Научная статья на тему 'Некоторые подходы к оценке качества образования'

Некоторые подходы к оценке качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глыбочко О. В.

В статье рассмотрены подходы к оценке качества образования. Особое внимание уделено инновационной деятельности в экономическом лицее, результатом которой стал проект «Управление качеством лицейского образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO EDUCATION QUALITY ASSESSMENT

Different approaches to education quality assessment are considered. Special attention is paid to innovation activities of the lyceum of economics, which resulted in the project Management of lyceum education quality.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к оценке качества образования»

УДК 378 О.В. Глыбочко

МБОУ экономический лицей, Новосибирск

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены подходы к оценке качества образования. Особое внимание уделено инновационной деятельности в экономическом лицее, результатом которой стал проект «Управление качеством лицейского образования».

O.V. Glybochko

Lyceum of Economics, Novosibirsk

SOME APPROACHES TO EDUCATION QUALITY ASSESSMENT

Different approaches to education quality assessment are considered. Special attention is paid to innovation activities of the lyceum of economics, which resulted in the project “Management of lyceum education quality”.

«Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».

Р. Киплинг»

Эти слова Редьярда Киплинга свидетельствуют о том, что качество образования определяет качество жизни человека и общества, ибо устанавливает не только количество знаний, но и степень личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения. Степень социализации личности, готовность выпускника к жизни - к труду, защите Родины, устройству семьи, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье - все это определяется качеством образования, полученного человеком. В условиях постиндустриального общества образование становится ведущей отраслью экономики и двигателем человеческого прогресса.

Качество образования в первую очередь связано с удовлетворением потребностей каждого человека в эффективной социализации, то есть в приобретении средств (компетенций) позитивно строить свою жизнь.

В современном понимании образование выступает как социальный институт и как процесс формирования образа будущих поколений. Кризис современного образования - кризис качества.

В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении экономический лицей реализуется Проект «Управление качеством лицейского образования». Он является закономерным результатом инновационной деятельности, содержание которой включает:

1. Создание организационных структур, являющихся основным механизмом реализации целей и задач инновационно-экспериментальной

деятельности (Научно-методический совет, Лаборатории управления, интеграции образования, профориентации и маркетинга образовательных услуг, Управляющий совет, Фонд общественного развития и поддержки, внутри- и межкафедральные творческие группы, объединения и т.д.);

2. Разработку нормативно-правовой базы инновационных изменений в лицее (Комплексно-целевой программы развития, Образовательной программы на основе концепции профильного обучения, подпрограммы «Перспектива» (программа работы с одаренными детьми), «Здоровье», «Информатизация», «Кадры», Программы ресурсного обеспечения профильного обучения, Программы «Развитие ключевых компетенций в процессе апробации и внедрения инновационных учебных материалов», Концепций качества образования, здоровье сбережения, экономического образования, в том числе концепции учебных предметов, уставной документации и нормативно-правовой базы для Фонда общественного развития, Управляющего совета, системы приказов и положений по переходу на новую систему оплаты труда и т.д.);

3. Повышение эффективности образовательной практики лицея посредством освоения нового содержания образования и компетентностную модель обучения (переход на стандарты нового поколения, профильный учебный план, использование экспериментальных учебно-методических комплексов, профильную и уровневую дифференциацию, элективную детерминированность обучения, межуровневую и межпредметную интеграцию, формирование ключевых компетенций и др.);

4. Развитие системы кадрового потенциала лицея через модифицированные формы сотрудничества, рефлексивную практику, интерактивный профессионализм, индивидуальное профессионально -педагогическое совершенствование в процессе внедрения инноваций, переход на новую систему оплаты труда;

5. Модернизацию инфраструктуры образовательного пространства лицея на основе расширения практики попечительства, развития конкурсной деятельности, выполнения «Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных кабинетов федерального компонента государственного стандарта общего образования», разработанного МО РФ, выполнения санитарных правил и норм, требований государственной инспекции по охране труда, пожарной службы и служб по организации гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

6. Внедрение в практику управления инновационного менеджмента через выработку совместных стратегий управления, модификацию отношений в коллективе, повышение ответственности за принятие решений каждого члена коллектива, развитие государственно-общественных форм соуправления, расширение независимой экспертной оценки деятельности лицея (аттестация ОУ, показатели качественной успеваемости на каждой параллели и каждой ступени образования, победы в олимпиадах и конференциях различных уровней, результаты выпускных экзаменов (особенно формата ЕГЭ), результаты вступительных экзаменов в базовый вуз

- Новосибирский государственный университет экономики и управления, в другие вузы и т.д.

Целью Проекта является внедрение в управленческую практику лицея модели управления качеством образования, транслирующей адекватность запросам современности, культуру корпоративного управления и публичного диалога.

Для достижения поставленной цели решается комплекс следующих задач:

- Осуществляется ориентация педагогической деятельности на потребителя образовательных услуг на основе перехода на компетентностную модель обучения;

- Совершенствуются формы работы с семьей, базовым вузом -Новосибирским государственным университетом экономики и управления, другими социальными партнерами, мотивирующие родителей и потенциальных работодателей к соуправлению;

- Создаются стратегии и механизмы взаимодействия с общественными институтами на основе публичного диалога;

- Разрабатывается и совершенствуется структура публичной отчетности лицея;

- Осуществляются меры по реализации интересов различных социальных групп;

- С целью оптимального развития личности каждого ребенка развивается система предпрофильной подготовки, профильного обучения, система дополнительного образования;

- Вводятся новые экономические механизмы управления на основе новой системы оплаты труда;

- Разрабатываются нормы, правила и регламент оценочных индикаторов педагогической деятельности;

- Осуществляется модернизация образовательной среды лицея посредством внедрения современных технических средств обучения и дидактического обеспечения образовательного процесса.

