Научная статья на тему 'Некоторые познавательные и психологические приемы, применяемые при опознании'

Некоторые познавательные и психологические приемы, применяемые при опознании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
983
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые познавательные и психологические приемы, применяемые при опознании»

НЕКОТОРЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОПОЗНАНИИ

Л.Ф. Иванова, соискатель кафедры уголовного процесса и криминали-

стики ЮУрГУ

Познание - это получение истинного представления о чем-либо, приобретение знаний, Основой познания и критерием его истинности является практика1. Познание осуществляется чувственным, эмпирическим (непосредственным) и рациональным, логическим (опосредованным), теоретическим путем. В теории познания обстоятельно изучены методы научного познания эмпирического уровня. Это наблюдение, сравнение, моделирование, эксперимент, описание, измерение. В социологии широко используется метод опроса. Все эти методы (назовем их познавательными операциями) нетрудно обнаружить в правилах проведения предъявления для опознания. Это общественные универсальные методы познания, применяемые в уголовном процессе в предусмотренной законной форме. Они и составляют познавательную основу любого следственного действия2.

А.Р. Ратинов справедливо считает, что неверно представлять процесс познания в виде раздельных, разновременных и сменяющих друг друга стадий: чувственной и рациональной, относить какие-то познавательные действия в уголовном судопроизводстве только к живому созерцанию, а какие-то - абстрактному мышлению. Всякое познание является единством непосредственного и опосредованного. В философии отмечается, что чистое чувственное познание как самостоятельный этап имеет место только в истории человечества и в какой-то степени в становлении мышления ребенка. У современного взрослого человека чувство и мышление перестали быть последовательно сменяющими друг друга этапами, они являются неразрывно связанными моментами процесса познания. Различия чувственного и рационального отражаются не только в познавательной, но и в удостоверительной стороне судебного доказывания. Соответственно этим формам познания известны эмпирические, теоретические и рациональные уровни познания. Первый уровень доказывания имеет место в том случае, когда для удостоверения определенного положения нам достаточно непосредственно

воспринять тот или иной предмет и предъявить его другим лицам, тем самым подтвердив справедливость доказываемой мысли. Рациональный, логический, теоретический уровень познания в доказывании имеет место тогда, когда объект мысли недоступен восприятию, когда получение знаний и их удостоверение происходит при посредстве других предметов и сведений о них3.

При рассмотрении цели следственного действия С.А. Шейфер отметил, что нормативное описание цели следственного действия является основным элементом рассматриваемой категории. Цель следственного действия

- это идеальный образ информации (ее формы и содержание), которую предстоит получить следователем путем применения определенных законом познавательных приемов4.

Познание может служить той конкретной психологической основой, на которой, по общему мнению, строится тактика следственных действий, проводимых в отношении участников уголовного процесса, в частности потерпевших, свидетелей и очевидцев.

Восприятие, которое лежит в основе предъявления для опознания, имеет свои объективные законы, знание которых поможет следователю избежать существенных ошибок, недооценки или переоценки показаний и их отдельных элементов в судебно-следственном процессе.

Восприятие по своей природе избирательно. Восприятие - это переработка информации. Единственным источником информации для субъекта служат его органы чувств. Именно источником, а не приемником, поскольку информация субъективна и вне биологической системы не существует. Информация - это форма взаимодействия организма с окружающей средой5. Около 80 % информации человек получает за счет зрения. Психологи попытались подсчитать примерное количество впечатлений, воспринимаемых глазом за сутки. Число измеряется десятками тысяч. Вместе с тем именно при восприятии зрением чаще всего возникают искажения, пробелы, ошибки восприятия. Эти ошибки различны по

своей природе. Одни могут быть связаны с физиологией и нейрофизиологией зрительной системы конкретного человека (особенности восприятия цветового или яркостного контраста), другие - с психологическими проявлениями, такими, как эмоциональный настрой, иллюзии, искаженное восприятие пространства.

