Научная статья на тему 'Некоторые практические принципы нейропсихологической реабилитации и их теоретическое обоснование'

Некоторые практические принципы нейропсихологической реабилитации и их теоретическое обоснование Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2077
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
нейропсихологическое исследование / иерархические взаимоотношения / избыточная степень свободы / нейропсихологическая реабилитация / neuropsychological study / hierarchical relationships / excessive degree of freedom / neuropsychological rehabilitation.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Жестикова Марина Григорьевна, Миненков Владимир Андреевич, Киселев Николай Юрьевич, Зорькин Игорь Игоревич

Нами проанализирован и представлен опыт регулярно проводимого нейропсихологического исследование по методике разработанной А.Р. Лурия и его школы. Всего проконсультироА вано по поводу различных нарушений психики 54144 больных и их родственников, а такй же клиентов по поводу их внутриличностных и межличностных психологических проблем. 5132 больным проводилось нейропсихологическое исследование. Для оценки психики выявления особенностей нарушений высших психических функций (высших корковых функций и высших психических процессов), степени их выраженности использовались: психологическая диагностика, патопсихологическое исследование, клинический психиатрический метод. Важную роль в нейропсихологической реабилитации играет система как не просто взаимодействие, а взаимосодействие, т.е. кооперация компонентов множества, усилия которых направлены на получение конечного полезного результата (запрограммированного). При вхождении в систему компонент освобождается от избыточных степеней свободы, которые не помогают или мешают достижению результата. Освобождение от избыточных степеней свободы осуществляется под влиянием афферентного синтеза или обратной афферентации. Система в старом смысле (нервная, кровообращения и т.д.) это выделенная из организма его часть, объединенная типом анатомического строения или типом функционирования, но, по сути, системой не являющаяся, т.к. ее цель не достигается изолированно от других органов и анатомо-физиологических образований. Истинные системы всегда функциональны по своей сути. В организме они не изолированы, а находятся в иерархических взаимоотношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Жестикова Марина Григорьевна, Миненков Владимир Андреевич, Киселев Николай Юрьевич, Зорькин Игорь Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE PRACTICAL PRINCIPLES OF NEUROPSYCHOLOGICAL REHABILITATION AND THEIR THEORETICAL JUSTIFICATION

We have analyzed and presented the experience of regularly conducted neuropsychological study on the methodology developed by A.R. Luria and his school. To consult on various mental disorders 54144 patients and their relatives, as well as customers on their intrapersonal and interpersonal psychological problems. 5132 patients underwent neuropsychological examination. To assess the psyche identify the characteristics of disorders of higher mental functions (higher cortical functions and higher mental processes), their degree of severity were used: psychological diagnosis, pathopsychological research, clinical psychiatric method. An important role in neuropsychological rehabilitation system plays as not just the interaction and mutually promoting, i.e. cooperation component of the efforts are aimed at getting the final useful result (programmed). Upon entering the system component is released from the excess degrees of freedom, which do not help or hinder the achievement of results. Exemption from excessive degrees of freedom is carried out under the influence of afferent synthesis or reverse afferentation. System in the old sense (nervous, circulatory, etc.) it is isolated from the body part of it, united type of anatomic structure or the type of operation, but, in fact, the system is not, as its goal is not achieved in isolation from the other organs and anatomical and physiological structures. The real system is always functional in nature. In the body, they are not isolated, but are in a hierarchical relationship.

Текст научной работы на тему «Некоторые практические принципы нейропсихологической реабилитации и их теоретическое обоснование»

МИНЕНКОВ В.А., ЖЕСТИКОВА М.Г., КИСЕЛЕВ Н.Ю., ЗОРЬКИН И.И.

ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей»

Минздрава России,

МБЛПУ «Городская клиническая больница № 29», г. Новокузнецк

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Нами проанализирован и представлен опыт регулярно проводимого нейропсихологического исследование по методике разработанной А.Р. Лурия и его школы. Всего проконсультироА вано по поводу различных нарушений психики 54144 больных и их родственников, а такй же клиентов по поводу их внутриличностных и межличностных психологических проблем. 5132 больным проводилось нейропсихологическое исследование. Для оценки психики - выявления особенностей нарушений высших психических функций (высших корковых функций и высших психических процессов), степени их выраженности использовались: психологическая диагностика, патопсихологическое исследование, клинический психиатрический метод. Важную роль в нейропсихологической реабилитации играет система как не просто взаимодействие, а взаимосодействие, т.е. кооперация компонентов множества, усилия которых направлены на получение конечного полезного результата (запрограммированного). При вхождении в систему компонент освобождается от избыточных степеней свободы, которые не помогают или мешают достижению результата. Освобождение от избыточных степеней свободы осуществляется под влиянием афферентного синтеза или обратной афферентации. Система в старом смысле (нервная, кровообращения и т.д.) - это выделенная из организма его часть, объединенная типом анатомического строения или типом функционирования, но, по сути, системой не являющаяся, т.к. ее цель не достигается изолированно от других органов и анатомо-физиологических образований. Истинные системы всегда функциональны по своей сути. В организме они не изолированы, а находятся в иерархических взаимоотношениях.

Ключевые слова: нейропсихологическое исследование; иерархические взаимоотношения; избыточная степень свободы; нейропсихологическая реабилитация.

MINENKOV V.A., ZHESTIKOVA M.G., KISELYOV N.YU., ZORKIN I.I.

Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medicine,

City Clinical Hospital № 29, Novokuznetsk

SOME OF THE PRACTICAL PRINCIPLES OF NEUROPSYCHOLOGICAL REHABILITATION AND THEIR THEORETICAL JUSTIFICATION

We have analyzed and presented the experience of regularly conducted neuropsychological study on the methodology developed by A.R. Luria and his school. To consult on various mental disorders 54144 patients and their relatives, as well as customers on their intrapersonal and interpersonal psychological problems. 5132 patients underwent neuropsychological examination. To assess the psyche - identify the characteristics of disorders of higher mental functions (higher cortical functions and higher mental processes), their degree of severity were used: psychological diagnosis, pathopsychological research, clinical psychiatric method.

An important role in neuropsychological rehabilitation system plays as not just the interaction and mutually promoting, i.e. cooperation component of the efforts are aimed at getting the final useful result (programmed). Upon entering the system component is released from the excess degrees of freedom, which do not help or hinder the achievement of results. Exemption from excessive degrees of freedom is carried out under the influence of afferent synthesis or reverse afferentation. System in the old sense (nervous, circulatory, etc.) - it is isolated from the body part of it, united type of anatomic structure or the type of operation, but, in fact, the system is not, as its goal is not achieved in isolation from the other organs and anatomical and physiological structures. The real system is always functional in nature. In the body, they are not isolated, but are in a hierarchical relationship.

72

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ

ТЕРАПИЯ-КАРДИОЛОГИЯ-НЕВРОЛОГИЯ

Key words: neuropsychological study; hierarchical relationships; excessive degree of freedom; neuropsychological rehabilitation.

Корреспонденцию адресовать:

ЖЕСТИКОВА Марина Григорьевна,

654005, г. Новокузнецк, пр. Строителей, 5,

ГБОУ ДПО НГИУВ Минздрава России.

Тел: (3843) 45-48-73, 45-42-19. E-mail: postmaster@rambler.ru Сведения об авторах:

МИНЕНКОВ Владимир Андреевич, канд. мед. наук, доцент, кафедра медицинской реабилитации и рефлексотерапии, ГБОУ ДПО НГИУВ Минздрава России, г. Новокузнецк, Россия.

ЖЕСТИКОВА Марина Григорьевна, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой медицинской реабилитации и рефлексотерапии, ГБОУ ДПО НГИУВ Минздрава России, г. Новокузнецк, Россия.

КИСЕЛЕВ Николай Юрьевич, врач-невролог, зав. отделением восстановительного лечения, МБЛПУ ГКБ № 29, г. Новокузнецк, Россия.

ЗОРЬКИН Игорь Игоревич, лаборант, кафедра медицинской реабилитации и рефлексотерапии, ГБОУ ДПО НГИУВ Минздрава России, г. Новокузнецк, Россия.

Information about authors:

MINENKOV Vladimir Andreevich, candidate of medical sciences, docent, department of medical rehabilitation and reflexothera-py, Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medicine, Novokuznetsk, Russia.

