/86 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48) УДК 351.861
Некоторые подходы к толкованию понятия «опасности, возникающие при военных конфликах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2016
Н.В. Твердохлебов
Аннотация
Обоснована необходимость выработки определения и содержания понятия «Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Рассмотрены варианты определения данного понятия и его содержания.
Ключевые слова: опасность; гражданская оборона; военный конфликт; чрезвычайная ситуация; поражающие факторы; ущерб.
Some Approaches to Interpretation of Concept "The Dangers Arising at the Military Conflicts or Owing to these Conflicts and Also at Emergency Situations of Natural and Technogenic Character"
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2016
N. Tverdohlebov
Abstract
The necessity of defining the concept and content of "The dangers arising from armed conflicts or as a result of these conflicts, as well as in emergency situations of natural and man-made." Considered variants of the definition of the concept and its content.
Key words: danger; civil defense; military conflict; emergency; affecting factors; damage.
Технологии гражданской безопасности, том 13, 2016, № 2 (48) /87
В изменившихся современных внешнеполитических и социально- экономических условиях гражданская оборона страны, являясь важной государственной системой, призванной осуществлять выполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации, требует новых подходов к ее организации и ведению.
Работа по формированию этих подходов на основании приказа МЧС России [1] развернута и ведется активно.
Вместе с тем, анализ этой деятельности показывает, что изучение и освещение проблем гражданской обороны (далее — ГО), защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — защиты от ЧС), разработка путей их решения требуют строгости понятийного аппарата.
Это обусловлено тем, что противоречивость в терминах и определениях при построении теории защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей неизбежно ведет к непониманию исследователей и значительным трудностям практического внедрения результатов научных исследований.
Общепризнанных дефиниций ряда понятий, используемых в области ГО, в нормативных правовых актах и в научной литературе, до сих пор не сложилось. Так в федеральном законе [2] при определении термина «гражданская оборона» введено понятие «опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (далее — опасности военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций), толкование которого в настоящее время отсутствует. Это снижает возможности по своевременному распознаванию таких опасностей и их количественно-качественному измерению, что имеет первостепенное значение для определения характера воздействия этих опасностей на население и объекты материальных и культурных ценностей, а также на выбор способов и средств защиты.
Отсутствие единого понимания сущности и содержания данного понятия вносит путаницу в познавательный процесс и практику обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей, которая должна реализовываться в ходе подготовки и ведения ГО.
Анализ различных источников, в том числе изданного в конце 2015 г. учебника «Гражданская оборона», подготовленного авторским коллективом Академии гражданской защиты МЧС России [3], показывает, что данное понятие отождествляется с понятием «поражающие факторы оружия».
Такой вывод сделан исходя из того, что, давая определение понятия «гражданская оборона» как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах
или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, что соответствует положениям федерального закона [2], в учебнике подробно рассмотрены средства поражения и поражающие факторы различного оружия, способы и средства защиты от них, но отсутствует упоминание других опасностей, которые могут возникнуть и привести к негативному воздействию на население, материальные и культурные ценности. В связи с этим, в данном учебнике не рассмотрены особенности защиты населения, материальных и культурных ценностей от этих опасностей.
По-видимому, отождествление данных понятий связано, во-первых, с выражаемым ими общим значением — негативно воздействовать на людей и различные объекты материальных и культурных ценностей и, во-вторых, с устоявшимся определением понятия «гражданской обороны», которое существовало до принятия Федерального закона «О гражданской обороне».
Так, в [4] указывалось, что гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического и бактериологического оружия, а в [5] было определено, что гражданская оборона СССР является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника.
Как видно, и в том и другом случае на ГО возлагалась функция по защите населения и объектов от поражающих факторов оружия и, в первую очередь, от оружия массового поражения.
Вместе с тем, проведенные исследования показывают, что такое отождествление приводит к искажениям в оценке обстановки, проводимой в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей в современных условиях, дезориентированию должностных лиц ГО и РСЧС, принимающих решение, и негативно сказывается на планировании и выполнении мероприятий ГО.
