Научная статья на тему 'Опознание объектов как один из видов психической деятельности, используемых в расследовании преступлений'

Опознание объектов как один из видов психической деятельности, используемых в расследовании преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
640
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПОЗНАНИЯ / IDENTIFICATION PARADE / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ЗАПОМИНАНИЕ / MEMORIZING / УЗНАВАНИЕ / ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ESTIMATE OF IDENTIFICATION PARADE RESULTS / RECOGNIZING / TACTICAL MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазунин Яков Маркиянович, Деришев Юрий Владимирович

В работе рассматриваются вопросы, связанные с процессами, оказывающими влияние на восприятие, запоминание и узнавание объектов, оценку результатов предъявления для опознания при расследовании преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identifying Objects As one of the Types of Human Mental Activity Used in Criminal Investigation

The researchers dwell on the issues concerning the processes influencing perception, memorizing, recognizing of objects and estimation of results of identification parade in criminal investigation.

Текст научной работы на тему «Опознание объектов как один из видов психической деятельности, используемых в расследовании преступлений»

преследования органов предварительного следствия Следственного комитета РФ, перечисленные в ст. 447 УПК должностные лица, участвующие в коррупционных отношениях, могут долгое время уклоняться от уголовного преследования и своевременного привлечения к уголовной ответственности . В этом случае служебный иммунитет оказывает негативное влияние на соблюдение сроков уголовного судопроизводства и отодвигает на неопределенный срок реализацию пострадавшими гражданами конституционного права на доступ к правосудию .

Завершая анализ особого порядка возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст 447 УПК, через категорию коррупции как социально опасного явления для государства, на наш взгляд, можно констатировать,

что нормы главы 52 УПК РФ «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» содержат коррупциогенный фактор . По нашему мнению, эти нормы в сфере уголовного судопроизводства создают правовые условия возникновения коррупционных отношений

1 Собрание законодательства Российской Федерации . 2009. № 29, ст . 3609. С . 8454-8457.

2 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 // Там же . 2010 . № 10, ст . 1084. С . 2694-2697.

3 Муженская Н. Е., Костылева Г. В. Коррупционоген-ность норм УПК РФ // Рос . следователь . 2012 . № 24 . С . 22 .

4 Там же . С . 22, 23 .

5 Там же . С . 24, 25.

УДК 343 © Я. М. Мазунин, Ю. В. Деришев, 2014

Опознание объектов как один из видов психической деятельности, используемых в расследовании преступлений

Я. М. Мазунин, Ю. В. Деришев *

В работе рассматриваются вопросы, связанные с процессами, оказывающими влияние на восприятие, запоминание и узнавание объектов, оценку результатов предъявления для опознания при расследовании преступлений.

Ключевые слова: предъявление для опознания, восприятие, запоминание, узнавание, тактические приемы,

оценка результатов опознания.

Предъявление для опознания — самостоятельное следственное действие, широко распространенное на практике и применяющееся по уголовным делам многих категорий Сущность предъявления для опознания заключается в отождествлении либо установлении групповой принадлежности ранее воспринимавшегося объекта . В части 1 ст. 193 УПК РФ указывается, что следователь может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Задача рассматриваемого следственного действия заключается

в том, чтобы предоставить возможность лицу опознать, узнать среди предъявляемых ему людей или предметов тот, которые он наблюдал или знал ранее Это могут быть человек, труп, личность которого предстоит установить, предметы, похищенные у потерпевшего, и предметы, утерянные преступником на месте происшествия, и т п Вариантов этого следственного действия в сочетании «субъект-объект» может быть достаточно много Однако общим для них будет то, что опознающий должен хранить в своей памяти образ опознаваемого объекта (человек,

* Постоянные авторы нашего журнала .

предмет, животное) и может по этому поводу отождествлять объект либо только установить его сходство с образом, либо дать отрицательный ответ на вопрос о тождестве

Необходимость в опознании объекта может возникнуть при расследовании любого преступления в том случае, когда нужно установить, не является ли данный объект тем самым, который ранее воспринимал опознающий.