Следует отметить, что сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума снижает зрительную чувствительность: например, в условиях воздействия очень сильного шума световая чувствительность сумеречного зрения может падать до 20 % всего прежнего уровня6.

Обработка информации во время восприятия - многоэтапный процесс, на каждой ступени которого происходит преобразование информации, поступающей с предыдущей ступени. По мере продвижения импульса в нервной системе объем информационного потока сокращается, а информативность возрастает. Это положение еще в 1946 г. достаточно четко сформулировал Боринг: задача восприятия состоит в том, чтобы экономить мышление. Восприятие отбирает и определяет то, что непреходяще, следовательно, важно для выживания и благополучия организма. Уменьшение объема информации, сопровождающее сенсорный анализ, вряд ли случайно. Оно имеет большой биологический смысл. Информация должна быть обработана самым экономичным способом. Чем ниже уровень обработки стимула, тем он проще; чем выше уровень, тем он сложнее и большее количество нейронов вовлекаются в данный процесс. На самый верх допускается только весьма ограниченное количество информации7.

В психологии выделяют три уровня опознания - совокупное, понятийное, индивидуальное. Совокупное опознание - это опознание группы объектов (например, солдаты в строю, крона дерева, горсть риса). То, что определенные объекты не вычленяются, происходит не потому, что субъект не может так сделать; просто в этом нет необходимости. Индивидуальное опознание связано с восприятием наиболее значимых объектов. Это полная идентификация объекта. Именно этот уровень опознания возникает при предъявлении для опознания (как следственного и судебного действия) и основан на выделении индивидуально-специфических признаков, характерных только для данного объекта Насколько бы это ни показалось странным, ин-

дивидуальное опознание представляет собой значительно более редкий случай, чем понятийное. Подавляющее большинство объектов не требует индивидуального опознания или по каким-либо причинам не может быть опознано. Описанные уровни опознания могут и обычно выступают как фазы этого процесса. Любое первое восприятие совокупно. Независимо от того, знакомый или незнакомый объект воспринимает субъект, он в любом случае вначале воспринимается как определенная совокупность, как объект, находящийся в некотором пространстве и в отношениях с другими объектами. Процесс опознания может на этом закончиться, если данный уровень опознания и достигнутая достоверность достаточны для текущих задач, или продолжиться далее, последовательно проходя фазы понятийного, дифференцированного и индивидуального опознания, если значимость объекта требует более глубокого уровня опознания8. То обстоятельство, что процесс опознания требует наличия в психике некого образца, эталона, с которым производится сравнение и сопоставление, признается практически всеми исследователями. Расхождения возникают при определении природы последнего, его отношений с объектом в процессе сличения. На роль психического конструкта, участвующего в опознании, объекта, претендуют несколько психических образований, основные их них - паттерн, эталон и прототип.

Эталон - это копия объекта или признака; обобщенная конструкция, соответствующая определенной группе объектов или признаков. Разница между эталоном и прототип-ным опознанием заключена в том, что эталон предполагает полное совпадение всех элементов сличения (в криминалистике - это установление полного тождества), а прототип, будучи неким усредненным выражением определенных параметров, предполагает их частичное совпадение (групповая принадлежность). Прототипное опознание - механизм ограничения количества эталонов сличения, необходимых для опознания объекта. Переход с эталонной системы на прототипную переводит процесс сличения из качественной формы в количественную - объект в любом случае опознается не полностью, а только частично.

Прототип - это абстракция, хранящаяся в памяти и отражающая центральную тенденцию некоторой категории9.

Итак, можно дать следующее пояснение: эталон - психическая конструкция, предна-

значенная для индивидуального опознания объекта; прототип - конструкция, предназначенная для группового опознания.

Паттерн - это конфигурация или группировка частей или элементов с соответствующей структурой. Отдельные части этого массива, хотя и различны, но образуют связанное интегрированное целое, которому придается особое значение и которое является моделью.

