Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПРОЕЗДЕ В ВАГОНЕ БЕЗ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА В УСЛОВИЯХ СУХОГО ЖАРКОГО КЛИМАТА'

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПРОЕЗДЕ В ВАГОНЕ БЕЗ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА В УСЛОВИЯХ СУХОГО ЖАРКОГО КЛИМАТА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПРОЕЗДЕ В ВАГОНЕ БЕЗ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА В УСЛОВИЯХ СУХОГО ЖАРКОГО КЛИМАТА»

30° 2 ч. После этого его с компонентами в жидком бульоне при комнатной температуре пропитывали 30—40 мин, подщелачивали 20% раствором до рН 7,4. Если возникала необходимость, то среду фильтровали через ватно-марлевый фильтр. Стерилизовали при 120° 20 мин. Затем агар изучали, для чего забирали образцы сточных вод в 12 яслях н 2 сточных каналах инфекционных больниц Саранска. Полученные сточные воды фильтровали через пластинку «ЕК» фильтра Зейца. Приготовленный фильтрат микропипеткой засевали по 0,5 мл на указанный выше агар и параллельно — на контрольный.

Засеянный материал оставляли при 37° на 10 сут. С целью предотвращения агара от высыхания в эксикатор вливали стерильную дистиллированную воду. Наблюдая высеваемый фильтрат в чашках Петри опытного и контрольного агара, следили за ростом и развитием колонии. В процессе наблюдения установлено, что на опытном агаре проявлялись колонии в виде капелек росинок. Они достигали стадии развития И-форкы на 3— 4-е сутки роста, тогда как на контрольном агаре с кормилками сарциной в аналогичной стадии роста колонии выявлялись лишь на 8—9-е сутки. Дальнейшие наблюдения за ростом и развитие этих колоний на опытном, высококалорийном агаре показало, что переход колонии в Б-форму осуществлялся в течение 50 пассажей, т. е. через 50 дней, тогда как на контрольном эта фаза развития роста колонии достигала только через 120 сут пассирования.

Результаты наших опытов свидетельствуют, что из 169 образцов сточных вод каналов яслей и медицинских учреждений Саранска выделено максимальное общее количество различных видов фильтрующихся форм бактерий, в том числе: на опытном агаре идентифицировано 5 штаммов, на контрольном — 16. Кроме того, выделено 19 штаммов, которые фильтровались через пластинку «ЕК» на фильтре Зейца, но их свойства неиден-тнфицнровались. Таким образом, плотная питательная среда по сравнению с контрольным агаром максимально обеспечивает физиологические потребности для выделения из сточных вод различных фильтрующихся форм бактерий.

Поступила 20/XI 1975 г.

УДК в 13.в92:М8.841:612.51-053.2(213.5)

Кандидаты мед. наук В. П. Новоселов, А. М. Лакшин

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПРОЕЗДЕ В ВАГОНЕ БЕЗ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА В УСЛОВИЯХ СУХОГО

ЖАРКОГО КЛИМАТА

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

В июне — июле 1974 г. нами были проведены исследования, целью которых являлось выяснение некоторых показателей теплового состояния у детей при проезде в 6-местном купейном вагоне без кондиционирования воздуха по маршруту Караганда — Москва и Душанбе — Москва. О показателях теплового состояния мы судили по результатам измерения температуры тела и кожи. Температуру тела измеряли в подмышечной области с помощью медицинского термометра, температуру кожи — электротермометром (ЭТМ) в 4 точках: грудь в области соска, плечо, бедро и голень в области передней верхней трети (Г. Б. Смолянский). По результатам этих измерений определяли средневзвешенную температуру кожи по формуле: 7^=0,3 (/ груди + t плеча) + 0,2 (/ бедра + f голени).

В качестве одного из функциональных показателей, характеризующих в некоторой степени состояния сердечно-сосудистой системы у испытуемых, определяли пульс в покое (сидя) после 5-минутного отдыха в этой позе. Исследования проводили ежедневно утром (с 7 до 10 ч) и вечером (с 19 до 22 ч по московскому времени). Одновременно с проведением физиологических исследований фиксировали микроклиматические показатели. На рисунке наряду с физиологическими показателями приведена средневзвешенная температура воздуха в купе на уровне средней полки.