Рассматривая вопрос о предъявлении для опознания, необходимо прежде всего отметить, что от понимания сущности данного следственного действия зависят правильное его проведение и оценка достоверности и доказательственного значения получаемых результатов .

Применительно к принятым в криминалистике категориям опознание является одним из способов отождествления . Известно, что последнее может проводиться как по материально-фиксированным отображениям (следы, модели и т. п.), так и по чувственно-конкретным представлениям (образам), сохранившимся в памяти человека . Опознание по своему существу относится к отождествлению второго типа, так как в его основе лежит запоминание признаков увиденного или известного ранее объекта При этом имеется в виду, что данный объект наблюдался человеком в связи с совершенным преступлением или был знаком ранее (например, его вещь), т. е . именно тогда произошло восприятие и запоминание . В ходе предъявления объекта опознающий сопоставляет признаки, запечатленные в его сознании (мысленный образ), с признаками предъявляемого объекта и в случае совпадения опознает объект (лицо, предмет) Происходит то, что называется субъективным отождествлением

Опознание объектов — один из постоянно осуществляемых видов психической деятельности человека . Человек в своей деятельности дифференцирует объекты, относит их к определенным группам или отождествляет с ранее встречавшимися объектами При расследовании уголовных дел опознаются обычные, постоянно встречающиеся в повседневной практике объекты, например живые люди, предметы обихода, носильные вещи и т п

Психологический процесс узнавания в целом одинаков и в случае процессуального опознания, и при повседневном узнавании, его схема базируется на одинаковых принципах. Содержание же этого психологического процесса различно и определяется не только объектом, на который оно направлено, но и такими факторами, как эмоциональный фон, мотивация и условия, в котором он протекает При таком подходе ясно, что содержание опознания как следственного действия отличается от содержания простого узнавания теми условиями его проведения,

которые формулирует уголовный процесс, и специфической ответственностью (уголовной, моральной), наступающей за допущенную ошибку или сознательную ложь

Уяснению сущности опознания как психофизиологического процесса способствует введение такого понятия, как узнавание, т. е. отождествление воспринимаемого в настоящее время с воспринятым раньше . Этот процесс, как указывается в криминалистике, заключается в том, что опознающий производит мысленное сравнение запечатленного в его памяти образа (идентифицирующего) ранее наблюдавшегося объекта с объектом идентифицируемым, предъявленным ему в числе других объектов . Итогом сравнения служит логический вывод об их тождестве, сходстве или различии Следует учесть, что узнавание (опознание) — исключительно сложный психологический процесс и принятое в криминалистике объяснение этого процесса является упрощенным, схематичным

Психологи указывают, что чувственное знание не является застывшим отпечатком, готовым образованием, хранящимся в памяти человека Чувственные представления об объектах материального мира как психический образ существуют неотделимо от деятельности субъекта, которую он насыщает богатством, аккумулированным в них, делают ее живой и творческой Чувственные знания о воспринимавшемся ранее объекте материального мира не хранятся в памяти человека как «готовая вещь», узнавание представляет собой проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта Психологи отмечают, что узнавание (опознание) основано на мысленной операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами, сохранившимися в памяти Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления . Таким образом, степень узнаваемости может быть различной: от неясного чувства того, что объект ранее был воспринят, до полной уверенности в тождестве 2. Степень узнавания зависит от условий первоначального восприятия объекта, от способностей и состояния субъекта, воспринимавшего объект, от свойств его памяти, условий, в которых осуществляется узнавание, времени, прошедшего от момента предыдущего восприятия до момента узнавания. Каждое из таких условий способно существенно повлиять на результаты и должно учитываться при проведении данного следственного действия Справедливо по этому поводу указывает З . Г. Самошина: «Образ, возникающий при первоначальном наблюдении объекта, не всегда прочно закрепляется в памяти Человеку свойственно забывать увиденное, насла-

ивать на него новые зрительные, слуховые и иные впечатления» 3 .