ZHESTIKOVA Marina Grigor'evna, candidate of medical sciences, docent, head of the department of medical rehabilitation and reflexotherapy, Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medicine, Novokuznetsk, Russia.

KISELYOV Nikolaj Yur'evich, neurologist, head of the department of rehabilitation, City Clinical Hospital № 29, Novokuznetsk, Russia.

ZORKIN Igor Igorevich, laboratory assistant, department of medical rehabilitation and reflexotherapy, Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medicine, Novokuznetsk, Russia.

За последние годы опубликовано достаточно много работ посвященных исследованиям в области нейропсихологической реабилитации (НПР) (В.М. Коган, Э.С. Бейн,

Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель,

Э.Н. Винарская и др.) [1]. При этом каждый нейропсихолог проводящий нейропсихологическое исследование сталкивается с проблемой НПР вследствие того, что: 1) При легких нарушениях Высших Корковых Функций (ВКФ) обнаруживающихся на функциональной стадии органических заболеваний нервной системы (ЗНС)

(а это I, I-II, II степень выраженности нарушев ний), больные, как правило, сохраняют критику к имеющимся у них нарушениям ВКФ и после обследования сами активно интересуются, что им дальше делать, как скоррегировать, справиться со своими нарушениями, какие методы, приемы для этого использовать с целью сохранения трудоспособности. И нейропсихолог такие методы и приемы им объясняет, предлагает. 2) Больные с более выраженными нарушениями ВКФ (функционально-органическая стадия — II-III, III стен пень выраженности) уже не полностью критичны к своим нарушениям, но и они нередко просят нейропсихолога помочь им, и нейропсихолог также рекомендует им конкретные приемы восстановления имеющихся у них нарушений ВКФ, причем при этих степенях выраженности помимо методов НПР и невролог продолжает назначать

свое лечение (как правило, это прием мозговых метаболитов, средств улучшающих мозговое кровообращение и др.). 3) Даже при еще более выраженных нарушениях ВКФ (органическая стадия — III — отдельные нарушения достигают IV сте! пени выраженности, III-IV степень, IV степень, тем более IV-V), больные, как правило, не толь-а ко нетрудоспособны, но чаще всего не критичны к своим нарушениям и частично или полностью нуждаются в уходе, надзоре, опекунстве. У этих больных возможность НПР осуществляется с помощью их близкихё родственников, именно они и интересуются у нейропсихолога, что им делать и как помочь такому больному, и нейропсихолог также дает практические рекомендации по улучшению нарушенных ВКФ, а невролог продолжает назначать соответствующее лечение [2-5]. При этом необходимо отметить, что амбулаторно больные с нарушениями ВКФ IV-V степени вын раженности встречаются очень редко, а с V сте-е пенью нарушений ВКФ амбулаторно их не бывает совсем, т.к. это крайне тяжелые больные, находящиеся в критически нестабильном или в критическом состоянии и обычно находящиеся в реанимационном отделении, т.к. нуждаются в жизнеспасющих медицинских мероприятиях. Т.е., можно сказать — каждый нейропсихолог volens nolens занимается НПР.

Занимаясь много лет (с 1974 по 2014 годы, т.е. 39 лет) нейропсихологией и регулярно про-

73

водя нейропсихологическое исследование по методике разработанной А.Р. Лурия и его школой, за эти годы проконсультировано всего по поводу различных нарушений психики 54144 больных и их родственников, а также клиентов по поводу их внутриличностных и межличностных психологических проблем. 5132 больным проводилось нейропсихологическое исследование. Для оценки психики — выявления особенностей нарушений ВПФ (ВКФ и ВПП), степени их выраженности использовались: психологическая диагностика,

патопсихологическое исследование, клинический психиатрический метод [6-9].