Для контроля была взята группа из 10 детей в возрасте 4 и 7 лет — воспитанников подмосковного детского сада, находящаяся в комфортных микроклиматических условиях (температура воздуха 21—23°, относительная влажность 50—65%). Этой группе в течение 2 дней подряд утром и вечером (в такое же время, как и у испытуемых) измеряли температуру тела и кожи, а также измеряли пульс в покое (сидя).

Рейс Караганда — Москва продолжался 55 ч 45 мин. В исследованиях принимало участие 5 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Температура воздуха во время рейса была в пределах 23—28° (см. рисунок), относительная влажность составила 23—55%.

Первое обследование испытуемых проведено через 1 ч после посадки их в вагон.

Как видно из рисунка, средневзвешенная температура кожи у испытуемых превышала на 0,61—1,54 аналогичные показатели детей контрольной группы и находилась в прямой зависимости от температуры воздуха в вагоне. Выявленные различия статистически достоверны (Р<0,05—0,01). При этом температура тела у испытуемых не изменялась. Пульс у испытуемых в динамике имел.тенденцию к учащению и несколько превышал сред-

12 19 7 12 19 Время суток (6 часах) — 4---5 -—£

Температура тела

ножи

Температура тела и кожи у испытуемых в зависимости от температуры

воздуха в вагоне. 1 — в рейсе Караганда — Москва; 2 — в рейсе Душанбе — Москва; 3 — контрольная группа; 4 — рейс Караганда — Москва; 5 — рейс Душанбе — Москва; 6 — температура воздуха в вагоне.

ние значения его у контрольной группы. Однако эти различия статистически недостоверны (Я <0,4).

Во втором рейсе (Душанбе — Москва), продолжавшемся 88 ч 13 мин, под наблюдением находилось 10 детей, в том числе 3 в возрасте 4—7 лет и 7 в возрасте 9—12 лет. Первое обследование проведено после 12-часового пребывания в пути (после ночи, проведенной в вагоне).

Температура воздуха в вагоне была в диапазоне 23—39°, лишь в один из дней утром и вечером она снижалась до 25 и 28,2° соответственно (см. рисунок). Относительная влажность воздуха была в пределах 18—30%.

Как видно из рисунка, в первые сутки пути, когда .температура воздуха в вагоне была наивысшей (29—39°), у испытуемых отмечалось статистически достоверное повышение температуры тела и кожи по сравнению с контролем. В дальнейшем в связи с понижением температуры воздуха в вагоне статистически достоверные различия (Р<0,01—0,001) были характерны лишь для температуры кожи.

Если сопоставить температуру тела и кожи у испытуемых в рейсах Караганда — Москва и Душанбе — Москва с температурой воздуха в вагоне в соответствующем рейсе, то можно видеть прямую зависимость между этими показателями. При этом в рейсе Душанбе — Москва напряжение терморегуляторных процессов было наивысшим и практически граничило с перегреванием. В этом рейсе частота пульса в динамике у детей 4—7 и 9—12 лет имела разнонаправленный характер. В первом случае пульс учащался, во втором — уре-жался, что, по-видимому, связано с различной активностью в движениях, а возможно, и с особенностями сердечно-сосудистой системы детей различного возраста.

Детские контингенты в летних пассажирских перевозках занимают существенный удельный вес. Так, в рейсах Караганда — Москва и Душанбе — Москва дети составляли соответственно 15,5 и 27,2% общей численности пассажиров, совершавших поездку в вагоне.

При проезде летом через районы с сухим и жарким климатом в вагоне без кондиционирования воздуха создаются дискомфортные микроклиматические условия, которые в ряде случаев приводят к высокому напряжению у детей терморегуляторных процессов, граничащих с перегревом, у детей грудного возраста они могут вызвать выраженное перегревание организма.

ЛИТЕРАТУРА. СмолянскийГ. Б. — «Гиг. и сан.», 1972, № 4, с. 81—84.

Поступила 26/У1П 1975 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.