Помимо этого для решения вопроса о том, целесообразно ли предъявить объект для опознания, важно проанализировать условия восприятия объекта: длительность наблюдения, расстояние от наблюдателя до объекта, освещение объекта, вид самого объекта (характерность его признаков, необычность объекта и т п ), наличие или отсутствие посторонних явлений (помех) и т д

Если речь идет о наблюдении объекта в связи с совершенным преступлением, то необходимо принимать в расчет способности субъекта опознания и его состояние в тот момент, когда он наблюдал (воспринимал) объект Иными словами, то, в какой мере преступление затрагивало интересы данного человека, совершалось ли над ним насилие и в какой форме (физическое, психическое), угрожали ли ему, насколько реальна была угроза и т п Немалое значение играют психофизиологические свойства данного лица: его чувства и память Зрение, слух, обоняние, осязание — это каналы, по которым воспринимаются признаки наблюдаемого объекта Память — это отражение сознанием того, что было в прошлом Продуктивность памяти характеризуется такими ее свойствами, как объем, быстрота, точность, длительность Все эти свойства оказывают влияние на процесс: запоминание — воспроизведение — узнавание Узнавание во многом зависит от того, насколько точно данное лицо способно запомнить признаки объекта, насколько тренирована его память, насколько он восприимчив к фиксации в памяти новых, ранее неизвестных ему фактов, обстоятельств, людей, предметов

Нельзя не учитывать при этом и такое свойство человеческого сознания, как активное стремление лучше выполнить заданное Всегда легче запомнить именно тот предмет, который будет задано узнать Иными словами, если человек отдавал себе отчет, что он является свидетелем преступления, его восприятие носит целенаправленный характер В итоге он постарается как можно лучше запомнить признаки наблюдаемых объектов .

Помимо запоминания, узнавание связано, как отмечалось выше, еще и со способностью воспроизводить («оживлять») в памяти запомненный (мысленный) образ При опознании в уголовном процессе такое воспроизведение должно происходить, по крайне мере, дважды Первый раз, когда человек излагает при допросе признаки запомненного им объекта, второй — когда ему предлагают опознать объект среди тех, которые ему предъявляют Результаты опознания будут зависеть от полноты и достоверности воспроизведения запечатленного в памяти образа

Далеко не последнюю роль в узнавании играют физическое и психическое состояние человека в тот момент, когда происходит опознание (особенно живого лица или трупа) Эмоционален или хладнокровен опознающий, волнует ли его предстоящее действие — все это неизбежно должно приниматься в расчет как обстоятельства, способные существенно повлиять на проводимое опознание

В целом психологический процесс опознания складывается из трех основных моментов:

— формирующего (восприятие объекта, запоминание и сохранение в памяти);

— репродуктивного (воспоминание и воспроизведение воспринятого);

— опознавательного (узнавание ранее воспринятого объекта путем сравнения с тем, который предъявляется в процессе следствия)

При этом стадия формирования образа всегда относится к доследственному этапу, так как она осуществляется вне уголовно-процессуальных отношений и не в связи с ними Репродуктивный и опознавательный этап — следственные этапы, так как здесь правовое регулирование призвано обеспечить активизацию и правильное протекание этих процессов

Успех опознания зависит не только от того, насколько полно и точно воспринял опознающий индивидуальные особенности объекта, запомнил воспринятое, но и от психологически правильной организации предъявления Следователь, принимая решение о производстве предъявления для опознания, должен представлять процессы восприятия, запоминания и узнавания объектов, на научной основе судить о том, в каких случаях эти процессы протекали нормально и дали достоверные результаты, а в каких нет, следовательно, могут привести опознающего к неправильным выводам.

Необходимо отметить, что процесс формирования образа происходит не по типу «фотографирования», т е механического отображения свойств объектов в сознании, как в зеркале, а представляет собой чрезвычайно сложную, многообразную деятельность мозга, органов восприятия и движения В формировании образа участвуют все психические функции человека: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, склонности, личностные особенности, эмоциональные процессы, потребности, интересы и т п Эти процессы представляют собой сложные формы психической деятельности, как результат функционирования не только так называемых анализаторов (мозг и нервные проводящие пути), но и всего организма в целом4 .

