Научная статья на тему 'Некоторые перспективы исследования категории “языковая личность”'

Некоторые перспективы исследования категории “языковая личность” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
381
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые перспективы исследования категории “языковая личность”»

кового выражения в целом и отдельные лексемы в частности определяется текстовыми отношениями единиц. Безусловно, и частеречные характеристики, и синтаксическая функция лексемы, и все иные перечисленные нами параметры языковых единиц чрезвычайно важны при переводе, однако доминирующую интегративную функцию выполняет актуальный авторский смысл, в том числе и эмоциональный, который и определяет характер выбора эквивалента при переводе.

Т.А. Голикова

НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИИ "ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ"

Современные лингвистические и психолингвистические исследования все чаще обращаются к категории "языковая личность", причем выявляются разные аспекты исследования эой категории.

В рамках лингводидактического аспекта утверждается, что языковая личность - это "человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки", противопоставляющаяся речевой личности как носителю речи, обладающему способностью к использованию языковой системы в своей деятельности [Богин, с.З].

В данном аспекте языковая личность как носитель языка изучается в намеренном и акцентированном отрыве от психофизических механизмов речепо-рождения. Г.И.Богин выделяет следующие уровни развитости языковой личности: уровень правильности, уровень интериоризации, уровень насыщенности, уровень адекватного выбора и уровень адекватного синтеза, которые позволяют разграничивать степень ее готовности "производить речевые поступки".

Л.П.Клобукова языковую личность рассматривает как многослойную и многокомпонентную парадигму речевых личностей в лингводидактическом аспекте анализа и обучения общению, дифференцирующиеся, во-первых, с учетом различных уровней языка, во-вторых, с учетом основных видов речевой деятельности, а в-третьих - по тем темам, сферам и ситуациям, в рамках которых происходит речевое общение" [Клобукова, с.29].

Введение в научный анализ категории речевой личности в настоящее время приобретает особое значение, поскольку она обладает определенной объяснительной силой в описании специфики речевой деятельности конкретного индивида, а также данной речевой ситуации. Речевая личность в конкретном речевом акте актуализирует свой языковой потенциал, оказываясь важнейшим объектом изучения теории речевой деятельности.

С позиций обучения иностранному языку, как утверждает Ю.Е.Прохоров, речь идет о первоначальной подготовке речевой личности, а затем - об организации языковой личности [Прохоров, с.60].

Разработка категории "речевая личность" тем более важна, что именно на ее уровне реализуется национально-культурная специфика смысло- и речепо-рождения.

По мнению В.В.Красных, ряд категорий: языковая личность - речевая личность не завершен. В рамках системно-функционального аспекта исследователь вводит категории "человек говорящий" и "коммуникативная личность", определяя их следующим образом: "человек говорящий" - личность, одним из видов деятельности которой является речевая деятельность"; "коммуникативная личность - конкретный участник конкретного коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации" [Красных, с. 17]. Известные же категории языковой и речевой личности рассматривает соответственно как личность, проявляющую себя в речевой деятельности, обладающую определенной совокупностью знаний и представлений, и личность, реализующую себя в коммуникации, выбирающую и осуществляющую ту или иную стратегию и тактику общения, выбирающую и использующую тот или иной репертуар средств [там же].

В.В.Красных соотносит свою систему "личностных" феноменов с системой "языковых" феноменов А.А.Леонтьева: речевая деятельность ссоотносится с "человеком говорящим", язык как предмет - с языковой личностью, язык как способность - с речевой личностью, язык как процесс - с коммуникативной личностью [там же, с 18]. Представленная система оправдана лишь с позиций разграничения актуального и потенциального, синтагматического и парадигматического в языке.

Системно-функциональный аспект выявляется и в работах В.И.Карасика, И.В.Сентенберга: Совокупная языковая личность - это обобщенный образ носителя данного языка, владеющего парадигматическими и синтагматическими связями единиц этого языка, моделями их образования и сочетаний, а также культурно-историческим опытом народа, свернуто представленным в категориях и категориальных семантических признаках языка [Сентенберг, с. 17], некоторый базовый национально-культурный прототип носителя языка.

Концепция языковой личности Ю.Н.Караулова находится в рамках когнитивного аспекта. Языковая личность рассматривается как лингво-психологический феномен и определяется как "совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений" [Караулов, с.З]. Модель языковой личности представляет собой целостную структуру, характеризующуюся иерархичностью строения. Описание языковой личности включает: а) характеристику семантико-строевого уровня ее организации; б) реконструкцию языковой модели мира, или тезауруса данной личности (на основе произведенных ею текстов или на основе специального тестирования); в) выявление ее жизненных или ситуативных доминант, установок, мотивов, находящих отражение в процессе порождения текстов и их содержании, а также особенностями восприятия чужих текстов [Караулов, с.43].