Нейропсихологическое исследование проводилось больным с органическими заболеваниями головного мозга (наиболее часто это были больные с ЦВБ, гипертонической болезнью — дисцирку-ляторной энцефалопатией, хронической ишемией головного мозга, последствиями нарушений мозгового кровообращения, травматической болезнью головного мозга, отдаленными последствиями черепно-мозговых травм, атрофическими процессами головного мозга, реже — больные с опухолями мозга, в т.ч. оперированные, последствиями перенесенных менингоэнцефалитов; более редкими являлись больные с рассеянным склерозом, лейкоэнцефалитами, гепатоцеребраль-ной дистрофией, оливопонтоцеребеллярной дегенерацией и т.д.) направляемые, как правило, после неврологического обследования из неврологических отделений больниц г. Новокузнецка и городов Южного Кузбасса, из БМСЭ, а также 600 больных из них были обследовано по поводу задержек формирования ВКФ (ЗФ ВКФ) (это были дети, подростки из психоневрологического санатория для детей с различными формами ЗПР и из вспомогательной школы для детей с ЗПР). Это были дети с преморбидной патологией: ПЭП, последствия родовой ЧМТ, ММД и т.д. Возраст проконсультированных и обследованных больных был от 3-4 до 80 лет. На основании анализа обследованных с помощью нейропсихологического метода с последующим факторным анализом мы и попытались выделить и сформулировать основные практические принципы НПР и их теоретическое обоснование. Мы не анализируем в данной статье всех обследованных нейропсихологическим методом больных с ЗНС в количественном отношении, т.к. это не является целью сообщения. Практические принципы НПР:

1. Вначале необходимо провести больному полное нейропсихологическое исследование (т.е. выявить все нарушения ВКФ, степень их выраженности).

2. На основе полученных данных составить индивидуальный план НПР для конкретного больного; отметить выраженность всех нарушений ВКФ на графике для дальнейшей оценки улучшения в динамике.

3. Руководствоваться принципом: главное — это восстановление речевых функций (определяют контактность взаимопонимание, дают возможность формирования необходимых мотиваций, установок на НПР).

4. Тем не менее, по возможности работать одновременно над восстановлением всех нарушенных ВКФ (взаимное облегчение НПР в целом).

5. Длительность ежедневных занятий в зависимости от общего состояния больного увеличивать с 15-20 минут до 2-3-х часов.

6. Один из основных принципов — при тяжелых нарушениях ВКФ начинать восстановление с использования самых легких заданий; при нарушениях ВКФ средней степени тяжести — с заданий средней степени сложности; если нарушения ВКФ легкие — начинать со сложных заданий. Причем, задания должны предъявляться: а) с одного анализатора (например, слухового); б) с 2-х анализаторов (например, со слухового и зрительного); в) в упрощенном варианте (например, медленно); г) в усложненном варианте (например, быстро, с использованием экранирования); д) в условиях истощения; е) неоднократно, до усвоения (уверенного выполнения) задания больным.

7. Задания (тесты) применяемые при восстановлении нарушений ВКФ использовать при НПР как упражнения (т.е. многократное повторение), тренировку. Особое значение при этом придавать систематичности занятий, настойчивости, упорству в достижении цели.

8. С помощью психолога (или без него) добиваться у больного формирования мотивации, затем — установки, затем — заинтересованности, затем — интереса и если возможно — выраженного интереса к проводимым занятиям; придумав (продумав) при этом систему поощрений даже за минимальные успехи.

9. Пытаться приучить больного к самостоятельным занятиям вначале под контролем нейро-реабилитолога (НР), затем постепенно уменьшать время контроля, оставлять больного за такими занятиями незаметно наблюдая (контроль) за ним.

10. Это обеспечит в дальнейшем, на определенном этапе НПР (при амбулаторном посещении занятий) продолжить самостоятельные занятия дома (с помощью, под контролем близких, под их наблюдением).

11. Учитывать анатомическое расположения очага в мозге (лоб, темя, затылок, висок, кора, субкортикально, в белом веществе, в глубинных структурах, в правом полушарии, в левом полушарии и т.д.), его размеры, характер (объемный процесс — опухоль в т.ч. оперированная, киста, инсульт, черепно-мозговая травма — ушиб, размозжение участка мозга),

74

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ

ТЕРАПИЯ-КАРДИОЛОГИЯ-НЕВРОЛОГИЯ

распространенность (демиелинизирующий процесс, дисциркуляторные очаги, атрофия мозга и т.д.), что в совокупности со степенью выраженности нарушений ВКФ поможет не только учесть особенности индивидуального плана НПР, но и оценить реабилитационный потенциал.