Образ воспринятого объекта в течение длительного времени сохраняется в памяти человека

Сохранность его определяется во многом условиями восприятия При этом память как совокупность сложных психологических процессов подчиняется определенным закономерностям, которые влияют на точность воспроизведения и отождествления объекта

Запоминание включено в процесс восприятия и является его неотъемлемой частью . Формированию образа сопутствует запечатление его в памяти Обычно в психологии выделяют две формы запоминания: непроизвольное и произвольное Под первым имеется в виду такое запоминание, которое происходит как бы непроизвольно, т е когда перед человеком не стоит специальная задача запомнить что-либо Такого рода запоминание происходит в значительной мере неосознанно Другой вид запоминания — произвольное — имеет место, когда человек заведомо ставит перед собой цель запомнить какой-то объект, событие и т п

Разумеется, произвольное запоминание в большинстве случаев является более эффективным и продуктивным по объему (количество материала, которое запоминается) и по прочности запоминаемого (длительности времени, в течение которого запомненное сохраняется, удерживается в памяти) В следственной практике в большинстве случаев встречается непроизвольное запоминание Поэтому основное внимание следует обратить на характеристику особенностей этого типа запоминания, на установление и выяснение факторов, влияющих на объем, полноту и прочность запомненного непроизвольно

Сохранность запомненного зависит от времени, прошедшего с момента запоминания, от того, насколько запоминание было прочным При этом между сохранностью материала в памяти и количеством времени, прошедшего с момента запоминания, нет однозначной зависимости В первые дни, как правило, забывается большая часть запомненного Затем процесс забывания постепенно замедляется, и оставшееся в памяти может сохраняться в ней в течение длительного времени, почти не изменяясь В то же время имеется так называемое явление реминисценции памяти, которое заключается в том, что по истечении некоторого времени от момента запоминания человек может вспомнить событие и воспроизвести большее количество деталей лучше, чем в ходе опроса сразу после происшествия Тем не менее при любом виде запоминания опознание целесообразно проводить как можно раньше

На второй стадии психологического процесса опознания — репродуктивной, которая осуществляется в рамках процессуальной деятельности, — происходят воспоминание и воспроизведение воспринятого

Воспроизведение по памяти происходит путем припоминания и узнавания Физиологической основой их является оживление установившихся в процессе запоминания временных нервных связей . В своих показаниях на допросе человек воспроизводит образ воспринятого события, явления, обстоятельств, при которых наблюдался соответствующий объект, приметы и его особенности, в пределах того, что сохранилось и восстановилось у него в памяти. Другими словами, человек вербализует мысленный образ, отражающий воспринятый объект или событие Описание объекта как бы систематизирует запомненное, делает его более четким, мобилизует скрытые возможности памяти и тем самым способствует последующему опознанию . Надо иметь в виду, что страх, напряжение, утомление затрудняют припоминание Поэтому важное тактическое значение имеет при допросе создание обстановки, успокаивающей допрашиваемого Важно вытеснить из сознания допрашиваемого негативные эмоции, мешающие спокойному воспроизведению запечатленного

Помимо этого важным является то, что нередко выразить мысленный образ в словесной форме для многих людей является задачей более сложной, чем узнавание объекта при предъявлении Это обусловлено в определенной степени тем, что многие признаки в деталях трудно описать словами (например, особенности походки, тембр голоса, выражение лица и т. п.) . Чаще всего удается передать лишь самое общее впечатление

Для большей полноты и точности воспроизведения воспринятых и сохраненных памятью фактов надо использовать такие тактические приемы, как свободный рассказ, показ, избегая при этом психического давления и элементов внушения, ведущих к непроизвольному искажению запечатленного