Ю.Н.Караулов выделяет три взаимосвязанных уровня языковой личности: 1) вербально-семантический, или лексикон личности, который предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определенных значений, единицами этого уровня являются слова; 2) лингво-когнитивный, представленный тезаурусом личности, в котором запечатлен "образ мира", или система знаний о мире, единицы этого уровня - понятия, идеи, концепты; 3) моти-вационный, или прагматикон, включающий цели, мотивы, установки, интен-циональности, единицами этого уровня являются деятельностно-коммуникативные потребности.

Кроме того, Ю.Н.Караулов выдвигает гипотезу о наличии специфических проявлений национального на всех уровнях устройства языковой личности. Как утверждает исследователь, носителем национального начала в структуре языковой личности выступает инвариантная часть, являющаяся ядерной в общеязыковой картине мира и обусловленная национально-культурными традициями. Именно эта инвариантная часть обеспечивает взаимопонимание в рамках конкретного этноса.

Концепция Ю.Н.Караулова коррелирует с когнитивными исследованиями стиля личности. Человек является, как утверждает В.З.Демьянков, активным носителем когниции, выступающим в двойной роли: как рассматривающая, познающая сторона - и как центр перспективы [Демьянков, с.26].

Таким образом, в вопросе о сущности языковой личности выявляется значительное расхождение. Однако чаще всего под языковой личностью понимается "способность человека к речевой деятельности, т.е. способность человека воспринимать и воспроизводить речевые произведения" [Демешкина, с. 67]; совокупность "способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых произведений (текстов)" [Караулов, 1989, с.З].

На наш взгляд, в определении данного понятия смешиваются различные подходы к выявлению сущности не только личности, но и языка, языковой способности, языковой картины мира. Если признать, что в психологии личность понимается как абстрактная система, совокупность значимых и физических качеств индивида, то в лингвистике языковая личность не может быть представлена как реальный индивид, скорее мы вынуждены согласиться с концепцией Ю.Н.Караулова, представляющей языковую личность как совокупность языковых способностей, каждая из которых включает следующие уровни: граммати-ко-семантический, когнитивный, мировоззренческо-прагматический [Караулов, 1992. с.5]. Однако последовательное рассмотрение каждого уровня обнаруживает те же противоречия: выделение подобных уровней спорно, поскольку знания, опыт, мотивы, интересы индивида могут быть в одинаковой степени репрезентированы языковыми средствами и включаться в одни и те же или разные ассоциативно-смысловые поля.

В связи с тем, что практически все исследователи включают в языковую личность национально-культурный компонент, на наш взгляд, может быть выявлен еще один аспект исследования - региональный и определена категория

региональной личности. Региональная личность является носителем региональной картины мира или менталитета.

Под регионом понимается система взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов географической и экономической среды, а также единый природный комплекс, связанный с человеком, с его взаимоотношениями и психологией, бытом, производством. При такой дефиниции регион не совпадает с этническим, национальным, социальным делением мира, а интегрирует ментальные, когнитивные, эмоциональные и иные особенности людей, проживающих на определенной территории, причем такая интеграция осуществляется не вследствие национальной и даже социальной общности индивидов (хотя детерминированность этими факторами не исключается), а вследствие актуализации схем смысло- и речепорождения, наиболее адекватно отражающих совокупности людей.

Региональная личность является не только носителем менталитета народа, проживающего в данном регионе, но и служит средством его формирования, сохранения и обогащения. Поскольку региональная личность неизбежно ограничивается лингво-культурологическими стереотипами данного региона, основная задача исследования заключается в выявлении таких стереотипов и установлении корреляций между национальной и региональной системой стереотипов. Поскольку региональный язык - это система всех языковых механизмов, обеспечивающих порождение и понимание речи в данном регионе (см. Голикова), региональная личность может быть определена как языковая личность, ограниченная лингво-культурными стереотипами данного региона. В региональном аспекте возможно также выявление региональной речевой личности как конкретного носителя регионального языка и региональной картины мира или менталитета

ЛИТЕРАТУРА 1. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин, 1980. 1. Голикова Т.А. К вопросу о сущности регионального языка // Актуальные

проблемы филологии. Барнаул, 1988. 1. Голикова Т.А. Региональный язык как система репрезентантов национально-культурной специфики смыслообразования // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. Бийск, 1998. Т.1. 1. Демешкина Т.А. Жанровая типология диалектного высказывания // Явление

вариативности в языке. Кемерово, 1994. !. Демьянков В.З. Когнитивная лингвитика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. 1. Караулов Ю.Н. О русском языке зарубежья // Вопросы языкознания. 1992. № 6.

1. Караулов Ю.Н. Предисловия // Язык и личность. М., 1989. 1. Клобукова Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики // Язык, сознание, коммуникация. М.: Филология, 1997. Вып. 1.

1. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность. М. 1998.

2. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучений русскому языку иностранцев. М., 1996.

11 .Сентенберг И.В. Языковая личность в коммунйкативно-деятельностном аспекте// Языковая личность: проблемы значения и смысла. Волгоград, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.