond/nwo. hun финансирование совместных научно-исследовательских проектов, стипендии иностранным ученым на проживание в Нидерландах высококвали- фицированные специалисты

Лондонское королевское общество (The Royal Society) http://www. sbras. nsc. ru/f oimd/fond/royal .htm индивидуальные и групповые фанты, гранты на проведение конференций, организация и публикация лекций, программы обмена ученых в Великобританию лица, имеющие как минимум кандидатскую степень

Шведский совет по естественным наукам (Swedish Natural Research Council (NFR)) http://wvw.sbras.nsc.ni/f ound/fond/NFR.htm гранты на совместные исследовательские проекты, гранты на стажировки ученых за рубежом российские ученые

Как следует из представленных диаграмм, зарубежных грантов для студентов и аспирантов в 4 раза больше, чем российских. Это связано с тем, что в России большинство фондов являются государственными организациями, и своей задачей ставят подготовку и реализацию крупных государственных проектов, принять участие в которых молодежи достаточно трудно. Напротив, финансовая политика зарубежных фондов в основном нацелена на выполнение конкретных проектов. результаты которых возможно в перспективе использовать для получения прибыли грантодателя. Для получения зарубежного гранта достаточно, чтобы область Ваших научных исследований совпадала с инте-

ресами гршгтоддющей организации. Подготовка же достойной смены старшем)' поколению не входит в их планы.

Вместе с тем, как видно на примере грантов РФФИ за 2000 год (см. рис. 4), молодые ученые до 35 лет составляют примерно 25 % от общего числа участников проектов РФФИ Следует учесть, что в этих проектах принимает участие наиболее активная часть научного сообщества, а молодежи легче перестроиться на активный поиск средств с целью финансирования своей научной деятельности. Поэтому реально молодых специалистов в российской науке не более 20 %. Этот показатель увеличился, по сравнению с серединой 90-х годов, но все еще незначителен.

Представленная на рис. 5 диаграмма иллюстрирует распределение соотношения между руководителями и исполнителями в фантах РФФИ по возрастным категориям. С возрастом это соотношение увеличивается. В этом нет ничего удивительного, так как, по правилам РФФИ, руководителем проекта не может быть лицо административно подчиненное исполнителю, а высокие административные посты занимают люди с опытом, полученным не за один год.

Все фонды, независимо от научного направления, в котором они работают, оказывают следующие формы поддержки ученым:

индивидуальные или фупповые денежные гранты - РФФИ, Минпромнауки;

временные именные стипендии - Университет Кейптауна, Германская служба академических обменов (ДААД), Региональная Программа Обмена для Исследователей;

конкурсы проектов - фонд Сороса, Ингефа-ция, ИНТАС;

совместные (международные) проекты - Международный центр фундаментальных исследований по физике в Москве;

фанп.1 на 'пение лекций, проведение семинаров и конференций - Международный центр дифракционных данных, Московское представительство Совета но Международным Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС);

гранты на командировки, обучение и проведение исследований за рубежом - фонд Гумбольта, Цетр развития образования (США);

публикации - РФФИ, фонд Сороса; летние школы - фонд Сороса; гранты на написание диссертации - Бельгийский национальный фонд содействия научным исследованиям, фанты на улучшение материально-технической базы учебного заведения - Международное общество исследований оггшческой инженерш!, Интефа-ция, ИНТАС и др. (см. подробнее табл. 1).

Но приведенная выше классификация российских и зарубежных фондов [2| довольно условна, так как большинство из них могут оказывать фантозаявителям несколько различных форм поддержки одновременно. К примеру, Международный центр по теоретической физике в г. Триесте, Италия (The Abdus Salam International Centre for Theoretical Physics (ICTP)) организует и проводит конференции в облает математики и теоретической физики, финансирует научно-исследовательские проекты, стажировку ученых в Италии (см. табл. 1). Существуют также программы, нацеленные на помощь ученым только единственной формой поддержки (профамма грантов на поездки, гранты на проведение совместных или групповых научных исследований, индивидуальные гранты, программа обмена для ученых-исследователей, программа поощрительных грантов и др.).

Прежде чем обращаться в фонд за поддержкой проекта. Вам следует иметь информацию об основных особенностях фондов с учетом области их приоритетов и ясно представлять, на какую форму поддержки может рассчитывать научная фуппа или отдельные ученые, занимающиеся поиском фадрайзеров, или доноров. Другими словами, необходимо знать основные правила успешного осуществления фандрайзинга.

