and the immunoreactivity (phagocytic activity of leucocytes). It was found that the concentrations of fluorine in the drinking water under study had no effect neither on the SH-group content of the blood serum and other biosubstrates, nor on the tissue respiration or the phagocytic activity of leucocytes. The author's opinion is that the USSR standard maximum permissible concentration of fluorine in drinking water (1,5 mg/1) is unharmful, and fluorization of drinking water up to the level of 1 mg/1 is a safe and expedient measure.
; . УДК 613.5 : 698.8
К ОЦЕНКЕ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ НАЛИВНЫХ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНЫХ ПОЛОВ
Доц. А. И. Боков, В. А. Прокопенко, С. Я. Федорчук, доц. А. В. Чуйко
Кафедра коммунальной гигиены Ростовского-на-Дону медицинского института и лаборатория строительных пластмасс Ростовского инженерно-строительного
института
• •
__9
При сооружении полов в жилых и общественных зданиях в последнее время стали применять бесшовные монолитные покрытия на основе синтетических смол. Строители дают этим полам, производимым индустриальным методом, положительную оценку, ссылаясь на их высокую прочность, износоустойчивость, эластичность, термическую стойкость и хорошую адгезию к любому виду основания, между тем литературные данные по гигиенической оценке таких полов отсутствуют.
Мы подвергли изучению в условиях детского сада-яслей на 135 мест теплозащитные свойства наливных полов на основе поливинилацетат-ной эмульсии. Исследуемые полы имели два слоя — цементно-песчаное основание и синтетическое покрытие толщиной 2—3 мм, состоящие из сьязующей пластифицированной поливинилацетатной водной эмульсии, •наполнителя маршалита (тонкомолотый песок) и красящего вещества. Для контроля был взят другой детский сад, расположенный на том же участке, с такой же ориентацией и планировкой, но с паркетными полами.
В основных и контрольных помещениях был исследован микроклимат (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха), определены теплообменные реакции организма со средой у детей путем измерения кожных температур и проанализирована заболеваемость детей за годичный период. Наблюдения в обоих зданиях велись синхронно по единой программе. Исследования микроклимата проведены с октября 1962 г. по февраль 1963 г. За этот период температура наружного воздуха колебалась в пределах 13,3 до —6,3°, относительная влажность — от 92 до 41% и скорость движения воздуха — от 18 до 5,3 м/сек.
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях мы регистрировали при помощи недельных термографов и гигрографов на высоте 0,1 и 1,5 м от пола. В дни измерения физиологических реакций организма температуру воздуха определяли и на уровне 0,8 м, т. е. в зоне дыхания детей. Скорость движения воздуха измеряли кататермометром. Статистической обработке подвергнуты данные 27 термограмм, 27 гигрограмм и более 200 инструментальных замеров микроклиматических факторов. Средние результаты измерений температуры и относительной влажности приведены в табл. 1. Доверительный интервал (1р) рассчитан с достоверной вероятностью 99%.
Из табл. 1 видно, что температура воздуха у пола в основных помещениях была в среднем на 0,5° ниже, чем в контрольных, при более высокой средневзвешенной температуре. Температурный перепад по
вертикали на высоте 1,5 м в основных помещениях был в среднем на 0,5° ниже, чем в контрольных, при более высокой средневзвешенной температуре. Температурный перепад по вертикали на высоте 1,5 м в основных помещениях составлял в среднем 3°, тогда как в контрольных — лишь 0,5°.
Как известно, температурный перепад в 3° является максимально допустимой величиной. Ряд гигиенистов (И. С. Ветошкин, 1952; В. А. Ру-дейко, 1963, и др.)» изучая реакцию организма на вертикальный температурный градиент, установили, что температурный перепад в 2—3° вызывает снижение температуры кожи стопы на 2,2—6,3° и создает тепловой диском-
ДО
форт.
Показатели относительной влажности в контрольных и опытных помещениях находились в пределах рекомендуемых величин. Но, как видно из табл. 1, средние показатели относительной влажности в помещениях с поливинилацетатными полами все же были выше, чем в помещениях с паркетным полом. Скорость движения воздуха во всех случаях составляла 0,1—0,2 м/сек.
Теплообменные реакции организма со средой мы изучали у группы детей 3—4-летнего возраста, насчитывавшей 30 человек. Температуру кожи у них мы измеряли после 30—40-минутного пребывания их в покое. Измерение вели в стандартных точках по Дюбуа (1—лоб, 3 — грудь, 12 — подошва стопы, 13 — тыл кисти) электротермометром ТЭМП-60 с октября 1962 г. по февраль 1963 г. Всего было сделано и подвергнуто статистической обработке около 700 замеров температуры кожи, средние величины которой представлены в табл. 2.