В самом общем виде механизм возникновения, переработки и выдачи информации человеком определяется психологической цепочкой: восприятие - запоминание - воспроизведение. Данная точка зрения была адаптирована А.Р. Ратиновым с учетом дифференциального подхода к стадиям формирования свидетельских показаний: 1) получение, накопление и обработка; 2) запечатле-ние и обработка информации; 3) воспроизведение, словесное оформление и передача информации; 4) прием, переработка и процессуальное закрепление; 5) повторное сви-детельствование10.

В.Б. Романов предлагает условно разделить процесс следственной идентификации с точки зрения психической деятельности человека на следующие этапы: 1) восприятие объекта будущим субъектом опознания; 2) сохранение воспринятого образа в целом или его отдельных признаков; 3) воспроизведение воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий может его узнать; 4) сличение объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Этот этап можно еще назвать узнаванием или установлением тождества11.

Н.Н. Гапанович делит процесс механизма восприятия на четыре стадии: 1) восприятие объекта; 2) запоминание и сохранение в памяти воспринятого; 3) воспроизведение и передача информации об объекте; 4) отождествление объекта12.

Каждый из этапов следственной идентификации с точки зрения психической деятельности человека соответствует этапу производства опознания. Первые два этапа следственной идентификации происходят еще до стадии возбуждения уголовного дела. Третий этап происходит на стадии подготовки производства опознания, а именно

- предварительного допроса и подготовительных действий по подбору объектов, среди которых будет произведено предъявление объекта для опознания. Четвертый этап происходит при непосредственном производстве опознания.

Уровень опознания объекта определяется его значимостью, которая представляется нуждами организма в данный момент и реализуется поведенческими программами, которые формируют задачи восприятия. Переориентация потребности приводит к переоценке значимости, трансформации поведенческих программ и задач восприятия части из реализации. Это определяет соответствующее смещение уровня детализации, который может осуществляться в довольно широких пределах.

Установлено, что образ сохраняется тем дольше, чем больше заложено в нем смысла для наблюдателя (каким было запоминание -произвольным или непроизвольным?). Первые исследования непроизвольной памяти, начавшиеся в конце XIX в. были вызваны практическими задачами, связанными с необходимостью оценки достоверности свидетельских показаний. В. Штерн в своих исследованиях обращал внимание не столько на изучение природы непроизвольного запоминания, сколько на его продуктивность, на характер его ошибок, на степень уверенности при воспроизведении. Как правило, такое случайное запоминание оказывалось малопродуктивным и с низкой степенью уверенности припоминания13.

С течением времени из массы посетивших нас впечатлений имеют возможность сохраниться только те, которые возбуждали интерес. Это представление побеждает над другими на право существования в сознании, оно становится сильнее, расширяет сферы влияния и воздействует на содержание14.

Считается, что при непроизвольном восприятии не затрачиваются волевые усилия. Большую часть информации человек получает именно за счет непроизвольного запоминания. У детей непроизвольное запоминание преобладает над произвольным в познании окружающего мира. Произвольное запоминание опирается на главные признаки, игнорируя второстепенные детали, которым человек при восприятии события, казалось бы, не придал никакого значения. При расследовании преступления чаще всего следователю приходится сталкиваться с непроизвольным запоминанием, что накладывает свои особенности при получении информации.

