УДК 159.9
НЕКОТОРЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Анатолий Петрович Матвеев, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет; Наюф Гайдаа Хайдер, аспирант, Московский государственный областной университет, Сирийская Арабская Республика
Аннотация
В статье представлены результаты диагностирования личной креативности и креативного потенциала будущих учителей физической культуры, которые объективно востребованы особенностями развития, которые объективно востребованы особенностями развития современного школьного образования. Результаты исследования показали, что уровень сформированности этих качественных свойств у студентов, поступивших на первых курс обучения по специальности «Педагогическое образование» является весьма низким, по сравнению с их физической подготовленностью. В работе делается предположение о целесообразности выделении личной креативности и креативного потенциала в качестве мишеней воздействия в структурной организации целостного процесса профессионального образования учителей данного профиля, обеспечение этого процесса соответствующим программно-методическим сопровождением.
Ключевые слова: личная креативность, креативный потенциал, физическая подготовка, профессиональное образование, будущие учителя физической культуры.
SOME PARAMETERS OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF
FACULTY OF PHYSICAL CULTURE Anatoli Petrovich Matveev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow city Pedagogical University; Naouf Haida Haider, the post-graduate student, Moscow State Regional
University, Syrian Arab Republic
Annotation
The article presents the results of diagnosing the personal creativity and creative potential of the future teachers of physical culture, which are objectively demanded by the peculiarities of the development of the modern school education. The results of the study showed that the level of formation of these qualitative properties among the students enrolled in the first course of study in the specialty "Pedagogical education" is very low compared to their physical fitness. The work makes the assumption about the expediency of singling out the personal creativity and creative potential as targets of influence in the structural organization of the holistic process of the professional education of teachers of this profile, providing this process with appropriate program-methodical support.
Keywords: personal creativity, creative potential, physical training, professional education, future teachers of physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с открытия первых факультетов физической культуры в системе высшего профессионального образования в СССР, в число вступительных экзаменов вводится экзамен по общей физической подготовке, который во многих случаях являлся определяющим для зачисления абитуриентов в соответствующие профильные учебные заведения. Данная практика сохраняется и по настоящее время, когда к баллам единого государственного экзамена (ЕГЭ) добавляются баллы по выполнению абитуриентами нормативов физической подготовки, которые устанавливаются каждым учебным заведением самостоятельно. В результате такого подхода перспективность будущего специалиста в области физической культуры, как правило, тренера по виду спорта или учителя по физической культуре, оценивается, преимущественно, по уровню развития его физического потенциала, баллы ко -торого могут существенно снивелировать результаты ЕГЭ и обеспечить тем самым абитуриенту поступление в профессиональное учебное заведение.
Вместе с тем, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации высшее профессиональное образование должно обеспечить в своем развитии подготовку высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации и развития новых наукоемких технологий (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г., № 751). Как следствие этого, одним из важнейших требований к системе высшего профессионального образования, включая и высшее педагогическое образование, становится формирование креативного потенциала личности учителя, обращенность к его творческим способностям, лежащим в основе восприятия и созидания (сотворения) принципиально новых педагогических идей и технологий. Данное требование, закрепленное в базовых положениях ФГОС (2010) безусловно, должно находить свое отражение, как в оценивании педагогической перспективности поступающих абитуриентов, так и в последующем их обучении избранной педагогической специальности. Однако, как показывает анализ специальной литературы данный вопрос не нашел еще своего должного отражения в практике высшего профессионального образования как при оценивании творческого потенциала абитуриентов, так и в процессе обучения будущих учителей физической культуры. Вследствие этого, возникает объективная необходимость в проведении исследований, ориентированных на поиск новых подходов к выявлению предрасположенности абитуриентов к педагогической деятельности, оценивание их не только физического, но креативного потенциала.
Цель исследования. Разработка проблемы формирования креативного потенциала будущих специалистов в области физической культуры, по нашему мнению, должна начинаться с создания представлений о современном абитуриенте, желающим обучаться на факультете физической культуры и, в первую очередь, обучаться по специальности «педагогическое образование». Вследствие данного суждения, одной из задач нашего исследования являлось изучение уровня личностной креативности абитуриентов, поступающих на обучение специальности «педагогическое образовании». При этом, объективности ради, нами были проведены исследования по диагностированию креативного потенциала абитуриентов и их физического потенциала (развития физических качеств).
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения поставленной цели были использованы метод диагностирования личностной креативности и тестирование физической подготовленности абитуриентов, зачисленных на первый курс факультета физической культуры Московского государственного областного университета [2, 5]. Исследование проводилось в начале первого семестра обучения и в нем приняли участие 18 студентов мужского пола.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Из данных возрастной психологии хорошо известно, что личностная креативность в своем возрастном развитии характеризуется наличием двух основных фаз. Первая фаза, общей креативности, протекает до начала юношеского возраста и проявляется по преимуществу признаками подражания (фаза общей креативности). В свою очередь вторая фаза (фаза творческой креативности) начинает активно проявляться в юношеском возрасте и характеризуется достаточно сложным своим процессом. Специфика данного процесса обусловливается, прежде всего, формированием специализированной креативности, что происходит на основе и в соответствии общей креативности, сформировавшейся на предшествующем возрастном этапе [4]. При этом, согласно данным литературы, специализированная креативность проявляется в способности личности к творческой деятельности в определенной сфере, включая и сферу педагогической деятельности [1].