Таблица 2
Средние показатели температуры кожи и статистическая достоверность разницы ее
(в градусах)
Точка измерения р Основные помещения Контрольные помещения т Р
М —1 1 ligg м ±а | иге
Стопа............ 25,1 1,7 0,51 27,2 2,1 0,64 6,85 >99
Кисть.....•...... 29,0 1.5 0,42 28,2 1.5 0,48 3,34 >99
Лоб............. 31,4 0,9 0,24 30,8 1.1 0,32 4,10 >99
Грудь ............ 32,6 0,7 0,37 31,1 0,8 • 0,24 9,10 >99
Как видно из табл. 2, у детей в помещении с поливинилацетатным полом температура кожи стопы в среднем на 2,1° ниже, чем в помещении с паркетным полом (несмотря на более высокую температуру воздуха на высоте роста детей в основных помещениях). Эти данные указывают на значительное охлаждение стоп испытуемых. Небольшое превышение температуры кожи остальных частей тела у детей в опытном помещении по сравнению с контрольным обусловлено более высокой
Таблица 1
Результаты измерений температуры и относительной
влажности в помещениях
Место измерения Температура (в градусах) уровень измерения (в м) Относительная влажность (в %)
0.1 • 0,8 1.5 0,1 1,5
• • Основные помещения # * м а+ 1Р± 19 0,91 0,18 20,5 1,46 2,63 22 1 .27 0,23 46 4,9 1 39 4,6 0,9
Контрольные М 19,5 19,6 20 35,5 33
помещения а+ 0,84 1,25 1,60 2,8 2,9
1р± 0,29 2,25 0,51 0,7 0,7
температурой окружающего воздуха и, возможно, повышенной теплопродукцией организма как реакцией на охлаждение стоп.
Н. К. Витте (1956), М. С. Горомосов (1963), Базетт (ВагеП, 1949) и др. указывают, что большая поверхность дистальных отделов конечностей при их относительно малом объеме служит особенно важным фактором в терморегуляционных реакциях организма. Благодаря этому температура кожи конечностей оценивается как показатель, чутко реагирующий на изменения в термических условиях среды, и, следовательно, может быть использован в качестве критерия для гигиенической оценки условий микроклимата.
Одним из физиологических показателей комфортности теплового состояния организма является величина перепада кожных температур «грудь — стопа», которая в оптимальных условиях не должна превышать 5—6° (М. С. Горомосов). Судя по нашим наблюдениям, такой перепад у детей в основном помещении находился в пределах 5,6—9,6° (в среднем 7,5°), тогда как в контрольном помещении он был равен 2,6—5° (в среднем 3,9°). Таким образом, максимальный перепад температуры «грудь — стопа» в контроле был меньше минимального в опытном помещении. Это сопоставление подчеркивает резкое различие физиологических реакций у детей в сравниваемых помещениях.
Ввиду того что разница температур кожных покровов на различных участках тела довольно значительна, ряд авторов [Н. К. Витте; Г. X. Шахбазян, 1951; Уинслоу и Херрингтон (Winslow и Негпг^оп, 1942) и др.] предлагает для суждения об условиях теплоотдачи исходить из средневзвешенной температуры кожи. Мы производили расчет этой величины по формуле Б. Н. Постникова. У детей в основном помещении она оказалась равной 28,9°, а в контрольной — 29,6°, т. е. ниже на 0,7°. Таким образом, некоторое превышение температуры кожи кисти, лба и груди у детей в основном помещении не смогло нивелировать значительного снижения температуры кожи и стоп. Следует отметить, что весь обслуживающий персонал детского сада с наливными поливи-нилацетатными полами жаловался на постоянную зябкость в ногах и общее дискомфортное тепловое состояние. От обслуживающего персонала контрольного детского сада подобных жалоб не поступало.
Исследованиями советских физиологов И. С. Кандрора, М.Е.Маршака и др. установлено, что из-за охлаждения отдельных участков тела, особенно нижних конечностей, рефлекторно возникают расстройства нервно-сосудистых реакций носоглотки и гортани. Происходит набухание слизистой оболочки, что влечет за собой нарушение носового дыхания и сужение кровеносных сосудов, ведущее к уменьшению секреции железистого аппарата. В результате снижаются защитные силы организма. При неоднократно повторяющемся местном охлаждении на фоне ослабления организма активируется сапрофитная и патогенная микрофлора носоглотки. А это может способствовать возникновению заболеваний инфекционно-аллергического характера (ангины, нефрита, пневмонии, ревматизма и др.).