А.М. Алексеев утверждает, что в абсолютном большинстве случаев при непроизвольном запоминании фиксируется то, что вызывает вопросы, недоумение, удивление, что представляет препятствие, задержку, ука-

зывает на наличие задачи, которую нужно осмыслить, решить. Лучше запоминается все странное, необычное, непонятное, что не укладывается в рамки машинально протекающего восприятия. То, что протекает автоматически и схематично, в порядке фиксированных установок воспринимается, запечатлевается и воспроизводиться значительно хуже15. Но, по мнению П.И. Зинченко, возможно и продуктивное непроизвольное запоминание. Вся полученная информация фиксируется в памяти субъекта. Надо лишь уметь применять психологические приемы для извлечения ее из недр памяти. Основная масса тактических приемов основана на данных психологии. Используемые в настоящее время психологические приемы, разработанные в период 60-70 гг. такими известными, криминалистами, как А.Р. Ратинов, Г.Г. Доспу-лов, Н.И. Порубов, В.И. Смыслов и др., к настоящему времени требуют усовершенствования. В частности необходимо использовать психологические знания и применять психологические основы в следствии, разработать различные варианты поведения следователя, а также новые эффективные психологические приемы при предъявлении для опознания.

С учетом этих направлений возникает необходимость непосредственного внедрения в тактику предъявления для опознания достижений в области психологии и нейрофизиологии. Под совершенствованием психологических приемов следует понимать более глубокий и детальный анализ действий участников процесса, взаимодействие на эмоциональном и поведенческом уровне. Необходимо усовершенствование психологических приемов получения и диагностики показаний участников следственного действия. Помимо этого совершенно очевидно, что требуется развитие профессионального уровня следователя. Ему необходимо более активно применять способы по активизации памяти участников следственного процесса, основанных на достижениях психологии. Это прежде всего тактически грамотное проведение допроса перед предъявлением для опознания. Опознающего свидетеля, потерпевшего, обвиняемого допрашивают об обстоятельствах, при которых он наблюдал соответствующий объект, подлежащий опознанию, его признаках, приметах. Указанные сведения выясняются при первом же допросе, но могут уточняться и в ходе дополнительного допроса. Столкнувшись с ситуацией, когда субъект не

может описать внешний вид предъявляемого для опознания человека или предмета, следователь должен учитывать, что припоминанию способствуют вопросы, которые вызывают промежуточные ассоциации, подводящие допрашиваемого к цели. Термин «ассоциация представлений» использовал еще С.Л. Рубинштейн, указывая на то, что представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями16.

Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, происходящего у человека по законам ассоциаций. Для оживления памяти следователь должен применять ассоциативные связи. При восприятии лучше запоминается то, с чего началось и чем закончилось событие.

Большая часть нашего прошлого опыта не сохраняется в явном и конкретном виде, а ассимилируется в схемы, с помощью которых возможно не только преобразование исходной информации, но и ее последующее восстановление17.

Взглянув первый раз на объект, человек его фиксирует в целом и также в целом опознает, формируя субпредстваление, которое положено в начало ассоциативных цепей, приводящих к формированию представления. Теперь все, что будет восприниматься относительно этого объекта, будет ассоциативно связываться между собой, приводя к формированию соответствующего представления.

Для объяснения возникновения следов памяти Хохберг ссылается на наличие старой теории, которая как доктрина существует уже 200 лет, а фактически появилась V в. до н. э.: если два ощущения повторялись вместе много раз и если потом возникает одно ощущение или образ памяти, то сразу же возникает образ другого ощущения. Например, если вид ударяющего молотка и громкий стук часто воспринимаются вместе, то уже один вид молотка вызывает переживание стука. Аналогичная связь возникает при восприятии движения губ и звуков речи. Структуралистическая теория суммы заключается в том, что ощущения суммируются с восприятием группы простых стимулов из суммы тех ощущений, которые возникли бы при изолированном предъявлении каждого стимула, плюс образы, которые ассоциируются с ним.

Активизировать память можно с помощью воздействующего фактора: представить фотографии с места события в реальном виде или в виде модели схемы, чертежа (но не фотографию будущего опознаваемого!), составить хронологический этап последовательности протекания события преступления; применить различные ассоциативные приемы.

Однако вопросы могут и мешать припоминанию, если они заданы неумело и порождают побочные ассоциации. Также нельзя допускать элементов внушения, так как ошибочное опознание может быть следствием различных внушающих воздействий на лицо, легко поддающемуся внушению.