Как отмечается рядом специалистов, сложность перехода от одной фазы креативности к другой, во многом зависит от наличия доминирующей деятельности, которая своим
предметом либо сохраняет приобретенные на предшествующем этапе признаки общей креативности, либо обеспечивает переход на новый уровень, связанный с проявлением оригинального творчества и инициативности в этой деятельности. При этом, при условии слабой выраженности «доминирующей деятельности» процесс перехода на специализированный уровень креативности является весьма затруднительным [3].
В таблице 1 представлены результаты оценки личностной креативности студентов первого курса специальности «Педагогическое образование», обучающихся по профилю «физическая культура». Из данных таблицы 1обращает на себя внимание факт весьма низкого уровня сформированности способностей к творческой деятельности будущих учителей физической культуры, относительно не высокая степень их готовности к продуцированию новых идей и, следовательно, к разработке принципиально отличительных инновационных педагогических методик и технологий. Соотнося эти результаты с данными проведенного анализа литературы, можно полагать, что педагогическая деятельность для многих поступивших абитуриентов не являлась доминантной или была недостаточно сформирована на предшествующем этапе их возрастного развития.
Таблица 1 - Показатели диагностики личностной креативности студентов 1-го курса факультета физической культуры МГОУ_
№ Признаки креативности M±m Уровень сформированности
1 А. «Склонность к риску» (баллы) 13±0.78 Средний
2 Б. «Любознательность» (баллы) 12± 0.88 Средний
3 В. «Сложность принятия решения» (баллы) 11±1.14 Низкий
4 Г. «Воображение» (баллы) 10± 1.01 Низкий
5 А + Б + В + Г «Обобщенный признак личностной креативности»(балла) 46±2.84 Низкий
Подтверждением этому заключению могут являться данные проведенной нами диагностики креативного потенциала будущих учителей физической культуры (таблица 2). Данный показатель, являющийся интегративным качеством личности, отражает меру готовности ее к творческой самореализации и саморазвитию [1]. Как следует из данных таблицы 2 этот показатель у будущих учителей физической культуры находится на относительно невысоком, среднем уровне и, значит, их ориентация на процесс саморазвития и самореализации является недостаточно сформированной. Если учесть, что одним из основополагающих требований ФГОС является требование к творческому саморазвитию учителей, то оценивание креативного потенциала и личностной креативности будущих учителей физической культуры как при приеме на обучение, так и на протяжении всего последующего его периода представляется важным условием качества профессионального образования. Представленные данные позволяют, в определенной степени, предположить, что недостаточная сформированность специализированной креативности и креативного потенциала у студентов, обучающихся по специальности «Педагогическое образование», могут вызывать определенные трудности при освоении профессиональной деятельности учителя физической культуры, негативно сказаться на овладении ими общепедагогических и специальных современных методик и технологий [4].
Таблица 2 - Показатели креативного потенциала студентов 1-го курса факультета физической культуры МГОУ_
№ Признаки креативности M±m Уровень сформированности
1 А. «Моя личность» (баллы) 46±1.77 Средний
2 Б. «Мой подход к решению проблемы» (баллы) 48±1.70 Средний
3 В. «Моя учебная среда» (баллы) 49± 0.90 Средний
4 А+Б + В «Обобщенный признак» (баллы) 143±2.64 Средний
На завершающем этапе нашего исследования была проведена оценка уровня физической подготовленности будущих учителей физической культуры (таблица 3). В качестве
показателей этого вида подготовленности были использованы тестовые упражнения, которые предлагаются абитуриентам на вступительном экзамене по физической подготовке. Из данных таблицы 3 следует, что показатели развития основных физических качеств абитуриентов, поступивших на первый курс обучения, находится в диапазоне средних значений по отношению к нормативным требованиям комплекса ГТО (требования серебряного знака). Ориентируясь на эти данные, можно предполагать, что на факультетах физической культуры для специальности «педагогическое образование» показатели физической подготовленности сохраняют, как и ранее, свое ведущее положение при зачислении абитуриентов на обучение. Такой подход является оправданным, и его целесообразность подтверждается результатами проведенного нами опроса преподавателей факультетов физической культуры. По их мнению, относительно высокий «физический потенциал» необходим студентам для успешного освоения практического материала дисциплины физической культуры, которая преподается учащимися общеобразовательных организаций.
