Научная статья на тему 'Некоторые положения возникновения коррупции'

Некоторые положения возникновения коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ВЗЯТКА / МЗДА / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / МЗДОИМСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравченко Юрий Маркиянович, Дьякова Ольга Александровна

В данной статье рассмотрены исторические корни коррупции, авторами подробно изучены термины взятка, мзда, взяточничество, мздоимство. Изучены проблемные вопросы правового понятия и признаков коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые положения возникновения коррупции»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ Кравченко Ю.М.1, Дьякова О.А.2

1Кравченко Юрий Маркиянович - кандидат юридических наук, доцент, кафедра правового обеспечения национальной безопасности;

2Дьякова Ольга Александровна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра гражданского и международного права, Нижегородский Институт Управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в данной статье рассмотрены исторические корни коррупции, авторами подробно изучены термины взятка, мзда, взяточничество, мздоимство. Изучены проблемные вопросы правового понятия и признаков коррупции. Ключевые слова: коррупция, правовое понятие, коррупционные проявления и правонарушения, взятка, мзда, взяточничество, мздоимство.

Данное понятие в нашем понимании возникло совсем недавно, до этого периода были близкие к этому термину слова как взятка, мзда, взяточничество, мздоимство. Попытаемся разобраться в данных понятиях, что их объединяет и в чем разница.

Взятка - поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, магарычи, плата или подарок должностному лицу или подкуп его на незаконное дело.

Взяточник - кто берёт взятки, продажный человек.

Взяточничество — обычай брать взятки, порядок вещей, где требуются, берутся взятки.

Мзда — награда или возмездие, плата, вознаграждение, воздаянье, барыш, прибыток, корысть, добыча.

Мздоимствовать - брать подарки, приношения, взятки; быть продажным человеком.

Как видно, что взяточник и мздоимец, почти одно и то же понятие. В нашу жизнь слово коррупция вошло не так давно и уже стало нарицательным международным термином.

Коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruption— подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкое понимание, вытекающее из латинского слова.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интереса общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупционером может быть любое должностное лицо, обладающее властью над распределением каких - либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник полиции, администратор, экзаменатор, врач и т.д.). Главным в коррупции является возможность получения выгоды, связанной с использованием властных полномочий.

Исторически корни коррупции, вероятно, восходят, к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и

способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времён. Наказание за взяточничество (подкуп) предусматривалось еще законами Хаммурапи (ок. 1760 до н.э.).

В России наказание за взяточничество судей впервые было установлено Судебником 1947. Среди коррупционных действий различались лихоимство (подкуп за действия, нарушающие законодательство) и мздоимство (подкуп за действия без нарушения закона), а с 16 в. — и вымогательство. К 18 столетию коррупция в России становится массовым злом [1, с. 14].

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).

Известно, что коррупция сильно воздействует и вызывает колоссальные экономические, правовые, социальные и другие потери в частности:

- неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

- неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны;

- потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;

- потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

- разорение частных предпринимателей;

- снижение инвестиций в производство, замедление экономическое роста;

- понижение качества общественного сервиса;

- нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает ее эффективность;

- рост социального неравенства;

- усиление организационной преступности — банды превращаются в мафию;

- ущерб политической легитимности власти;

- снижение общественной морали и другие.

В документах 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1979) существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество, незаконная поддержка и финансирование политических структур, предоставление льготных кредитов, заказов, «благ» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам - товарам услугам, источникам дохода, привилегиям) и др. Мировое сообщество и государства предпринимают правовые и организационные шаги по сокращению коррупции.

В настоящее время действует Конвенция ООН против коррупции принятая в 2003 (ратифицирована РФ в 2006). На международном уровне предусматривается уголовное преследование лиц, замешанных в отмывании денег, взяточничестве и превышении должностных полномочий. Подробно регламентируются оказания

государственными участниками взаимной правовой помощи, сотрудничество правоохранительных органов в расследовании преступлений.

