Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГА'

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / ПЕДАГОГ / ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Насырова Н.Ю.

В научной статье рассматривается понятие профессиональной востребованности, представлены подходы к изучению профессиональной востребованности педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO STUDY OF PROFESSIONAL DEMAND OF TEACHER

The scientific article discusses the concept of professional relevance, presents approaches to the study of the professional demand for a teacher.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГА»

УДК 159.9

Насырова Н.Ю.

студент магистратуры Амурский Государственный университет (г. Благовещенск, Россия)

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация: в научной статье рассматривается понятие профессиональной востребованности, представлены подходы к изучению профессиональной востребованности педагога.

Ключевые слова: профессиональная востребованность, востребованность, педагог, подходы.

Изучение профессиональной востребованности представляет собой относительно новый объект исследования в психологии. Профессиональная востребованность становится все более значимой в свете быстрой смены технологий и возрастания необходимости профессиональной адаптации работников. Психологические исследования в области профессиональной востребованности помогают людям лучше осознать свои потребности и ориентиры на рынке труда, а также предоставляют подходы к повышению конкурентоспособности в профессиональной деятельности.

Профессиональная востребованность играет ключевую роль как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда, оказывая значительное влияние на профессиональное развитие педагога. Именно поэтому вопросы, связанные с профессиональной востребованностью, являются одними из наиболее важных в современной психологии, акмеологии и педагогике.

Вклад в понимание профессиональной востребованности внесли такие ученые, как Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько, Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова и др. Авторы определили нравственные качества, умственные способности, отношение к работе как личностные предикторы профессиональной востребованности. О.О. Богатырева указывает на то, что успешность профессиональной самореализации и карьерный рост могут служить критериями востребованности в выбранной профессии, обозначив тем самым не только наличие компетентности, но и удовлетворенность результатами профессиональной деятельности.

Е.В. Харитонова представила основные положения концепции социально-профессиональной востребованности личности в своих работах. Профессиональная востребованность определяется как «многоуровневая, строящаяся иерархически, имеющая связи с другими психологическими образованиями (активность, смысл, ценность, внешняя среда, общение, профессиональная деятельность и др.) метасистема субъективных отношений личности к себе как «значимому для других профессионалу» [5, с.5]. Профессиональная востребованность входит в структуру профессиональной Я-концепции личности и находится на стыке ее когнитивной и эмоциональной составляющих [4].

Изучение профессиональной востребованности личности можно рассматривать с разных подходов:

Системный подход, предложенный Е.В. Харитоновой, включает в себя анализ разных планов - целевого, структурного, компонентного, функционального и генетического.

Акмеологический подход соотносит профессиональную востребованность с проблемой становления жизненного пути личности.

Инновационный подход включает разработку и внедрение новых технологий в изучении личности и общества в целом.

Субъектно-деятельностный подход, разработанный К.А. Абульхановой, представляет деятельность как атрибут личности и выступает в активно-субъектном подходе.

Структурно-динамический подход, разработанный такими авторами, как А.Г. Ковалева, К.К. Платонова и Б.Д. Парыгина, определяет социально-психологические качества личности.

Интегративный подход включает в себя уровни интеграции и рассматривает становление будущего специалиста на профессиональных уровнях развития от получения образования до дальнейшего саморазвития и др.

В исследованиях Е.В. Харитоновой выделяются 4 основных подхода к изучению социально-психологической востребованности личности: Е. В. Харитонова выделяет 4 основных подхода к изучению социально-психологической востребованности личности: анализ востребованности специалистов как необходимого условия эффективности экономической (государственной и региональной) политики; оценка востребованности специалистов в контексте функционирования рынка труда; исследование востребованности личности в контексте реализации профессионального потенциала персонала в организации; анализ востребованности как характеристики личности профессионала [5].

Профессиональная востребованность является сравнительно новым объектом исследования в психологии. Профессиональная востребованность имеет большое значение в формировании представлений самосознания педагога. С одной стороны, она отражает осознанность педагогом своих целей и жизненного пути, а также отношение к профессиональному росту. С другой стороны, она влияет на уверенность педагога в своих возможностях и способностях. Профессиональная востребованность позволяет педагогам чувствовать себя комфортно в рабочей среде, раскрывать свой профессиональный потенциал и достигать успехов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. [Текст] / М.: Академический проект-Фонд «Мир», 2008. 336 с.

2. Макарова, Е.Е. Содержание и структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании [Эл. ресурс] // ИТС. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-integrativnogo-podhoda-v-vysshem-professionalnom-obrazovann.

3. Маркина Н.В., Крамская И.Р., Маковецкая Ю.Г. Взаимосвязь профессиональной востребованности педагогов и особенностей их жизненных сценариев в конектсе профессиогенеза [Эл. ресурс] // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №3. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/vzaimosvyaz-professionalnoy-vostrebovannosti-pedagogov-i-osobennostey-ih-zhiznennyh-stsenariev-v-konektse-professiogeneza.

4. Селюч, М.Г. Акмеологические подходы к исследованию профессиональной востребованности личности (на примере преподавателя вуза) [Эл. ресурс] // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-podhody-k-issledovaniyu-professionalnoy-vostrebovannosti-lichnosti-na-primere-prepodavatelya-vuza.

5. Харитонова Е.В. Структура и динамика социально-профессиональной востребованности личности [Текст]: дис. ... док. псих. наук: М., 2012. 569 с.

6. Харитонова Е.В., Ясько Б.А. Взаимообусловленность профессиональной востребованности и индивидуально-психологических особенностей личности [Эл. ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimoobuslovlennost-professionalnoy-vostrebovannosti-i-individualno-psihologicheskih-osobennostey-lichnosti.

7. Харитонова, Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности [Текст] / Е. В. Харитонова ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Ин-т психологии, 2014. - 410 с

Nasyrova N.Yu.

Amur State University (Blagoveshchensk, Russia)

SOME APPROACHES TO STUDY OF PROFESSIONAL DEMAND OF TEACHER

Abstract: the scientific article discusses the concept of professional relevance, presents approaches to the study of the professional demand for a teacher.

Keywords: professional demand, demand, teacher, approaches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.