На полноту воспроизведения запечатленного оказывают влияние различные факторы, в том числе и фантазирование допрашиваемого Склонность к фантазии, искажениям, преувеличениям чаще всего проявляется у детей и лиц с истерическим складом характера Причиной фантазирования при воспроизведении могут быть пробелы восприятия (обычно это относится к восприятию быстротечных событий), а также пробелы памяти, особенно если с момента восприятия прошло много времени Кроме того, определенное значение имеет и отношение к следователю Стремясь избежать неполноты, допрашиваемый может добавить «несущественные», на его взгляд, детали

В подобных случаях наиболее верным способом устранения возможных отрицательных последствий является проверка сообщенного путем производства

других действий, сопоставление с уже установленными фактами

Узнавание по своему объективному значению представляет главный момент предъявления для опознания и заключительным этапом формирования показаний опознающего Оно основано на оценке результатов сравнения непосредственно воспринимаемого и воспринятого ранее

Большую роль при узнавании играет выделение специфического Человеческий мозг может мгновенно и безошибочно выделять в каждой ситуации набор признаков: существенных, важных, отбрасывая при этом второстепенные

Узнавание по своим психическим механизмам бывает двух видов:

— обобщенное, или неспецифическое;

— дифференцированное, или специфическое. Обобщенное узнавание заключается в восприятии только общих признаков объекта Дифференцированное узнавание включает общие и особые, специфические для данного предмета приметы

Процесс предъявления для опознания как процесс установления тождества или различия предполагает активную психологическую деятельность опознающего субъекта

Нельзя не отметить того, что опознание не только мыслительный процесс, но и волевой Поэтому следователь заранее должен направлять и активизировать как мыслительную деятельность опознающего, так и его волевые усилия

Формирование образа представляет собой усвоение отличительных признаков и воссоздание образа определенного объекта Опознавательный процесс включает использование этих признаков для решения вопроса о тождестве, различии и установлении групповой принадлежности

Необходимо отметить то, что люди по-разному воспринимают признаки внешности Нередко они в состоянии запомнить лишь небольшую часть, и способность эта развита у людей неодинаково. Поэтому на практике следует учитывать, что при опознании одного и того же объекта несколькими лицами (производимого, разумеется, раздельно) вполне возможна разноречивая информация в отношении одних и тех же признаков и указание в одном и том же объекте различных примет В таких случаях следователю необходимо уточнить показания опознающих и выяснить, что является причиной указанных противоречий, обратив внимание на индивидуальные психологические особенности восприятия

В следственной практике встречаются ошибочные и неопознание, и опознание

Существуют объективные причины, вызывающие такие ошибки: изменение внешнего вида или

иных воспринимавшихся ранее свойств объекта; неблагоприятные условия прошлого восприятия; быстротечность воспринятого события; большой промежуток времени, разделяющий восприятие и узнавание

На процесс узнавания влияют сходство или различие условий, в которых воспринимался или воспринимается объект

Одним из методов предотвращения искажений является тщательное выяснение условий восприятия объекта и, по возможности, адекватное повторение при воспроизведении Например, целесообразно предъявлять живых лиц в той же одежде, в которой они воспринимались в первоначальной ситуации

В числе субъективных причин ошибочного опознания или, напротив, неопознания можно назвать описанные выше закономерности восприятия и запоминания, а также влияние внушения при узнавании Непроизвольные искажения при узнавании создали мнение о том, что узнавание будет более достоверным, если субъект подробно перечислит признаки объекта, и менее надежным, если он не в состоянии это сделать Однако в следственной практике приходится встречаться с тем, что свидетель в ходе допроса не может назвать определенные признаки лица, но заявляет, что опознает предъявленное ему лицо, а затем, увидев, объект опознает его с полной определенностью

С психологической точки зрения такое опознание основано на приметах и признаках, которые при узнавании фиксируются автоматически, в результате человек узнает объект «одномоментно и сразу» При объяснении этого явления надо исходить из того, что процесс узнавания, как указывал И . М . Сеченов, «происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли» 5 . Поэтому, неспособность лица описать отдельные свойства предмета не исключает возможности его безошибочного опознания, так же как правильное описание не обеспечивает возможности опознания 6 . В связи с этим можно согласиться с мнением Г И Кочарова в том, что предъявление для опознания необходимо производить и в тех случаях, когда свидетель на допросе не может рассказать о приметах и внешности наблюдаемого Однако после опознания следует снова произвести допрос, чтобы выяснить, на основе каких признаков допрашиваемый смог опознать предъявленные вещи или лицо Такой допрос поможет следователю правильно оценить результаты опознания 7.

