Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИХ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ'

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИХ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИХ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ»

ленным днем для части учащихся «в школах на 1586 и 1960 учащихся рекомендуется создавать вторые спортивные залы, а проектом школы на 1176 учащихся, который, по-видимому, будет чаще применяться в школьном строительстве, предусматривается иметь 1 спортивный зал, что, по нашему мнению, является недостаточным.

В нескольких школах Киева по нашим рекомендациям предпринята реконструкция первого этажа переходного блока (см. рисунок). За счет некоторого уменьшения площади вестибюля и гардероба оборудован второй спортзал для младших школьников. Несмотря на то что такой спортивный зал имеет ряд недочетов (недостаточная высота, отсутствие раздевалки), условия проведения уроков физкультуры в младших классах значительно улучшились; появилось также дополнительное помещение для утренней гимнастики.

Учебный корпус в описываемой школе четырехэтажный, переходной — двухэтажный. Школьники ходят из учебного корпуса в школьную столовую через коридор второго этажа переходного блока. Узкий коридор с двусторонней застройкой, лишенный естественного освещения, не может за непродолжительную перемену пропустить учащихся, занимающихся на втором, третьем и четвертом этажах (3/< всего количества детей или 1020 человек), в результате чего создаются заторы. Проектантам необходимо тщательно продумывать путь из учебных помещений в столовую; он должен занимать у детей минимум времени, иметь хорошее освещение и проветриваться. В одной из школ Киева по нашему предложению во внутренней некапитальной стене сделаны окна, что позволило улучшить освещение коридора с помощью «второго» света.

Мы предвидим возможность возражений о неправомочности внесения изменений в типовые проекты. Но жизнь школы настолько сложна, что проектанты не всегда могут все предусмотреть, поэтому незначительные изменения, не меняющие структуры здания, при необходимости можно и нужно вносить в проект. Так, в описанном нами случае с пищеблоком помещение холодильной камеры, если окажется возможным снабжение школ полуфабрикатами, может быть вновь использовано по первоначальному назначению.

Принято отметить, что ряд недочетов проекта 2С-02-7 и других проектов (отсутствие специальных помещений для групп продленного дня, отсутствие кабинета зубного врача и т. д.) учтен в «Задании на проектирование зданий общеобразовательных школ с продленным днем для части учащихся» и устранен. Поэтому наши замечания касаются в первую очередь уже существующих школьных зданий, а также дальнейшего проектирования.

Поступила 28/ X 11 1972 г.

УДК 362.768.2:618-056-053.5

С. И. Суслов

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИХ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ

Районная детская поликлиника, Георгиевск, Ставропольского края

Исследования проводили у детей, отдыхавших в пионерском лагере «Чайка» Георгиевского района Ставропольского края в течение оздоровительного периода 1971 —1972 гг. В разработку брали данные, касавшиеся детей, которые отдыхали в лагере одну смену. Под наблюдением находилось 192 человека в возрасте 9—14 лет.

Пионерский лагерь «Чайка» расположен вдали от населенных пунктов, в лесу; он рассчитан на 200 человек. Дети размещаются поотрядно в отдельных корпусах, по 4—5 человек в комнате. Питание их соответствует физиологическим нормам. Оздоровительный режим лагеря строится сообразно современным гигиеническим рекомендациям.

Таблица I

Динамика артериального давления у детей в начале и конце смены (М±т)

Начало смены Конец смены

Артериальное давление количество обследованных количество детей

абс. % абс. | %

В пределах средневозрастных норм . . Ниже средневозрастных норм..... Выше средневозрастных норм..... 133 50 9 69,2±3,3 26,1 ±3,2 4,7±1.5 112 71 9 58,3±3,5 37±3,4 4.7±1.5

