ление пестицидов из объектов внешней среды в Рязанской области и Узбекистане, в селе и городе.
Установление Дм, ПДК и ДОК отдельных пестицидов следует считать только первым этапом гигиенического нормирования. На последующих этапах необходимо гигиеническое регламентирование комплексов, состоящих из ряда пестицидных препаратов и действующих на население из объектов внешней среды в той или иной сельскохозяйственной зоне.
По нашему мнению, при установлении Д„, ПДК и ДОК отдельных пестицидов и их комплексов (смесей) в хронических экспериментах на животных нужно учитывать особенности действия тех и других на человеческий организм (в отличие от производственных условий). Из объектов внешней среды пестициды действуют на человека прерывисто, неравномерно во времени и очень резко меняющимися концентрациями и дозами, с различной продолжительностью в течение года.
Поступила 20/XI 1972 г.
Из практики
УДК 613.5:[371.6:69
В. М. Бондарчук|, Ж- Д. Капер, В. Н. Ходаковский
НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ШКОЛ В КИЕВЕ
Санэпидстанция Днепровского района, Киев
Значительную роль в деятельности районной санэпидстанции занимает предупредительный санитарный надзор за строительством школ, которое в последние несколько лет велось по типовому проекту 2С-02-7 «Универсальное здание общеобразовательной школы на 32 классных помещения» (1280—1320 ученических мест). В процессе эксплуатации школ выявлены положительные стороны проекта, благоприятно отразившиеся на условиях обучения и воспитания учащихся. В соответствии со СНнП 11Л 4-62 увеличен набор помещений за счет введения актового зала. Совмещение актового и обеденного залов в некоторых старых проектах было неудачным с гигиенических и педагогических позиций. Актовый зал, необходимый для школы, практически отсутствовал; проведение массовых мероприятий в обеденном зале влекло за собой ухудшение условий приема пищи детьми и неблагоприятно сказывалось на санитарном состоянии пищеблока.
Хорошо решены планировочные вопросы. Односторонняя застройка коридоров дает возможность наиболее благоприятной ориентации большинства учебных помещений и сквозного проветривания и использования рекреаций как резервуаров чистого воздуха. Рекреации зального типа могут быть использованы также в качестве дополнительных помещений в учебный период для групп продленного дня, летом с учетом их северной ориентации для спален городских пионерлагерей. Спортзал и столовая, которые служат источниками шума, вынесены в отдельный блок, удобно связанный с другими помещениями школы.
Интересно и по-новому продуманы некоторые вопросы благоустройства. Так, проектом предусмотрена принудительная вытяжная вентиляция из классов с автоматическим включением ее в начале и выключением в конце перемены. Подобный характер вентиляции в сочетании с естественной аэрацией усиливает воздухообмен, способствует улучшению микроклимата школьных помещений. Как нам известно, это проделывается в одной из ленинградских школ — здесь со звонком на перемену автоматически открываются фрамуги в классах и закрываются в рекреациях.
В классах, согласно проекту, предусмотрено раздельное включение каждого продольного ряда светильников. Это очень важно, так как позволяет в первую очередь освещать третий, наиболее удаленный от светонесущей стены, ряд парт, где условия естественного освещения значительно хуже сравнительно с первым рядом.
Вместе с тем в проекте имеются и некоторые недочеты. Как известно, сейчас можно снабжение школьных столовых сырой продукцией, полуфабрикатами и готовой пищей.
План первого этажа школы.
1 — учебный блок: // — переходный блок; III— блок общешкольных помещений. 1 — классы;
2 — рекреации: 3 — гардероб н вестибюль; За — спортивный зал, выполненный по рекомендации санэпидстанции в помещении вестибюля; 4 — столярная мастерская; 5 — слесарная мастерская; 6 — инструментальная; 7 — кабинет директора; 8 — канцелярия; 9 — обеденный зал; 10 — моечная; 11 — раздаточная; 12 — кухня; 13 — кладовая; 14 — холодильная камера, в помещении которой по рекомендации санэпидстанции оборудован цех сырой продукции; 15 — спортзал; 16 — раздевалки.
При первом варианте пищеблок должен иметь полный набор помещений, что и предусмотрено «Заданием на проектирование зданий общеобразовательных школ с продленным днем для части учащихся» (М., 1968) для школ вместимостью до 784 учащихся. При снабжении полуфабрикатами, предусмотренном для школ вместимостью от 1176 до 1960 учащихся, на пищеблоке отсутствуют цеха по разделке сырой продукции и кладовые для ее хранения. При снабжении школ готовой пищей состав помещений пищеблока ограничивается обеденным залом, помещениями для подогрева и раздачи пищи и посудомоечной. Это возможно при близком и удобном расположении столовой общественного питания. В «Задании на проектирование зданий общеобразовательных школ с продленным днем для части учащихся» такой вариант вообще не предусмотрен.
В описываемой нами школе принят второй вариант пищеблока — ученическая столовая рассчитана на выпуск изделий из полуфабрикатов. В связи с этим по рекомендации санэпидстанции в проект одной из строящихся сейчас школ района внесены некоторые коррективы. В частности, помещение холодильной камеры переоборудовано в цех сырой продукции, оборудованы картофелечистка и моечные ванны, предложено установить дополнительно 1—2 холодильных шкафа и др. По нашему мнению, к проекту школьного здания целесообразно прилагать 3 варианта пищеблоков и проводить привязку согласно конкретным условиям. При отсутствии в районе фабрики-кухни следует создавать пищеблок с полным набором производственных помещений, при наличии столовых — строить в школе столовую-доготовочную. Наконец, если школа сооружается возле предприятия общественного питания с высокой производительностью, можно построить при школе столовую-раздаточную, что даст большой экономический эффект как во время строительства, так и при эксплуатации школы.