Таблица 3 - Показатели физической подготовки студентов 1-го курса факультета физической культуры МГОУ____
№ Признаки физической подготовки M±m Уровень сформированности Уровень ГТО Бронзовый /Золотой
1 Бег 3x10 м (сек) 8.17±0.12 Средний 8.8./7.1
2 Прыжок в длину с места (см) 227.4±8.40 Средний 210/240
3 Пресс (кол-во раз) 45±2.33 Средний 33/48
4 Тест баланса (сек) 25.1±4.98 Средний
5 Отжимания (кол-во раз) 36±4.29 Средний 28/44
Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют увидеть, что относительно слабым звеном в подготовленности поступающих на факультеты физической культуры студентов, является не их физический потенциал, а относительно недостаточная сформированность личностной креативности в сочетании с низким уровнем креативного потенциала. Учитывая, что эти качественные свойства являются сегодня определяющими в профессиональной деятельности современного учителя физической культуры, то становится очевидным, что именно они, эти качественные свойства представляются непосредственными мишенями для воздействия в целостном процессе профессионального образования. Как следствие этого, появляется объективная необходимость в коррекции содержания приемного экзамена по общей (базовой) физической подготовке и пересмотра основ программно-методического сопровождения профессионального образования будущих учителей физической культуры.
ВЫВОД
С целью повышения качества профессиональной подготовки учителей физической культуры, обучающихся по специальности «Педагогическое образование» необходимо через вступительные экзамены и программно-методическое сопровождение целостного образовательного процесса усилить вектор воздействия на формирование личностной креативности и креативного потенциала студентов, являющихся основой их творческой деятельности, успешности освоения и последующей реализации инновационных подходов и современных педагогических технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каракулин, С.А. Формирование творческого потенциала будущих учителей (на материале средних специальных учебных заведений) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Каракулин С.А. -Волгоград, 2006. - 23 с.
2. Методики психодиагностики в спорте : учебное пособие / В. Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - Москва : Просвещение, 1984. - 191 с.
3. Мухина, М.А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» / М.А. Мухина // Молодой ученый. - 2018. - № 19. - С. 41-47.
4. Рындак, В .Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) : монография / В.Г. Рындак. - М. : Педагогический вестник, 1997. - 244 с.
5. Туник, Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Туник // Школьный психолог - 2000. -№ 47. - С. 56-62.
REFERENCES
1. Karakulin, S.A. (2006), Formation of creative potential of future teachers (on material of average special educational institutions, dissertation: Volgograd.
2. Marishchuk, V.L., Bludov, Yu.M., Plakhtiyenko, V.A. and Serova, L.K. (1984), Psychodiagnostics techniques in sport: manual, Education, Moscow.
3. Mukhina, M.A. (2018), "Essence and maintenance of the concept "creative potential"", Young scientist, No. 19, pp. 41-47.
4. Ryndak, V.G. (1997), Continuous education and development of creative potential of the teacher (theory of interaction): monograph, Pedagogical messenger, Moscow.
5. Tunics E. (2000), "Questionnaire of creativity of Johnson", School psychologist, No. 47, pp.
56-62.
Контактная информация: apmatveev0609@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.07.2019
УДК 796.32:159.9
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПО ВОПРОСАМ АГРЕССИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТСМЕНОВ
Николетта Александровна Серебренникова, старший преподаватель, Роберт Кабирович Бикмухаметов, доктор педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Казань
Аннотация
Психоэмоциональный статус личности признается феноменом психологии как интегрирующий и процессуальный характер психологического состояния, эмоциональных качеств и общественно-эмоционального взаимоотношения персоны. Исследование агрессии в спортивной области предполагает заинтересованность в целях проведения психологических исследований, так как отмечается специфика в рассматриваемой области, а именно - состязательность, невозможность действий без стремления ограничить возможности соперника на пути к победе. Предложенный подход по рассмотрению психоэмоциональных состояний и психологических свойств личности спортсменов актуален для работы на практике в игровых видах спорта, равно как результат профессионального выгорания, что появляется и выражается равно как итог индивидуальных деструкций, образующихся из-за психологического и психофизиологического усилия, сопряженного с уменьшением профессионального благополучия и удовлетворенности итогами собственной работы и собою полностью. Основным содержанием работы является «ядро», основанное на анализе научно-методической литературы, а также на полученных и проанализированных материалах интервьюирования экспертов-специалистов, ведущих тренеров и действующих спортсменов в рассматриваемых видах спорта (баскетбол и волейбол), согласно проблемам воздействия разных условий, порождающих выражение враждебность и психологического выгорания в рассматриваемых видах спорта. Опираясь на изученные материалы обозначены ключевые воззрения (позиции) экспертов в спортивной деятельности по проявлению и выраженности агрессии вследствие проявления эмоционального выгорания у спортсменов в игровых видах спорта (баскетбол и волейбол), ее формирование и оптимальная выраженность по средствам регулирования, коррекции, самоконтроля и коммуникативной деятельности.
Ключевые слова: баскетбол, волейбол, агрессия, агрессивное поведение, эмоциональное выгорание, социально-психологические отношения, психолого-педагогическая работа, профилактика, спортсмен.