Всего. . . 192 100 192 100

Для исследования отобраны дети с показателями физического развития в пределах средневозрастных норм и не имеющие отклонений в состоянии здоровья. При анкетном опросе, сопровождавшемся индивидуальным собеседованием, мы старались, выяснить общее самочувствие детей за время пребывания в лагере, глубину и продолжительность их ночного сна, качество сна в дневные часы, участие в спортивно-массовых мероприятиях, желание отдыхать в следующей смене и т. д. Обработка полученных данных позволила установить, что 166 из 192 детей, отдыхавших в лагере, хорошо себя чувствовали, выполняли все режимные моменты, активно участвовали в спортивно-массовых мероприятиях. Только 19 детей отмечали усталость, поздно засыпали, нередко не спали днем, нерегулярно выполняли утреннюю зарядку, жаловались на головную боль. 7 наблюдаемых переболели за время пребывания в лагере острыми респираторными заболеваниями и находились в изоляторе от 3 до 5 дней. Все эти дети находились под особым контролем медицинского персонала, им по мере возможности создавали индивидуальный режим.

Артериальное давление у 192 детей в начале и конце смены сравнивали со средневозрастными нормативами, предложенными В. Н. Засухиной. У детей в начале смены имелись отклонения в этом отношении, причем у довольно большой группы обследованных (26,1=±= 2£3,2%) артериальное давление было ниже средневозрастных норм. Результаты этих исследований представлены в табл. 1.

В конце смены, как видно из табл. 1, количество детей с пониженным артериальным давлением увеличилось и составило 37^3,4% (< = 2,35; Р < 0,05).

Интересно, что при сопоставлении динамики этих показателей и данных анкетного опроса установлена прямая зависимость между артериальным давлением, состоянием здоровья, общим самочувствием и поведением детей.

Наличие относительно большой группы детей с артериальным давлением ниже средневозрастной нормы в начале (26,1%) и конце смены (37%) можно, видимо, объяснить влиянием высокой температуры воздуха 4-й климатической зоны, на что указывают ряд других авторов. Для изучения реактивности организма по данным функциональных проб сердечнососудистой системы на физическую нагрузку определялся показатель качества реакции по Б. П. Кушелевскому. Полученные данные представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, несмотря на увеличение количества детей с пониженным артериальным давлением, динамика показателей качества реакции выявляет положительное влияние оздоровительного режима пионерского лагеря на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у обследованных. Это объясняется тем, что в начале смены многие (54,7%) дети в ответ на физическую нагрузку реагировали значительным учащением пульса (>50%) и небольшим повышением артериального давления (10—12 мм)\ в конце смены пульс учащался на 30—60%, а артериальное давление повышалось на 10—15 мм, что и проявилось в благоприятной динамике показателей качества реакции. Положительная динамика наблюдалась и в сокращении времени восстановления пульса и артериального давления до исходных величин после физической нагрузки. Так, если в начале смены пульс и артериальное давление восстанавливались до исходных величин за 3 мин. у 166 (86,1%) обследованных, то в конце смены это отмечалось уже у 179 (93,2%) наблюдаемых.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о благоприятном влиянии оздоровительного режима пионерского лагеря на функциональное состояние организма детей.

Выводы

1. Функциональные пробы с физической нагрузкой могут служить одним из критериев эффективности пребывания детей в пионерском лагере.

2. Для более углубленного анализа эффективности пребывания детей в пионерском лагере целесообразно рекомендовать врачу, направляющему их в лагерь, отмечать в медицинской справке показатели пульса и артериального давления ребенка как в состоянии покоя, так и после физической нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА. Засухина В. Н. Гипертоническое и гипотоническое состояние у детей и подростков. М., 1969.

Поступила 18/1 1973 г.

Таблица 2

Динамика показателей качества реакции за время пребывания детей в пионерском лагере (М±т)

Начало смены Коней смены

Показатели качества количество детей количество детей

реакции абс. % абс.

Благоприятные Неблагоприятные 87 105 45,3±3,5 54,7±3,5 106 86 55,2±3,5 44,8±3,5

Всего. . . 192 100 192 100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.