Один из принципов строительства школьных зданий состоит в достаточной звукоизоляции учебных помещений. Многие исследования гигиенистов и физиологов показывают, что уровень шума свыше 50 дб отрицательно влияет на порог слуховой чувствительности и работоспособности учащихся. Оценивая с этих позиций рассматриваемый проект, надо сказать, что школьные мастерские, являющиеся источником высоких уровней шума, размещаются в отдельном блоке, связывающем учебный корпус с общешкольными помещениями, и, следовательно, они изолированы от классов и кабинетов. Однако эти мастерские расположены под такими служебными помещениями второго этажа, как медицинский кабинет, кабинет заведующего учебной частью и учительская, что способствует проникновению шума в них. Между тем ни для кого не секрет, что в медицинском кабинете, где ставятся функциональные пробы, проводится исследование слуха детей, аускультация и т. д., а также в учительской — месте отдыха педагогов во время перемен — особенно важно обеспечить такие уровни шума, которые не мешали бы работе медицинского персонала и отдыху педагогов. Следовательно, проектанты должны предусматривать звукоизоляцию не только учебных, но и служебных помещений школы.
В настоящее время большое значение придается физическому воспитанию детей. В режиме дня учащихся, особенно в городских условиях, отмечается значительное преобладание статической деятельности над динамической; характерным является малоподвижный образ их жизни. В описываемой нами школе на 1320 учащихся имеется 1 спортзал. Между тем, согласно расчетам, 32 классами должно быть проведено в неделю 64 урока физкультуры, а в день — соответственно 10—11 уроков. Наибольшая продолжительность учебного дня — 6 уроков. Таким образом, спортивный зал может обеспечить только 18 классов (720 учащихся). «Задание на проектирование зданий общеобразовательных школ с прод-
ленным днем для части учащихся «в школах на 1586 и 1960 учащихся рекомендуется создавать вторые спортивные залы, а проектом школы на 1176 учащихся, который, по-видимому, будет чаще применяться в школьном строительстве, предусматривается иметь 1 спортивный зал, что, по нашему мнению, является недостаточным.
В нескольких школах Киева по нашим рекомендациям предпринята реконструкция первого этажа переходного блока (см. рисунок). За счет некоторого уменьшения площади вестибюля и гардероба оборудован второй спортзал для младших школьников. Несмотря на то что такой спортивный зал имеет ряд недочетов (недостаточная высота, отсутствие раздевалки), условия проведения уроков физкультуры в младших классах значительно улучшились; появилось также дополнительное помещение для утренней гимнастики.
Учебный корпус в описываемой школе четырехэтажный, переходной — двухэтажный. Школьники ходят из учебного корпуса в школьную столовую через коридор второго этажа переходного блока. Узкий коридор с двусторонней застройкой, лишенный естественного освещения, не может за непродолжительную перемену пропустить учащихся, занимающихся на втором, третьем и четвертом этажах (3/< всего количества детей или 1020 человек), в результате чего создаются заторы. Проектантам необходимо тщательно продумывать путь из учебных помещений в столовую; он должен занимать у детей минимум времени, иметь хорошее освещение и проветриваться. В одной из школ Киева по нашему предложению во внутренней некапитальной стене сделаны окна, что позволило улучшить освещение коридора с помощью «второго» света.
Мы предвидим возможность возражений о неправомочности внесения изменений в типовые проекты. Но жизнь школы настолько сложна, что проектанты не всегда могут все предусмотреть, поэтому незначительные изменения, не меняющие структуры здания, при необходимости можно и нужно вносить в проект. Так, в описанном нами случае с пищеблоком помещение холодильной камеры, если окажется возможным снабжение школ полуфабрикатами, может быть вновь использовано по первоначальному назначению.
Принято отметить, что ряд недочетов проекта 2С-02-7 и других проектов (отсутствие специальных помещений для групп продленного дня, отсутствие кабинета зубного врача и т. д.) учтен в «Задании на проектирование зданий общеобразовательных школ с продленным днем для части учащихся» и устранен. Поэтому наши замечания касаются в первую очередь уже существующих школьных зданий, а также дальнейшего проектирования.
Поступила 28/ X 11 1972 г.
УДК 362.768.2:618-056-053.5
С. И. Суслов
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ ИХ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ
Районная детская поликлиника, Георгиевск, Ставропольского края
Исследования проводили у детей, отдыхавших в пионерском лагере «Чайка» Георгиевского района Ставропольского края в течение оздоровительного периода 1971 —1972 гг. В разработку брали данные, касавшиеся детей, которые отдыхали в лагере одну смену. Под наблюдением находилось 192 человека в возрасте 9—14 лет.
Пионерский лагерь «Чайка» расположен вдали от населенных пунктов, в лесу; он рассчитан на 200 человек. Дети размещаются поотрядно в отдельных корпусах, по 4—5 человек в комнате. Питание их соответствует физиологическим нормам. Оздоровительный режим лагеря строится сообразно современным гигиеническим рекомендациям.
Таблица I
Динамика артериального давления у детей в начале и конце смены (М±т)
Начало смены Конец смены
Артериальное давление количество обследованных количество детей
абс. % абс. | %
В пределах средневозрастных норм . . Ниже средневозрастных норм..... Выше средневозрастных норм..... 133 50 9 69,2±3,3 26,1 ±3,2 4,7±1,5 112 71 9 58,3±3,5 37±3,4 4.7±1.5
Всего. . . 192 100 192 100