12. Учет предыдущего пункта даст возможность (что необходимо) выявить и оценить симптомы первичные (выпадения), вторичные (возле очага поражения) и третичные (по соседству), что также имеет немаловажное значение для НПР в целом, в т.ч. и для оценки реабилитационного прогноза.

13. При многих патологических процессах в комплекс НПР должно включаться и продолжение лечения (мозговые метаболиты, сосудистые средства, гипотензивные, тонизирующие и другие), а также различные физиопроцедуры, массаж при сохраняющихся двигательных расстройствах, лечебные упражнения и т.д.

14. Чем успешнее продвигается восстановление ВКФ, тем больше времени больной должен проводить на занятиях в группе (в ней он будет научиваться даже тому, чему специально вроде бы на занятиях и не учат). Необходимо отметить, что даже больные с выраженными нарушениями ВКФ должны присутствовать на групповых занятиях, так как при достаточных сохранных объемах мозга — мозг будет воспринимать информацию извне хотя бы частично и не всегда понятным нам способом. Так мозг здорового человека усваивает значительные объемы информации бессознательно, т.е. без активного сознательного сосредоточения внимания.

15. Нейрореабилитолог должен учитывать большие возможности мозга молодых людей (детей, подростков, юношей) для восстановления нарушенных ВКФ.

16. Считается, что при некоторых органических заболеваниях нервной системы, лучших результатов при НПР можно добиться в течение первых 3-х месяцев болезни (ЧМТ, НМК и т.д.).

17. При правополушарных очагах у правшей восстановление ВКФ может протекать легче вследствие того, что изначально у таких больных чаще легче установить необходимый контакт с больным в силу сохранности речевых функций, мышления, да и интеллектуальные функции страдают, как правило, меньше.

18. Следует также учитывать, что сама жизнь, в которой больной (чаще с умеренными нарушениями ВКФ) проявляет разнообразную активность способствует восстановлению нарушенных ВКФ, постоянно предъявляя к ним свои требования через внешние раздражители.

В соответствующей литературе по НПР имеются исследования подтверждающие (объясняющие) вышеперечисленные теоретические принципы НПР. Прежде всего, это учение о функциональных системах (П.К. Анохин, 1975, 1977). Система — это такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимодействия компонентов направленное на получение фокусированного полезного результата. Результат — неотъемлемый решающий компонент системы, инструмент, создающий упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами. Не может быть управляющей системы, ибо тогда объект управления должен находиться вне ее. Очень важное положение для деятельности системы — содержание результата формируется системой в виде определенной модели раньше, чем появится сам результат. Причем, интервал между возникновением цели и достижением результата может быть равен и одной минуте, и годам!!! Для настоящей системы характерно отсутствие жесткой структурной детерминации, а свойственна внезапная динамичная мобилизу-емость структур для достижения результата, т.е. это возможность моментального построения любых дробных комбинаций обеспечивающих функциональной системе получение полезного приспособительного результата.

Операциональная архитектоника функциональной системы заключается в том, что система гетерогенна, т.е. состоит из определенного количества узловых механизмов, каждый из которых занимает свое собственное место и является специфическим для всего процесса формирования функциональной системы. Элемент (компонент) функционирования не должен пониматься как самостоятельное и независимое образование. Он является органическим звеном в весьма обширной кооперации с другими компонентами системы.

Биосистема (в отличие от машинных систем) внутри себя решает вопрос о том, какой результат должен быть получен, на основе своих внутренних процессов. Этот результат программируется. Это вопрос решения в стадии афферентного синтеза. При этом одномоментной обработке подвергаются четыре компонента: память, ДМ — данный момент, ОА — образование афферентного соответствия и ПС — пуск системы.

Системообразущим фактором является результат деятельности системы. Для формирования системы необходимо решение четырех вопросов: 1) какой результат у большинства получен,

2) когда он получен, 3) с использованием каких механизмов, 4) как система убеждается в достаточности полученного результата.