Риг. 3. Соотношение между российскими и зарубежными грантами для студентов н аспирантов

I I Российские гранты '■■■ Зарубежные rpaim.i

Рис. 5. Распределение соогношения руководителей и исполнителей инициативных проектов РФФИ для каждой возрастной группы [8)

Рис. 4. Распределение участников инициативных проектов РФФИ по возрастным категориям (8|

7 S § - о к 0

И ^ « Д S 2 ч

" « $ Д я

Возрастные категории

КАК ПОЛУЧИТЬ ГРАНТ: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, АСПИРАНТОВ И СТУДЕНТОВ

Различные фонды выделяют средства практически под любую хорошую новую идею, грамотно оформленную и представленную в проекте и заявке на грант (заявка на 1-рант - пакет документов, поступивший на конкурс в срок, на основании рассмотрения которых экспертный совет принимает решение о финансовой поддержке проекта). Заявки подаются на рассмотрение как присланные на бумаге, по почте или факсу, так и в электронном виде, что оговаривается в условиях участия в конкурсе. При этом иногда не имеет смысла посылать заявку в некоторые фонды, ограничивающие повторное участие в программе. Данный раздел работы приводит описание пошагового алгоритма, как до-биться успеха у фандрайзеров.

Шаг 1.

Поиск дополнительных средств финансирования начинается с четкого осознания Вашей идеи и необходимых условий ее реализации.

Результат: ясное осмысление идеи - в чем заключается ее новизна, привлекательность для других людей, организаций и др.

Шаг 2.

Учитывая, что информация обо всех грантодателях широко представлена в интернете, то на данном этапе необходимо, используя ресурсы глобальной компьютерной сети, осуществил, поиск потенциальных фон-

дов, а также других грантодающих организаций (см. табл. 2). Следует иметь в виду, что, если идея окажется привлекательной, то небольшие гранты могут быть выделены отдельными предприятиями или фирмами, специализирующимися в области Ваших научных интересов. Возможно, что подобных организаций окажется более одной, тогда Вы можете обратиться сразу в несколько с практически одним и тем же запросом (заявкой). В случае если грантодающих организаций в •этой области не окажется совсем, - Вы можете осуществил. привязку проекта к какой-либо другой программе. Например, отсутствуют фонды, финансирующие научно-исследовательские проекты в области биофизики, однако педагогическая деятельность в дайной области знания поддерживается Следовательно, Вы можете запросить грант на разработку учебного курса по Вашей те матке При этом все расходы будут профинансированы, как необходимые для создания учебного курса.

Результат: выбраны потенциальные источники финансирования проекта.

Шаг 3.

Как правило, следует предварительно обратиться к 1'ра!подателю с очень коротким письмом (лучше но электронной почте), в котором в предельно краткой форме (2-3 предложения) должно быть сформулировано Ваше предложение и просьба разъяснить, возможна ли реализация данного предложения в рамках деятельности этого фонда. Образцы писем на русском и английском языках приведены ниже.

Таблица 2

Электронные адреса некоторых российских и международных организаций, фондов и программ, занимающихся фандрайзингом

Организации, фонды, программы Электронный адрес в интернете Предоставляемая информация

Институт «Открытое общество» http://www. book. site, ru объявления о текущих конкурсах

Сайт «Информика» http://db.inronnika.ru/ic/prj_prg/konkurs.html объявления о текущих конкурсах, сроках подачи заявок, контактная информация

Сайт Министерства образования Российской Федерации http://\vww.ed.gov.ru объявления о текущих конкурсах, программах

Государственный научно-исследова-тельский институт информационных технологий и телекоммуникаций http://ww\v. і fonnika.ni новост о текущих конкурсах, грантах, программах

Корпоративный сайт учебных заведений http://\vww. alia. ni/~stuy инормация для желающих получить постдипломное образование или повысить квалификацию в России или за рубежом, а также регулярно обновляемая информация о международных грантах и стипендиях

Республиканский исследовательский научно-консультацио! и и.1 Й це! гтр экспертизы (РИНКЦЭ) http://www.extech.msk.su/ информация о программах и фондах по поддержке науки и образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкурсны це!ггр фундаментального естествознания http://www.gc.spb.ni/konkurs.phtml#konk2 объявления о текущих конкурсах, программах

Образец предварительного письма-обращения в российский фонд.

В представительство Минобразования России в Санкт-Петербурге. Конкурс 2002 г. по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук.

Уважаемые коллеги,

Нам хотелось бы направить в Ваш адрес заявку на грант «Использование нейронных сетей для создания системы компьютерного тестирования в психологии».

Просим разъяснить, может ли быть принята такая тематика в рамках конкурса по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук, а также указать дальнейшие шаги по представлению заявки.

С уважением,

Зав. лабораторией Иванов В.П.

Омнет:

Уважаемый Виталий Петрович,

Проект с таким названием может быть принят в рамках конкурса 2002 г. по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук. Весь пакет документов для заявки может быть получен по электронному адресу: http://www.gc.spb.ru. Напоминаем, что срок представления документов - 15 ноября 2002 г.

С уважением, ответственный секретарь конкурса

Крыжова Г.И.

Для участия в программах большинства зарубежных фондов необходимым является знание иностранного языка, чаще всего английского, на котором выполняется заявка и описание проекта, а также письмо-обращение.

Образец предварительного письма-обращения в зарубежный фонд.