Важное место в управленческой практике лицея отводится мотивации, консультативной помощи и стимулированию учителей.

Управленческий спектр мер стимулирования в лицее обширен. Это привлечение педагогов к управлению, делегирование им управленческих полномочий через назначение их заведующими кафедрами, руководителями творческих групп, кураторами классных потоков. Педагогам оказывается помощь и поддержка в сложных социальных, профессиональных и семейных ситуациях.

Современный образовательный процесс требует от учителя высокого уровня интеллекта. Ему необходимо творчески мыслить, моделировать свои действия, проявлять инициативу в принятии решений. Развитию таких

качеств способствует мотивационный процесс, который должен исходить непосредственно из самой работы. В качестве такой мотивации рассматривается помощь педагогу в оборудовании учебных кабинетов необходимым арсеналом технических и других современных средств обучения, оказание помощи в их эффективном применении. На сегодняшний день все учителя прошли курсовую подготовку по использованию в образовательном процессе информационных технологий. Предметные кафедры осуществляют разработку дидактической базы для применения интерактивной доски и других современных средств обучения.

Важным стимулом в работе коллектива является моральное поощрение. Ежегодно администрация лицея осуществляет представление педагогических работников лицея к награждению отраслевыми наградами. Другим важным стимулом в работе является материальное поощрение, к которому относятся денежные вознаграждения за реализацию инноваций, в честь юбилейной даты, знаменательного события, за особые заслуги. Но главный стимул это возможность увеличивать свою зарплату за счет эффективности собственной педагогической деятельности.

Количественная оценка педагогического труда представляет определенную модель, связывающую объем и качество работы педагога с квалиметрическими параметрами ее оплаты.

В трудовой деятельности профессионально компетентного педагога на высоком уровне проявляются культура педагогического общения, яркая личность учителя, обученность и воспитанность его учеников. Первые качества отражают процесс труда, а два последних его результат.

Показатели процедуры оценивания педагогической деятельности выстроены на основе внутрилицескойго мониторинга и Концепции качества образования, принятой в лицее. Они отражают деятельность педагогов по таким разделам:

1. Качество учебной работы и достижения учителей.

2. Личностное профессиональное развитие учителя.

3. Качество воспитательной и внеурочной деятельности.

4. Трудовая и исполнительская дисциплина, организационная культура учителя.

Серьезное внимание при оценке педагогического труда уделяется знанию нормативных требований к оснащению учебных кабинетов в соответствии со спецификой учебной дисциплины и знанию школьной гигиены, выполнению санитарно-гигиенических нормативов по безопасности, освещенности, размещению оборудования и ученической мебели и т.д.

Модель количественной оценки педагогического труда в лицее отражена в нормативно-правовых актах: положениях, приказах. В этих документах установлен норматив финансирования на одного обучающегося с учетом поправочных коэффициентов. Нормативно-

правовая база лицея включает систему постоянных, разовых доплат, распределение доплат из стимулирующей части ФОТ.

Администрация совместно с педагогическим коллективом, профсоюзной организацией, представителями родительской общественности осуществляет поиск оптимальных вариантов на основе разноплановой диагностики и мониторинга.

Эффективность реализуемой в лицее модели качества образования просматривается в победах отдельных учителей, творческих групп педагогов, всего педагогического коллектива в конкурсных мероприятиях различного уровня. Только за последние три года индивидуальные и авторские проекты удостоены дипломов победителя на городском конкурсе научнометодических материалов в номинациях «Новое содержание образования», «Профильная школа», «Использование информационных технологий», «Эффективное управление». Результаты проектной деятельности отмечены 14 золотыми медалями выставки «УЧСИБ». Педагоги лицея стали победителями и призерами районного и городского конкурсов учебных кабинетов, где отмечены кабинеты физики, химии, географии, истории, биологии, математики, русского языка. Ежегодно в число лучших работников образования в рамках национального проекта входят наши учителя. Дважды педагогический коллектив отмечен дипломами победителя, среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Основным достижением стало повышение заработной платы педагогов лицея в среднем на 30%. Одним из важнейших критериев эффективности функционирования ОУ являются итоговые показатели образовательного процесса.

Результатом инновационной работы по Проекту явилось создание условий для оформления гражданского заказа на виды, формы, качество образовательных услуг на основе публичного диалога с общественными институтами и создание модели качества лицейского образования на основе комплексного мониторинга и информационных технологий, адекватной современными требованиям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акинфиева Н.В. Организационная культура образовательных систем: обоснование необходимости и определение направлений изменений. - Саратов: СГУ,

2005.

2. Борисова И.П. Центр современных профессий: реализация проекта

[Рекомендации по внедрению социально-экономического партнерства в сфере образования в г. Н. Новгороде]// Справочник руководителя образовательного учреждения. 2004.

3. Абанкина И., Вавилов А. «Проблемы и перспективы труда учителей»., М.:2007.

4. Инновации в педагогическом образовании на Западе. Е.Г. Полупанова, Педагогика №8, 2007.

5. 5.Кадровое обеспечение профильного обучения. Л.К. Артемова Педагогика №10

2006.

6. Современная модель образования: что требуется и чего нам не хватает для ее реализации. И. Абанкина, Н. Осовецкая, 2008. Режим доступа: www.direktor.ru.

7. Управление качеством образовательного процесса. Д.А. Иванов, М., Библиотека журнала «Директор школы, 2007.

8. Е.А. Генике. Профессиональная компетентность педагога, М., Библиотека журнала «Директор школы, 2008.

9. И.М. Осмоловская. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы. М., Библиотека журнала «Директор школы, 2005.

© О.В. Глыбочко, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.