Таким образом, система — это не просто взаимодействие, а взаимосодействие, т.е. кооперация компонентов множества, усилия которых направ-

75

лены на получение конечного полезного результата (запрограммированного). При вхождении в систему компонент освобождается от избыточных степеней свободы, которые не помогают или мешают достижению результата. Освобождение от избыточных степеней свободы осуществляется под влиянием афферентного синтеза или обратной афферентации. Система в старом смысле (нервная, кровообращения и т.д.) — это выделенная из организма его часть, объединенная типом анатомического строения или типом функционирования, но, по сути, системой не являющаяся, т.к. ее цель не достигается изолированно от других органов и анатомо-физиологических образований. Истинные системы всегда функциональны по своей сути. В организме они не изолированы, а находятся в иерархических взаимоотношениях. В связи с этим, Анохин вводит понятие субсистемы и суперсистемы. Все функциональные системы независимо от уровня своей организации и от количества составляющих их компонентов имеют принципиально одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором стабилизирующим организацию системы.

Речь при этом, как следует из работ Цветковой Л.С. (1985; 2000), Хомской Е.Д. (1987) и др.— главный фактор опосредования всех психических функций. Уже у ребенка развитие слуха сопровождается речевой афферентацией, что проявляется проговаривание каждого слова и каждой буквы в нем. Проговаривание является и главным способом формирования грамотного письма и грамотной четкой речи. Т.е., услышать, понять, распознать звук, звуки в слове, запомнить их, проговорить (т.е. реализовать слухо-двигательную (моторную) афферентацию (висок — лоб), затем — понять грамматическую конструкцию, т.е. не просто набор звуков и букв, но и их связь в слове. Т.е. работа идет по областям мозга: услышать (первичная слуховая зона в височной доле), понять (вторичная слухо-речевая зона в височной доле — центр Вернике), запомнить (поле 37), понять грамматическую и семантическую конструкцию (поля 37, 39, 40, зона ТПО — третичный центр), перевести в моторику (лобная доля, центр Брока), сказать — это и есть системная локализация ВПФ — речи. Для реализации этой функции важны и такие функции как внимание и память, не имеющие общей локализации, локализованы их элементы: слуховая, зрительная, тактильная (кинестетическая) память. Для формирования системы нужен мотив и вовлечение центров, необходимых для понимания не только логико-грамматической конструкции, но и подтекста, для чего необходимо участие лобных структур.

При афазии нарушается речь, а не язык, но при семантической афазии нарушается язык,

а не речь. Нет отдельной формы афазии — тотальной, это временное состояние, при котором значительно выражена моторная и сенсорная афазия. Классификация афазий А.Р. Лурия наиболее точно отражает процесс и топику, а поэтому эффективнее для реабилитации. При анализе афазии важно оценить, что нарушено: выражение сообщения, воздействия на других или на себя, или участие в планировании действий (Л.С. Цветкова).

Таким образом, речь выполняет функцию объединения всех психических процессов, организации всей психической сферы, опосредует другие функции в т.ч. память и внимание. В патологии может быть нарушение не самой речи, а ее организации. Речь, как следует из работ Выготского, — универсальное средство воздействия на мир. Это средство общения — 1) коммуникативная функция речи (высказывания и сообщения другим людям, воздействие на них и на себя); 2) речь — это орудие мышления, которое не протекает без речи (по Л.С. Цветковой, в особых условиях мышление может быть невербальным). Речь и язык не одно и то же. Язык — это средство речи. Слова языка могут быть разные, но обозначают одно и то же (и наоборот). Психофизиологическая основа речи — функциональные системы головного мозга: речедвигательная, слуховая, анализаторы: висок, лоб, темя, затылочные доли, т.е. весь мозг (вот и связь с функциональными системами).

Необходимо отметить, что НПР, конечно не в таком научно разработанном виде и при существующих попытках ее современной организации в масштабах целых стран, существовала давно, очень давно (эмпирический этап НПР), и мы имеем ввиду даже не указания М.М. Кабанова о том, что впервые НПР возникла в 20-е годы XX-го столетия, нет, мы имеем ввиду еще более давнее ее применение для соответствующих больных, мы имеем ввиду ее стихийное, полусознательное, а может быть и бессознательное применение заключающаяся в использовании различных приемов улучшающих, восстанавливающих работу мозга задолго до того как она стала предметом изучения наукой.

Поясним это на примерах.