Рассматриваемое понятие является составным. Из его структуры следует, что оно состоит из двух определяющих элементов — «опасность» и «военные конфликты и чрезвычайные ситуации». Первый элемент «опасность» трактуется весьма широко. Определение его приводится ГОСТах, словарях, научной и учебной литературе. Так, в ГОСТе [6, 7] под «опасностью» понимается соответственно «Потенциальная возможность возникновения процессов или явлений, способных вызвать поражение людей, наносить материальный ущерб и разрушительно воздействовать на окружающую атмосферу» и «Потенциальный источник возникновения ущерба».
В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова под «опасностью» понимается «Возможность, угроза бедствия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного» [8], а в толковом словаре русского языка
/88 См! SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, N0. 2 (48)
под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «опасность» трактуется как «Возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья» [9].
В военно-политическом словаре под общей редакцией Д.М. Рогозина опасность определяется как «Состояние, в котором возникает возможность причинения ущерба системе (обществу, государству)» [10].
Энциклопедия «Гражданская защита» дает следующее определения понятия «Опасность»: «Опасность — возможность возникновения в сложной социально-природно-техногенной системе обстоятельств, при которых человек, социальная группа, материя, поле, инфраструктура, природная среда, энергия, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на эти системы, что приведет к ухудшению или невозможности ее штатного или нештатного функционирования и развития» [11].
В ГОСТ Р 22.0.02.94 есть термин «опасность в чрезвычайной ситуации», определяющий эту опасность как состояние в создавшейся ЧС, или как вероятную угрозу возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты народного хозяйства и окружающую среду в зоне ЧС.
Основываясь на определениях первого определяющего элемента рассматриваемого понятия и обобщив их относительно различных состояний и условий существования личности и объектов в условиях военных конфликтов и ЧС, можно сказать, что «опасность» представляет собой объективно существующую возможность негативного воздействия, в результате чего может ухудшиться состояние людей и объектов.
Два других термина — «военный конфликт» и «чрезвычайная ситуация», которые составляют второй определяющий элемент рассматриваемого понятия, юридически определены в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г., и в федеральном законе [12].
Вместе с тем, для того, чтобы правильно выразить суть понятия «опасности военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций» следует рассматривать не отдельные элементы, входящие в него, не изолированно, внутри самого себя, а во взаимосвязи с субъектами и объектами защиты, а также учитывать природу возможных опасностей при военных конфликтах и ЧС.
При определении понятия «опасности военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций» и его содержания необходимо также учитывать следующие моменты.
1. Суть опасностей военных конфликтов и ЧС не в понесенном убытке, полученном ущербе, а в осуществляемом воздействии на объект, приводящем к подобным результатам.
2. Опасности могут реализовываться в виде прямого или косвенного нанесения ущерба объекту воздействия, при этом как внезапно, так и постепенно.
3. В причинно-следственном отношении эти опасности выступают непосредственным источником по-
терь, наносимого вреда или иного негативного воздействия на население, материальные и культурные ценности.
4. Возможность увеличения или уменьшения количества признаков, характеризующих опасности, возникающие при ЧС природного и техногенного характера, в зависимости от целей анализа, сценариев и последствий ЧС.
На основании изложенного предлагается следующее определение понятия «опасности военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций».
«Опасности военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций — это совокупность условий, сложившихся в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия или источников чрезвычайных ситуаций, которые привели или могут привести к воздействию на население, материальные и культурные ценности поражающих, опасных и вредных факторов».
В данном определении сочетаются факторы неблагоприятного события и его вероятностной сущности.
При определении содержания понятия «опасности военных конфликтов и ЧС» необходимо учитывать, что эти опасности характеризуются источниками и причинами возникновения, временем их воздействия на человека или объекты, а также последствиями и размерами зоны воздействия. Они зависят от особенностей, связанных с применением различного вида оружия и воздействием источников различных ЧС.