Таким образом, обстоятельства, влияющие на подготовку, проведение опознания и оценку его результатов, могут быть классифицированы как субъективные (состояние лица, его психофизиологиче-

ские свойства) и объективные (условия восприятия объекта, выраженность его признаков) .

Нельзя не отметить и того, что существуют особенности узнавания, которые обусловлены его процессуальными условиями, и такие особенности значительны . Так, каждый человек достаточно легко узнает голос знакомого ему человека (например, артиста) Но если предложить ему обосновать свой вывод и сформулировать это обоснование, уверенность в опознании обычно снижается . В то же время если человек сумеет обосновать свой вывод и поверит в него, увеличивается его желание настаивать на собственной правоте

Между тем известно, что закон требует, чтобы опознающий обосновал свой вывод о наличии или отсутствии тождества . Очевидно, что при этом должны быть учтены указанные выше особенности влияния обоснования на вывод опознающего

Знание и понимание следователем психологических и процессуальных основ процесса узнавания способствуют правильной организации этого сложного следственного действия, оценке полученных результатов, стремлению к проверке результатов опознания другими доказательствами

Необходимо помнить, что именно следователь (а при рассмотрении дела в суде — суд) дает оценку результатам предъявления для опознания, поскольку он решает вопрос о состоявшемся (несостоявшемся) тождестве или установлении групповой принадлежности, так как это понятие оценочное, основанное на заявлении опознающего . С учетом приведенного нельзя не согласиться с А . Я . Гинзбургом: «.следует считать ошибочной точку зрения о том, что предъявление для опознания заключается в установлении потерпевшим, свидетелем, подозреваемым или обвиняемым тождества или групповой принадлежности ранее воспринимавшегося объекта 8 . Указанные лица заявляют об узнавании объекта, следователь уточняет путем постановки вопросов опознающему степень узнавания, оценивает полученный результат, сопоставляет его с другими доказательствами и таким образом осуществляет отождествление (идентификацию)» 9 .

Поскольку узнавание может иметь различную степень точности — от установления сходства до отождествления, следователь должен выяснить, в чем выражается опознание: в установлении сходства или тождества Ни в коем случае нельзя ограничиваться только заявлением об опознании

Таким образом, результатом предъявления для опознания может быть отождествление (узнавание единичного конкретного объекта), установление сходства (отнесение объекта к общей группе) и неузнавание Например, отождествление будет иметь место, когда опознающий, сопоставив предъявлен-

ных ему граждан с мысленным образом человека, которого он видел ранее, заявит, что опознает одного из предъявленных по конкретным отличительным признакам, как того самого, которого видел ранее . Если же опознающий заявит, что опознаваемый похож на того человека, которого он видел ранее, но наряду с некоторыми сходными приметами он находит и отдельные различия, а потому не может утверждать, что это тот же самый человек, то такое опознание следует считать установлением групповой принадлежности Между двумя указанными видами опознания существует большое различие с точки зрения их доказательственной значимости В первом случае речь идет о том же самом объекте, и исключены все остальные, а во втором — лишь о том, что этот объект и ему подобные не исключаются из числа искомых

Предъявление для опознания, в процессе которого отождествление или установление сходства происходит путем узнавания, является разновидностью (формой) криминалистической идентификации. Действия следователя или суда, состоящие в предъявлении человека или какого-либо предмета потерпевшему, свидетелю, подозреваемому или обвиняемому в целях опознания, представляет не что иное, как криминалистическую идентификацию Рассматривая закономерности, которым подчинен процесс идентификации, можно определить, что идентифицируемым объектом будет тот единичный, конкретный объект, который подлежит опознанию Он должен обладать выраженной индивидуальностью и относительно устойчивыми опознавательными признаками. Эти признаки должны быть настолько выражены и индивидуально определены, что человек без каких-либо специальных научно-технических средств мог бы воспринять и запомнить их. В отличие от других форм, рассматриваемая нами идентификация по мысленному образу характеризуется тем, что объект может быть идентифицируем лишь в том случае, если он ранее непосредственно воспринимался опознающим