1. Возможности самого мозга пораженного патологическим процессом (например — ЧМТ). Сам больной выживал или позже — его удавалось спасти, и он продолжал жить с не совсем здоровым мозгом, возвращался в семью. Если это был ребенок, подросток, юноша, то родители, видя (наблюдая) его нарушения речи, памяти, нарушения каких-то навыков — поправляли его, когда он говорил неправильно, напоминали ему о событиях его жизни которые он забыл, заново учили делать то, что он раньше умел, но разучился и, учитывая боль-

76

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ

ТЕРАПИЯ-КАРДИОЛОГИЯ-НЕВРОЛОГИЯ

шие возможности юного, растущего мозга, больной многому снова научивался!

2. Даже если родители больным не занимались и он был предоставлен себе, все равно у него оставалось сохранная часть мозга и когда он ходил, смотрел, слушал, что-то трогал, пытался что-то делать, наблюдая, подражая, играя и т.д., сам не понимая того он улучшал работу своего мозга и чем большую активность такой больной проявлял, чем больше информации поступало в его мозг — тем быстрее и эффективнее шло восстановление нарушенных ВПФ.

3. В более позднее время врачи — неврологи, психиатры, потом психологи, выписывая такого больного из больницы, давали ему различные советы, тем более что больной или его родственники нередко активно спрашивали (и это происходит до сих пор) что им делать дальше с больным, как с ним себя вести, как улучшить нарушенную речь, память, внимание, как улучшить движения и действия (в т.ч. мелкую моторику), как заново учиться писать, читать, считать и т.д.

4. Не так уж и редко родные, близкие проявляли немалую активность вплоть до ежедневных систематических занятий с таким больным, добиваясь в ряде случаев немалых положительных результатов.

5. К подобным формам поведения с больными с нарушенными ВПФ относится и формирование у них соответствующих мотиваций, установок, интереса к необходимости таких заня-

тий (только слова в те времена были другие), тогда больной начинал (конечно, не всегда) сам более или менее упорно заниматься тем, что ему подсказывали, показывали окружающие его близкие люди.

Таким образом, мозг даже неполноценный все рано реагирует на внешние раздражители, как может воспринимает, организует их, перерабатывает включая в продолжаемые им создавать (им

— т.е. мозгом) функциональные системы для решения целей и задач, которые ставит перед ним реальность, пусть даже эти цели и задачи направлены на выживание и не нужно этого недооценивать — борьба за выживание сопровождается нередко (если человек не сдается) неожиданными, оригинальными до феноменальных решениями и этому существует масса подтверждений («как она столько пролежала под завалом?», «как он столько прожил без воды?», «как он все-таки нашел дорогу назад?», «как он не задохнулся на такой высоте при его-то больном сердце, а значит неполноценном питании мозга кислородом»), не говоря уже о случаях, когда больной с нарушениями ВПФ «сам научился писать левой рукой», «научился писать ногой!», «научился рисовать ногой!», «научился разговаривать жестами», писать не смог научиться в силу имеющихся нарушений

— научился печатать на машинке, не восстановилось зрение — освоил азбуку Брайля и т.д. и т.п. Все это должно учитываться нейрореабилитоло-гом, что сделает его работу по нейропсихологической реабилитации более осознанной и успешной.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Медицинская реабилитация /под ред. В.М. Боголюбова. Книга I. - Изд. 30-е, испр. и доп. (Глава 14. Адаптация к нарушениям общения. С. 362-375). - М., 2010. - 416 с.

2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /Анохин П.К. - М., 1975. - 448 с.

3. Анохин, П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование /Анохин П.К. - М., 1977. - 200 с.

4. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: учеб. пособие для студентов ВУЗов /Цветкова Л.С. - М., 1985. - 328 с.

5. Хомская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для студентов ВУЗов /Хомская Е.Д. - М., 1987. - 288 с.

6. Коган, О.Г. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии (Глава 2.13 Психологическая реабилитация - соавт. Миненков В.А. С. 214-225). /Коган О.Г., Найдин В.Л. - М., 1988. - 304 с.

7. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление /Цветкова Л.С. - М. - Воронеж, 2000. - 304 с.

8. Белова, А.Н. Нейрореабилитация: руков. для врачей /Белова А.Н., Прокопенко С.В. - М., 2010. - 568 с.

9. Шохор-Троцкая, М.К. Речь и афазия /Шохор-Троц-кая М.К. - М., 2001. - 416 с.

77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.