Источниками возникновения этих опасностей являются войны, вооруженные конфликты, аварии, катастрофы, стихийные и социальные бедствия, а причинами возникновения — применение различных видов оружия или возникновение ЧС.
Время воздействия составляет от нескольких секунд (ударная волна, проникающая радиация, фугасное воздействие) до нескольких месяцев (нарушение жизнеобеспечения, инфекционные заболевания).
Последствиями воздействия на население и объекты (мерой опасности) являются:
гибель и получение травм различной тяжести людьми, а также принятие мер по их нормальной жизнедеятельно сти;
экономические потери вследствие утраты или потери потребительских свойств, сопряженных с длительным воздействием поражающих факторов (радиоактивное загрязнение объектов и местности, химическое заражение, подтопление и т.п.), а также затраты на ликвидацию последствий их воздействия.
Но экономические потери можно учесть только частично, что связано с бесценностью отдельных культурных ценностей.
Масштаб действия опасностей не ограничивается зоной ЧС или очагом поражения, что связано с потоком беженцев, стремящихся покинуть их территорию.
Исследования показывают, что нанесение ущерба населению, материальным и культурным ценностям могут вызвать прямые и косвенные опасности во-
Технологии гражданской безопасности, том 13, 2016, № 2 (48)
енного времени и ЧС. Прямые опасности связаны с непосредственным воздействием поражающих факторов оружия и источников ЧС на население, материальные и культурные ценности, а косвенные — с опосредованным их воздействием.
Учитывая изложенное, а также проанализировав обстоятельства, которые привели к нанесению ущерба населению, материальным и культурным ценностям в ходе конфликтов в Грузии, в Украине, а также в Сирии, следует полагать, что содержание понятия «опасности военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций » включает в себя возможность: (рис. 1):
непосредственного воздействия первичных и вторичных поражающих факторов оружия и источников ЧС (прямая опасность);
возникновения неприемлемых условия жизнедеятельности населения, а также содержания и хранения материальных и культурных ценностей (косвенная опасность);
прибытия неконтролируемого потока беженцев (косвенная опасность);
возникновения массовых инфекционных заболеваний, связанных с наличием скрытого инкубационного периода при применении биологического оружия, а также несоблюдения санитарно-гигиенических норм (косвенная опасность).
Предлагаемое определение понятия «опасности военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций» и его содержательное наполнение отражает сущностные признаки совокупности условий, которое сложилось или может сложиться в результате применения оружия или возникновения ЧС.
Главной общей чертой опасностей военных конфликтов и ЧС является их возможность и способность воздействия на население, объекты материальных и культурных ценностей поражающих, опасных и вредных факторов, способных нанести им ущерб. Для его предотвращения (минимизации) нужно выполнить комплекс мер, как при подготовке, так и в ходе ведения гражданской обороны.
Рассматривая зависимость способов и средств защиты населения, материальных и культурных ценностей от «опасности военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций», необходимо отметить, что максимальное количество сил и средств потребуется для выполнения мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от косвенных опасностей.
Это связано, прежде всего, с необходимостью создания приемлемых условий жизнеобеспечения пострадавшего населения страны, а также беженцев, массовый поток которых возможен при военных конфликтах и при ЧС, особенно связанных с климатическими изменениями.
Существующие способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военных конфликтов и ЧС, обеспечивают в целом решение данной задачи, чего нельзя сказать о силах и средствах.
Особую озабоченность вызывает прибытие неконтролируемого потока беженцев, которое потребует от ГО оборудования лагерей, жизнеобеспечения беженцев, поддержания порядка, а впоследствии проведения плановых эвакуационных мероприятий и, видимо, обеспечения депортации. Возрастание объема и затратности данных мероприятий обусловлено необходимостью полного соблюдения международного гуманитарного права.