Другая существенная особенность заключается в том, что в данном случае идентифицирующий «объект» — категория идеальная Это мысленный образ, сохраняемый в памяти человека и возникший в результате прежнего восприятия кого-либо или чего-либо В этой связи употребление термина «объект» по отношению к мысленному образу представляется неточным

Учитывая, что объекты, предъявляемые для опознания, могут быть самыми разнообразными, их группируют по видам Это очень важно и с процессуальных, и с криминалистических позиций, поскольку от видов объектов зависят процессуальный порядок их предъявления и тактические приемы проведения следственного действия

1 Криминалистика : в 2 т. / под ред . Р. С . Белкина, В . П . Лаврова, И . М . Лузгина . М ., 1988 . Т. 2 . С . 119.

2 Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россин-ская Е. Р. Криминалистика / под ред . Р. С . Белкина . М ., 1999. С . 649.

3 Самошина З. Г. Вопросы теории и практики предъявления для опознания на предварительном следствии . М ., 1976 . С . 16 .

4 См . подробнее: Смирнов А. А. Психология . М ., 1956 . С.180.

5 Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения . М ., 1947. С . 355-356 .

6 Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей . М . , 1967. С . 264.

7 Кочаров Г. И. Опознание на предварительном следствии . М . , 1955. С .19 .

8 Криминалистика : в 2 т. / под ред . Р. С . Белкина, В . П . Лаврова, И . М . Лузгина . Т. 2 . С . 119.

9 Гинзбург А. Я. Опознание в следственной, оперативно-розыскной и экспертной практике . М . , 1996 . С . 14 .

УДК 343.1 © П. В. Козловский, П. В. Седельников, 2014

Участие специалиста в изъятии электронных носителей

П. В. Козловский *, П. В. Седельников **

В статье исследуется влияние требования об обязательном участии специалиста в изъятии электронных носителей на эффективность доказывания. Проведен сравнительный анализ правового положения специалиста в российском, украинском и белорусском уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: специалист, электронный носитель, допустимость доказательств.

Процессуальный статус специалиста закреплен в ст. ст. 58, 74, 80, 168, 251, 270 и иных положениях УПК РФ. Как самостоятельный процессуальный участник специалист в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве появился в 1966 г. , когда УПК РСФСР 1960 г. был дополнен ст. ст. 661, 1331, 2531 и 2751, определяющими основные права, обязанности и формы участия специалиста в уголовном процессе 1 .

Если по УПК РСФСР 1960 г. (ст. ст. 1331, 2531) специалист привлекался лишь для участия в производстве следственных (судебных) действий в целях оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, то на современном этапе его предназначение состоит в выполнении более широкого круга задач 2 . Это обусловлено тем, что преступники принимают на вооружение передовые достижения науки и техники, и потребность в использовании специальных знаний в процессе доказывания возрастает

В соответствии с ч . 1 ст. 58 УПК РФ, специалист — это лицо, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств при исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию . С участием специалиста связано формирование таких самостоятельных доказательств, как заключение специалиста и показания специалиста (ст . 80 УПК РФ) . Но неизменной всегда оставалась его вспомогательная роль, он привлекался к участию в уголовном деле по усмотрению органов расследования .

Федеральным законом № 143-ФЗ от 28 июля 2012 г. 3 внесены коррективы в «устоявшиеся» формы участия, которые заставляют по-новому взглянуть на самостоятельность следователя, дознавателя в вопросах приглашения специалиста для оказания

* В нашем журнале опубликовал статью «Эволюция видов доказательств в отечественном уголовном судопроизводстве» (2012 . № 4) .

** В нашем журнале публикуется впервые .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.