Припоминание требует сосредоточенного внимания, оно совершается иногда с большим трудом. При таких обстоятельствах целесообразно повторить допрос. Однако в этой связи следует иметь в виду, что если описание допрашиваемым признаков лица или объекта отличается от описания, которое он дал на первом допросе, то следователь должен тщательно выяснить причины изменения показаний.

Психологические приемы, применяемые в отношении свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, имеют различия. Также психологические приемы можно классифицировать на применяемые в отношении лиц определенной криминалистической классификационной категории (лица, случайно совершившие преступление, неустойчивые лица, лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, неоднократно судимые); психологические приемы, применяемые к лицам, имеющим определенные психофизиологические характеристики (лица, имеющие аномалии психики, психически неуравновешенные люди и люди с нормальной психикой). Психологические формы воздействия на несовершеннолетних и взрослых лиц, на лиц, ранее неоднократно привлекавшихся к уголовной ответственности, будут иметь отличия. В зависимости от уровня интеллектуальной развитости человека, от его образовательного уровня применение такого рода тактических и психологических средств будет иметь неодинаковый по эффективности результат.

О.Я. Баев отмечает, что в основе всех тактических и процессуальных средств и приемов при расследовании преступлений лежат такие методы, как убеждение и принуждение, целью применения которых является изменение допрашиваемого своего поведения

либо отношения к имеющейся у него искомой следователем информации от ее открытия и к объективной передаче18.

Убеждение толкуется психологической наукой как осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностями, ориентациями19.

К психологическому приему можно отнести основанное на психологии убеждающие воздействие (создание преувеличенного представления об осведомленности следователя). Но нужно иметь в виду, что данный психологический прием может привести, как неоднократно отмечалось многими криминалистами, к «самооговору» или выразиться в форме асоциального поведения (оговор лиц, не причастных к преступлению, либо лиц, к преступлению причастных, но в меньшей степени, нежели в той, о которой сообщает допрашиваемый). УПК РФ содержит запреты на применение отдельных тактических приемов. Считается недопустимым задавать наводящие вопросы в ходе предъявления для опознания, умышленно направленные на формирование установки у опознающего лица относительно опознаваемого (показ фотографий перед предъявлением для опознания; действия, направленные на «спонтанную» встречу будущего опознающего с будущим опознаваемым И т.д.).

А.В. Дулов предлагает при подготовке к предъявлению для опознания проверять способность познающего лица к опознанию в данный момент, а также проводить эксперименты по обучению опознающего процессам анализа объекта. Большую помощь, как считает А.В. Дулов, в проведении таких экспериментов и в усилении аналитических способностей опознающего может оказать такое приспособление, как фоторобот. При помощи этого приспособления опознающему даются задания синтезировать наличный портрет (или сохранившиеся у него в памяти образы) при помощи отдельных элементов лица человека (различных изображений наборов бровей, глаз, ушей, подбородка и т.д.). Такие эксперименты развивают у опознающего способность более углубленного анализа объекта при его действительном восприятии в процессе опознания, проведения синтеза отдельных элементов объекта для получения правильного вывода об опознании20. По мнению А.Я. Гинзбурга, для того, чтобы помочь допрашиваемому описать внешность человека, следователь может использовать средства на-

глядной демонстрации: рисунки, диапозитивы с изображением отдельных частей лица человека, цветовые таблицы, компьютерные, композиционные портреты21.

Полагаем, что нельзя перегружать память опознающего, так как новая информация значительно искажает тот образ, который хранится в памяти опознающего. Кроме того забывание нередко выражается в замене того, что запомнилось, чем-либо сходным с ним, а это может привести к ошибочному узнаванию. Для оживления памяти у следователя может возникнуть желание помочь припомнить прошлые события с помощью сходных или опорных объектов. Полагаем, что делать этого не нужно в силу того, что сходный объект при значительном сходстве с забытым образом способен заместить его в памяти.