Наше общество свыклось с тем фактом, что в случае нарушения закона, каких-либо правил поведения, мы можем свое нарушение «купить», - уплатив чиновнику определенную денежную сумму, и считаем зачастую это нормальным поведением. А может лучше не совершать правонарушений и платить не придётся никому.

Однако многие считают, что некоторые действия не являются взяткой, мздой. Приведём несколько высказываний из статьи Владислава Куликова в Российской газете от 23.05.2012 г. Один чиновник берет взятку за то, что должен был сделать и так: поставить свою подпись, составить протокол, решить конкретный вопрос и т.п. Часто так бывает, что за определенное вознаграждение чиновник делает свою работу гораздо быстрее.

Также взяткой, порой, можно смягчить сердце строгого инспектора. Бывает, в силах конкретного чиновника решить, как наказать нарушителя: мягче или сильней. За взятку вместо грозного штрафа человек вдруг получает легкое предупреждение, и все остаются довольны. В подобных случаях чиновник не вышел за рамки своих полномочий. Если сумма взятки не велика. Уголовный кодекс предусматривает наказание до трех лет лишения свободы. Ведь взятка - это всегда плохо.

Гораздо строже уголовный закон к тому, кто берет деньги за незаконные действия. Например, когда следователь по заказу фальсифицирует уголовное дело. Или, наоборот, разваливает обвинение. За подобное незаконные «продажи» предусматривается срок уже от трех до семи лет.

На государственном уровне пытались решить данную проблему путем повышения заработной платы, якобы высокие зарплаты чиновникам уменьшат долю коррупции. Повысили и что? В одностороннем порядке эту проблему не решить. Это лишь один из способов решения данной проблемы. Нужен комплекс по недопущению этого зла, а также необходимо помнить, что главный принцип борьбы с любым видом преступности, это — неотвратимость наказания. Очень важно создать в обществе отношение к чиновникам, такую обстановку, чтобы каждый из них не был заинтересован подрывать свой авторитет, имидж.

А сегодня административные барьеры и коррупционеры пытаются захватить информационную нишу (пространство).

Как прокомментировал по этому вопросу Андрей Конев — председатель регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей в Новгородской области, что - коррупционер и те, кто создает административные барьеры, боятся огласки, а у нас в силу того, что никто уже не верит в эффективность борьбы, совсем перестали об этом говорить. С нами никто уже не делится такой информацией, ее уже никто не обсуждает. Далее он отметил, что видимо, имеет смысл открыть, например, сайт или блог, чтобы предприниматели размещали туда полную информацию о подобных фактах, где будут размещать фамилию чиновника, который вел себя таким неподобающим образом. Ведь зачастую для коррупционеров более значимо моральное обличение, и мы это сможем сделать совместными усилиями.

В 2008 году 25 декабря был принят федеральный закон № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», где четко записано, что коррупцией называется — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, и указанная их деятельность конкретно прописана в статье 6 меры профилактики коррупции:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности, непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

В настоящем законе указана так же ответственность физических и юридических лиц за коррупционную деятельность в частности об этом говорится в статьях 13 и 14:

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не

22

освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации [2].

Казалось бы, есть закон, существуют нормы морали, четко прописаны меры, принимаемые как на уровне высших органов государственной власти РФ, так и на уровне субъектов РФ. Однако количество коррупционных действий не сегодняшний день не снижается. В связи с этим представляется, что никакие нормы закона не могут повлиять на изменения общественного восприятия, сознания.

Необходимо повышать не только общий правовой уровень знаний общества, но также восстанавливать духовно — нравственные ценности человеческой души, создавать такие институты, при которых сам человек не хотел или не мог совершить подобное деяние, а это задача не только государства, но и всего общества. Объективно учитывая нынешнюю ситуацию пока побороть, искоренить коррупцию невозможно, но минимизировать ее можно и необходимо, если мы хотим жить в цивилизованном, социально - правовом государстве.

Список литературы

1. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб, 1997. С. 12-19.

2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.