Особую опасность представляет переохлаждение для детского орга. низма, поскольку у детей относительная поверхность кожи в 2 раза больше, чем у взрослого, слой эпидермиса и дермы тонок и обильно снабжен капиллярами, просвет которых шире, и регуляция их деятельности со стороны нервной системы недостаточно совершенна. Кроме
того, через кожные сосуды ребенка течет значительно больше крови,
чем у взрослых. Все это содействует более быстрой отдаче тепла кожей детей.
Мы считали целесообразным изучить заболеваемость в опытном и контрольном детских садах, обращая особое внимание на простудные заболевания.
Для этого проанализировали заболеваемость за год (сентябрь 1962 г. — август 1963 г.). Первичными документами явились карты развития ребенка, было взято более 200 карт детей в возрасте от 4 до 7 лет. Возрастной состав детей показан в табл. 3.
Различия в возрасте детей опытного и контрольного детских садов вызвали необходимость прибегнуть к расчету стандартизованных показателей. Для более отчетливого выявления роли простудного фактора были особо выделены группы за*
Таблица 3 Возраст обследованных детей
болеваний, в этиологии которых значительное место занимает переохлаждение организма. Интенсивные и стандартизованные показатели заболеваемости приведены в табл. 4.
Из табл. 4 видно, что в детском саду с поливинилацетат-ными полами общая заболеваемость была в 1,7 раза выше, чем в контрольном с паркетными полами. Такое же соотношение отмечено и в группе детей с заболеваниями гриппом, катаром верхних дыхательных путей и бронхитами. Обращает на себя
внимание особенно большое превышение стандартизованного показателя заболеваемости ангиной и отитами в опытном детском саду по сравнению с контрольным (в 3,2 раза).
Таблица 4
Заболеваемость детей в опытном и контрольном детских садах и статистическая
достоверность разницы показателей
Возраст детей Опытный детский сад Контрольный детский сад
(в годах)
абс. % абс. %
4 43 41,0 27 24,4
5 35 33,3 30 27,0
6 17 16,2 42 37,8
7 10 9,5 12 10,8
Всего. . . 105 100 111 • 100
Опытный детский сад
Контрольный детский сад
Исследуемые объекты
Общая заболеваемость . . В том числе:
грипп, катар, бронхит ангина, отит ....
445
234 90
413
236 92
228
132 28
244
142 29
для стандартизованных показателей
2,69
2,22 12,5
=99
>95 >99
Весьма демонстративны данные анализа частоты повторяемости заболеваний в обоих детских коллективах, представленные на рисунке. Из этого рисунка видно, что основная масса детей в контрольном детском саду (стандартизованный показатель 60) состоит из неболевших или болевших 1—2 раза в году, тогда как в опытном детском саду лишь 33 таких ребенка (в тех же стандартизованных показателях). Стандартизованный показатель числа детей опытного детского сада,
болевших в году 6 раз и более, выше, чем в контрольном, почти в 4 раза.
Сопоставление показателей микроклимата, результатов изучения физиологических реакций и заболеваемости детей, данных опроса обслуживающего персонала в опытном и контрольном детских садах позволяет видеть причину дискомфорта в помещениях с наливными поли-винилацетатными полами в особенностях их теплофизических свойств.
С точки зрения интенсивности обменных реакций организма со средой особое значение имеет способность материала полов отнимать от окружающих предметов тепло, оцениваемая, как известно, коэффициентом теплоусвоения. В соответствии с последними нормами проектирования детских яслей-садов (СНиП П-Л.3-62) коэффициент тепло-усвоения материалов полов всех детских помещений, включая туалетные, должен быть не более 5. Именно такой коэффициент у дубовых
пола на основе поливи-нилацетатной эмульсии толщиной 2—3 мм имеет коэффициент теплоусвоения 5,14. Казалось бы, это незначительно превышает указанную выше нормативную величину и не может объяснить полученные нами различия физиологических реакций у испытуемых в основном и контрольном помещениях. Однако следует учитывать, что при толщине покрытия менее 10 мм большое влияние на коэффициент теплоусвоения пола в целом оказывают теплофизические показатели основания. Ввиду того что стяжка из цементно-песчаного раствора обладает довольно высоким коэффициентом теплоусвоения (8,65), а толщина поливинилацетатного покрытия мала (2—3 мм)у суммарный коэффициент теплоусвоения изучаемого нами пола оказался равным 6,96, что значительно превышает установленный предел.
Таким образом, наливные поливинилацетатные полы, выполненные по цементно-песчаному основанию, не могут быть рекомендованы для жилых зданий и детских учреждений. Такие полы обладают неудовлетворительными теплофизическими свойствами (высокий коэффициент теплоусвоения), обусловливают дискомфортные микроклиматические условия (большой температурный перепад по вертикали), вызывают переохлаждение и более высокую заболеваемость детей.
Используя бесшовные монолитные покрытия малой толщины (менее 10 мм) в жилых и общественных зданиях, особенно в детских учреждениях и больницах, следует учитывать, что в формировании теплового комфорта помещений большое значение имеют теплофизические константы основания пола.