При повторных допросах часто имеет место так называемая «репродукция воспроизведения». Свидетель воспроизводит повторно не действительно наблюдавшиеся события, а пересказывает свои сообщения, сделанные при первом допросе. В этом случае используются те же фразы и выражения, та же последовательность, что и в первом допросе. Свидетель старается припомнить не реальные события, а содержание своих прежних показаний22. Не рекомендуется при повторном допросе предъявлять для оживления памяти протоколы прошлых допросов. Ознакомление с прежними показаниями может снизить достоверность результатов предъявления для опознания, так как при опознании выбор объекта происходит по мысленной модели, по образу, сложившемуся в памяти в момент восприятия объекта. Напоминание опознающему содержания его прежних показаний может привести к конструированию нового образа. Это неизбежно приведет к ошибке при проведении опознания.

Предметом дискуссии с позиции допустимости является вопрос о приемах использования «слабых мест» в психике человека (мести, ревности, корысти и др.). Посредством применения данного психологического приема можно успешно воздействовать на допрашиваемого, не нарушая при этом границы допустимости (например, путем напоминания свидетелю об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний).

Таким образом, достаточными для повышения качества предъявления для опозна-

ния является применение следующих психологических приемов: 1) прием промежуточных ассоциаций, применяемый для последовательного припоминания событий; 2) прием ассоциативных связей для оживления памяти опознающего; 3) прием убеждающего воздействия, способный изменить поведение опознающего. Спорным остается вопрос по активизации памяти с помощью фотороботов и объектов, сходных с теми, которые будут предъявляться для опознания, так как этим можно поспособствовать порождению побочных ассоциаций и представлений. Нельзя допускать приемы с элементами внушения. При проведении повторного допроса нельзя предъявлять протокол прошлого допроса.

1 Иного мнения придерживается Ю.В. Кореневский, который считает, что критерием истинности и достоверности доказательств является внутренне убеждение. См.: Кореневский Ю.В. Актуальные проблемы доказывания в уголовном процессе // Государство и право. -1999.-№2.-С. 60.

2 Шейфер С.А. Следственные действия. Основания, процессуальный порядок и доказательственное значение.-М., 2004.-С. 14-15.

J Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. -М., 2001.-С. 50-52.

4 Шейфер С.А. Основания поведения следственного действия: познавательные и правообеспечивающий аспекты // Государство и право: вопросы методологии, теории и практики функционирования. - Самара, 2001. -С. 377.

5 Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э. Контекстуальное опознание. -СПб., 2005.-С. 51.

6 Грегори Р.Д. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. - М., 1970. - С. 72.

7 Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э. Указ. соч. - С. 22-23.

8 Там же - С. 94.

9 Там же-С. 100-105.

10 Ратинов А.Р. Указ. соч. - С.176.

11 Романов В.Б. Юридическая психология. - М., 2000. -С. 376.

12 Гапанович Н.Н. Опознание в судопроизводстве. -Минск, 1975.-С. 124.

13 Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.-С. 46.

14 Штерн В. Психология свидетельских показаний // Вестник права. - СПб., 1902. - С. 136-137.

15 Алексеев А.М. Психологически особенности показаний очевидцев. - М., 1973. - С. 26.

16 Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э. Указ. соч. - С. 100.

17 Зинченко В.Н., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. - М., 1980.-С. 108.

18 Баев О.Я. Тактика следственных действий. - Воронеж, 1995.-С. 126.

19 Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошеского. - М., 1985. -С. 364.

20 Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1970. -С. 275-276.

21 Гинзбург А.Я. Опознание в следственной, оперативнорозыскной и оперативной практике-М., 1996.-С. 21.

22 Гаврилова Н.И. О психологических механизмах формирования свидетельских показаний // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1984. - Вып. 40. - С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.