Анализ поведения беженцев в Европе в конце 2015 г. (насилие, грабежи, воровство, наркоторговля, секс-атаки) и ответные действия коренных жителей (митинги протеста, избиение мигрантов и т.п.) показывают, что неконтролируемый поток беженцев — источник возникновения социальных ЧС.
Важной причиной возникновение косвенных опасностей является воздействие поражающих факторов на элементы энергосистемы, которое может произойти не только при военных конфликтах, но и при ЧС, что приводит к неприемлемым условиям жизнеобеспечения населения. Эта опасность может
Рис. 1. Опасности, возникающие при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов и при ЧС (опасности ВК и ЧС),
источники и причины их возникновения
/90 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48)
возникнуть даже при, казалось бы, «безобидной» ЧС. Так, в конце 2010 и начале 2011 годов прошли ледяные дожди и мокрый снег на территории Центрального Федерального округа. Сами по себе эти природные явления не представляют особой опасности для человека. Однако они вызвали обширные снежно-гололедные явления, которые привели к обрыву проводов ЛЭП, обледенению деревьев, что повлекло за собой неприемлемые условия жизнеобеспечения населения из-за нарушения теплоснабжения, функционирования объектов водоснабжения и питания, а также заторов на путях движения.
В Московской, Владимирской, Тверской, Смоленской и Нижегородской областях более 400 тысяч человек длительное время оставались без электроэнергии. Оказались обесточенными объекты жизнеобеспечения, больницы, возникли перебои в работе аэропортов, железнодорожного и автомобильного транспорта, городского транспорта, стационарной и сотовой связи [13].
При воздействии поражающих факторов оружия на элементы энергосистемы последствия могут быть гораздо более негативными.
Предлагаемое определение понятия «опасности военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций» и его содержательное наполнение отражает сущностные признаки явления, которое оно определяет. Главной общей чертой опасностей военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций является то, что они способны нанести ущерб личности, материальным и культурным ценностям и требуют принятия мер как заблаговременно, так и в ходе ведения гражданской обороны или ликвидации последствий ЧС.
Вероятность нанесения ущерба населению, материальным и культурным ценностям вполне осознаваемая, но не фатальная.
Не фатальная вероятность нанесения ущерба со стороны этих опасностей достигается выполнением мероприятий подготовки к ведению гражданской обороны и по предупреждению ЧС, применением адекватных способов и средств защиты, а также проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Представленные подходы к толкованию понятия «опасности военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций», скорее всего, будут способствовать своевременному распознаванию и идентификации этих опасностей и выработке адекватных решений по защите от них населения, материальных и культурных ценностей.
Безусловно, эти подходы требуют обсуждения и дальнейших исследований, в том числе и в интересах выработки стройной классификации опасностей военных конфликтов и ЧС, а также способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от их воздействия. Это важно не только для построения теории защиты населения, материальных и культурных ценностей, но и для практической организации и осуществления мероприятий гражданской обороны.
Литература
1. Приказ МЧС России № 383 от 02.07. 2012 г «О рабочей группе по выработке новых подходов по вопросам ведения гражданской обороны».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
3. Гражданская оборона: учеб. / Под общ. ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
4. Положение о Гражданской обороне СССР, принято постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13.07. 1961 г.
5. Положение о Гражданской обороне Союза ССР, утверждено постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 18.03.1976 г
6. ГОСТ Р 12.3.047-98. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования.
7. ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003. Лифты, эскалаторы и пассажирские контейнеры. Методология анализа риска.
8. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель; Аст, 2000.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
10. Рогозин Д.О. и др. Война и мир в терминах и определениях: Военно-полит. словарь / Под общ. ред. Д.О. Рогозина. М.: Вече, 2011.
11. Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х т. // Под общ. ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
12. Федеральный закон от 21.12.1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
13. Государственный доклады «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.
Сведения об авторе
Твердохлебов Николай Власович: доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 6755-8427.
Information about author
Tverdohlebov Nicholas V.: Associate Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Senior Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 6755-8427.