Синтетические материалы толщиной 2—3 мм в помещениях с длительным пребыванием людей могут применяться для покрытия полов* только в сочетании с теплым основанием.
ЛИТЕРАТУРА
• •
Ветошкин С. И. Гиг. и сан., 1952, № 8, стр. 17. — Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956. — Горомосов М. С. Микроклимат жилищ и его гигиеническое нормирование. М., 1963. — Рудейко В. А. Гиг. и сан., 1963, № 11, стр. 17. — Синтетические материалы для покрытия полов. М., 1961. — Шахбазян Г. X. Врач, дело, 1951, №5, сгб. 393. — Bazett H. С. В кн.: Physiology of Heat Regulation and the Science of Clothing. Philadelphia, 1949, p. 109. — Du Bois E. F., West. J. Surg., 1951, v. 59, p. 476. — Winslow С. E. A., Herrington L. P., Temperature and Human Life. Princeton, 1949.
Поступила 13/XII 1963 г
паркетных полов. Синтетическое покрытие
s
1
â!
53 §
I
I
§ I
II
Частота лоНторяемости за6оле8ончи
Частота повторяемости заболеваний у детей
год в исследуемых коллективах.
/ — опытный; 2 — контрольный.
за
%
ASSESSMENT OF THERMOINSULATING PROPERTIES OF THE POLYVINYL
ACETATE COATING FOR FLOORS
A. N. Bokov, V. A. Prokopenkoy S. Ya. Fedorchuk, A. V. Chuiko
The authors compared the therrnoinsulating properties of seamless floors laid on a cement-sand bedding in a kindergarten and day nursery in confrontation with parquet floors. In the experimental rooms the temperature difference in the vertical amounted to an average of 3°C and that in control — 0,5°C. The relative air humidity in both types of rooms was within the recommended level, yet in the experimental rooms it was appreciably higher. The skin temperature of children's feet in the experimental rooms averaged 2,1°C lower than that in the parquet-floor rooms, and the difference in the skin temperatures of the chest and feet amounted to 7,5°C, as against 3,9°C in control. The morbidity (especially due to colds) in the kindergarten with polyvinyl acetate floors was higher than that in the kindergarten with parquet floors. Seamless floors with a thin synthetic coating cannot be recommended for dwelling houses and children institutions.
УДК 612.53-06 : 612.592]-084
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СЛАБЫХ ХОЛОДОВЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ НА ТЕПЛООБМЕН ОРГАНИЗМА
Проф. Б. Б. Койранский, канд. мед. наук Л. #. Уквольберг,
М. В. Дмитриев
Ленинградский научно-исследовательский институт
гигиены труда и профзаболеваний
Температура воздуха в пределах нескольких градусов выше или ниже нуля, воздействуя на организм, вызывает неадекватную и несколько замедленную реакцию со стороны терморегуляторных приспособлений. В то же время клинико-статистические данные подтверждают довольно тесную взаимосвязь между такой температурой воздуха и возникновением простуды. В связи с этим возникает необходимость выяснить, какие сдвиги в теплообмене при действии слабых холодовых раздражителей являются физиолого-защитными и какие — препатоло-гическими. Это поможет выявить закономерности, которые устанавливаются между возникновением простуды и действием слабого холодо-вого разражителя.
К сожалению, исследования, посвященные этому вопросу, почти отсутствуют. Мы попытались хотя бы отчасти восполнить этот пробел. Исследование было проведено нами в экспериментальной метеорологической камере при температуре воздуха 0°, 50—60% влажности и движении воздуха 0,1 м/сек. Исследуемыми были 7 учащихся-спортсменов в возрасте 20—25 лет. Перед началом опыта они отдыхали 30 мин. при температуре помещения 20—22°, затем поверх обычного костюма надевали полотняный халат, входили в камеру и оставались там в течение
часа (при нулевой температуре). После этого спортсмены выходили из камеры и в течение часа снова сидели при температуре 20—22° (восстановительный период). Через каждые 30 мин. у них изучали мобильность холодовых рецепторов (по П. Г. Снякину). Для этого на внутреннюю поверхность предплечья вблизи кисти руки резиновым штампом наносили сетку размером 4X4 см с 16 квадратиками по 1 см2. Холодо-вые рецепторы определяли на пересечении линии в центре квадратов всегда в одних и тех же местах при помощи точечного эстезиометра, имевшего нулевую температуру щупа (табл. 1). Исследовали потребление кислорода, температуру тела, температуру кожи, частоту пульса.
При исследовании реакции холодовых рецепторов на действие хо-лодового раздражителя мы исходили из данных П. Г. Снякина (1961),