То St.Petersburg official department of Ministry of Education of Russian Federation, programme «Fundamental Research in Humanity Sciences»

Dear colleagues,

We'd be very pleased to know if you could accept our project «Neuronets as a Way to Develop Computer-based System in Psychology». We'd be grateful if you could explain us if our project fits the programme «Fundamental Research in Humanity Sciences» and give us further instructions to present the project.

Yours faithfully,

Head of laboratory,

Ivanov V.P.

Ответ:

Dear Vitaliy Petrovich,

We inform you that your project «Neuronets as a Way to Develop Computer-based System in Psychology» fits the theme of the programme «Fundamental Research in Humanity Sciences». All the documents are available at our web-site: http://www.gc.spb.ru. May we remind you that deadline to present the documents is 11/15/2002.

Yours sincerely,

Secretary of the programme,

G.i.Khryzova.

Результат: утвердительный ответ донора или организации.

Шаг 4.

Большинство фондов на своих веб-сайтах располагают бланки заявок, пакеты документов, аппликационные формы. Для их заполнения, Вам необходимо получить их посредством интернета или запросил, по почте.

Результат: полученные пакеты документов из фонда.

Шаг 5.

Внимательно изучив форму заявки, обратите внимание на условия, которые фонд ставит перед гранто-заявителями. Имейте в виду, что для достижения положительного результата, Вам следует понять, какие ответы ожидает от Вас грантодатель в заполняемой форме заявки. Указывайте информацию, как можно точнее и полнее характеризующую Вас и Вашу деятельность. Читая заявку, у грантодателя должна возникнуть уверенность, что именно Ваша идея заслуживает дальнейшего рассмотрения. Сумейте убедить донора в том, что Вы самая подходящая кандидатура дня участия в его программе. На данном -этапе составляется черновик заявки, который рекомендуется отдать на прочтение людям, имеющим опыт в области фандрайзинга.

Результат, составленный черновик заявки на грант.

Шаг 6.

Аккуратно напечатайте проверенную заявку. Не экономьте на бумаге и дискете. Неаккуратно, с опечатками написанная заявка с распадающимися листами желтой бумаги портит впечатление о проекте, а старая дискета вообще может оказаться нечитаемой. Следите за тем, чтобы формулировки были лаконичными, краткими, не содержащими ненужных фраз. Последнее раздражает экспертную комиссию и снижает шансы получения 1-ранта. Помните, что заявка должна быть доставлена в фонд в точно указанный в объявлении о конкурсе срок. Присланные после указанного срока (deadline) материалы не рассматриваются.

Результат: отправленная заявка.

Шаг 7.

Ожидайте результатов прохождения экспертизы. При этом Вы можете обратиться в фонд с просьбой разъяснить, в какой стадии рассмотрения находится заявка, если долго нет информации о результатах. Если заявку не поддержали, не расстраивайтесь. Отрицательный результат - тоже результат. Возможно, Ваш проект отклонили не по причине несостоятельности идеи, а из-за ограниченного числа выделяемых грантов. Например, в конкурсах РФФИ поддержку могут получить лишь 20-25 % представленных работ [8]. Другой причиной отказа финансирования может быть необходимость в доработке идеи. В среднем в российских и зарубежных фондах проходит до 5-10 % (или 1 из 10-20) поданных заявок [6|. Постарайтесь проанализировать причішу отказа и продумать, как еще можно улучшил. Ваш проект.

Результат: ответ экспертной комиссии из фонда.

В конечном итоге, обращение в благотворительные фонды заставляет молодых ученых не только овладевать новыми техническими навыками, но и в определенной степени пересматривать представления о профессиональной специфике своей научно-исследовательской работы.

В заключение отметим, что проведенная нами работа выявила необходимость использования И|гтернет в области образовательной деятельности, раскрыла новые возможности, предоставляемые информатизацией. Таким образом, в дальнейшем планируется изучение активно развивающейся области информатизации образования с использованием ресурсов Интернет, а также разработка и совершенствование универсальных и специфических методов обеспечения грамотности в сфере фандрайзинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы сайта о сети интернет «Источники финансирования».

Ы1р://са ^1ахпе1. т/Гипск/

2. Зверев С Как просить деньги, не падая в обморок. Полезные советы начинающим фандрайзерам // Деньги н благотворительность. 1996. № 6. С. 17-21

3. Арефьева А Я., Борисов Н Б.. Чу|унов А.В Благотворительные фонды и программы Уч.-метод. пос. по подготовке проектов в области науки, образования и культуры. С.-Пб., 1999. 17 с.

4. Как просить гранты? М Радуга, 1994. 73 с.

5. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов / Под ред. ДА Дадушева М: Педагогическое объединение «Радуга», 1994. С. 60

6 Материалы сайта Центра Содействия 'Экологическим инициативах! Раздел «Фандрайзинг» http//wwwwiIdfielAru/cluWct03_2 l.htm.

7. Пестрнкова В.И. А за морем телушка - полушка, да рубль - перевоз... Самара: ИЭКА «Поволжье», 1996. 80 с.

8. Материалы сайта РФФИ. http://\vww.rfbr.ru.

Поступила в редакцию 10 сентября 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.